Учебник И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кумченко
Цель урока: изучить строение и многообразие бактерий, дать представление об их значении для жизни на Земле, развить интерес к изучению биологии.
Обучающие задачи: сформировать представление о царстве бактерий, познакомиться с их многообразием, изучить их положительное и отрицательное значение для жизни.
Развивающие задачи: посредством использования различных методов обучения развить интерес к предмету – биологии.
Воспитательные задачи: указать обучающимся на необходимость выполнять правила личной гигиены.
Оборудование: мультимедийная установка, микроскопы, предметные стекла, одноразовые шпатели.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Объяснение нового материала.
Наше сегодняшнее занятие будет посвящено бактериям. Бактерии - это мельчайшие прокариотические (доядерные организмы) организмы, существующие на Земле 3,5 млрд. лет, имеющие клеточное строение. По причине микроскопических размеров клеток от 0,1 до 10 мкм бактерии получили свое название микробы или микроорганизмы.
Клетки бактерий имеют клеточную стенку - защищающуюих содержимое от воздействия неблагоприятных условий среды. Многие виды бактерий окружены слизистой капсулой, которая служит дополнительной защитой для клеток. Так же они снабжены жгутиками, которые служат органами движения бактериальным клеткам.
По форме и особенностям объединения клеток различают несколько групп бактерий:
- шаровидные - кокки
- прямые палочковидные -бациллы
- изогнутые - вибрионы
- спирально изогнутые - спириллы
- соединенные в виде цепочки - стрептококки
- в виде гроздей - стафилококки
На Земле нет такого места, где бы не встречались те или иные виды бактерий. Некоторые из них способны жить при температуре ниже – 80 градусов, а некоторые при температуре выше + 80 градусов. Бактерии живут в почве, воде, воздухе, снегах полярных областей и горячих источниках, на теле животных и растений и внутри организма.
3. Лабораторная работа “Изучение бактерий ротовой полости”.
(выполняется для закрепления полученных теоретических знаний)
Бактерии занимают различные среды обитания, и наш организм является одной из таких сред.
Цель работы: рассмотреть форму бактериальных клеток ротовой полости под микроскопом, доказать что организм является одной из сред обитания бактерий.
Ход работы: одноразовым шпателем взять соскоб со щеки и поместить его на предметное стекло. Рассмотреть под микроскопом форму бактериальных клеток и зарисовать их в тетрадь. Использую приведенную выше классификацию бактерий по форме подписать названия рассмотренных клеток.
Вывод: организм человека является одной из сред обитания бактерий, бактерии разнообразны по форме.
С помощью данной работы мы убедились, что организм человека является одной из сред обитания бактерий. А теперь давайте подумаем, какое значение имеют бактерии для человека. Пользу или вред они приносят нашему организму?
Бактерии паразиты: это бактерии, которые попадая в наш организм с воздухом, водой и пищей вызывают какие либо заболевания.
Обучающиеся приводят примеры известных бактериальных заболеваний.
Антисанитарные условия и несоблюдение правил личной гигиены создают благоприятную среду для размножения и распространения болезнетворных бактерий.
Бактерии симбионты: это бактерии, которые живут в организме человека и помогают его функционированию.
1. переваривание и усвоение пищи: нехватка одних микроорганизмов и переизбыток других – дисбактериоз, который способствует развитию различных заболеваний, например – энцефалопатии.
И.И. Мечников первым обратил внимание на огромное значение молочнокислых продуктов. Еще в 1907 году в книге “Этюды оптимизма” он описал полезное значение молочнокислых бактерий содержащихся в йогурте для здоровья человека и его долголетия.
2. в результате жизнедеятельности микроорганизмов человек получает ряд в витаминов: витамин К необходимый для нормальной свертываемости крови; витамин В12 необходим для нормальной работы нервной системы;
3. микробные клетки синтезируют и накапливают аминокислоты необходимые для строения клеток человека.
Помимо жизни человека бактерии играют огромную роль в почвообразовании и очистке вод. (При обсуждении данного вопроса целесообразно обсудить заранее подготовленные сообщения обучающихся)
Домашнее задание. 50-51, стр.195 “Проверь себя”