Тип урока:
- по способу проведения - урок-практикум;
- по дидактической цели – урок применения знаний и умений.
Цель: сформировать умение разложения многочлена на множители.
Задачи:
- Дидактические: систематизировать, расширить и углубить знания, умения учащихся, применять различные способы разложения многочлена на множители. Сформировать умение применять разложение многочлена на множители путём комбинации различных приёмов. Реализовать знания и умения по теме: “Разложение многочлена на множители” для выполнения заданий и базового уровня и заданий повышенной сложности.
- Развивающие: развивать мыслительную деятельность через решение разнотипных задач, учить находить и анализировать наиболее рациональные способы решения, способствовать формированию умения обобщать изучаемые факты, ясно и четко излагать свои мысли.
- Воспитательные: развивать навыки самостоятельной и коллективной работы, навыки самоконтроля.
Методы работы:
- словесный;
- наглядный;
- практический.
Оборудование урока: интерактивная доска или кодоскоп, таблицы с формулами сокращенного умножения, инструкции, раздаточный материал для работы в группах.
Структура урока:
- Организационный момент. 1 минута
- Формулирование темы, цели и задач урока-практикума. 2 минуты
- Проверка домашнего задания. 4 минуты
- Актуализация опорных знаний и умений учащихся. 12 минут
- Физкультминутка. 2 минуты
- Инструктирование по выполнению заданий практикума. 2 минуты
- Выполнение заданий в группах. 15 минут
- Проверка и обсуждение выполнения заданий. Анализ работы. 3 минуты
- Постановка домашнего задания. 1 минута
- Резервные задания. 3 минуты
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель проверяет готовность кабинета и учащихся к уроку.
2. Формулирование темы, цели и задач урока-практикума
- Сообщение о проведении заключительного урока по теме.
- Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Формулирование цели и постановка задач урока (совместно с учащимися).
3. Проверка домашнего задания
На доске образцы решения упражнений домашнего задания №943 (а,в); №945 (в,г). Образцы выполнены учащимися класса. (Эта группа учащихся была выявлена на предыдущем уроке, свое решение они оформили на перемене). Учащиеся готовятся провести “защиту” решений.
Учитель:
- Проверяет наличие домашних заданий в тетрадях учащихся.
- Предлагает учащимся класса ответить на вопрос: “Какие трудности вызвало выполнение задания?”.
- Предлагает сверить свое решение с решением на доске.
- Предлагает учащимся у доски ответить на вопросы, которые возникли у учащихся на местах при проверке по образцам.
- Комментирует ответы учащихся, дополняет ответы, разъясняет (если это необходимо).
- Подводит итоги выполнения домашнего задания.
Учащиеся:
- Предъявляют домашнее задание учителю.
- Меняются тетрадями (в парах) и проверяют друг у друга.
- Отвечают на вопросы учителя.
- Сверяют свое решение с образцами.
- Выступают в роли оппонентов, вносят дополнения, исправления, записывают другой способ, если способ решения в тетради отличается от способа на доске.
- Обращаются за необходимыми пояснениями к учащимся, к учителю.
- Находят способы проверки полученных результатов.
- Участвуют в оценке качества выполнения заданий у доски.
4. Актуализация опорных знаний и умений учащихся
1. Устная работа
Учитель:
Ответьте на вопросы:
- Что значит разложить на множители многочлен?
- Сколько способов разложения вам известно?
- Как они называются?
- Какой самый распространенный?
2. На доске записаны многочлены:
1. 14х3 – 14х5
2. 16х2 – (2 + х) 2
3. 9 – х2 – 2хy – y2
4. x3- 3x – 2
Учитель предлагает учащимся выполнить разложение многочленов № 1-3 на множители:
- I вариант – вынесением общего множителя;
- II вариант – применением формул сокращенного умножения;
- III вариант – способом группировки.
Одному ученику предлагает разложить на множители многочлен №4 (индивидуальное задание повышенной трудности, задание выполняет на формате А 4). Затем на доске появляется образец решения заданий №1-3 (выполнен учителем), образец решения задания №4 (выполнен учеником).
3. Разминка
На доске задания (Приложение 1)
Учитель дает указания разложить на множители и выбрать букву, связанную с правильным ответом. Сложив буквы вы получите фамилию величайшего математика ХVII века, который внес огромный вклад в развитие теории решения уравнений. (Декарт)
5. Физкультминутка Учащимся зачитываются высказывания. Если высказывание верно, то учащиеся должны поднять руки вверх, а если неверно, то присесть за парту. (Приложение 2)
6. Инструктирование по выполнению заданий практикума.
