Урок по теме "Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Рождество Христово"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

Обучающие: формировать знания и умение различать одушевлённые имена существительные от неодушевлённых.

Развивающие: продолжить развивать умения анализировать, сравнивать, выделять главное, развивать внимание, память, мышление, речь.

Воспитательные: познакомить с событием, от которого ведётся настоящее летоисчисление; прививать навыки самоконтроля.

Оборудование: карточки – названия лексических групп имён существительных, название лексико-грамматического признака одушевлённые – неодушевлённые, толковый словарь, листы бумаги для групповой работы, задания для групп, тесты, ёлочка на ватмане бумаги, шарики для рефлексии, оценочные листы.

Ход урока

I. Организационный момент

– Добрый день, дорогие ребята! Я предлагаю сегодня отправиться на уроке русского языка в необычное путешествие – путешествие во времени в прошлое на 2013 лет назад. А кто знает, какое событие является начало нашего летоисчисления? Это ночь седьмого января – ночь Рождества Христова. Историки так и пишут 2013 год от Р.Х.

II. Этап целеполагания и мотивации

Сообщение темы и цели урока. На предыдущем уроке мы с вами выяснили, что имена существительные по лексическому значению состоят из большого количества групп разных предметов. А сегодня мы продолжим работу по изучению имени существительного. А как вы думаете, удобно ли изучать отдельно каждую группу имен существительных? Нет!

Давайте определим цели нашего урока: …(высказывания детей) Обобщение учителя:

Попытаемся сгруппировать так имена существительные, что бы групп стало не более двух, объединив их общими чертами, а также постараемся закрепить знания изученных правил, будем отрабатывать навык правильного написания. Для этого нам предстоит выполнить много заданий, каждый из вас должен поставить перед собой цель быть внимательным, собранным, активным, и постараться найти выход из трудных положений. Если мы с вами преодолеем трудности, то на нашей елке заблестят яркие шарики. Ёлка будет праздничной, рождественской. И лист самооценки покажет нам, как мы работали. Приложение 1 (Слайд 3)

III. Итак отправляемся в путешествие.

Закроем на минуту глаза и представим себе необыкновенную ночь в далёкой южной стране Палестине! Читает учитель (звон колоколов) Приложение 2

(Слайд 4, по щелчку меняются картинки)

IV. Минутка чистописания. И вот мы с вами оказались в далёком прошлом, перенеслись на 2013 лет назад.

Звезда в рождественском небе нарисовала нам узоры. (Слайд 5)

жд, ож, (На доске записано число, классная работа, и соединение букв) день рождения, рождество, рожь, родственники, родина Какой звук обозначает эта буква ж? (согласный, звонкий, всегда твёрдый)
Как соединяются буква ж с д, о? (нижнее, верхнее)
Какое слово лишнее? (рожь – не однокоренное)
Проверочное слово? Поставили ударение. – Напишем правильно соединения, слова.
Где родился, там и пригодился (посл.). – Как вы понимаете смысл этой пословицы? – оказаться годным, нужным, полезным. Каждый человек рождается для какого-то дела и этим делом он принесёт пользу свое Родине. А почему она сегодня у нас на уроке появилась. Потому что тот, который родился 2013 лет назад, стал для многих людей примером.

V. Актуализация опорных знаний.

Рождения Христа давно ждали многие люди. Говорят, когда человек рождается, то на небе зажигается новая звезда. И в ту ночь загорелась яркая звезда. Её назвали Вифлеемской, потому что… Наша звёздочка немного похожа. Она также яркая, красивая, только называется она – Имя существительное. Рисунок 1.

1) Что такое имя существительное? – Это самостоятельная часть речи. Что обозначают имена существительные и на какие вопросы отвечают? Имя существительное обозначает названия предметов и отвечает на вопросы кто? или что? (Слайд 6)

2) Проверка домашнего задания. Ребята получали дифференцированные задания:

  1. Кто выполнял упр. №391 – Какие лексические группы мы выделили на прошлом уроке? Рисунок 2.
  2. Кто выполнял упр. № 392 – Из домашнего упражнения назвать лексические группы, к которым можно отнести существительные.
  3. Кто работал со словарём – Нам приготовили сообщения о лексическом значении некоторых слов учащиеся. Лексическое значение новых слов (работа с толковым словарём) вертеп, хлев, ясли.
  4. Кто работал с интернетом – Лексическое значение новых слов золото, ладан, смирна.

