Литературное чтение. Былины. "Ильины три поездочки". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Данный урок направлен на формирование универсальных учебных действий, на развитие духовно-нравственного, патриотического воспитания обучающихся, на формирование навыка правильного чтения, на развитие умения использования инернетресурсов, на формирование навыка создания и применения презентаций.

На уроке обучающиеся знакомятся с известным героем былин – Ильей Муромцем; с фактами героизма и патриотизма из его жизни.

На уроке используются разные формы учебных действий: работа с учебником; просматривание презентаций; использование Интернет-ресурсов; работа с демонстрационными материалами; работа с дополнительной литературой по изучению былин. Широко используются технические средства.

Тип урока: учебное занятие по изучению нового материала.

Цели урока:

  • познакомить обучающихся с понятием “былины”, с содержанием былины “Ильины три поездочки”;
  • способствовать формированию навыка правильного чтения, пониманию исторического текста;
  • способствовать формированию универсальных учебных действий;
  • способствовать использованию Интернет-ресурсов;
  • способствовать развитию связной речи, воображения, мышления;
  • создать условия для развития духовно-нравственного, патриотического воспитания обучающихся.

Оборудование:

  • учебник Л.Ф. Климановой “Литературное чтение” 1 часть, 4 класс;
  • репродукция картины В.М. Васнецова “Богатыри”;
  • сборники с былинами;
  • карточки с таблицей “Богатыри”;
  • карточки для самооценки;
  • историческая карта “Древняя Русь”.

Техническое обеспечение:

  • АРМ учителя;
  • мультимедийный проектор;
  • интерактивная доска.

Программное обеспечение:

  • операционная система Windows XP;
  • Microsoft Office.

Презентация:

  • “Былины”.

Этапы урока

Содержание

Формирование УУД

1. Организационный момент: мотивация к учебной деятельности – Приветствие.
– Настроение.
– Желание работать на уроке и узнать новое.
Организационно-регулятивные: волевая саморегуляция

Личностные: действия смыслообразования

2. Проверка домашнего задания Работа с интерактивной доской

У: Составь имя героя.
Дай характеристику герою произведения А.С.Пушкина “Песнь о Вещем Олеге”.
Разгадай кроссворд (по отрывку из летописи “ И вспомнил Олег коня своего”).

Д: Cоставляют имя – ВЕЩИЙ ОЛЕГ;

– Выбирают прилагательные и составляют столбик из слов:
МУДРЫЙ
МИРОЛЮБИВЫЙ
ДОБРОДУШНЫЙ
ОТВЕТСТВЕННЫЙ и т.д.

– Разгадывают кроссворд из слов:
ЯСТВА, ГРИВНА, УЗОРОЧЬЕ, ЦАРЬГРАД, ВОЛХВ, КУДЕСНИК, ЛЕТОПИСЬ и др.

Коммуникативные: участие в обсуждении

Познавательные: умение структуировать знания; моделировать

3. Подготовка к восприятию У: Продолжите предложение, и узнаете, о чем пойдет речь на нашем уроке.

Презентация:

Слайд 1

Д: Читают “Песни о героических подвигах богатырей в народе называли… (былинами или старинами)

У: Что такое былина?

Слайд 2

Д: Былина – русская народная эпическая песня– сказание о богатырях

У: Кто такие богатыри?

Слайд 3

Д: Богатыри – воины, защитники своей Родины, наделенные чувством собственного достоинства и отличающиеся необычайной силой мужеством и удалью

У: Кого из богатырей вы знаете?

Слайд 4

(Репродукция картины В.М.Васнецова “Богатыри”)

Д: Добрыня Никитич, Алеша Попович, Илья Муромец

У: У вас на столах карточки с таблицей, которую мы будем заполнять в течение изучения темы “Былины”:

У: Назовите родину былин.

Слайд 5

Д: Древняя Русь.
(На слайде города) Муром, Рязань, Ростов Великий
(Демонстрация на карте)

Слайд 6

Д: Илья Муромец “ из-под славного города из-под Мурома”, Добрыня Никитич “сын богатого гостя Рязанского”, Алеша Попович, “что из красна– города из Ростова”

У: Какие былины вы знаете?

Слайд 7

Д: Добрыня Никитич, Добрыня и змей, Илья Муромец и Соловей-разбойник

У: Каковы отличительные черты былины?

Слайд 8

Д: Былинный зачин, повтор, образность языка – гиперболы (Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова: В поэтике: слово или выражение, заключающее в себе преувеличение для создания художественного образа; вообще – преувеличение), эпитеты (Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова: В поэтике: образное художественное определение), напевность, ритм, отсутствие рифмы, подробность повествования.

Познавательные: поиск

информации, смысловое чтение

4. Изучение нового материала 1) Знакомство с темой и постановка целей

У: Сегодня мы познакомимся с былиной “Ильины три поездочки”.
На доске: ИЛЬИНЫ ТРИ ПОЕЗДОЧКИ

У: Ребята, вы получили данную информацию.
Какие цели поставим на данном уроке?

Д: Узнать о ком эта былина. О чем повествуется в былине?

Д: Об Илье Муромце. О том, как он боролся с врагом. По названию можно понять, что было у Ильи три битвы.

У: Послушайте былину.

Слайд 9

Аудиозапись: Былины. “Ильины три поездочки” (исполняет руководитель театрального кружка)

Д: слушают

У: Какое впечатление произвела на вас эта былина? Какие чувства вы испытывали, слушая былину?

Д: делятся своими впечатлениями

2) Словарная работа

У: Все ли слова и выражения были понятны вам?

Д: (называют слова)

У: Как вы понимаете значение этих слов?

Д: (высказывают свои предположения)

Регулятивные: целеполагание, как постановка учебной задачи; планирование, прогнозирование

Коммуникативные: сотрудничество; умение выражать свои мысли

Слайды 10, 11

(Словарная работа)

Д: (чтение вслух – фронтально)

БУЛАТНАЯ БРОНЯ – стальная и узорчатая, старинная узорчатая азиатская сталь;
СИЕ – это;
ПАЛИЦА – тяжелая дубинка с тяжелым концом;
ЯХОНТЫ – старинное название сапфира и некоторых других драгоценных камней;
ВЕРТЛЮГИ – шарнирное звено для соединения двух частей механизма, позволяющее одной из них вращаться независимо друг от друга;
САЖЕНЬ– 2,134 метра (3 аршина)
МОНАХ– член религиозной общины, давший обет вести аскетический образ жизни;
ВИТЯЗЬ – в Древней Руси: отважный воин;
АМБАР– сарай для хранения урожая, припасов, товара;
ЦЕЛОВАЛЬНИЧКИ – должностное лицо, занимающееся сбором податей и некоторыми судебно-полицейскими делами;
ОБЛАТЫНИВАТЬ – обращать в католическую веру;
ЗАСТАВА БОГАТЫРСКАЯ– 1) воинское подразделение, несущее охранение; 2) место въезда в город;
СМЕТА – здесь: несметное, не считанное богатство;
ЗАПОДВАЛИВАТЬ – запирать в подвал;
РЕЧИ ЕЛЕЙНЫЕ – елей – оливковое масло, употребляемое в церковной службе. В переносном смысле: что-то ласковое, успокаивающее;
ГДЕЗДОВИНУ РАЗНЕС – тайное, укромное пристанище;
ПО ОРДАМ – орда – государство или войско татар или в начальном варианте – палатка хана;
НЕ ПРОСТОФИЛЬТЕСТЬ – не поддавайтесь на обман.
У: Подтвердились ли ваши предположения?

Д: (сравнение, сопоставление)

ФИЗМИНУТКА

3) Чтение текста

У: Откройте учебник. Прочитаем былину еще раз.

