Урок-презентация проекта по теме "Соборная площадь Московского Кремля: история и математика"

Разделы: Математика


Бессмертное величие Кремля
Невыразимо смертными словами!
В твоей судьбе, о, русская земля!
В твоей глуши с лесами и холмами,
Где смутной грустью веет старина,
Где было все: смиренье и гордыня,
Навек слышна, навек озарена,
Утверждена московская твердыня!
Н.Рубцов

Цели урока.

1. Привлечь внимание учащихся к истории Московского Кремля, как неотъемлемой части нашей жизни.

2. На примере Московского Кремля показать взаимосвязь таких наук как история и математика.

3. Привлечь учащихся к использованию современных технологий для подготовки и проведения защиты и презентации проекта (компьютер, Интернет, медиапроектор).

4. Выработать умение учащихся работать в коллективе/группе.

5. Распределить задания между учащимися группы, ориентируясь на личностные интересы и способности учащихся.

6. Научить школьников правильно произносить термины, формулировать предположения, строить рассказ по самостоятельно составленному плану или схеме; внимательно слушать рассказ других; делать выводы.

7. Научить элементам творческой деятельности: любознательности, готовности запоминать, активности, самостоятельности мышления, деятельности по созданию нового.

8. Прививать любовь к Родине, патриотизм и национальное самосознание, воспринимать прекрасное, иметь представление о математике, истории, как части человеческой культуры, показать их роль в нашей жизни.

Задачи урока.

Дидактическая:

- ориентирование на достижение учащимися определенного уровня знаний в области истории и математики;

- научить учащихся делать самостоятельные выводы, анализ;

- показать роль истории и математики в развитии общества и истории;

- проверить и закрепить вычислительные навыки и умение работать с дробями, десятичными дробями.

Развивающая:

- формирование  у учащихся историко-математического мышления, развития познавательных интересов учащихся в области истории и математики;

- научить сравнивать и сопоставлять события, цифры разных периодов истории;

- развитие ассоциативного мышления, применение знаний на практике;

- формирование познавательных умений;

- формирование  умения и навыков к труду.

Воспитательная:

- расширение кругозора учащихся посредством их приобщения к отечественному искусству, культуре и истории;

- воспитание бережному отношению к памятникам истории и культуры;

- пробудить любознательность к истории России;

- воспитание чувства гордости за свой народ, его историю и культуру;

- развитие культуры речи и письма, организации своего рабочего места.

Ход урока

Приложение.

1. Организационный момент.

1 ученик.

Бессмертное величие Кремля
Невыразимо смертными словами!
В твоей судьбе, о, русская земля!
В твоей глуши с лесами и холмами,
Где смутной грустью веет старина,
Где было все: смиренье и гордыня,
Навек слышна, навек озарена,
Утверждена московская твердыня!

Учитель. Много пышных церемоний, торжественных шествий видел Московский Кремль за свою долгую историю. Москве больше восьми с половиной столетий и столько же её крепости – Кремлю. Московский Кремль – символ российской государственности, один из крупнейших архитектурных ансамблей мира, богатейшая сокровищница исторических реликвий, памятников культуры и искусства.

Наш урок соединяет две науки: математику и историю. Он наглядно показывает как математика, обогатившись историей, может стать увлекательней, а история, в свою очередь, выиграет, опираясь на язык цифр.

Сегодня на уроке мы поговорим более подробно о Соборной площади Кремля, и как она и её святыни связаны с православной церковью и российскими патриархами.

2. Соборная площадь.

2 ученик. Соборная площадь Кремля – древнейшая площадь в Москве. Она сформировалась в начале XIV века, когда Иван Калита возвёл на ней те храмы, которые, будучи построены в конце XV века, при Иване III, украшают Кремль и поныне.

3 ученик. Духовным центром Кремля и самым значительным его зданием является Успенский собор. Его облик – строгий и аскетичный – доминирует на Соборной площади. Собор является местом захоронения духовных владык – московских митрополитов и всероссийских патриархов, а также местом важнейших государственных церемоний – коронаций московских князей, русских царей и императоров.

4 ученик. Во времена Ивана Калиты московские князья венчались на царство в Успенском соборе города Владимира. Покончил с этой традицией Василий II Тёмный, первым из московских князей в 1432 году венчавшийся на царство в Московском Успенском соборе. В нём венчали на царство Ивана IV Васильевича, ставшего Грозным, первого выборного царя Бориса Годунова, самозванца Дмитрия и Марину Мнишек, первого царя из династии Романовых – Михаила Фёдоровича. В этом соборе Пётр Великий возложил русскую императорскую корону на безродную крестьянку Екатерину, а, надев сама на себя корону, немецкая принцесса стала императрицей Екатериной II, и тут же 14 мая 1896 года был коронован последний русский император Николай II.

