Дифференциация согласных Ш–С

Разделы: Логопедия


Цели занятия:

  • Учиться формулировать тему и цели занятия.
  • Упражнять учащихся в различении звуков "Ш, С" в устной и письменной речи.
  • Развивать связную речь.
  • Развивать неречевые функции: внимание, память, мышление, наблюдательность и умение удерживать многоступенчатую инструкцию

Оборудование:

Интерактивная доска, речевые профили, карточки с буквами Ш и С, компьютер, опорные слова деформированного текста “В лесу”, предметные картинки.

Ход занятия

Логопед: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на речевой материал на доске и определите тему занятия:

  1. В ночной тиши у камыша чуть слышен шорох камыша.
  2. Лисичка-сестричка сидит за кустом, лисичка – сестричка машет хвостом.

Ученик: Мы будем учиться различать звуки и буквы Ш и С.

Логопед: Перечислите, чему вы должны научиться на занятии. Дети прочитывают цели, записанные на доске:

Различать и выделять звуки и буквы Ш и С в слогах, в словах и предложениях.

Даётся характеристика этих звуков с использованием речевых профилей на доске.

– Охарактеризуйте эти звуки.

– Сравните их по артикуляции.

– Скажите, чем похожи эти звуки и в чём отличие.

2. Произнесите звуки:

а) опираясь на кисть руки, затем покажите соответствующую букву (если кисть руки поднимается вверх – “Ш”, если вниз – буква “С”).
б) по беззвучной артикуляции губ: “улыбочка” – звук С, “трубочка” – звук Ш.
в) опираясь на стрелки, произнесите речевую зарядку.

Поднять соответствующую карточку с буквами С или Ш:

Сад, шутка, маска, лес, уши, малыш, фокус, крышка.

Открыли тетради, записали число.

  1. Послушайте и запишите цифрами, на каком месте в слове находятся звуки:
  2. С – сумка (1), постучал (3), выскочил (3), вскачь (2), посуда (3)
    Ш – потушил (5), сшил (2), вышивка (3), уши (2), порошок (5)

  3. Начертите схемы слов, указывая место согласных Ш и С:
  4. Шапки, шуршат, весы, крылышко, астра.

    Восстановите по памяти продиктованные слова.

  5. Вставить пропущенные буквы в словосочетаниях (один ученик работает на компьютере, один на доске, остальные – по карточкам):
  6. Вы_окаяба_ня, _кольный портфель, _ерстяной _арф, прыгнуть на _тул, _иний _ар, боль_оеоко_ко, пу_и_тый _нег, я_ное _олны_ко, вку_наялап_а, _о_новая _и_ка.

  7. ФИЗМИНУТКА.
  8. Ребята, в данных предложениях разбежались слова и встали неправильно. Ваша задача – привести всё в порядок. Затем записать предложения графически.

В лесу

1)  в, хорошо, летом, лесу.
2) ласковое, светит, солнышко.
3) сосны, высокие, шумят.
4) собирает, шишки, под, Миша, соснами.
5) их, мешок, складывает, в, он.

  1. Исправить ошибки в предложениях (магнитофонная запись):
  2. – Котёнок спал на ковриком.
    – Бабочка села над ромашку.
    – Жук ползёт над траве.
    – Шарик побежал за ребяты.

  3. ФИЗПАУЗА для глаз (офтальмотренажёр).
  4. Работа над дикцией:
  5. а) прочитайте чистоговорку: шу – шу – су – увидели лису
    су – су – шу – я флажком машу
    шу – су – шу – я песок несу
    шу – су – шу – я письмо пишу
    б) прочитайте скороговорку:
    Шёл Стас по шоссе к Саше в шашки играть.

  6. Подводятся итоги:

Для подведения итогов занятия вызывается желающий ученик. Он задаёт вопросы группе: Какая была тема занятия? Что мы делали, чтобы её усвоить?

Дети отмечают самое интересное задание, которое им пришлось выполнять.