Цели урока:
Обучающие: формировать знания и умение различать одушевлённые имена существительные от неодушевлённых.
Развивающие: продолжить развивать умения анализировать, сравнивать, выделять главное, развивать внимание, память, мышление, речь.
Воспитательные: познакомить с событием, от которого ведётся настоящее летоисчисление; прививать навыки самоконтроля.
Оборудование: карточки – названия лексических групп имён существительных, название лексико-грамматического признака одушевлённые – неодушевлённые, толковый словарь, листы бумаги для групповой работы, задания для групп, тесты, ёлочка на ватмане бумаги, шарики для рефлексии, оценочные листы.
Ход урока
I. Организационный момент
– Добрый день, дорогие ребята! Я предлагаю сегодня отправиться на уроке русского языка в необычное путешествие – путешествие во времени в прошлое на 2013 лет назад. А кто знает, какое событие является начало нашего летоисчисления? Это ночь седьмого января – ночь Рождества Христова. Историки так и пишут 2013 год от Р.Х.
II. Этап целеполагания и мотивации
Сообщение темы и цели урока. На предыдущем уроке мы с вами выяснили, что имена существительные по лексическому значению состоят из большого количества групп разных предметов. А сегодня мы продолжим работу по изучению имени существительного. А как вы думаете, удобно ли изучать отдельно каждую группу имен существительных? Нет!
– Давайте определим цели нашего урока: …(высказывания детей) Обобщение учителя:
Попытаемся сгруппировать так имена существительные, что бы групп стало не более двух, объединив их общими чертами, а также постараемся закрепить знания изученных правил, будем отрабатывать навык правильного написания. Для этого нам предстоит выполнить много заданий, каждый из вас должен поставить перед собой цель быть внимательным, собранным, активным, и постараться найти выход из трудных положений. Если мы с вами преодолеем трудности, то на нашей елке заблестят яркие шарики. Ёлка будет праздничной, рождественской. И лист самооценки покажет нам, как мы работали. Приложение 1 (Слайд 3)
III. Итак отправляемся в путешествие.
Закроем на минуту глаза и представим себе необыкновенную ночь в далёкой южной стране Палестине! Читает учитель (звон колоколов) Приложение 2
(Слайд 4, по щелчку меняются картинки)
IV. Минутка чистописания. И вот мы с вами оказались в далёком прошлом, перенеслись на 2013 лет назад.
Звезда в рождественском небе нарисовала нам узоры. (Слайд 5)
жд, ож, (На доске записано число, классная работа, и соединение букв) день рождения, рождество, рожь, родственники, родина | Какой звук обозначает эта буква ж?
(согласный, звонкий, всегда твёрдый) Как соединяются буква ж с д, о? (нижнее, верхнее) Какое слово лишнее? (рожь – не однокоренное) Проверочное слово? Поставили ударение. – Напишем правильно соединения, слова. |
– Где родился, там и пригодился (посл.). | – Как вы понимаете смысл этой пословицы? – оказаться годным, нужным, полезным. Каждый человек рождается для какого-то дела и этим делом он принесёт пользу свое Родине. А почему она сегодня у нас на уроке появилась. Потому что тот, который родился 2013 лет назад, стал для многих людей примером. |
V. Актуализация опорных знаний.
– Рождения Христа давно ждали многие люди. Говорят, когда человек рождается, то на небе зажигается новая звезда. И в ту ночь загорелась яркая звезда. Её назвали Вифлеемской, потому что… Наша звёздочка немного похожа. Она также яркая, красивая, только называется она – Имя существительное. Рисунок 1.
1) Что такое имя существительное? – Это самостоятельная часть речи. Что обозначают имена существительные и на какие вопросы отвечают? Имя существительное обозначает названия предметов и отвечает на вопросы кто? или что? (Слайд 6)
2) Проверка домашнего задания. Ребята получали дифференцированные задания:
- Кто выполнял упр. №391 – Какие лексические
группы мы выделили на прошлом уроке? Рисунок 2.
- Кто выполнял упр. № 392 – Из домашнего упражнения назвать лексические группы, к которым можно отнести существительные.
- Кто работал со словарём – Нам приготовили сообщения о лексическом значении некоторых слов учащиеся. Лексическое значение новых слов (работа с толковым словарём) вертеп, хлев, ясли.
- Кто работал с интернетом – Лексическое значение новых слов золото, ладан, смирна.
Проверка работы (Слайд 7)
- Имя существительное: люди, имена, фамилии, отчества людей, растения, птицы, звери, рыбы, явления природы, орудия труда, клички животных, географические названия, вещи, предметы, факты, транспорт.
- Ходьба, стук, бег, крик – действия; дружба – действия, состояния отношений; доброта, скромность, ловкость, храбрость – качества, свойства характера человека.
- Вертеп – пещера, выдолбленная в горе. Хлев – место, где содержат домашних животных. Ясли – кормушка, в которую кладут корм для животных.
- Золото – драгоценный тяжёлый металл. Ладан – это пахучая смола, душистый древесный сок, который отвердевает на воздухе и собирается с некоторых ароматических деревьев. Смирна – это благовонный бальзам, мазь. (Слайд 8)
Этим подаркам 2013 лет. Они сохранились до настоящего времени. Их можно увидеть в монастыре Святого Павла на горе Афон в Греции.
Вывод: по лексическому значению имена существительные можно разделить на много групп.
VI. Изучение нового материала.
1) Мини-исследование: Если между какими-то группами что-то общее? Можно их как-то объединить?
Может быть вам подскажет следующее задание:
1. Работа в паре: Приложение 3.
Взаимопроверка.
Проверка по лексическим группам: животные, растения, человек, явления природы, транспорт, вещи.. Что вы заметили, когда читали вопросы?
– На разные вопросы вы подбирали существительные из разных групп.
Вывод: Значит мы можем разделить группы имён существительных на две категории
Подсказка: Если бы вам задали такой вопрос на уроке окружающего мира, то какой бы ответ вы дали? Одни группы относятся к живой природе, а другие к неживой. Тогда бы в русском языке использовали бы категорию живое – неживое. На самом деле не совсем так. В русском языке по типу обозначаемых предметов имена существительные принято называть одушевлённые и неодушевлённые.
Сравним: К живой природе относятся люди, звери, птицы, рыбы, растения. На какой вопрос они отвечают? Кто? Что? А какие же групп мы отнесём к одушевленным? Те, которые отвечают на вопрос кто? Это – люди, птицы, звери, рыбы. (Слайд 9)
Совпали наши группы? – Совпали только люди, животные. Они называются одушевлёнными именами существительными. А все остальные – отвечают на вопрос что? и относятся к неодушевлённым. Рисунок 3.
Почему растения – неодушевлённые имена существительные?
Сообщение ученика. Наши далекие предки живым считали только то, что бегает, летает, плавает, хватает пищу, а растения месяцами и годами стояли на одном месте, не передвигаясь, не поедали себе подобных. В это время не было научного знания о живом, поэтому весь растительный мир (живой с точки зрения биологии) оказался в языке неодушевленным.
Вывод: Хотя растения “дышат”, “цветут”, “размножаются”, “рождаются” и “умирают”, но они не передвигаются и не “едят”, поэтому их отнесли к неодушевлённым именам существительным.
Вопрос: как определить одушевлённость имени существительного: 1.Надо поставить вопрос и 2.Уточнить лексическое значение слова.
VII. Физминутка
.Рождественская ночь продолжается и мы поиграем в игру “Одушевлённое-неодушевлённое”
– 1. Приседаем – неодушевлённое, стоим – одушевлённое имя существительное. (Слайд10)
Пока домашние животные окружили своим вниманием младенца, мы поработаем с учебником.
VIII. Этап применения знаний и умений в учебной деятельности. 1)Первичное закрепление с проговариванием. Фронтальная работа.
Работа с учебником. С.15. упр. 393.
К каким лексическим группам относятся имена существительные – лето, яблоки, ветки, зяблики, снегири.
Зяблики, снегири – птицы – часть живого мира – отвечают на вопрос кто? называются одушевлёнными, лето – время года, яблоки, ветки – части растений – отвечают на вопрос что? – называются неодушевлёнными.
Найдите слова с проверяемой безударной гласной: посмотри – смотр, снегири – снег.
Запись в тетрадях.
Вся природа радуется Рождеству и только наша ёлочка стоит грустная. А ведь она символ Нового года и Рождества. Сейчас выполним задания и украсим нашу ёлочку. Рисунок 4.
Напомним, как определить категорию одушевлённости у имени существительного?
- Поставить вопрос.
- Уточнить лексическое значение слова.
2) Групповая самостоятельная деятельность учащихся.
1) Работа в группах.
Приложение 4
Проверка: (Слайды 11, 12, 13, 14) 1. Как определяли одушевленные имена существительные? 2. Чем являются имена существительные в предложении? 3. Какие безударные гласные буквы надо написать в словах? 4. Слова в паре являются однокоренными или нет?
– С каким явлением вы здесь встретились? (2 и 3 группа) О растении мы говорим как о живом человеке. В такую ночь возможны превращения. А где ещё вы наблюдаете такие явления, когда неодушевлённые имена существительные становятся одушевлёнными. Оживают? В сказках. На уроках чтения мы с вами часто встречаемся с олицетворением.
IX. Проверка уровня обученности.
1) Тест: В каком столбике расположены одушевлённые имена существительные? Приложение 5. (Слайд15)
Проверка теста.
2) Самостоятельная деятельность учащихся по самооценке. – Что нового мы узнали на уроке? – Имя существительное бывает одушевлённое или неодушевлённое. Что бы определить его категорию надо поставить вопрос и уточнить значение слова. – Смогли добиться поставленной цели? Сейчас оцените свои знания, поставьте себе общую отметку и посмотрите, какие разделы русского языка вы усвоили хорошо, а над чем надо ещё поработать.
Оценки за урок: оценка учителя и самооценка ученика.
X. Домашнее задание
Дифференцированное задание: упр. 396, упр.395, упр.394 .
XI. Рефлексия учебной деятельности
.1) Рефлексия
Ель круглый год остается зеленой, а раз в году на Рождество и Новый год приходит в каждый дом и радует детей и взрослых своим праздничным видом. И мы сейчас украсим нашу ёлочку шариками.
– Доволен своей работой – красныё шарик на ёлку, не совсем доволен – оранжевый, не доволен – синий. Рисунок 5. (Тихо звучит “Ёлка в Рождество”)
2) Мы с вами возвращаемся из путешествия в настоящее время – 2013 год. Надеюсь, что теперь вы хорошо знаете событие в истории, от которого ведётся счёт годам. То, что увидел тогда пастух, можем и мы увидеть, потому что ангелы каждую Рождественскую ночь летают над землею и славословят Христа. – На память о нашем путешествии пусть с вами останутся эти ангелы, которые несут хорошие вести. – Спасибо за урок! Рисунок 6. (Слайд 16)
Литература
- Русский язык. 3 класс: поурочные планы по учебнику Т. Г. Рамзаевой “Русский язык. 3 класс” для четырехлетней начальной школы. I полугодие / авт.-сост. Н. Г. Кувашова. – Изд. 3-е. – Волгоград: Учитель, 2011.
- Русский язык. 3 класс: поурочные планы по учебнику Т. Г. Рамзаевой “Русский язык. 3 класс” для четырехлетней начальной школы. II полугодие / авт.-сост. Н. Г. Кувашова. – Изд. 2-е, испр. – Волгоград: Учитель, 2012.
- http://ru.wikipedia.org
- http://www.russisch-fuer-kinder.de/de_start/tests/tests.php?fall=243
- http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook107/01/part-057.htm,
- www.genon.ru/GetAnswer.aspx?qid=845ad219-d817-4f60-8b5d–512d0cddc3ac
- https://urok.1sept.ru/articles/606244/,http://peryakova.do.am/index/odushevlennye_i_neodushevlennye_sushhestvitelnye/0-19
- http://olegvasilenk.narod2.ru/noti/prazdniki/rozhdestvo_hristovo/stsenarii_na_rozhdestvo/
- http://www.vedmedenko.org/statti.php?num=34
- http://www.bible.com.ua/answers/r/37/300298
- http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1
- http://www.musicandi.ru/slova_pesen/christmas_ ree_at_christmas
- http://www.audiopoisk.com/track/no/mp3/kolokolnii-zvon---08-rojdestvenskii-zvon/