Проверка работы (Слайд 7)

  1. Имя существительное: люди, имена, фамилии, отчества людей, растения, птицы, звери, рыбы, явления природы, орудия труда, клички   животных, географические названия, вещи, предметы, факты, транспорт.
  2. Ходьба, стук, бег, крик – действия; дружба – действия, состояния отношений; доброта, скромность, ловкость, храбрость – качества, свойства характера человека.
  3. Вертеп пещера, выдолбленная в горе. Хлев место, где содержат домашних животных. Ясли – кормушка, в которую кладут корм для животных.
  4. Золото – драгоценный тяжёлый металл. Ладан – это пахучая смола, душистый древесный сок, который отвердевает на воздухе и собирается с некоторых ароматических деревьев. Смирна – это благовонный бальзам, мазь. (Слайд 8)

Этим подаркам 2013 лет. Они сохранились до настоящего времени. Их можно увидеть в монастыре Святого Павла на горе Афон в Греции.

Вывод: по лексическому значению имена существительные можно разделить на много групп.

VI. Изучение нового материала.

1) Мини-исследование: Если между какими-то группами что-то общее? Можно их как-то объединить?

Может быть вам подскажет следующее задание:

1. Работа в паре: Приложение 3.

Взаимопроверка.

Проверка по лексическим группам: животные, растения, человек, явления природы, транспорт, вещи.. Что вы заметили, когда читали вопросы?

– На разные вопросы вы подбирали существительные из разных групп.

Вывод: Значит мы можем разделить группы имён существительных на две категории

Подсказка: Если бы вам задали такой вопрос на уроке окружающего мира, то какой бы ответ вы дали? Одни группы относятся к живой природе, а другие к неживой. Тогда бы в русском языке использовали бы категорию живое – неживое. На самом деле не совсем так. В русском языке по типу обозначаемых предметов имена существительные принято называть одушевлённые и неодушевлённые.

Сравним: К живой природе относятся люди, звери, птицы, рыбы, растения. На какой вопрос они отвечают? Кто? Что? А какие же групп мы отнесём к одушевленным? Те, которые отвечают на вопрос кто? Это – люди, птицы, звери, рыбы. (Слайд 9)

Совпали наши группы? – Совпали только люди, животные. Они называются одушевлёнными именами существительными. А все остальные – отвечают на вопрос что? и относятся к неодушевлённым. Рисунок 3.

Почему растения – неодушевлённые имена существительные?

Сообщение ученика. Наши далекие предки живым считали только то, что бегает, летает, плавает, хватает пищу, а растения месяцами и годами стояли на одном месте, не передвигаясь, не поедали себе подобных. В это время не было научного знания о живом, поэтому весь растительный мир (живой с точки зрения биологии) оказался в языке неодушевленным.

Вывод: Хотя растения “дышат”, “цветут”, “размножаются”, “рождаются” и “умирают”, но они не передвигаются и не “едят”, поэтому их отнесли к неодушевлённым именам существительным.

Вопрос: как определить одушевлённость имени существительного: 1.Надо поставить вопрос и 2.Уточнить лексическое значение слова.

VII. Физминутка.

Рождественская ночь продолжается и мы поиграем в игру “Одушевлённое-неодушевлённое”

– 1. Приседаем – неодушевлённое, стоим – одушевлённое имя существительное. (Слайд10)

Пока домашние животные окружили своим вниманием младенца, мы поработаем с учебником.

VIII. Этап применения знаний и умений в учебной деятельности. 1)Первичное закрепление с проговариванием. Фронтальная работа.

Работа с учебником. С.15. упр. 393.

К каким лексическим группам относятся имена существительные – лето, яблоки, ветки, зяблики, снегири.

Зяблики, снегири – птицы – часть живого мира – отвечают на вопрос кто? называются одушевлёнными, лето – время года, яблоки, ветки – части растений – отвечают на вопрос что?называются неодушевлёнными.

Найдите слова с проверяемой безударной гласной: посмотри – смотр, снегири – снег.

Запись в тетрадях.

