Цели занятия:
- Учиться формулировать тему и цели занятия.
- Упражнять учащихся в различении звуков "Ш, С" в устной и письменной речи.
- Развивать связную речь.
- Развивать неречевые функции: внимание, память, мышление, наблюдательность и умение удерживать многоступенчатую инструкцию
Оборудование:
Интерактивная доска, речевые профили, карточки с буквами Ш и С, компьютер, опорные слова деформированного текста “В лесу”, предметные картинки.
Ход занятия
Логопед: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на речевой материал на доске и определите тему занятия:
- В ночной тиши у камыша чуть слышен шорох камыша.
- Лисичка-сестричка сидит за кустом, лисичка – сестричка машет хвостом.
Ученик:
Мы будем учиться различать звуки и буквы Ш и С.Логопед: Перечислите, чему вы должны научиться на занятии. Дети прочитывают цели, записанные на доске:
– Различать и выделять звуки и буквы Ш и С в слогах, в словах и предложениях.
Даётся характеристика этих звуков с использованием речевых профилей на доске.
– Охарактеризуйте эти звуки.
– Сравните их по артикуляции.
– Скажите, чем похожи эти звуки и в чём отличие.
2. Произнесите звуки:
а) опираясь на кисть руки, затем покажите соответствующую букву (если кисть руки поднимается вверх – “Ш”, если вниз – буква “С”).
б) по беззвучной артикуляции губ: “улыбочка” – звук С, “трубочка” – звук Ш.
в) опираясь на стрелки, произнесите речевую зарядку.
Поднять соответствующую карточку с буквами С или Ш:
Сад, шутка, маска, лес, уши, малыш, фокус, крышка.
Открыли тетради, записали число.
- Послушайте и запишите цифрами, на каком месте в слове находятся звуки:
- Начертите схемы слов, указывая место согласных Ш и С:
- Вставить пропущенные буквы в словосочетаниях (один ученик работает на компьютере, один на доске, остальные – по карточкам):
- ФИЗМИНУТКА.
- Ребята, в данных предложениях разбежались слова и встали неправильно. Ваша задача – привести всё в порядок. Затем записать предложения графически.
С – сумка (1), постучал (3), выскочил (3), вскачь (2),
посуда (3)
Ш – потушил (5), сшил (2), вышивка (3), уши (2), порошок
(5)
Шапки, шуршат, весы, крылышко, астра.
Восстановите по памяти продиктованные слова.
Вы_окаяба_ня, _кольный портфель, _ерстяной _арф, прыгнуть на _тул, _иний _ар, боль_оеоко_ко, пу_и_тый _нег, я_ное _олны_ко, вку_наялап_а, _о_новая _и_ка.
В лесу
1) в, хорошо, летом, лесу.
2) ласковое, светит, солнышко.
3) сосны, высокие, шумят.
4) собирает, шишки, под, Миша, соснами.
5) их, мешок, складывает, в, он.
- Исправить ошибки в предложениях (магнитофонная запись):
- ФИЗПАУЗА для глаз (офтальмотренажёр).
- Работа над дикцией:
- Подводятся итоги:
– Котёнок спал на ковриком.
– Бабочка села над ромашку.
– Жук ползёт над траве.
– Шарик побежал за ребяты.
а) прочитайте чистоговорку: шу – шу – су –
увидели лису
су – су – шу – я флажком машу
шу – су – шу – я песок несу
шу – су – шу – я письмо пишу
б) прочитайте скороговорку:
Шёл Стас по шоссе к Саше в шашки играть.
Для подведения итогов занятия вызывается желающий ученик. Он задаёт вопросы группе: Какая была тема занятия? Что мы делали, чтобы её усвоить?
Дети отмечают самое интересное задание, которое им пришлось выполнять.