Цели:
- образовательная: ввести понятия уравнения и его корней, линейного уравнения; сформировать представление о том, что значит “решить уравнение”;
- воспитательная :воспитание интереса к решению уравнений, аккуратности при выполнении заданий; формирование чувства ответственности за результат работы, интереса к предмету, потребности к приобретению знаний;
- развивающая: развитие мыслительной деятельности, внимания.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, учебник: Алгебра: Учеб.для 7 класса общеобразоват. учрежд. / Под ред. Ш.А. Алимова, Ю.М. Колягина, Ю.В. Сидорова, Н.Е. Федоровой, М.Ш. Шабунина.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
1. Организационный момент и анализ контрольной работы
Добрый день! Добрый час!
Как я рада видеть вас.
Прозвенел уже звонок
Начинается урок.
Улыбнулись. Подровнялись.
Друг на друга поглядели
И тихонько дружно сели.
- Познакомить учащихся с результатами контрольной работы.
- Решить задания, в которых допущено наибольшее количество ошибок.
2. Устные упражнения.
1) При каких значениях верно равенство:
2) Найдите неизвестное число:
3. Сообщение темы урока
“Мне приходится делить время между политикой и уравнениями. Однако уравнения, по-моему, важнее. Политика существует только для данного момента, а уравнения будут существовать вечно”. (А.Эйнштейн).
- Сегодня мы будем решать уравнения, используя их свойства.
4. Объяснение нового материала
1) Рассмотреть задачу со страницы 27.
2) В равенствах 5 х – 2 = 8; 3 х – 1 = х + 5; ( х – 3 ) = 13 буква х обозначает неизвестное число, или, просто, неизвестное.
3) Равенство, содержащее неизвестное число, обозначенное буквой, называют уравнением.
4) Приведите примеры.
5) Левая часть уравнения – выражение, стоящее слева от знака равенства; правая часть уравнения – выражение, стоящее справа от знака равенства.
6) Корнем уравненияназывается то значение неизвестного, при котором это уравнение обращается в верное равенство.
Например, число 5 является корнем уравнения х + 3 =2 х – 2, так как 5 + 3 = 2 * 5 – 2 – верное равенство.
7) Уравнение может иметь один корень ( х + 3 = 5, х = 2), два корня (например, уравнение
( х - 1) ( х + 3)=0 имеет два корня 1 и - 3), три корня, четыре корня и т.д.
8) Уравнение может иметь бесконечно много корней. Например, уравнение 2 (х - 1)= 2х-2 имеет бесконечно много корней: любое значение х является корнем этого уравнения, так как при любом х левая часть уравнения равна правой части.
9) Уравнение может и не иметь корней. Например, уравнение 2 х + 5 = 2 х + 3 не имеет корней, так как при любом значении х левая часть уравнения больше правой.
10) Решить уравнение – это значит найти все его корни или установить, что их нет.
11) Уравнение видаа х = b, где aи b заданные числа, х – неизвестное, называют линейным уравнением.
Например, уравнения 3 х = 1, - 2 х = 0, являются линейными.
5. Физкультминутка
— Встаньте. Улыбнитесь. Передайте своему товарищу мысленно или через рукопожатие положительные эмоции, поделитесь капелькой теплоты,добра.
Хочу я, чтоб добро ктебе пришло
Как свет весенний, как тепло костра:
Пусть для тебя источником добра
Не станет то, что для другого — зло.
6. Закрепление изученного
1) № 74 (у доски);
2) №75 (1, 3) (самостоятельно с проверкой);
3) №76 (устно);
4) №77 (1, 3) (у доски);
5) №78 (самостоятельно).
7. Итоги урока
Контрольные вопросы:
- Что называется уравнением? Приведите примеры уравнений.
- Что называется корнем уравнения?
- Сколько корней имеет линейное уравнение? (один, бесконечное число корней или не имеет корней)? Приведите примеры.
8. Задание на дом: параграф 6, № 75 (2, 4), 77 (2, 4), 78 (2, 4).