Программа внеурочной деятельности по военно-патриотическому направлению "Юные патриоты России"

Разделы: Внеклассная работа


Пояснительная записка.

Рабочая программа по внеурочной деятельности по направлению “Военно-патриотическое воспитание” “Юные патриоты России” для обучающихся 2 классов создана на основании основных нормативных документов:

- Закон РФ “Об образовании”,

- Гражданский кодекс РФ,

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарт начального общего образования" от 06.10.2009 N 373",

-- Программа внеурочной деятельности начального образования по введению ФГОС НОО

- Типовое положение об общеобразовательном учреждении,

- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10,

- Устав МОБУ СОШ № 31 (с углублённым изучением отдельных предметов),

- Положение об организации внеурочной деятельности МОБУ СОШ № 31 г. Якутска.

Кружок “Юные патриоты России” в 2 классах выполняет особенную роль, так как обладает мощным развивающим потенциалом. Специфика курса состоит в том, что он строится на предметно-практической деятельности, которая является в младшем школьном возрасте необходимым звеном целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития.

В силу психологических особенностей развития младшего школьника работа кружка строится таким образом, чтобы продуктивная предметная деятельность ребенка стала основой формирования его познавательных способностей, включая знаково - символическое и логическое мышление. Только на основе реального учета функциональных возможностей ребенка и закономерностей его развития обеспечивается возможность активизации познавательных психических процессов и интенсификации обучения в целом.

Кружок должен стать опорным для формирования универсальных учебных действий во 2 классе образовательной школы. В данном курсе все элементы учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т.д.) предстают в наглядном плане и тем самым становятся более понятными для детей.

Продуктивная деятельность на занятиях кружка создает уникальную основу для самореализации личности. Она отвечает возрастным особенностям психического развития детей младшего школьного возраста, когда учащиеся могут самостоятельно реализовать свои умения, заслужить одобрение и получить признание. Именно на занятиях кружка могут закладываться основы трудолюбия и способности к самовыражению в продуктивной, творческой работе, формируются социально-ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и развитие творчества, что создает предпосылки для более успешной социализации. Возможность создания и реализации моделей социального поведения при работе в малых группах обеспечивает благоприятные условия для коммуникативной практики учащихся и для социальной адаптации в целом.

Практико-ориентированная направленность содержания занятий кружка “Юные патриоты России” естественным путем интегрирует знания, полученные при изучении предметов в начальной школе: окружающего мира, изобразительного искусства, русского языка, литературного чтения, и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика. Это создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Кружок “Юные патриоты России” является комплексным и интегративным. В содержательном плане он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы.

Изобразительное искусство и технологии – использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна.

Окружающий мир – рассмотрение и анализ культуры родного края, страны и истории семьи, изучение этнокультурных традиций.

Программа предусматривает ориентацию реализующих ее педагогов на следующую цель:

- Воспитание чувственной соотнесенности второклассников с российским народом, принятие ими духовно- культурных ценностей России.

В процессе реализации программы предполагается решение следующих задач:

  • Воспитание чувства гордости за страну, в которой мы живем, за великий народ, частью которого мы являемся.
  • Воспитание гражданской и социальной ответственности, заботы о благополучии своей страны.
  • Привитие чувства уважения к культуре, истории, традициям народов России.
  • Формирование толерантных отношений у второклассников друг к другу, между собой и к другим.

Программа является модульной и состоит из 5 модулей:

  • Модуль-1.“Моя школа. Я- ученик”,
  • Модуль-2.“Мой город. Я - горожанин”,
  • Модуль-3.“Моя Россия. Я - россиянин”,
  • Модуль-4.“Моя Республика. Я - якутянин”,
  • Модуль-5.“Моя семья. Моя родословная”.

Каждый из которых предполагает организацию определенного вида внеурочной деятельности:

  • познавательная деятельность,
  • социально-значимая волонтерская деятельность:
  • участие в акциях;
  • cпортивно-оздоровительная,
  • досугово-развлекательная деятельность,
  • проведение КТД,
  • праздников,
  • фестивалей и т. п.

Содержание курса.

Содержание занятий кружка “Юные патриоты России” имеет практико-ориентированную направленность. Практическая деятельность рассматривается как средство развития социально значимых личностных качеств школьников, формирование системы специальных технологических и универсальных учебных действий.

Занятия направлены на проектно-конструкторскую деятельность обучающихся. Главный акцент – формирование у учащихся позитивных целевых установок, углубленного личностного восприятия и эмоционального, доброжелательного отношения к миру природы и культуры в их единстве, тем самым складывается основы воспитания нравственно и духовно зрелых, активных граждан, способных оценивать свое место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и мира вокруг. Кружок обладает возможностями формирования фундамента экологической и культурологической грамотности соответсвующих компетентности - умений проводить наблюдения за развитием общества, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Существенная особенность кружка состоит в том, что в нем заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Используя разные приемы кружок представляет, базу творчества по мере их усвоения ученик должен получить возможность самостоятельного и обоснованного выбора как материала, так и способов действий. Именно это и позволяет наилучшим образом “ввести” учеников в мир интересного творческого труда, не сводимого лишь к механическому упражнению рук.

Интеграция естественно-научных и социально-гуманитарных знаний в рамках данного кружка, успешно в полном соответствии с возрастными особенностями младших школьников решаются задачи нравственного образования и воспитания, формирования детей системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, операющегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества, как важнейшее национальное достояние России.

Условия реализации программы:

Программа рассчитана на 1 год обучения. На кружке “Юные патриоты России” занимаются ученики 2 классов по желанию. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.

Формы работы:

  • коллективно-групповая игра,
  • творческий конкурс,
  • защита проектов,
  • индивидуальная работа,
  • беседа с демонстрацией образцов.

Методы обучения:

  • объяснительно-иллюстративный,
  • репродуктивный, проблемный,
  • частично-поисковый,
  • исследовательский.

Педагогические приемы:

- сотрудничество, позволяющее педагогу и обучающемуся быть партнерами в увлекательном процессе образования.

Виды учебной деятельности учащихся:

- простейшие наблюдения и исследование окружающего мира, способов их обработки; анализ работ, их свойств, принципов и приемов создания;

- моделирование, конструирование из разных материалов;

- решение доступных конструкторско-технологических задач (определение области поиска, нахождение недостающей информации, определение спектра возможных решений, выбор оптимального решения), творческих художественных задач (общий дизайн, оформление);

- простейшее проектирование (принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, окончательный образ объекта, определение особенностей конструкции и технологии изготовления изделия, подбор инструментов, материалов, выбор способов их обработки, реализация замысла с корректировкой конструкции и технологии, проверка изделия в действии, представление процесса и результата работы).

Контрольная диагностика:

Используются разные виды контроля:

  • текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;
  • промежуточный – творческие конкурсы, выставки;
  • итоговый – открытые и зачетные занятия, участие в выставках.

Результаты освоения программы кружка “Юные патриоты России”:

Личностные:

  • Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становления гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
  • Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные:

  • Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  • Находить и выделять при помощи взрослых информацию необходимую для выполнения заданий из разных источников.
  • Строить рассуждения (или доказательство своей точки зрения по теме кружка в соответствии с возрастными нормами).
  • Включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками.
  • Поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом.
  • Готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых.

Предметные:

Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия и победы.

Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни.

Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.

Научно-теоретическое обоснование: программа составлена на основе методических пособий:

  1. “Перспектива”. Сборник рабочих программ. Система учебников “Перспектива” 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений –М., “Просвещение”.2011.
  2. Окружающий мир. Методическое пособие с поурочными разработками 2 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений –М., “Просвещение”. 2012.
  3. Технология. Методическое пособие с поурочными разработками 2 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений –М., “Просвещение”. 2012.
  4. М.С.Умнова ,Нестандартные уроки в начальной школе, 2008г.
  5. Н.М. Конникова, Художественно-конструкторская деятельность, М, 2001.
  6. Н.Р. Макарова, Тайна бумажного листа.
  7. Г.К. Берсенева, Домашнее рукоделие.
  8. А.Гарматин, Оригами для начинающих.
  9. Г. Чаянова, Соленое тесто. Изделия., Дрофа-Плюс, 2004.

Учебно-тематический план: Всего 68 часов. Вводное занятие – 1 час, Итоговое занятие – 2 часа.

Программа состоит из 5 модулей:

  1. Модуль-1.“Моя школа. Я- ученик” - 13 часа.
  2. Модуль-2.“Мой город. Я - горожанин” – 13 часа.
  3. Модуль-3.“Моя Россия. Я - россиянин” –13 часа.
  4. Модуль-4.“Моя Республика. Я - якутянин” – 13часа.
  5. Модуль-5.“Моя семья. Моя родословная” -13 часа

Модуль-1. “МОЯ ШКОЛА. Я - УЧЕНИК”

Этапы По плану Факт Цель этапа Тема Содержание Характеристика деятельности учащегося Продукт Ожидаемый результат
1 Вводное занятие     Выбор тем занятий кружка Выбор тематики занятий кружка Предложение тем занятий учащимися Осуществление практического

поиска тем занятий из социально-культурной общности людей

Выведение модулей Приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни
2 Подготовительный     -Принятие Устава и законов школы;

-Выведение основных направлений

Модели “Я-ученик”

Устав школы. Ознакомление с Уставом школы Исследовать, наблюдать, сравнивать, осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения; Составления и дополнения к уставу школы Формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям школы
3     Закон ученика. Принятие закона школьника
4     Создание плана работы на тему

“Я – ученик”. Модель второклассника.

Понятие модели ученика. Портрет ученика.
5-6

 

 

7-8

 

9-10

11-12

Основной     Разработка папки достижения ученика Направление1 “Я - ученик”. Понятие папки-достижения

Создание Содержания папки-достижения

Наблюдать, сравнивать, анализировать свою учебную деятельность; составлять план действий; корректировать и оценивать свою учебную деятельность Папка-достижений Приобретение школьником социальных знаний (об оценивании успехов в учебной деятельности), понимания социальной реальности и повседневной жизни
Принятие плана действий
Посещение музея достижения школьников
13-14 Заключительный     Анализ и корректировка работ Направление1 “Я - ученик”. Оценивание и корректировка своих достижений Выставка папок достижений
Прогнозирование

Ожидаемых результатов

Модуль-2. “МОЙ ГОРОД. Я - ГОРОЖАНИН”

Этапы По плану Факт Цель этапа Тема Содержание Характеристика деятельности учащегося Продукт Ожидаемый результат
1 Подготовительный     Выведение основных направлений

Модели “Я-горожанин”

Создание плана работы на тему

“Я – горожанин”.

Составление плана работы на тему

“Я – горожанин”.

Исследовать, наблюдать, сравнивать, осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения; Составления и дополнения к уставу школы Формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям города, микрорайона
2 Основной       Направление2 “Я-горожанин” Ознакомление с историей города     Формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом
3-4

5-6

7-8

9-10

11-12

    Ознакомление с музеями города Якутска Музеи города Посещение музеев города Якутска

- Музей мамонта;

- Музей хомуса;

- Музей Боевой и трудовой славы;

- Музей им.Е. Ярославского;

- Художественный музей изобразительного искусства

Осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения; Конкурс рисунков

“Музеи города”

Конкурс сочинений

“Мои впечатления о музеях города”

13 Заключительный     Анализ и корректировка и оценивание работ Составление альбома, презентаций о музеях города Якутска Оценивание и корректировка своих достижений Анализировать, сопоставлять, сравнивать, оценивать работы Альбом, презентации Получение школьником опыта самостоятельного действия
Прогнозирование

Ожидаемых результатов

Модуль-3. “МОЯ РОССИЯ. Я - РОССИЯНИН”

Этапы По плану Факт Цель этапа Тема Содержание Характеристика деятельности учащегося Продукт Ожидаемый результат
1. “Я – россиянин”

Вводное занятие

    Выведение основных направлений модели “Моя Россия:

я -россиянин”

Составление плана работы “Моя Россия:

я - россиянин”

Составление плана работы “Моя Россия:

я - россиянин”

Исследовать, наблюдать, сравнивать, осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения Выведение модуля Приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни.
2-3 Подготовительный     Ознакомление культурой народов России. Проект “Культура народов моей страны” Поиск материала о республике.

Работа с литературой.

Использование интернет ресурсов.

Осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения Карта выбранной республики Приобретение знаний о республике России
Составление карты, выбранной республики.
4 – 11 Основной     Ознакомление культурой народов России. Презентация республик России. Составление рассказа о республике.

Национальный костюм.

Национальное блюдо.

Национальная игра

Защита своего проекта групп. презентация, рисунки, куклы в национальном костюме, рассказы Приобретение знаний о культуре народов России
12 – 13 Заключительный     формирование позитивного отношения к культуре народов России. “Моя Россия:

я - россиянин”

Фестиваль культур народов России Анализировать, сопоставлять, сравнивать, оценивать работы Фестиваль “Богатство культур народов России” Получение школьником опыта самостоятельного действия

Модуль-4. “МОЯ РЕСПУБЛИКА. Я – ЯКУТЯНИН”

Этапы Дата проведения Цель этапа: Тема: Содержание Характеристика деятельности учащегося продукт ожидаемый результат
по плану факт
1. “Я – якутянин”

Вводное занятие

    Выведение основных направлений модели “Моя Республика Саха/Якутия:

я -якутянин”

Составление плана работы “Моя Республика Саха/Якутия:

я -якутянин”

Составление плана работы “Моя Республика Саха/Якутия:

я -якутянин”

Исследовать, наблюдать, сравнивать, осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения Выведение модуля Приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни.
2-3 Подготовительный     Ознакомление с традиционным бытом народа саха. Проект “Традиционное жилище народа саха. Балаган. Ураса” 1.Поиск материала о республике.

2.Работа с литературой.

3.Использование интернет ресурсов.

Осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения Изучение и сбор материалов Приобретение знаний об истории культуры народа саха
4 – 11 Основной     Составление и изготовление изделий традиционного быта народа саха Проект “Традиционное жилище народа саха. Балаган. Ураса” Составление рассказа о республике.

Изготовление макета проживания якутов на алаасе, их национальный костюм

Защита своего проекта групп. Макет “Якутский алаас. Место проживания якутов” Приобретение знаний о культуре народов России
12 – 13 Заключительный     Формирование позитивного отношения к традиционному быту народа саха. “Моя Республика Саха/Якутия:

я -якутянин”

Фестиваль спортивные состязания богатырей “Ньургун Боотуров” Анализировать, сопоставлять, сравнивать, оценивать работы Фестиваль спортивных состязаний богатырей “Ньургун Боотуров” Получение школьником опыта самостоятельного действия

Модуль-5.“МОЯ СЕМЬЯ. МОЯ РОДОСЛОВНАЯ”

Этапы Дата проведения Цель этапа: Тема: Содержание Характеристика деятельности учащегося продукт ожидаемый результат
по плану факт
1. “Моя семья” Вводное занятие     Выведение основных направлений модели “Моя семья. Моя родословная” Составление плана работы “Моя семья. Моя родословная” Составление плана работы “Моя семья. Моя родословная” Исследовать, наблюдать, сравнивать, осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения Выведение модуля Приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни.
2-3 Подготовительный     Ознакомление с историей семьи и родословной. Проект “Моя родословная” 1.Изучение истории своей семьи.

2.Работа с фотоальбомом.

Осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения Сбор материала о своей семье Приобретение знаний о родословной своей семьи
4 – 11 Основной     Составление древо семьи. Древо семьи Составление древо семьи. Защита своей работы Древо семьи Приобретение знаний о родословной своей семьи
12 – 13 Заключительный     формирование позитивного отношения к своей семье. “Моя семья. Моя родословная” Выставка работ на тему “Моя семья. Моя родословная” Анализировать, сопоставлять, сравнивать, оценивать работы Творческие работы учащихся Получение школьником опыта самостоятельного действия