Урок литературного чтения по теме "Л.Н. Толстой «Акула»". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Педагогическая цель:

  • для учителя: формировать умение смыслового чтения и анализа текста художественного произведения;
  • для обучающихся: выразительно читать текст, понимать содержание прочитанного, работать с планом художественного текста

Дидактическое оборудование: словарь С.И.Ожегова, мультимедийная презентация, лист самооценки

Содержание урока

1. Установочно-мотивационный этап

а) Приветствие.

б) Формулирование целей урока.

в) Мотивация учебной деятельности.

г) Прогнозирование учебных результатов.

д) Речевая разминка (работа в парах)

2. Организационно-деятельностный этап.

а) Проверка домашнего задания (биография Л.Н.Толстого).

б) Определение названия изучаемого произведения, с использованием приёма антиципации.

в) Словарная работа с использованием словаря С.И.Ожегова (работа в группах).

г) Первичное чтение текста с использованием приёмов изучения чтения:

1) чтение учителем (с остановкой);

2) прогнозирование содержания текста;

3) чтение учениками вслух;

4) беседа по содержанию текста:

- поделитесь своими впечатлениями о произведении;

- что переживали во время чтения?

- почему вам было страшно?

д) Определение жанра произведения (по памятке)

3. Контрольно-регулировочный этап

Работа с текстом с использованием анализа художественного произведения:

а) выборочное чтение;

б) знакомство с изобразительно – выразительным средством языка (сравнением);

в) восстановление последовательности событий по предложенному плану.

4. Оценочно-результативный этап.

а) возврат к целям урока, определение степени их достижений:

1) выразительное чтение текста;

2) учиться понимать содержание прочитанного;

3) работа с планом художественного текста.

б) рефлексия

1) Какое настроение было на уроке?

2) Как я работал на уроке?

3) Что оказалось наиболее интересным?

4) Что я узнал нового на уроке, чего ещё не знал?

в) комментарии к домашнему заданию (дифференцированное домашнее задание)

1) выразительное чтение рассказа

2) пересказ по плану

3) придумать продолжение

4) приготовить рассказ по иллюстрации в учебнике

Ход урока

1. Мотивационно-целевой этап

Душу, и сердце в работу вложи
Каждой секундой в труде дорожи!

Целеполагание: мы продолжим учиться анализировать текст, работать с планом, развивать читательские умения.

- А где эти умения нам могут пригодиться?

- У вас на столах лежат листочки. Каждый из вас сейчас спрогнозирует, на какую оценку вы в тече-

ние всего урока будете работать?

- Если вы раскрашиваете кружок зелёным – на пять, синим – на четыре, красным – на три. А в конце урока мы проверим, оправдались ли ваши предположения.

а) Речевая разминка

Учебная задача: мы будем продолжать учиться быстро, читать.

Работа в парах.

Мышка сушек насушила,
Мышка мышек пригласила,
Мышки сушки кушать стали
Зубы сразу же сломали.

  • 1 ряд – выразительно
  • 2 ряд – скороговоркой
  • 3 ряд – голосом лисы

( У каждого ребёнка отдельный лист, самостоятельное чтение друг другу, по заданию)

2. Организационно-деятельностный этап

а) Проверка д/з

- Как называется раздел, по которому мы работаем? (Великие русские писатели).

- С какими авторами мы уже познакомились?

б) На слайде записаны предложения:

- Родился и провёл детство в деревне Ясной Поляне.

- Детей было пятеро: Николай, Сергей, Дмитрий, я – меньшой, и меньшая сестра Машенька.

- Все люди сделаются счастливыми; не будет ни болезней, никаких неприятностей, никто ни на кого

не будет сердиться, и все будут любить друг друга, все сделаются муравейными братьями ...

- Какое отношение имеют эти предложения к уроку? (Продолжаем знакомиться с творчеством Л.Н.Толстого)

- Что вы можете рассказать о его жизни, поделиться своими впечатлениями.

- Что вы хотите рассказать для всех? (выступления уч-ся)

(Немного биографии, выставка книг писателя)

в) Учебная задача: определить название произведения, для этого внимательно рассмотрите запись.

Обратите внимание только на буквы русского алфавита.

R F А Q N К G Z У I Л D Z А (АКУЛА)

- Что обозначает это слово? (работа с толковым словарём)

Акула – крупная хищная морская рыба.

- Как называется произведение, над которым мы будем работать, и кто его автор?

- Попробуем, предположить о каких событиях пойдёт речь? А после чтения проверим, чьи предположения оправдались.

- В этом произведении вам встретятся новые слова.

- Где можно найти объяснения этим словам?

- Мы воспользуемся словарями.

Работа в группах (вспомнить правила работы в группах)

Учебная задача: найти в толковом словаре значение слов:

  • 1 группа – артиллерист
  • 2 группа – палуба
  • 3 группа – фитиль
  • 4 группа – ропот
  • 5 группа – артиллерист
  • 6 группа – палуба

г) Знакомство с текстом

1. Первичное чтение текста учителем до слов “Акула плыла прямо на мальчиков...”

(чтение с пропуском)

Чтение по слайдам (текст + картинки)

2. Прогнозирование по содержанию

- Что будет дальше?

3. Чтение текста до конца учениками вслух.

- Оправдались ли ваши предположения?

д) Проверка понимания содержания и смысла рассказа

- Поделитесь своими впечатлениями о произведении.

- Расскажите, что переживали во время чтения? (спокойствие, волнение, тревога, страх, ужас, радость, облегчение)

- Уже в названии есть что – то тревожное, предчувствуешь – что-то случится.

- Какие чувства вы испытываете при чтении этого произведения? Почему?

- Почему вам было страшно?

- Какое место вызвало радости, тревоги, страха?

Учебная задача: определить к какому жанру относится это произведение и доказать (по памяткам)

- К какому жанру относится это произведение? (рассказ)

- Как бы вы назвали это произведение? (“Опасность в море”, “Хищница”)

- Л.Н.Толстой назвал свой рассказ “Акула”. Оставим это право за автором.

3. Контрольно-регулировочный этап

Учебная задача: работа с текстом (анализ художественного произведения)

Продолжение работы над текстом. Выборочное чтение.

- Найти и прочитать, как мальчики оказались в открытом море?

- Как отнёсся старый артиллерист к забавам сына и его товарища? (зачитать по тексту)

- Что значит “Не выдавай! Понатужься!”?

- Мужчин воспитывали с юных лет выносливости, смелости.

- Как они плавали? (найти в 4 абзаце, с кем автор сравнивает мальчиков?) “Оба, как ящеры, вытягивались в воде ......”

- Такой приём в литературе называется сравнением.

Сравнение – сопоставление, уподоблению одного предмета другому на основании общего признака.

Поставить рядом, сопоставить для установления сходства или различия. Образно уподобить, приравнять.

- Найдите ещё в рассказе сравнение (...и, точно из топлёной печки, несло на нас горячим воздухом с пустыни Сахары”).

- Когда отца охватил страх? Зачитайте, как автор описывает его состояние.

- Почему, когда все пытались спасти мальчиков, старый артиллерист стоял, не предпринимая ничего? (его сковал страх за детей, за сына).

- Когда он стал действовать? (зачитать по тексту)

- Почему все замерли от страха? (зачитать по тексту)

- Как вёл себя артиллерист после выстрела? (зачитать)

- Почему он так повёл себя? (зачитать)

- Что можно сказать об этом человеке, какой он?

- Что хотел показать нам автор этим рассказом? (показать переживания отца, его любовь к сыну; осудить беззаботное поведение мальчиков; показать опасности, подстерегающие детей).

- Чем мы сейчас занимались? (анализировали текст)

Учебная задача: работа с планом

- Что такое план?

- План – это самое краткое изложение текста.

- Перед вами план рассказа, но если посмотреть внимательно то что – то обнаружите?

- Как вы думаете, какое задание нужно выполнить? (расставить по порядку части плана).

Проверка:

1. Остановка корабля.

2. Купание в парусе.

3. Мальчики плавают.

4. Появление акулы.

5. Мальчики увидели акулу.

6. Артиллерист стреляет из пушки.

7. Спасение мальчиков.

(Этот план передаёт последовательность событий).

- Какие умения развивали? (умение последовательно составлять план)

4. Оценочно-результативный этап

Рефлексия

- О чём этот рассказ? (о любви к сыну, это побудило совершить поступок; о смелости, отваге, героизме)

- О чём вы сегодня задумались?

Работа с листом самооценки.

- Какое настроение было на уроке?

- Как я работал на уроке?

- Что я узнал нового на уроке, чего ещё не знал?

- Умение работать в группе.

- Как я научился составлять план? Как я себя оценю?

Домашнее задание:

  • Всему классу – выразительное чтение рассказа

- Как хотели бы ещё поработать с текстом?

  • 1 группа – пересказ по плану
  • 2 группа – придумать продолжение
  • 3 группа – приготовить рассказ по иллюстрации в учебнике