Учитель. До революции именно в этом древнем московском храме проводился чин интронизации. По соглашению с Патриархией, здесь вот уже около 20 лет совершаются богослужения по большим праздникам.

5 ученик. Посвящён собор одному из наиболее почитаемых событий христианской религии – Успению матери Христа, то есть воспоминанию о её смерти или “успении”, сне. После вознесения Христа она жила в доме Иоанна Предтечи и узнала о дне своей смерти от того же архангела, который сообщил ей о рождении Христа. В день смерти-успения в Иерусалим из разных стран приехали на облаках все апостолы, и Богоматерь попрощалась с ними, обещав заботиться о христианах.

6 ученик. Грандиозный и величественный Успенский собор так органично вошёл в историю древнерусского зодчества, так отвечал духу своего времени, что вплоть до конца XII века стал образцом для подражания.

Учитель. Посмотрите на фотографию. На ней изображено среднее, самое большое паникадило Успенского собора. Решим устно задачу 1.

Из освещающих Успенский собор паникадил среднее, самое большое, отлито из серебра, отбитого у отступавших французов. Масса его – 327, 6 кг. Выразите эту величину в тоннах.

7 ученик. Вторым по величине и значению является Архангельский собор – усыпальница московских князей и царей, их детей и родственников мужского пола. Первым здесь был похоронен Иван Калита, велением которого собор был возведён, но который не дожил до окончания его строительства. Здесь же были похоронены: Василий II Тёмный, его сын Иван III и внук Василий III, цари из династии Романовых - Михаил Фёдорович, Алексей Михайлович, Фёдор и Иван Алексеевичи, Иван Грозный и его сыновья. Здесь же находится рака с останками царевича Дмитрия, умершего в 1591 году девяти лет в Угличе. Последним был захоронен император Пётр II. С переездом царского двора в Санкт-Петербург усыпальницей дома Романовых стал Петропавловский собор новой столицы.

8 ученик. Пять глав собора первоначально были покрыты чернолощёной черепицей. Вокруг собора были устроены крытые галереи. Первоначально собор не был полностью побелён, как сегодня. Красный цвет кирпичных стен в сочетании с белокаменными архитектурными деталями придавал собору красочность и нарядность.

9 ученик. Ежедневно в Архангельском соборе совершались заупокойные литургии и панихиды “по царским сродникам”. В старину был такой обычай: перед военными походами и после успешных сражений московские князья приходили в свой родовой некрополь и поклонялись праху предков, а также славили “мужество, храбрость, тщание и старание всего воинства”. Особо почитались захоронения Дмитрия Донского и Владимира Храброго. Так, Дмитрий Донской молился у гробов своих прародителей перед походом на Куликово поле. Самодержцы посещали Архангельский собор также на Страстной и Пасхальной неделе, в дни памяти родных и на престольные праздники.

Учитель. Решим задачу 2, в этой задаче встречаются такие слова, как бармы и венец – их вы видите на фотографиях – это символы княжеской власти на Руси.

Число завещанных великим князем Василием Тёмным по духовной грамоте от 1468 года икон в золотых окладах с изумрудами составляло в 0,4 раза больше числа перечисленных там золотых крестов. Символов княжеской власти – венцов и барм – в его казне было столько, сколько икон, а число сердоликовых коробочек составляло в 0,5 раза больше числа икон. Сколько предметов каждого наименования было указано в завещании, если известно, что крестов было 5?

10 ученик. Благовещенский собор был домовым храмом князей и царей. Этот собор – самый маленький и самый изящный на площади. Первоначально здесь стоял деревянный храм, построенный, вероятно, ещё в конце XIII – начале XIV столетия. Его же сменила каменная домовая церковь. На месте этой церкви в 1416 году при великом князе Василии I построили более просторную церковь. При Иване Грозном его расширили и добавили куполов. Храм стал девятиглавым. Причём золотом покрыли не только девять его куполов, но и всю кровлю, за что собор называют ещё и Златоверхим. Он самый сияющий в Кремле.

11 ученик. Благовещенский собор – единственный, вход в который не с запада, как обычно, а с востока. Объясняется это тем, что с запада в свой домовой храм входил великий князь или царь из дворца, а для всех прочих был сделан отдельный вход с площади, ведущий в обходную галерею. Под козырьком над входом помещена фреска “Собор Богоматери”, где изображено собрание пришедших прославит её и её сына.

12 ученик. Огромную художественную ценность представляют собой иконы собора, написанные знаменитыми мастерами: Феофаном Греком, Андреем Рублёвым и Прохором с Городца. В соборе хранилась икона Донской Богоматери, с которой Дмитрий Донской шёл на Куликовскую битву, и перед которой молилось русское воинство перед сражением. Позднее она была перенесена в Донской монастырь. Среди других реликвий Благовещенского собора наиболее известны чудотворная икона Пименовской Богоматери, принесённая в Москву из Константинополя в 1381 году митрополитом Пименом, и крест царя Константина, присланный византийским императором Алексеем Комнином в дар Владимиру Мономаху.

13 ученик. В Благовещенском соборе великие князья Московские принимали крещение, исповедовались, иногда венчались. С XV века протоиереи собора являлись духовниками русских царей.

Учитель. Узнаем размеры Благовещенского собора, решив задачу 3.

Ширина прямоугольной части здания Благовещенского собора равняется 20,1 м, при этом длина его на 9,5 м больше его ширины. Вычислите площадь прямоугольной части здания собора.

3. Патриарший дворец и церковь Двенадцати апостолов.

14 ученик. В древности Кремль был резиденцией не только великих князей и царей, но также митрополитов, а затем и патриархов. Они имели свой двор, место под который получил ещё митрополит Пётр от великого князя Ивана Калиты. На этом дворе, неподалёку от великокняжеского дворца, севернее Успенского собора, стояли патриаршие палаты, многократно на протяжении веков перестраивавшиеся. Последнее здание здесь построил патриарх Никон. На месте своего двора и части двора Бориса Годунова он возвёл трёхэтажный Патриарший дворец. Его дворец не уступал в роскоши царскому. Главное помещение – Крестовая палата, или Мироварня, со стенами толщиной более двух метров. Здесь патриарх принимал иностранных послов и царей.

Учитель. Решим задачу 4 из жизни патриархов. В этой задаче нам встретятся незнакомые слова – тарель и росольник – это предметы посуды. Тарель – это тарелка, а росольник – чаша на подставке (ножке) для рассолов и соусов.

21 декабря 1668 г. патриарх в Крестовой палате принимал гостей. На столе стояло тарелей в 6 раз больше, чем росольников. Ложек было столько же, сколько тарелей.

Ножей – на 1 меньше, чем ложек. Ковшей-лебедей – в 11 раз больше, чем росольников.

Сколько названных предметов было в тот день на столе патриарха, если общее их число составляло 59 штук?

15 ученик. Когда патриарх шёл на службу в Успенский собор или на встречу с царём, то на колокольне Ивана Великого начинали звонить все колокола. Перед патриархом несли крест со свечой и весь его путь кропили святой водой. Огромный крест, убранный алмазами, стоял в карете, которую везли шесть лошадей, а ещё один крест и патриарший посох держали в руках два священника, ехавшие верхом.

16 ученик. После смерти патриарха Андриана в 1721 году, когда Пётр I упразднил патриаршество, в Крестовой палате стали варить миро – это ароматическая смесь из масел, трав, воды и вина, которую используют при церковных богослужениях.

17 ученик. Из Крестовой палаты можно пройти через трапезную в церковь Двенадцати апостолов. Церковь Двенадцати апостолов была домовой церковью патриархов. При реконструкции Патриаршего двора, которую проводил патриарх Никон, выстроили величественную пятиглавую церковь Двенадцати апостолов по образцу Успенского собора. Никон не успел завершить отделку храма, и он долгое время стоял неосвящённым. Завершил оформление церкви в 1680 году патриарх Иоаким. Он и освятил храм во имя Двенадцати апостолов.

18 ученик. Пётр I чтил этот храм за то, что в его стенах нашёл убежище во время первого стрелецкого бунта. Святые апостолы были небесными покровителями многих начинаний Петра – от Санкт-Петербурга, заложенного в честь святого апостола Петра, до первого российского ордена святого апостола Андрея Первозванного. Это был единственный в Москве храм в честь всех святых.

4. Грановитая палата.

19 ученик. Между Успенским и Благовещенским соборами находится Грановитая палата. Она служила парадным тронным залом со времён великого князя Ивана III. В давние времена в Грановитой палате заседала Боярская дума, проходили Земские Соборы и торжественные приёмы, здесь чествовали победителей. После коронования русские государи и государыни устраивали в Грановитой палате особый царский обед для представителей всех российских сословий и принимали поздравления.

Учитель. Грандиозный пир устроил царь Алексей Михайлович 29 июня 1672 года в Грановитой палате в честь рождения сына Петра Алексеевича, будущего Петра I. Праздничный обед завершали сладкие блюда. Решим задачу 5, в которой упоминается этот пир.

На пиру в честь рождения царевича Петра Алексеевича на стол подали 70 блюд с конфетами и фруктами в сахаре. Сколько было тех и других, если известно, что число блюд с фруктами составляло в 0,75 раза больше числа блюд с конфетами?

20 ученик. В Грановитой палате происходил известный диспут между официальной церковью и приверженцами старой веры во главе с попом Никитой, прозванным Пустосвятом, на котором присутствовали царевна Софья, патриарх и многие архиереи и бояре – это событие изображено на картине В.Г.Перова “Диспут”, хранящейся в Третьяковской галерее.

21 ученик. У южного фасада Грановитой палаты находится Красная лестница, которую иногда называют Золотой из-за золочёной кровли. По этой лестнице можно было взойти на Красное крыльцо. Самый трагический момент в истории этого места описан в романе Алексея Толстого “Пётр I”. Отсюда на копья бунтовавших стрельцов были сброшены боярин Артамон Матвеев и его товарищи по несчастью.

22 ученик. Несколько небольших комнат в подклете Грановитой палаты являются резиденцией Святейшего патриарха в Кремле. Патриарх останавливается здесь, когда проводит богослужение в Успенском и других храмах Кремля.

5. Колокольня “Иван Великий”.

23 ученик. В центре Кремля на соборной площади возвышается одно из замечательнейших сооружений XVI века – колокольня Ивана Великого. Колокольня считается чудом архитектурного искусства XVI века. При Иване Калите, в 1329 году, на месте существующей колокольни была построена небольшая каменная церковь в честь Иоанна Лествичника. В 1505 году эту церковь разобрали и в 1508 году заложили новую.

24 ученик. Высота колокольни – 81 метр. Она представляет собой трёхъярусный столп, состоящий из восьмигранников, поставленных один на другой. Толщина стен первого яруса – 5 метров, второго – 2,5 метра.

Учитель. А теперь решим задачу 6 и узнаем, сколько ступеней во всех ярусах колокольни.

Внутри столпа в стене первого яруса устроена каменная лестница в 83 ступени. Во втором ярусе она переходит в винтовую лестницу и имеет на 66 ступеней больше. В третьем ярусе металлическая лестница имеет на 52 ступени меньше, чем во втором ярусе, и ведёт по внутренней стене до купола. Вычислите, сколько ступеней имеет лестница.

25 ученик. В галереях ярусов помещаются колокола, представляющие собой замечательные памятники русского литейного искусства XVI–XIX веков. Сейчас их – 21. Все колокола украшены орнаментами, барельефами и надписями, в которых говорится об истории колокола, дате отливки, весе, мастере. Самый большой колокол – Успенский – весит 70 тонн.

26 ученик. В 1532-1543 годах с северной стороны колокольни была пристроена прямоугольная Успенская звонница с храмами Рождества Христова и Воскресения Христова. В 1624 году с северной стороны звонницы была возведена Филаретовская пристройка с церковью Креста Господня. Второй и третий её этажи были отведены под патриаршую ризницу.

27 ученик. В 1812 году отступавшие из Москвы Наполеоновские войска пытались взорвать колокольню. Она уцелела, но Успенская звонница и Филаретовская пристройка разрушились. В 1819 году их восстановили. По образу колокольни Ивана Великого в Древней Руси было построено немало столпообразных храмов.

6. Итог урока.

Учитель. Каждому человеку нужно знать, какими были и как жили наши предки, что довелось испытать народам нашей Родины на протяжении прошедших веков. Конечно, обо всём за один урок изучить невозможно. Мы с вами познакомились лишь с отдельными страницами из истории Московского Кремля. Погрузиться в прошлое, реально представить его картины и вместе с тем, как бы стать участниками былых событий нам помогли математические задачи. Дивные творения русских зодчих, мастеров, и, прежде всего, иконы и храмы, донесли до нас из прошлых эпох мечту народа о том, чтобы любовь, согласие и красота преодолели братоубийственные распри. И пусть заветом и наказом для нас и будущих поколений станут мудрые слова древней молитвы, с которой наши предки обращались к Пресвятой Богородице – покровительнице Русской земли: “Вскорени в сердца всех нас правду, мир и радость… благоденствие, любовь друг к другу нелицемерную. Державою Твоею всесильною о удержи, Пречистая, потоки беззакония, хотящыя потопити землю русскую в страшной пучине своей”.

А теперь я хочу, чтобы вы своё отношение к теме урока выразили в виде синквея.

Синквей – это пятистрочье, где:

1 строка. Тема, название.

2 строка. Два, три прилагательных, причастных оборота.

3 строка. Три глагола.

4 строка. Предложение глубокого смысла и содержания.

5 строка. Одно слово, девиз, крик души.

Список литературы.

1) С.С.Перли, Б.С.Перли “История Москвы в задачах по математике”, М, 1997.

2) И.С.Ненарокова “Государственные музеи Московского Кремля”, М, 1987.