В Национальной образовательной инициативе “Наша новая школа” говорится о “создании школы, способной раскрыть личностный потенциал детей, воспитать в них интерес к учёбе и знаниям, стремление к духовному росту и здоровому образу жизни, подготовить ребят к профессиональной деятельности с учётом задач модернизации и инновационного развития страны. Новая школа – это институт, соответствующий целям опережающего развития. Новая школа – это школа для всех. Новая школа – это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя – ключевая особенность школы будущего. Новая школа – это центр взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так и с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы. Новая школа – это современная инфраструктура. Новая школа – это современная система оценки качества образования, которая должна обеспечивать нас достоверной информацией о том, как работают”.
Время не стоит на месте, сегодня перед школой новые задачи, выявляются новые проблемы.
И одной из главных проблем становится – непрерывное повышение квалификации педагогов, которое предполагает не только расширение знаний по предмету, но и переосмысление содержания и методов своей работы в свете новых требований педагогической и психологической науки, необходимость широкой осведомленности в области политики, искусства, спорта, информационно- комуникационных технологий.
“ Современное образование требует от человека все большего проявления самоорганизации, самостоятельности, самоактуализации” (А. Маслоу).
Концепция непрерывного образования провозглашает учебную деятельность человека как неотъемлемую и естественную составляющую часть его образа жизни в любом возрасте, основной задачей процесса образования. Психологи установили: только те знания становятся убеждениями человека, которые им самостоятельно обдуманы и пережиты.
Кадровое обеспечение учебно-воспитательного процесса - важное звено системы управления школой. Подготовка личности новой эпохи зависит от огромного количества фактов. Педагог сопровождает ребенка с детства и приводит к становлению его как личности. Современное образовательное учреждение нуждается в педагоге, сознательно стремящимся к повышению своей профессиональной компетенции, желающим быть готовым и способным к действиям в новых социокультурных условиях.[1]
Поэтому, следуя девизу: "Только творческий педагог может развить творческое начало в ребенка" (В.А. Сухомлинский) и, основываясь на мысли Н.Н. Бурденко о перспективе деятельности и дела "Всегда вперед, после каждого совершенного шага готовиться к следующему”.
В статье Э.М. Никитина “Реформа Российского образования и повышения квалификации педагогов” представлен комплексный взгляд на актуальные проблемы в сфере переподготовки учителей, дается оценка потенциала в этой сфере и описаны основные направления предстоящей работы по преобразованию системы повышения квалификации. Осуществляемые и планируемые государством коренные перемены “Требует глубокого профессионального переосмысления базовых ценностей в содержании, формах и методах (технологиях) повышения квалификации учителей.”
В книге “Педагогика и психология” Аверченко Л.К., Андрюшина Т.В.,и др. можно прочитать: “Обновление и гуманизация в сфере образования, внедрение новых программ неизбежно начинаются с перелома сознания педагога. Во многих странах ведутся поиски новой системы, стимулирующей повышение квалификации педагогических кадров, развивающей их эрудицию, расширяющей сферу их компетентности. Педагог должен сам обладать теми качествами, которые хочет привить своим ученикам”.
Становится очевидным, что развитие школы невозможно без новых идей, подходов, моделей, педагогических технологий, без совместных усилий ученых, педагогов-практиков, родителей, учеников.
Заявляя тему деятельности нашего образовательного учреждения в статусе базовой площадки при управлении образованием: “Информационно-культурное образовательное пространство как условие личностной самореализации педагогов и учащихся “, мы четко определились в теме методической работы: сформированная готовность педагога к целенаправленному поиску и получению новых знаний.
Результатом инновационной деятельности педагогов станет: качественное изменение уровня образованности выпускника и его социальной зрелости.
В управленческой тактике я придерживаюсь позиции, сформулированной Н.В.Неливой: “Заинтересовать людей работой – значит реализовать планы. Заинтересовать учителей в профессиональном развитии – значит надолго обеспечить успех в развитии всей организации”.
Свою задачу как заместителя руководителя определяю следующим образом – перевести педагогов в зону повышенной мотивации. Дать почувствовать каждому учителю личную сопричастность к общему делу. А если человек осознает свою значимость, то начинаются и самоопределение, и самовыражение, и самореализация, то есть, изменяется стереотип его мышления, поведения, происходит саморазвитие. [7]
Школа должна подготовить своего выпускника к жизни в условиях глобальной информатизации общества, т.е. снабдить навыками пользователя современными информационными технологиями, независимо от того в какой школе обучается ребенок - в городской или в небольшой сельской, удаленной от города.
В нашем образовательном учреждении достаточное количество ТСО: компьютеров – 46 шт.; в образовательном процессе используется 41 персональный ЭВМ(1 ПК на 3,5 человека), из них 32 компьютера объединены в локальную сеть. Имеется 3 специализированных компьютерных класса. Выход в Интернет обеспечен с 32 персональных компьютеров, к которым обучающиеся имеют свободный доступ. Библиотека как информационный центр оборудована 2 компьютерами, 2 принтерами, ксероксом, сканером. В образовательном учреждении каждый учебный кабинет оснащен информационно- техническими средствами: интерактивный проектор – 1 шт.( 1 на 147 человек) или мультимедиапроектор; телевизор ; DVD плеер или видеомагнитофон. В ОУ имеются: модем ; магнитофоны; принтеры; ксерокс-сканер-принтер; сканер.; цифровой фотоаппарат ; цифровая видеокамера ; видеокамера, комплект звуковой аппаратуры, музыкальный центр, синтезатор. Все компьютеры имеют лицензионное программное обеспечение.
Школа располагает достаточной базой цифровых образовательных ресурсов: видеоматериалы(DVD), учебные электронные издания (CD) по математике, алгебре, геометрии, информатике, истории, обществознанию, русский язык, литература, английский язык, ОБЖ, ИЗО, МХК, технологии, географии, физики, биологии, химии, комплекты для начальной школы, электронные энциклопедии (7 штук).
С 2000-2001 учебного года в Учебный план школы был введен предмет “Информатика (пропедевтический курс)” со 2 по 4 класс и “Информатика и ИКТ” с 5- 11 класс по 2 часа в неделю, курс “Исследовательская деятельность учащихся” в 10-11 классах.
Учителями используются в образовательном процессе:
- технологии дистанционного обучения для учащихся (система СтадГрад для подготовки к ЕГЭ) и участия в Интернет- олимпиадах; творческих конкурсах на сайтах www.serm и www. urfodu.ru
- электронные учебники;
- компьютерные технологии для организации самостоятельной работы учащихся;
- автоматизация проведения мониторинга и контроля качества образовательного процесса;
- сопровождение проектной деятельности учеников и учителей в части применения компьютерных технологий.
Педагоги школы успешно осваивают информационные технологии: 18 человек, что составляет 100%, владеют компьютером.
За последние годы произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и ИТ в жизни общества. Для обеспечения эффективности образовательного процесса и управления ОУ в современных условиях невозможно обойтись без средств информатизации.
Перед нами встала проблема: при достаточной материально- технической базе по ИТ (обновлен компьютерный класс, приобретена мультимедиатехника) - недостаточная готовность учителей в условиях применения ИТ. Таким образом, перед администрацией ОУ назрела необходимость создать условия для повышения информационной культуры педагогических и управленческих кадров.
Эффективное управление процессом информатизации в ОУ невозможно без творческой группы единомышленников, технологических ресурсов и Программы информатизации ОУ. Реализация данной Программы в нашей школе проходила поэтапно, по следующим направлениям:
- техническое обеспечение;
- повышения информационной культуры педагогических и управленческих кадров;
- использование ИКТ в учебной деятельности;
- использование ИКТ во внеурочной и воспитательной деятельности;
- использование ИКТ в управленческой деятельности.
Сегодня, спустя 6 лет, мы можем говорить о результатах внедрения данной программы. Все направления успешно реализованы. С 2006 года ОУ присвоен статус Базовой площадки УО г. Алапаевска.
Развиваются кадровые условия: в курсовой переподготовке при ИРРО участвовало 45% педагогов (курсы “Intel” и “Информационная культура педагога. Информационные технологии в гуманитарно- художественном образовании” (под руководством Меньшиковой Н.А.) - 45%; большую роль сыграли в подготовке учителя к использованию компьютера организованные на протяжении нескольких лет в школе методические семинары “Учитель + компьютер + ИТ”. Сегодня в ОУ 100 % управленцев и педагогов владеют ИКТ; 80 % - активно используют ИКТ в педагогической деятельности; 70 % предъявляют свой опыт на уровне города; 40 % педагогов участвуют в окружных, областных конференциях и семинарах, а также во всероссийских конкурсах.
Созданы организационно – методические условия для профессионального общения через организацию методической работы по программе информатизации школы: сложилась система проведения:
круглых столов (“Исследовательская деятельность учащихся”, “ Рекламный ролик. Программы Adobe Photoshop и Sound Forge”), семинаров (“Использование ИКТ в воспитательной работе классных руководителей”, “ Использование ИКТ в учебном процессе”);
- проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий;
- педагогические советы;
- семинары – практикумы;
- системную работу ШМО;
- консультативную помощь педагогам;
- общение в творческих группах при УО г. Алапаевска;
- методическую работу ГМО.
Современный компетентностный подход, как и традиционно признаваемое педагогами положение о том, что "научить нельзя, можно только научиться самому", ставят акценты на развитие инициативы обучаемых и на возрастающий объем самостоятельной работы педагогов.
Это положение является основополагающим как контактного, так и для дистанционного образовательного процесса - альтернативы традиционной форме повышения квалификации.
Одним из эффективных способов повышения квалификации для педагогов нашей (сельской) школы считаю, дистанционное обучение. Главными преимуществами дистанционного обучения являются:
- преодоление территориальных и временных ограничений, возможность обучаться без дополнительных затрат на поездки до места учебы;
- индивидуальные сроки и темп обучения,
- обучение в психологически комфортной , привычной обстановке за своим компьютером;
- высокая доля самостоятельности наряду с возможностью в любое время получить помощь от преподавателя;
- педагог самостоятельно ставит цель собственного образования, планирует способы достижения цели, отвечает за результаты обучения. Успех зависит только от целеустремленности и организованности педагога.
Для получения оптимальных результатов дистанционного обучения важны факторы и условия, которые созданы в нашем ОУ:
- наличие современной компьютерной базы и доступа к Интернет,
- наличие подготовленных локальных координаторов,
- системное проведение дистанционных занятий,
-моральное и материальное стимулирование дистанционной деятельности.
Педагоги нашего образовательного учреждения взаимодействуют с центрами дистанционного обучения, региональными центрами Интернет-образования и т.д.
Курсовую подготовку прошли в 2009, 2010 годах – 15 человек (80%)
1. АНО “Центр Развития Молодежи” г.Екатеринбурга “Предметные компетентности в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте второго поколения” (36 часов ) - 8 человек
2. АНО “Центр Развития Молодежи” г.Екатеринбурга “Разработка компетентностно – ориентированных заданий по учебным предметам” (36 часов) – 5 человек.
3. ГОУ ДПО “ ИРРО” Свердловской области “ Развитие информационно-технологической компетентности специалистов системы оценки качества образования” -3 человека.
4. НОУДПО “Институт “АйТи” “Установка и администрирование пакета свободного программного обеспечения” - 1 человек.
5. НОУДПО “Институт “АйТи” “ Применение пакета свободного программного обеспечения” - 1 человек.
Это повлияло на положительный результат и в развитии профессионализма педагогов: за последние пять лет увеличилось количество аттестованных педагогов в 1,5 раза( 100%): в 2005 году на 1 квалификационную категорию было аттестовано 37% педагогов, а в 2010 – 77%.
Созданные в школе условия позволили педагогам реализовать себя в конкурсах разного уровня: городской конкурс педагогических проектов - 1 место - 2 человека, 3 место - 4 человека; победители и призеры областного конкурса “Растим патриотов России” - 7 человек; участники Фестиваля Издательского дома“ Первое сентября” - 12 человек(70%).
Педагоги нашей школы открыты для сообщества. Наблюдается активность участия педагогов в городских конкурсах: педчтениях, КИМ ( 55% ), педагогических проектов (15%), где педагоги занимают призовые места; в окружной, областной конференциях по информационным технологиям, во Всероссийском Глобальном Просветительском конкурсе “Экомир”, Интернет – конкурсах.
Педагогическое творчество возможно там, где существуют условия для развития личности .Как результат – наша небольшая сельская школа показывает достаточно высокие результаты:
- % качества знаний в школе составляет 42,1%;
- 7 выпускников награждены серебряными медалями “За особые успехи в учении”. Главным показателем высоких результатов образования в школе является успешное самоопределение выпускников в соответствии с их возможностями и потребностями.
В рамках фестиваля “Юные интеллектуалы Среднего Урала” учащиеся школы принимают активное участие. Всего в фестивале участвуют 80% учащихся, в спартакиаде 78%, из них 50% являются победителями призерами. Учащиеся – активные участники Международных предметных Интернет- олимпиад, всероссийских, окружных и областных олимпиад, конкурсов и проектов, участники Фестиваля Издательского дома “Первое сентября” в направлении исследовательских и творческих работ учащихся “Портфолио” (публикации) и т.д.
В повышении квалификации, несомненно, велика роль администрации школы. Важно помочь учителю принять решение, разобраться в проблеме, не выходя, как правило, за пределы привычных смысловых ориентаций. А мне, как заместителю директора по УВР создать условия для внедрения непрерывного образования с применением дистанционного обучения педагогов. А для начала разработать подпрограмму "Дистанционное обучение как средство профессиональной реализации педагога, расширения его образовательной траектории" и помнить слова индийского мыслителя Рустама "К любой работе нужно подходить с легким сердцем. Никто не любит работать с руководителем, который всегда мрачен и серьезен. Прежде чем браться за что-нибудь действительно важное, нужно сначала научиться относиться к делу с некоторой иронией. Немного юмора помогает смягчить самые напряженные ситуации".
Список использованной литературы.
1. Дружилов С.А.. Профессиональная компетентность и профессионализм педагога: психологический подход // Сибирь. Философия. Образование. – Научно-публицистический альманах: СО РАО, ИПК, г.Новокузнецк. - 2005 (выпуск 8), – С.26-44
2. Немова Н. Цель – повышение квалификации.//Директор школы 1998 № 6.
3. Психология и педагогика: Учебное пособие / Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др.; Отв. ред. канд. филос. наук, доцент В.М.Николаенко. — М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. - 175 с.
4. Новиков Д.А. Введение в теорию управления образовательными системами. – М.: Эгвес, 2009. – 156 с.
5. Портнов М.Л. Труд руководителя школы.– М., 1984.
6. Статья "Современный учитель: образование через всю жизнь
7. Статья “Основные направления работы в рамках инициативы “Наша новая школа”. Источник: Министерство образования и науки РФ