Д: Чтение былины хорошо читающими обучающимися

Регулятивные: соотнесение с прогнозированием

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; смысловое чтение в зависимости от цели; построение логической цепи рассуждений; анализ, синтез, выдвижение гипотез

4) Беседа по содержанию былины с выборочным чтением

У: Для чего собрались славно-русские богатыри?
– Куда досталось ехать Илье Муромцу?
– Сколько надписей было на камне?
– Какую дорогу выбрал богатырь? О чем это говорит?

Д: Илья Муромец выбрал прямую дорогу. Это говорит о том, что он смелый, мужественный, добивается своей цели, идет только вперед, не боясь трудностей.

У: В былине показан враг, с чем он сравнивается?
– Почему в описании врагов употребляются уменьшительно-ласкательные суффиксы – -еньк-, -оньк-, -ичек-, -ечек-?

Д: Чтобы показать богатырскую силу и мощь Ильи Муромца.

У: Что пытался сделать враг с Ильей Муромцем?

Д: Обратить в свою веру, взять в плен…

У: Как вы поняли, кто находился в плену?

Д: Русский народ.

У: Что пытались сделать с Ильей? Как это делали?

Д: Враг призывал Илью Муромца к измене. Сулили ему богатства, почет и уважение, и вельможное служение.

У: Что ждало его в случае отказа?

Д: Пригрозили ему силой, но Илья не испугался этого, а принял бой.

У: Каково значение трех поездок Ильи Муромца для русского государства?
– Как последние три строчки помогают понять характер героя?
– Почему Илья Муромец возвращался к камню и делал на нем новую запись?
– Как относился Илья Муромец к предсказаниям?

ФИЗМИНУТКА

Познавательные: умение строить высказывание; смысловое чтение; логические; установление причинно– следственных связей
5. Закрепление изученного материала У: С каким жанром работали сегодня на уроке?

Д: Былины.

Работа с интерактивной доской

УСТАНОВИ СООТВЕТСТВИЕ

(3 поездки– 3 боя (с кем?) – соединить в пары

Познавательные: моделирование

Регулятивные: контроль

6. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности У: Почему Илья Муромец испробовать все три дороги?
– Чем закончилась поездка богатыря?
– Каждый урок нас чему-нибудь учит.

– Чему научил вас этот урок?

Д: Мы познакомились с новой былиной. Узнали больше об исторических событиях нашей Родины, о ее славном могучем богатыре Илье Муромце. Мы прочитали былину об одном богатыре и нам захотелось узнать больше о героях-богатырях Древней Руси.

У: Домашнее задание:

1) Перечитать былину “Ильины три поездочки” и ответить на вопросы.
2) Используя дополнительную литературе и Интернет-ресурсы подготовить сообщение об одном из русских богатырей.

Обучающиеся получают от учителя карточки:

1. Литература

  1. Ухов П.Д. Былины. – М., 1987;
  2. Шевченко Ф.П. В мире былин. – М.,1987;
  3. Маркевич М. Путешествие в Древнюю Русь// Дошкольное воспитание, 2004 №4.

2. Интернет-ресурсы

  1. http://wikipedia.org/wiki/ru
  2. http://litheroy.blogspot.com/
  3. http://www/youryoga.org/article/dictionary/slav-ar-veda2htm
  4. http://www.oprichnina.chat.ru/opr
  5. http://www.rusinst.ru/articlctext.asp
Личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания
У: Вы хорошо потрудились на уроке и заслуживаете оценки. Оцените сами свою работу. Продемонстрируйте свои оценки.

Д: (Самооценка на карточках)

Я ОТЛИЧНО ПОРАБОТАЛ! – О (зеленый)
Я УВЕРЕН – МОГУ ЛУЧШЕ! – О (желтый)
Я ПОСТАРАЮСЬ! – О (красный)

У: Урок окончен. ВСЕГО ВАМ ДОБРОГО!

Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Личностные: самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности