Данный урок направлен на формирование универсальных учебных действий, на развитие духовно-нравственного, патриотического воспитания обучающихся, на формирование навыка правильного чтения, на развитие умения использования инернетресурсов, на формирование навыка создания и применения презентаций.
На уроке обучающиеся знакомятся с известным героем былин – Ильей Муромцем; с фактами героизма и патриотизма из его жизни.
На уроке используются разные формы учебных действий: работа с учебником; просматривание презентаций; использование Интернет-ресурсов; работа с демонстрационными материалами; работа с дополнительной литературой по изучению былин. Широко используются технические средства.
Тип урока: учебное занятие по изучению нового материала.
Цели урока:
- познакомить обучающихся с понятием “былины”, с содержанием былины “Ильины три поездочки”;
- способствовать формированию навыка правильного чтения, пониманию исторического текста;
- способствовать формированию универсальных учебных действий;
- способствовать использованию Интернет-ресурсов;
- способствовать развитию связной речи, воображения, мышления;
- создать условия для развития духовно-нравственного, патриотического воспитания обучающихся.
Оборудование:
- учебник Л.Ф. Климановой “Литературное чтение” 1 часть, 4 класс;
- репродукция картины В.М. Васнецова “Богатыри”;
- сборники с былинами;
- карточки с таблицей “Богатыри”;
- карточки для самооценки;
- историческая карта “Древняя Русь”.
Техническое обеспечение:
- АРМ учителя;
- мультимедийный проектор;
- интерактивная доска.
Программное обеспечение:
- операционная система Windows XP;
- Microsoft Office.
Презентация:
- “Былины”.
Этапы урока |
Содержание |
Формирование УУД |
1. Организационный момент: мотивация к учебной деятельности | – Приветствие. – Настроение. – Желание работать на уроке и узнать новое. |
Организационно-регулятивные: волевая
саморегуляция Личностные: действия смыслообразования |
2. Проверка домашнего задания | Работа с интерактивной доской У:
Составь имя героя. Д: Cоставляют имя – ВЕЩИЙ ОЛЕГ; – Выбирают прилагательные и составляют
столбик из слов: – Разгадывают кроссворд из слов: |
Коммуникативные: участие в обсуждении Познавательные: умение структуировать знания; моделировать |
3. Подготовка к восприятию | У: Продолжите предложение, и
узнаете, о чем пойдет речь на нашем уроке.
Слайд 1 Д: Читают “Песни о героических подвигах богатырей в народе называли… (былинами или старинами) У: Что такое былина? Слайд 2 Д: Былина – русская народная эпическая песня– сказание о богатырях У: Кто такие богатыри? Слайд 3 Д: Богатыри – воины, защитники своей Родины, наделенные чувством собственного достоинства и отличающиеся необычайной силой мужеством и удалью У: Кого из богатырей вы знаете? Слайд 4 (Репродукция картины В.М.Васнецова “Богатыри”) Д: Добрыня Никитич, Алеша Попович, Илья Муромец У: У вас на столах карточки с таблицей, которую мы будем заполнять в течение изучения темы “Былины”: У: Назовите родину былин. Слайд 5 Д: Древняя Русь. Слайд 6 Д: Илья Муромец “ из-под славного города из-под Мурома”, Добрыня Никитич “сын богатого гостя Рязанского”, Алеша Попович, “что из красна– города из Ростова” У: Какие былины вы знаете? Слайд 7 Д: Добрыня Никитич, Добрыня и змей, Илья Муромец и Соловей-разбойник У: Каковы отличительные черты былины? Слайд 8 Д: Былинный зачин, повтор, образность языка – гиперболы (Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова: В поэтике: слово или выражение, заключающее в себе преувеличение для создания художественного образа; вообще – преувеличение), эпитеты (Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова: В поэтике: образное художественное определение), напевность, ритм, отсутствие рифмы, подробность повествования. |