На интерактивной доске или отдельном плакате таблица с инструкцией.
При разложении многочлена на множители необходимо соблюдать следующий порядок:
1. вынести общий множитель за скобки (если он есть);
2. применить формулы сокращенного умножения (если это возможно);
3. применить способ группировки;
4. проверить полученный результат умножением.
Учитель:
- Предлагает вниманию учащихся инструкцию (делает акцент на шаге 4).
- Предлагает выполнение заданий практикума по группам.
- Раздает рабочие листы на группы, листы с копировальной бумагой для оформления заданий в тетрадях и их последующей проверки.
- Определяет время на работу в группах, на работу в тетрадях.
Учащиеся:
- Читают инструкцию.
- Внимательно слушают учителя.
- Рассаживаются по группам (по 4-5 человек).
- Готовятся к выполнению практической работы.
7. Выполнение заданий в группах
Рабочие листы с заданиями для групп. (Приложение 3)
Учитель:
- Управляет самостоятельной работой в группах.
- Оценивает умение работать учащихся самостоятельно, умение работать в группе, качество оформления рабочего листа.
Учащиеся:
- Выполняют задания на листах с копировальной бумагой, вложенных в рабочую тетрадь.
- Обсуждают способы рационального решения.
- Оформляют рабочий лист от группы.
- Готовятся к защите выполненной работы.
8. Проверка и обсуждение выполнения задания
На интерактивной доске ответы.
Учитель:
- Собирает копии решений.
- Управляет работой учащихся, отчитывающихся по рабочим листам.
- Предлагает провести самооценку своих работ, сравнить ответы по тетрадям, рабочим листам и образцам на доске.
- Напоминает критерии выставления отметки за работу, за участие в ее выполнении.
- Дает разъяснения по возникающим вопросам решения или самооценки.
- Подводит первые итоги выполнения практической работы и рефлексию.
- Подводит (совместно с учащимися) итог урока.
- Говорит о том, что окончательно итоги будут подведены после проверки копий работ, выполненных учащимися.
Учащиеся:
- Сдают копии учителю.
- Рабочие листы крепят на доске.
- Отчитываются о выполнении работы.
- Осуществляют самопроверку и самооценку выполнения работы.
9. Постановка домашнего задания
На доске записано домашнее задание: № 1016(а,б); 1017 (в,г); № 1021 (г,д,е)*
Учитель:
- Предлагает записать обязательную часть задания на дом.
- Дает комментарий к его выполнению.
- Предлагает более подготовленным ученикам записать № 1021 (г,д,е)*.
- Сообщает, что нужно подготовиться к следующему уроку обзорного повторения по теме: “Разложение многочлена на множители”.
10. Резервные задания
Резервные задания записаны на закрытой доске (заготовить на формате А 4, или на интерактивной доске №1015, №1020).
Учитель использует резервные задания для индивидуальной работы с учащимися различных уровней подготовленности и обученности.
Учащиеся приступают к решению (или берут их в качестве домашнего задания).
5х2 - 10х3
б) 5( х2 - 2х3)
в) х( 5 – 10х2)
д) 5х2 ( 1 – 2х )
3а + 3 – уа – у
е) ( а + 1 )( 3 – у )
у) ( а + 1)( 3 + у)
о) ( а + 1)( у – 3)
х2 - 6х + 5
в) (х – 3)2
к) ( х – 1)( х – 5)
л) ( х + 1)( х – 5)
4х2 - 25
а) (2х – 5)( 2х + 5)
и) (2х + 25)( 2х – 25)
о) ( 4х -5)(4х + 5)
а2 + 6ав + 9в2
н) (а + 6в )2
п) (а + 9в)2
р) (а + 3в)2
у3 - 8
с) (у – 2)(у2 + 4х +4)
т) (у – 2)( у2+2у + 4)
м) ( у – 2)(у2- 2у + 4)
Многочленом называется сумма одночленов (Да).
30 = 3 (Нет).
Наибольшим общим множителем многочлена 20ав+16в2 является 4в (Да).
Наибольшим общим множителем многочлена 8ху+2ху2 является ху (Нет).
23=6 (Нет).
1,25ав*0,8=ав (Да).
22*23=32 (Да).
(задание для первой группы, для остальных аналогичные)
Разложите на множители:
а) 32х2 – 8ах4;
б) 9х4 – 18х3+9х2;
в) 25х2 – (х – 5) 2
г) х3 – х2y – х y2 + y3
д) х3 – 8х - 3
Вычислите: