Класс: 2.
Форма проведения: Урок-игра.
Методы и приемы: Практическая работа, самостоятельная работа, беседа, объяснения.
Технология: Личностно-ориентированная.
Цель урока:
- способствовать формированию умения решать задачи разными способами, отрабатывать вычислительные навыки сложения и вычитания в пределах 100;
- содействовать развитию умения сравнения и обобщения изучаемых объектов и явлений, развитию логического мышления речи, памяти, внимания;
- создать условия для воспитания интереса к истории нашей Родины, любовь, уважение к защитникам Отечества, гордость за них;
Оборудование: Устный счет, карточки-машинки, табличка с краткой записью задачи, игрушечные машинки.
Автор программы и учебника: М. И. Моро и др.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. Организация начала урока.
Учитель обращается к курсантам:
– Рота, смирно! Товарищи курсанты, накануне Дня защитника Отечества мы проводим учебные сборы. Цель учений: отработать тактику решения задач разными способами. Для выполнения поставленных целей взводу № 1 занять свои позиции! Взводу № 2 занять свои позиции.
1. Минутка чистописания.
– Кодовый номер наших учений число 23.(оно записано на доске).
Дети записывают число 23 в тетрадь.
II. Вступительное слово учителя
.23 февраля 1918 г только что созданная рабоче-крестьянская Красная Армия вступила в бой с немецкими оккупантами и преградила им путь к Петрограду. Этот день стал рождением Красной армии.
После Великой Отечественной войны наши вооружённые силы стали называться Советской армией, а день 23 февраля – День Советской армии и Военно-морского флота.
С распадом Советского Союза с марта 1995 года день 23 февраля стал отмечаться как День защитника Отечества.
III. Устный счёт
.1. Перед вами карта следования по маршрутам с учебными заданиями.
Цель первая – отработка вычислительных навыков.
Учитель “снимает маскировку с первой цели”, открывая на доске запись:
70-35 |
63+7 |
18+9 |
58-5 |
Ученики читают выражения, используя изученную математическую терминологию.
а) из числа 70 вычесть 35, получится 35;
б) разность чисел 70 и35 равна 35;
в) уменьшаемое 70, вычитаемое 35, разность равна 35;
г) число 70 уменьшить на 35, получится 35 и т.д.
Во время работы над последним выражением идет усложнения задания.
– Прочитайте новое выражение и вычислите его значение: 58-5+3. Как надо изменить последнее выражение, чтобы его значение стало равно 50? (Надо поставить скобки: 58-(5+3)) Прочитайте полученное выражение. Учитель заранее выполняет на доске 3 краткие записи задач, в которых говориться про две полки с книгами:
2. Гимнастика для глаз.
Далее на маршруте следования встречается знак “Пункт первой медицинской помощи”.
– Для лучшего видения конечной цели наших сборов медицинской сестре, Колесниковой Н, провести работу с курсантами по офтальмологическим тренажерам.
Ученица в форме медсестры проводит гимнастику для глаз.
IV. Закрепление
.1. Для достижения главной цели по обработки тактики решение задач разными способами нам надо отправиться к месту назначениях на автобусах. Для этого отправляем на автопарк.
Учитель читает задачу №!8 на с. 35:
В автобусном парке было 78 автобусов. Сначала на маршруте вышло 30 автобусов, а потом еще 40. Сколько автобусов осталось в парке?
Проводиться работа по анализу текста задачи. Затем из-под “Маскировки” появляется краткая запись задачи:
Было 78 ав.
Вышло – 38 авт и 40 авт.
Осталось – ? авт.
Проверяется решение этой задачи: Снимается “маскировка, открывая на доске запись:
1. Способ |
2. Способ |
1) 78-30= |
30+40= |
2) -40= |
78 – = |
Решение и проверка задачи.
А можно ли эту задачу решить 3 способом?
Учитель выполняет на доске запись:
3 способ.
1) 78-40=*
2) *-30=0
2. – Мы отправляемся дальше по маршруту. На пути следования мы увидели знак “Дети”. Что означает этот знак?
Правильно, этот знак ставиться вблизи детских учреждений. Вот и сейчас мы находимся около детского сада. Давайте познакомимся с ребятами. Для этого прочитайте самостоятельно задачу № 10 на стр 34.
“В одной группе детского сада было 20 детей, а в другой – на 3 человека меньше. Сколько всего детей было в двух группах?”
Решить эту задачу самостоятельно.
При проверке использовать запись под “маскировкой”:
(20-3)+20
20+(20+3)
Какое решение верное?
V. Физкультминутка.
– Уважаемые курсанты! Требуется ваша помощь. Надо доставить молоко детям в детский сад. Но далее по маршруту следование стоит не обычный знак с изображением штанги на желтом фоне прямоугольника.
Ученики догадываются, что рядом спортзал и пора заняться спортом.
– С целью улучшения физической подготовки проведем физкультминутку.
Под песню “Идет солдат по городу” учащиеся выполняют комплекс упражнений.
VI. Закрепление.
– Теперь мы полны сил и энергии и с удовольствием доставим молоко малышам.
– Познакомьтесь с задачей № 9 на стр. 34:
“В детский сад привезли два бидона с молоком по 20 л в каждом. За завтраком дети выпили 12 л молока. Сколько литров молока осталось?”
Анализ текста задачи. Затем из-под “маскировки” появляется краткая запись условия задачи:
Привезли – 2б. по 20 л
Выпили – 12 л
Осталось – ? л
– Можем ли сразу ответить на вопрос задачи, то есть узнать, сколько литров молока осталось? (нет)
А можем ли узнать, сколько литров молока привезли? (Можем)
Как?
– А затем сможем ли мы ответить на вопрос задачи? (Да)
По мере рассуждения на доске появляется запись:
1)….+ привезли
2)….– осталось.
– Далее, уважаемые курсанты, мы будем работать повзводно.
Взводу №1 надо записать решение этой задачи по действиям, используя запись-подсказку на доске .Когда справитесь с заданием, получите дополнительный паёк в виде №1 на с.33.
Взводу №2 решить эту задачу вторым способом, используя запись – подсказку:
1) … – … осталось в одном бидоне;
2) …+…. осталось всего.
Учитель обращает внимание учеников на схемы выражений, записанных по данной задаче:
1) + –
2) – -
– Какая схема верная? (Первая. Она соответствует первому способу решения задачи.) Как исправить вторую схему, чтобы она соответствовала второму способу решения задачи?
Затем с комментированием записываются два способа решения задачи выражениями.
– Товарищи курсанты! Благодарю вас за оказанную помощь в доставке молока детям. Теперь предлагаю отправиться в магазин игрушек за подарками.
Ученики читают задачу № 12 на с.34:
“Утром в отделе игрушек было 12 легковых и 20 грузовых машинок. За день было продано 8 легковых и 12 грузовых машинок. Сколько легковых и сколько грузовых машинок осталось?”
Учитель открывает “ маскировку”
Легковые машины |
Грузовые машины |
|
Было |
12 |
20 |
Продано |
8 |
12 |
Осталось |
? |
? |
– Выберите правильное решение и напишите решение на машинках: девочки – на легковых, то есть они узнают, сколько осталось продать легковых машинок, а мальчики решение задачу записывают на грузовых, то есть узнают, сколько осталось продать грузовых машинок. (Рисунки машин были даны ученикам заранее.)
Учитель записывает на доске выражения:
20-12 |
12-8 |
12+20 |
8+12 |
Ученики выбирают выражения, являющиеся решением задачи, и записывают их на своих машинках-карточках.
– Как измениться вопрос задачи, если решение задачи можно будет записать выражением:
(20-12) – (12-8)
(20-12) + (12-8)
Что означает выражение 12+20? (Сколько всего машинок было в магазине.) Что означает выражение 8+12? (Сколько было продано машинок.) Так сколько же машинок продали?
Эти проданные 20 машинок вы, товарищи курсанты, подарите детям из детского сада, а сами пересядете из автобуса на личные автомобили, которые из игрушечных превращаются в настоящие. В полном составе, без потерь дружно возвращаемся с учебных сборов на исходные позиции.
VII. Итог урока
.– Рота, подъем! Товарищи курсанты! Подошли к концу наши учения. Думаю, что поставленные перед вами цели были выполнены. За отличные результаты во время учений курсантам (учитель называет фамилии учеников) присваивает очередное звание с вручением звезды. Товарищи курсанты! Благодарю за службу! Поздравляю всех защитников Отечества с наступающим праздником и за отличные успехи объявляю увольнительную на три дня.
VIII. Домашнее задание:
№15 стр. 35.IX. Рефлексия.
Ваше настроение. “Солнышко улыбается или грустит”.
Список использованной литературы
- Математика. Учеб.для 2 кл. нач. шк. В 2 ч./[М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др.] – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
- О.А. Мокришина, О.И. Дмитриева. Математика 2 класс: Поурочные разработки к учебнику Моро М.И., Бантовой М.А. и др. – М.: Вако, 2009.
- Приглашаем на урок. 2 класс. Русский язык, математика, чтение, окружающий мир (конспекты уроков по программе Л.В. Занкова, “Школа России”)/ авт.-сост. Н.В. Лободина и др. – Волгоград: Учитель, 2008.
- Я иду на урок в начальную школу: Математика. Книга 1: Книга для учителя. – М.: Издательство “Первое сентября”, 2008.