Признаки делимости. 6-й класс

Разделы: Математика

Класс: 6


Тип урока: комбинированный

Вид урока: интерактивное занятие

Цель урока: продолжить формирование общекультурных компетенций

Задачи урока:

Образовательные:

  • Расширить знания о признаках делимости
  • Научить применять полученные знания при решении задач

Воспитательные:

  • Продолжить формирование творческого потенциала учащихся
  • Продолжить формирование таких качеств личности как сопереживание, коммуникабельность

Развивающие:

  • Способствовать развитию культурной устной и письменной речи учащихся.
  • Развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности обучающихся.
  • Способствовать развитию критического мышления.

Методы:

  • Интерактивные методы (Лестница, Синквейн, Встреча экспертов, Акростих).
  • Словесные методы (обсуждение, вводный инструктаж, беседа, дискуссия). Наглядные методы (иллюстрация, демонстрация).

Средства обучения: Компьютеры, мультимедийный проектор, презентация, экран.

Структура урока “Признаки делимости”

Структурный элемент урока Используемые методы Роли преподавателя Позиции учащихся Результат Время
Погружение Лестница Проектировщик и организатор проблемной творческой ситуации Субъекты самостоятельной оценочной деятельности Схема с отмеченным уровнем знаний и умений учащихся 4
Повторение Синквейн Модератор учебной деятельности Субъекты самостоятельной групповой оценочной деятельности Схема основных понятий 3
Частично-посковый Модератор учебной деятельности Субъекты самостоятельной групповой оценочной деятельности Блок-схема признаков делимости 5
Теоретический блок Частично-поисковый метод Консультант, тьютор Субъекты самостоятельной групповой учебно-исследовательской деятельности Схема 5
Встреча экспертов Консультант Субъекты самостоятельной групповой оценочной деятельности Мини-буклет 12
Проверчная работа Оценочный Модератор Субъекты учебной деятельности   7
Закрепление Акростих Модератор учебной деятельности учащихся Субъекты самостоятельной деятельности Четверостишие 5
Рефлексия Лестница Эксперт Субъекты самостоятельной оценочной деятельности Схема с отмеченным уровнем знаний и умений учащихся 4

1. Погружение.

На данном этапе учитель приветствует учеников, сообщает тему занятия. Учащиеся в ходе самостоятельной деятельности отмечают свой уровень знаний и умений на схеме. Затем учитель предлагает решить две задачи:

1) Ковбой Джо зашел в бар и попросил у бармена

- бутылку виски за 3 доллара,

- трубку за 6 долларов,

- 3 пачки табака и

- 9 коробок непромокаемых спичек, цену которых он не знал.

Бармен потребовал с него 14 долларов и 80 центов, на что Джо вытащил пистолет. Бармен пересчитал снова и исправил ошибку. Как Джо догадался, что бармен пытался его обмануть?

2) Олег купил пять одинаковых шоколадок. Сколько может стоить покупка?

183 руб., 209 руб., 185 руб., 204 руб.?

2. Повторение.

Учащиеся готовятся к восприятию новой информации с помощью метода “Синквейн”. На доске написано слово “Натуральное число”. Затем дети придумывают два прилагательных по теме и три глагола по теме. В конце ещё один глагол или существительное.

(Если Синквейн проводится первый раз, можно потренироваться на слове математика)

Математика
Непознана, глубока
Увлекает, манит, забавляет
из кирпичиков - чисел мир собирает
Занимательно.

Математика
Сложная, точная
Помогает, вычисляет, развивает
Любимый предмет -ужасно интересный,
Полезно!

Учитель предлагает составить блок-схему на признаки делимости на 3.

3. Теоретический блок.

Учитель заполняет схему с учениками о признаках делимости

Встреча экспертов.

Двое учащихся подготовили дома сообщение на тему “Признак делимости на 4”, “Признак делимости на 6”.

1) Признак делимости на 4

Число делится на 4 тогда и только тогда, когда число из двух последних его цифр (оно может быть двузначным, однозначным или нулём) делится на 4.

Чтобы узнать, делится ли двузначное число на 4, можно половину единиц прибавить к десяткам — если сумма делится на 2, значит, число делится на 4. Например, 92 : 9 + 1 = 10, значит, 92 делится на 4.

2) Признак делимости на 6

Число делится на 6 тогда, когда оно делится и на 2, и на 3 (то есть если оно четное и сумма его цифр делится на 3).

Учащиеся заполняют мини-буклет

Признаки делимости
На 4:  
Примеры  
На 6:  
Примеры  

4. Проверочная работа

Учащиеся выполняют задания.

5. Закрепление

“Акростих”

Д – делитель

Е – единственный

Л - легко

И – известные способы

Т – точно

Ь

Д – делить

Е – единицу

Л - легко

И – и

Т – тоскливо

Ь - ?

6. Рефлексия

Педагог подводит итоги по достижению индивидуальных образовательных результатов. Учащиеся в ходе самостоятельной деятельности вновь оценивают себя и обозначают уровень знаний и умений, а также отмечают, что они узнали и научились делать в ходе урока. Выдаётся домашнее задание на карточках, в которых предложено выполнить 4 обязательных задания и одно для желающих.

7. Домашнее задание.

Коля принес несколько коробок с яйцами, по 10 яиц в каждой коробке. Может ли быть?

Коля принёс 32 яйца?    ________

Коля принёс43 яйца?  ________

Коля принёс 50 яйца?  ________

Коля принёс 39 яйца?  ________

2. Купили 5 одинаковых коробок цветных карандашей. Может ли в них оказаться?

92 карандашей  ________

36 карандашей  ________

76 карандашей  ________

90 карандашей  ________

3. Какие числа, кратные 5, удовлетворяют неравенству 24 < x < 49?

  ________

4. Какие цифры следует поставить вместо звёздочек в записи чисел 2*5, 46*, чтобы получившиеся числа делились на 3? Напиши получившиеся числа.

  ________

5. (Для желающих) Придумай свои задачи на признаки делимости на 4 и на 6.