Урок по теме "Алгоритм". 4-й класс

Разделы: Информатика

Класс: 4


Цель урока: организовать деятельность учащихся по формулированию нового понятия "алгоритм” и применению алгоритма в разных ситуациях.

Задачи урока:

Обучающие:

  • формировать понятие алгоритм;
  • формировать знания и умения составления алгоритмов;
  • обучать поиску и исправлению ошибок в алгоритмах;

Развивающие:

  • составление способов действий по алгоритму и их применению в разных ситуациях;
  • способствовать развитию логического мышления;

Воспитательные:

  • эстетическое воспитание детей;
  • воспитание толерантности;
  • воспитание коммуникативных навыков.

Оборудование: компьютеры; мультимедийный проектор; интерактивная доска; карточки с заданиями; жетоны.

Тип урока: урок изучения нового материала.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Изучение нового материала.
  3. Работа на компьютере.
  4. Рефлексия.
  5. Домашнее задание.

Ход урока

1 Организационный момент.

Приветствие.

Объявление темы и задач урока.

2 Изучение нового материала.

Введение в тему урока.

Необходимо будет расшифровать слово.

Немного истории.

Термин “алгоритм” своим происхождением обязан великому ученому средневековья, имя которого Мухаммад ибн Муса аль-Хорезми (753-850 гг.). Алгоритм – это преобразованное название города Хорезм (“аль-хорезми” обозначает “хорезмиец”). Современная Хорезмская область находится на территории Узбекистана.

Написанный на арабском языке математический научный труд Мухаммада ибн Мусы был переложен на латинский язык в XII веке и стал использоваться в Европе. В этой научной работе излагались правила выполнения арифметических операций над числами.

Слово “аль-хорезми” преобразовалось и превратилось сначала в “alchorismi” или “algorismi” (лат.), а затем в “algorizmi”, от которого и произошло название “алгоритм”.

Алгоритмы в нашей жизни

Алгоритм - это последовательность действий, которые требуется, выполнить, чтобы получить нужный результат. Алгоритм состоит из команд или, иначе, шагов (привести пример “ посадка дерева”).

 

Алгоритм посадки дерева:

  1. Выкопать яму.
  2. Поставить дерево.
  3. Засыпать яму землей.
  4. Утрамбовать землю вокруг дерева.
  5. Полить дерево.

Известные алгоритмы.

Алгоритмы в нашей жизни. Где, по вашему мнению, вы встречались с алгоритмом в жизни?

В ходе диалога анализируются и обобщаются (последнее слово должно быть за учителем) ответы учащихся.

Исследовательская работа

Не любая последовательность элементарных действий может быть названа алгоритмом. Алгоритмом мы можем назвать такую последовательность действий, которая удовлетворяет некоторым условиям.

Первое условие, должна быть предназначена для решения не одной конкретной задачи, а может быть использована для решения целого ряда задач.

Учащимся предлагается составить алгоритм сохранения информации на каком-либо носителе.

Сначала мы должны воспринять информацию, потом запомнить её. Затем следует её преобразовать, то есть выбрать удобную для хранения форму. Далее закодировать, и тогда уже можно представить на носителе.

  1. Список инструкций-команд
  2. Воспринять информацию.
  3. Запомнить её.
  4. Выбрать удобную форму представления информации.
  5. Преобразовать (закодировать) информацию.
  6. Представить на заданном носителе (сохранить).

Второе условие – последовательность должна состоять из конечного ряда инструкций (шагов-команд), то есть эта последовательность должна обязательно завершиться.

Учащимся раздаются карточки, им необходимо выполнить алгоритм и прийти к результату.

Нарисовать произвольный прямоугольник и вычислить его площадь.

  1. Алгоритм нахождения площади прямоугольника
  2. Найти длину прямоугольника
  3. Найти ширину прямоугольника
  4. Найти произведение длины на ширину прямоугольника

Нарисовать произвольный треугольник и вычислить его периметр.

Алгоритм нахождения периметра треугольника

  1. Найти длину первой стороны треугольника
  2. Найти длину второй стороны треугольника
  3. Найти длину третьей стороны треугольника
  4. Найти сумму длин сторон треугольника

Третье условие – каждая инструкция должна быть конкретной, понятной исполнителю, чётко пояснять, что и как делать тому, кто будет её исполнять.

Учащимся предлагается ряд геометрических фигур, с помощью, которых необходимо нарисовать дом. У учащихся получились разные рисунки, т.к. действия не были точно определены.

Четвёртое условие – чёткое исполнение последовательности команд-инструкций должны привести к конкретному результату.

С помощью мультимедийного проектора воспроизвести алгоритм посадки дерева в парке. Преднамеренно алгоритм дается с ошибкой, учащиеся должны заметить неправильную последовательность действий.

3 Работа на компьютере.

Работа в графическом редакторе Paint. Соедини точки.

4 Рефлексия

Выполняются упражнения для глаз: “Жмурки”, “Нос”.

Две карточки одна красного цвета другая зеленого цвета, поднимают карточку красного цвета кто понял тему урока, а кто еще не достаточно понял, поднимают карточку зеленого цвета.

5 Домашнее задание

Параграф 15 учебника стр.114-120