Познавательные: поиск информации, смысловое чтение |
4. Изучение нового материала | 1) Знакомство с темой и постановка
целей У: Сегодня мы познакомимся с былиной
“Ильины три поездочки”. У: Ребята, вы получили данную информацию. Д: Узнать о ком эта былина. О чем повествуется в былине? Д: Об Илье Муромце. О том, как он боролся с врагом. По названию можно понять, что было у Ильи три битвы. У: Послушайте былину. Слайд 9 Аудиозапись: Былины. “Ильины три поездочки” (исполняет руководитель театрального кружка) Д: слушают У: Какое впечатление произвела на вас эта былина? Какие чувства вы испытывали, слушая былину? Д: делятся своими впечатлениями 2) Словарная работа У: Все ли слова и выражения были понятны вам? Д: (называют слова) У: Как вы понимаете значение этих слов? Д: (высказывают свои предположения) |
Регулятивные: целеполагание, как
постановка учебной задачи; планирование,
прогнозирование Коммуникативные: сотрудничество; умение выражать свои мысли |
Слайды 10, 11 (Словарная работа) Д: (чтение вслух – фронтально) БУЛАТНАЯ БРОНЯ – стальная и узорчатая,
старинная узорчатая азиатская сталь; Д: (сравнение, сопоставление) ФИЗМИНУТКА 3) Чтение текста У: Откройте учебник. Прочитаем былину еще раз. Д: Чтение былины хорошо читающими обучающимися |
Регулятивные: соотнесение с
прогнозированием Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; смысловое чтение в зависимости от цели; построение логической цепи рассуждений; анализ, синтез, выдвижение гипотез |
|
4) Беседа по содержанию былины с
выборочным чтением У: Для чего собрались
славно-русские богатыри? Д: Илья Муромец выбрал прямую дорогу. Это говорит о том, что он смелый, мужественный, добивается своей цели, идет только вперед, не боясь трудностей. У: В былине показан враг, с чем он
сравнивается? Д: Чтобы показать богатырскую силу и мощь Ильи Муромца. У: Что пытался сделать враг с Ильей Муромцем? Д: Обратить в свою веру, взять в плен… У: Как вы поняли, кто находился в плену? Д: Русский народ. У: Что пытались сделать с Ильей? Как это делали? Д: Враг призывал Илью Муромца к измене. Сулили ему богатства, почет и уважение, и вельможное служение. У: Что ждало его в случае отказа? Д: Пригрозили ему силой, но Илья не испугался этого, а принял бой. У: Каково значение трех поездок Ильи
Муромца для русского государства? ФИЗМИНУТКА |
Познавательные: умение строить высказывание; смысловое чтение; логические; установление причинно– следственных связей | |
5. Закрепление изученного материала | У: С каким жанром работали сегодня
на уроке? Д: Былины. Работа с интерактивной доской УСТАНОВИ СООТВЕТСТВИЕ (3 поездки– 3 боя (с кем?) – соединить в пары |
Познавательные: моделирование Регулятивные: контроль |
6. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности | У: Почему Илья Муромец испробовать
все три дороги? – Чем закончилась поездка богатыря? – Каждый урок нас чему-нибудь учит. – Чему научил вас этот урок? Д: Мы познакомились с новой былиной. Узнали больше об исторических событиях нашей Родины, о ее славном могучем богатыре Илье Муромце. Мы прочитали былину об одном богатыре и нам захотелось узнать больше о героях-богатырях Древней Руси. У: Домашнее задание: 1) Перечитать былину “Ильины три поездочки”
и ответить на вопросы. Обучающиеся получают от учителя карточки: 1. Литература
2. Интернет-ресурсы |
Личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания |
У: Вы хорошо потрудились на уроке и
заслуживаете оценки. Оцените сами свою работу.
Продемонстрируйте свои оценки. Д: (Самооценка на карточках) Я ОТЛИЧНО ПОРАБОТАЛ! – О (зеленый) У: Урок окончен. ВСЕГО ВАМ ДОБРОГО! |
Познавательные: рефлексия способов и
условий действия; контроль и оценка процесса и
результатов деятельности; Личностные: самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности |