Тип урока: урок конструирования нового понятия (способ действия).
Учебные действия: преобразование условий задачи с целью обнаружения всеобщего отношения изучаемого объекта.
Цели:
- создание условий для осознания закономерности построения составных задач;
- развитие умения находить открытие общего способа действий и отношения задач;
- воспитание умение принимать свои аргументы и аргументы других.
Результат урока:
- формирование универсальных учебных действий:
- первичных умений оценки своих действий (личностные УУД);
- понимать учебную задачу (регулятивные УУД);
- строить рассуждения о доступных наглядных воспринимаемых математических отношениях (познавательные УУД);
- принимать участие в работе класса (коммуникативные УУД).
Средства:
- презентация по материалу;
- лист самооценки;
- маркерная доска на парту, маркер.
Этапы урока | Содержание этапа | Задания и вопросы учителя | Действия учащихся | Результат | |||||
1 | Организационный момент | Показ схемы задачи на увеличение Постановка учебной темы и задачи |
Слайд 1 | - Посмотрите внимательно на
доску. Назовите тему урока? - Какие учебные задачи можно поставить на этом уроке? |
Отвечают на поставленный вопрос. Тема урока: Решение задач. Учебная задача: составлять и решать задачи. |
Формирование умения понимать тему урока и её учебную задачу | |||
2 | Анализ условий решения задачи | Учащиеся предполагают разные предположения по поиску нового способа действия | - Давайте, вспомним алгоритм
решения задач. Фиксация на доске алгоритма
решения задач. - Возьмите лист самооценки. Напишите свою фамилию. И оцените себя. - Кто во всех этапах решения задач поставил плюс? - У кого какие трудности? |
Оценивают себя. |
Формирование первичных умений оценки своих действий |
||||
Мы сегодня продолжим работу над
задачами, и вы все очень хорошо научитесь
выполнять их. Открыли тетради, запишите число, классная работа. - Посмотрите на экран. Что можно сделать, чтобы эта задача решалась двумя действиями? |
Работа в тетради. Запись числа. 1. Отвечают на поставленный вопрос: да, можно составить задачу в два действия. Нужно поменять главный вопрос задачи. 2. Составление и решение задачи 3. Ученики в паре выходят к доске и по алгоритму защищают свою работу. 4. Класс внимательно слушает и выражает свое отношение. Задают вопросы. 5. Оценивают свою работу. |
Формирование умения строить рассуждения о доступных воспринимаемых математических отношений |
|||||||
Слайд 2 | - Что мы сделали, чтобы получилась
новая задача? - Как вы думаете, эти задачи взаимосвязаны? |
Доказывают внутреннюю связь отношений задачи, преобразовывая ее, нахождение на сравнение на несколько единиц и суммы. | |||||||
3 | Поиск общего способа действий | Опробовать версии предложенных учениками и обсуждение способа действий, сравнение и координация несовпадающих точек зрения | - А можно ли составить по этой
схеме задачу в три действия? Как? Что мы нашли? (Новый способ) - Составьте и решите её.
- Чем похожа первая и вторая задача? - Чем отличаются? |
1. Обсуждают в парах.
Аргументируют свои версии: изменить главный
вопрос задачи, добавить данные. 2. Составление и решение задачи по алгоритму на маркерных досках. 3. Доказывают у доски правильность своего способа действия. 4. Класс выражает знак “согласия” и “несогласия”, задают вопросы. 5. Оценивание себя “+”, “-” |
Открытие общего способа действия и отношений задач или определение внутренних связей | ||||
4 | Конструирование нового понятия | Формулировка общего способа действия в виде определения, правила | - Какой новый способ мы нашли,
чтобы получилась новая задача? Ответы учащихся
фиксируются на доске. - Тогда какое у нас новое правило вышло? (Чтобы сделать новую задачу....) |
1. Отвечают на поставленный
вопрос. (Добавили данные, изменили главный вопрос
задачи). 2. Выводят новое правило. |
Открытие нового понятия | ||||
5 | Опробование нового способа действия | Учащиеся решают задачи по применению открытого общего способа действия | -А теперь посмотрите на доску.
Подойдёт ли найденный новый способ к этому виду
задачи?
- Составьте и решите её.
- Какой вывод можно сделать? |
1. Обсуждают в парах.
Аргументируют свои версии. 2. Составление и решение задачи по алгоритму. 3. Доказывают у доски правильность своего способа действия. 4. Класс выражает знак “согласия” и “несогласия”. 5. Оценивание себя “+”, “-” Найденный способ подходит ко всем видам задач. |
Оценка найденного способа, подойдет ли он к этому решению | ||||
6 | Итог урока | Давайте, подведем итог урока.
Достаньте лист самооценки и оценим себя. - Как вы себя оценили? Над чем нам предстоит поработать? - Кто недостаточно умеет составлять и решать задачи? - Какие у тебя есть трудности? Отрефлексируем свои действия. - Я сегодня работал............. - Моей работе помогал................ мешал............... - Для меня было полезным на уроке.... Я думаю, что мне ещё надо: - понять............... - узнать............... - Давайте, поблагодарим друг друга за урок. Спасибо за урок. |
Выражение своего отношения к оценке другого “Я”. | Первичные умения оценивать результат своей деятельности |