Вся природа радуется Рождеству и только наша ёлочка стоит грустная. А ведь она символ Нового года и Рождества. Сейчас выполним задания и украсим нашу ёлочку. Рисунок 4.

Напомним, как определить категорию одушевлённости у имени существительного?

  1. Поставить вопрос.
  2. Уточнить лексическое значение слова.

2) Групповая самостоятельная деятельность учащихся.

1) Работа в группах.

Приложение 4

Проверка: (Слайды 11, 12, 13, 14) 1. Как определяли одушевленные имена существительные? 2. Чем являются имена существительные в предложении? 3. Какие безударные гласные буквы надо написать в словах? 4. Слова в паре являются однокоренными или нет?

С каким явлением вы здесь встретились? (2 и 3 группа) О растении мы говорим как о живом человеке. В такую ночь возможны превращения. А где ещё вы наблюдаете такие явления, когда неодушевлённые имена существительные становятся одушевлёнными. Оживают? В сказках. На уроках чтения мы с вами часто встречаемся с олицетворением.

IX. Проверка уровня обученности.

1) Тест: В каком столбике расположены одушевлённые имена существительные? Приложение 5. (Слайд15)

Проверка теста.

2) Самостоятельная деятельность учащихся по самооценке. – Что нового мы узнали на уроке? – Имя существительное бывает одушевлённое или неодушевлённое. Что бы определить его категорию надо поставить вопрос и уточнить значение слова. – Смогли добиться поставленной цели? Сейчас оцените свои знания, поставьте себе общую отметку и посмотрите, какие разделы русского языка вы усвоили хорошо, а над чем надо ещё поработать.

Оценки за урок: оценка учителя и самооценка ученика.

X. Домашнее задание

Дифференцированное задание: упр. 396, упр.395, упр.394 .

XI. Рефлексия учебной деятельности.

1) Рефлексия

Ель круглый год остается зеленой, а раз в году на Рождество и Новый год приходит в каждый дом и радует детей и взрослых своим праздничным видом. И мы сейчас украсим нашу ёлочку шариками.

– Доволен своей работой – красныё шарик на ёлку, не совсем доволен – оранжевый, не доволен – синий. Рисунок 5. (Тихо звучит “Ёлка в Рождество”)

2) Мы с вами возвращаемся из путешествия в настоящее время – 2013 год. Надеюсь, что теперь вы хорошо знаете событие в истории, от которого ведётся счёт годам. То, что увидел тогда пастух, можем и мы увидеть, потому что ангелы каждую Рождественскую ночь летают над землею и славословят Христа. – На память о нашем путешествии пусть с вами останутся эти ангелы, которые несут хорошие вести. – Спасибо за урок! Рисунок 6. (Слайд 16)

Литература

  1. Русский язык. 3 класс: поурочные планы по учебнику Т. Г. Рамзаевой “Русский язык. 3 класс” для четырехлетней начальной школы. I полугодие / авт.-сост. Н. Г. Кувашова. – Изд. 3-е. – Волгоград: Учитель, 2011. 
  2. Русский язык. 3 класс: поурочные планы по учебнику Т. Г. Рамзаевой “Русский язык. 3 класс” для четырехлетней начальной школы. II полугодие / авт.-сост. Н. Г. Кувашова. – Изд. 2-е, испр. – Волгоград: Учитель, 2012. 
  3. http://ru.wikipedia.org
  4. http://www.russisch-fuer-kinder.de/de_start/tests/tests.php?fall=243
  5. http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook107/01/part-057.htm,
  6. www.genon.ru/GetAnswer.aspx?qid=845ad219-d817-4f60-8b5d–512d0cddc3ac
  7. https://urok.1sept.ru/articles/606244/,http://peryakova.do.am/index/odushevlennye_i_neodushevlennye_sushhestvitelnye/0-19
  8. http://olegvasilenk.narod2.ru/noti/prazdniki/rozhdestvo_hristovo/stsenarii_na_rozhdestvo/
  9. http://www.vedmedenko.org/statti.php?num=34
  10. http://www.bible.com.ua/answers/r/37/300298
  11. http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1
  12. http://www.musicandi.ru/slova_pesen/christmas_ ree_at_christmas
  13. http://www.audiopoisk.com/track/no/mp3/kolokolnii-zvon---08-rojdestvenskii-zvon/

Презентация