Время реализации: 45 минут.
Основная цель урока – научить писать сжатое изложение на материале публицистического текста.
Образовательная:
- формировать навыки работы с различными приемами сжатия исходного текста;
- формировать умение выделять в тексте микротемы, определять в них главное;
- отрабатывать умение понимать и преобразовывать информацию.
Развивающая:
- способствовать развитию быстроты реакции, мышления, внимания, речи и памяти;
Воспитательная:
- формирование коммуникативных умений, внимательного отношения к русскому языку.
Задачи урока:
- Повторить приемы сжатия текста.
- Научить применять приемы сжатия текста на практике.
- Способствовать воспитанию самостоятельности через возможность проявить свои знания в практической ситуации (упражнения с текстом, написание изложения).
- Способствовать развитию умения самостоятельно оценивать свои возможности.
Тип урока: урок закрепления знаний, выработки умений и навыков.
Вид урока: урок по развитию речи.
Методы и приемы обучения: кейс-метод. Урок проведен в рамках авторской технологии “Перспектива”, автор Прищепа Т.А., доцент Томского ГПУ, к.п.н.
Вид кейс-метода: обучающий.
Тип кейса: аналитический.
Оборудование: план-конспект, раздаточный материал с исходным текстом для сжатого изложения, презентация.
Используемая аппаратура: компьютер, проектор, экран.
ХОД УРОКА
I. Организационый момент.
Цели и задачи.
Сегодня у нас с вами очередной урок по развитию речи: подготовка к написанию сжатого изложения. Вы знаете, что это первая часть экзамена по русскому языку, следовательно, мы готовимся к ГИА. – Работать мы будем в группах. (Все учащиеся заранее разбиваются на 4 группы). Группы получили материалы:
– приемы сжатия текста,
– памятки “Как писать сжатое изложение” и “Как
проверить написанный текст”,
– образец написания сжатого изложения.
Каждая группа заранее получила задание – изучив предложенные материалы, произвести сжатие публицистического текста, используя известные приемы сжатия. Текст у всех групп одинаковый. Таким образом, в группах вырабатывается свой вариант выполнения задания, который они презентуют.
Каждая из групп поочередно работает в определенной ролевой позиции:
- Одна группа будет “оптимистами”. Что вы будете делать?
– Отмечать в выступлении все положительное.
- Другая группа – “пессимисты”. Что будет делать эта группа?
– Отмечать в выступлении все отрицательное.
- Третья группа – “эксперты”. Какова задача этой группы?
– Оценивать работу групп новаторов, оптимистов и пессимистов.
(Если группа экспертов смогла выделить дополнительные плюсы или минусы, то она имеет право снизить на балл за каждый дополнительный плюс или минус оценку группам оптимистов и пессимистов).
- Четвертая группа – “новаторы”. Эта группа будет выступать по конкретному вопросу, который был предложен для обсуждения членам подгруппы заранее (критерии: четкость речи, использование материалов кейса для доказательства, подтверждения точки зрения).
Каждый этап-раунд длится около 10 минут:
- 3-4 минуты – выступление “новаторов”;
- 2 минуты – работа в группах оптимистов, пессимистов, экспертов по выявлению позитивных и негативных моментов в представленной идее, обобщению и анализу полученной информации;
- 2 минуты – выступление оптимистов и пессимистов (по 1 минуте на каждую группу);
- 2 минуты – работа группы экспертов по определению эффективности работы каждой группы с точки зрения поставленных перед данной группой целей деятельности; работа каждой группы оценивается экспертами по 5-бальной шкале, оценка объявляется и обосновывается.
- 0.5 минуты – смена ролевых позиций для групп.
В конце занятия подведем итоги.
Следует напомнить ребятам о 5-ти бальной оценочной шкале и обратить внимание на таблицу, в которой есть графа – штрафы. Группа будет получать штрафные очки, если во время выступления кто-то из участников подгруппы будет делать замечания вслух, обсуждать свои вопросы, другими словами вести себя некорректно по отношению к другим товарищам.
На доске таблица:
Группы |
Новаторы |
Оптимисты |
Пессимисты |
Штрафы |
Итого |
1 группа |
|||||
2 группа |
|||||
3 группа |
|||||
4 группа |
II. Защита группами своих тезисов.
1 раунд: Выступление первой группы.
Тезисы выступления.
(На экран проецируется отсканированное изложение 1 группы).
Выступление закончено, каждая группа работает в своей ролевой позиции, обсуждает положительные и отрицательные моменты выступления.
Оптимисты:
Пессимисты:
Эксперты:
Новаторам ставим __ баллов. Оптимистам ставим __ баллов. Пессимистам – __ баллов.
Меняются ролевые позиции (баллы выставляются в таблицу).
По этой же схеме выступают другие группы.
2 раунд: Выступление второй группы.
(На экран проецируется отсканированное изложение 1 группы). раунд: Выступает третья группа.
(На экран проецируется отсканированное изложение 3 группы).
3 раунд. Выступление четвёртой группы.
(На экран проецируется отсканированное изложение 4 группы).
III. Работа над образцом изложения:
– Варианты изложений, представленные группами, были хорошие. Есть, конечно, недостатки, которые мы будем устранять в дальнейшей работе. Предлагаю вам примерный образец изложения.
(На экране – образец изложения) Учитель анализирует образец.
В приведенной работе применяется один основной прием компрессии – упрощение:
В первом абзаце три предложения объединены в одно сложноподчиненное, придаточная часть которого является осложненным простым предложением.
Во второй и третьей микротемах использован прием слияния нескольких предложений в одно.
При компрессии данного текста применен один прием сжатия текста – упрощение, который правильно используется во всех трех микротемах.
IV. Подведение итогов:
Шкала оценок:
14-15 баллов = 5
12-13 баллов = 4
11-10 баллов = 3
Рефлексия:
Каким приёмом сжатия текста вы воспользовались?
Домашнее задание:
Сегодня, я думаю, вы поднялись еще на одну ступеньку в умении писать сжатое изложение и покажете свое мастерство при выполнении домашнего задания: написать сжатое изложение по тексту.