Педагогическая цель:
- для учителя: формировать умение смыслового чтения и анализа текста художественного произведения;
- для обучающихся: выразительно читать текст, понимать содержание прочитанного, работать с планом художественного текста
Дидактическое оборудование: словарь С.И.Ожегова, мультимедийная презентация, лист самооценки
Содержание урока
1. Установочно-мотивационный этап
а) Приветствие.
б) Формулирование целей урока.
в) Мотивация учебной деятельности.
г) Прогнозирование учебных результатов.
д) Речевая разминка (работа в парах)
2. Организационно-деятельностный этап.
а) Проверка домашнего задания (биография Л.Н.Толстого).
б) Определение названия изучаемого произведения, с использованием приёма антиципации.
в) Словарная работа с использованием словаря С.И.Ожегова (работа в группах).
г) Первичное чтение текста с использованием приёмов изучения чтения:
1) чтение учителем (с остановкой);
2) прогнозирование содержания текста;
3) чтение учениками вслух;
4) беседа по содержанию текста:
- поделитесь своими впечатлениями о произведении;
- что переживали во время чтения?
- почему вам было страшно?
д) Определение жанра произведения (по памятке)
3. Контрольно-регулировочный этап
Работа с текстом с использованием анализа художественного произведения:
а) выборочное чтение;
б) знакомство с изобразительно – выразительным средством языка (сравнением);
в) восстановление последовательности событий по предложенному плану.
4. Оценочно-результативный этап.
а) возврат к целям урока, определение степени их достижений:
1) выразительное чтение текста;
2) учиться понимать содержание прочитанного;
3) работа с планом художественного текста.
б) рефлексия
1) Какое настроение было на уроке?
2) Как я работал на уроке?
3) Что оказалось наиболее интересным?
4) Что я узнал нового на уроке, чего ещё не знал?
в) комментарии к домашнему заданию (дифференцированное домашнее задание)
1) выразительное чтение рассказа
2) пересказ по плану
3) придумать продолжение
4) приготовить рассказ по иллюстрации в учебнике
Ход урока
1. Мотивационно-целевой этап
Душу, и сердце в работу вложи
Каждой секундой в труде дорожи!
Целеполагание: мы продолжим учиться анализировать текст, работать с планом, развивать читательские умения.
- А где эти умения нам могут пригодиться?
- У вас на столах лежат листочки. Каждый из вас сейчас спрогнозирует, на какую оценку вы в тече-
ние всего урока будете работать?
- Если вы раскрашиваете кружок зелёным – на пять, синим – на четыре, красным – на три. А в конце урока мы проверим, оправдались ли ваши предположения.
а) Речевая разминка
Учебная задача: мы будем продолжать учиться быстро, читать.
Работа в парах.
Мышка сушек насушила,
Мышка мышек пригласила,
Мышки сушки кушать стали
Зубы сразу же сломали.
- 1 ряд – выразительно
- 2 ряд – скороговоркой
- 3 ряд – голосом лисы
( У каждого ребёнка отдельный лист, самостоятельное чтение друг другу, по заданию)
2. Организационно-деятельностный этап
а) Проверка д/з
- Как называется раздел, по которому мы работаем? (Великие русские писатели).
- С какими авторами мы уже познакомились?
б) На слайде записаны предложения:
- Родился и провёл детство в деревне Ясной Поляне.
- Детей было пятеро: Николай, Сергей, Дмитрий, я – меньшой, и меньшая сестра Машенька.
- Все люди сделаются счастливыми; не будет ни болезней, никаких неприятностей, никто ни на кого
не будет сердиться, и все будут любить друг друга, все сделаются муравейными братьями ...
- Какое отношение имеют эти предложения к уроку? (Продолжаем знакомиться с творчеством Л.Н.Толстого)
- Что вы можете рассказать о его жизни, поделиться своими впечатлениями.
- Что вы хотите рассказать для всех? (выступления уч-ся)
(Немного биографии, выставка книг писателя)
в) Учебная задача: определить название произведения, для этого внимательно рассмотрите запись.
Обратите внимание только на буквы русского алфавита.
R F А Q N К G Z У I Л D Z А (АКУЛА)
- Что обозначает это слово? (работа с толковым словарём)
Акула – крупная хищная морская рыба.
- Как называется произведение, над которым мы будем работать, и кто его автор?
- Попробуем, предположить о каких событиях пойдёт речь? А после чтения проверим, чьи предположения оправдались.
- В этом произведении вам встретятся новые слова.
- Где можно найти объяснения этим словам?
- Мы воспользуемся словарями.
Работа в группах (вспомнить правила работы в группах)
Учебная задача: найти в толковом словаре значение слов:
- 1 группа – артиллерист
- 2 группа – палуба
- 3 группа – фитиль
- 4 группа – ропот
- 5 группа – артиллерист
- 6 группа – палуба
г) Знакомство с текстом
1. Первичное чтение текста учителем до слов “Акула плыла прямо на мальчиков...”
(чтение с пропуском)
Чтение по слайдам (текст + картинки)
2. Прогнозирование по содержанию
- Что будет дальше?
3. Чтение текста до конца учениками вслух.
- Оправдались ли ваши предположения?
д) Проверка понимания содержания и смысла рассказа
- Поделитесь своими впечатлениями о произведении.
- Расскажите, что переживали во время чтения? (спокойствие, волнение, тревога, страх, ужас, радость, облегчение)
- Уже в названии есть что – то тревожное, предчувствуешь – что-то случится.
- Какие чувства вы испытываете при чтении этого произведения? Почему?
- Почему вам было страшно?
- Какое место вызвало радости, тревоги, страха?
Учебная задача: определить к какому жанру относится это произведение и доказать (по памяткам)
- К какому жанру относится это произведение? (рассказ)
- Как бы вы назвали это произведение? (“Опасность в море”, “Хищница”)
- Л.Н.Толстой назвал свой рассказ “Акула”. Оставим это право за автором.
3. Контрольно-регулировочный этап
Учебная задача: работа с текстом (анализ художественного произведения)
Продолжение работы над текстом. Выборочное чтение.
- Найти и прочитать, как мальчики оказались в открытом море?
- Как отнёсся старый артиллерист к забавам сына и его товарища? (зачитать по тексту)
- Что значит “Не выдавай! Понатужься!”?
- Мужчин воспитывали с юных лет выносливости, смелости.
- Как они плавали? (найти в 4 абзаце, с кем автор сравнивает мальчиков?) “Оба, как ящеры, вытягивались в воде ......”
- Такой приём в литературе называется сравнением.
Сравнение – сопоставление, уподоблению одного предмета другому на основании общего признака.
Поставить рядом, сопоставить для установления сходства или различия. Образно уподобить, приравнять.
- Найдите ещё в рассказе сравнение (...и, точно из топлёной печки, несло на нас горячим воздухом с пустыни Сахары”).
- Когда отца охватил страх? Зачитайте, как автор описывает его состояние.
- Почему, когда все пытались спасти мальчиков, старый артиллерист стоял, не предпринимая ничего? (его сковал страх за детей, за сына).
- Когда он стал действовать? (зачитать по тексту)
- Почему все замерли от страха? (зачитать по тексту)
- Как вёл себя артиллерист после выстрела? (зачитать)
- Почему он так повёл себя? (зачитать)
- Что можно сказать об этом человеке, какой он?
- Что хотел показать нам автор этим рассказом? (показать переживания отца, его любовь к сыну; осудить беззаботное поведение мальчиков; показать опасности, подстерегающие детей).
- Чем мы сейчас занимались? (анализировали текст)
Учебная задача: работа с планом
- Что такое план?
- План – это самое краткое изложение текста.
- Перед вами план рассказа, но если посмотреть внимательно то что – то обнаружите?
- Как вы думаете, какое задание нужно выполнить? (расставить по порядку части плана).
Проверка:
1. Остановка корабля.
2. Купание в парусе.
3. Мальчики плавают.
4. Появление акулы.
5. Мальчики увидели акулу.
6. Артиллерист стреляет из пушки.
7. Спасение мальчиков.
(Этот план передаёт последовательность событий).
- Какие умения развивали? (умение последовательно составлять план)
4. Оценочно-результативный этап
Рефлексия
- О чём этот рассказ? (о любви к сыну, это побудило совершить поступок; о смелости, отваге, героизме)
- О чём вы сегодня задумались?
Работа с листом самооценки.
- Какое настроение было на уроке?
- Как я работал на уроке?
- Что я узнал нового на уроке, чего ещё не знал?
- Умение работать в группе.
- Как я научился составлять план? Как я себя оценю?
Домашнее задание:
- Всему классу – выразительное чтение рассказа
- Как хотели бы ещё поработать с текстом?
- 1 группа – пересказ по плану
- 2 группа – придумать продолжение
- 3 группа – приготовить рассказ по иллюстрации в учебнике