Подготовка к написанию сжатого изложения. ГИА. 9-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 9


Время реализации: 45 минут.

Основная цель урока – научить писать сжатое изложение на материале публицистического текста.

Образовательная:

  • формировать навыки работы с различными приемами сжатия исходного текста;
  • формировать умение выделять в тексте микротемы, определять в них главное;
  • отрабатывать умение понимать и преобразовывать информацию.

Развивающая: 

  • способствовать развитию быстроты реакции, мышления, внимания, речи и памяти;

Воспитательная:

  • формирование коммуникативных умений, внимательного отношения к русскому языку.

Задачи урока:

  1. Повторить приемы сжатия текста.
  2. Научить применять приемы сжатия текста на практике.
  3. Способствовать воспитанию самостоятельности через возможность проявить свои знания в практической ситуации (упражнения с текстом, написание изложения).
  4. Способствовать развитию умения самостоятельно оценивать свои возможности.

Тип урока: урок закрепления знаний, выработки умений и навыков.

Вид урока: урок по развитию речи.

Методы и приемы обучения: кейс-метод. Урок проведен в рамках авторской технологии “Перспектива”, автор Прищепа Т.А., доцент Томского ГПУ, к.п.н.

Вид кейс-метода: обучающий.

Тип кейса: аналитический.

Оборудование: план-конспект, раздаточный материал с исходным текстом для сжатого изложения, презентация.

Используемая аппаратура: компьютер, проектор, экран.

ХОД УРОКА

I. Организационый момент.

Цели и задачи.

Сегодня у нас с вами очередной урок по развитию речи: подготовка к написанию сжатого изложения. Вы знаете, что это первая часть экзамена по русскому языку, следовательно, мы готовимся к ГИА. – Работать мы будем в группах. (Все учащиеся заранее разбиваются на 4 группы). Группы получили материалы:

– приемы сжатия текста,
– памятки “Как писать сжатое изложение” и “Как проверить написанный текст”,
– образец написания сжатого изложения.

Каждая группа заранее получила задание – изучив предложенные материалы, произвести сжатие публицистического текста, используя известные приемы сжатия. Текст у всех групп одинаковый. Таким образом, в группах вырабатывается свой вариант выполнения задания, который они презентуют.

Каждая из групп поочередно работает в определенной ролевой позиции:

  • Одна группа будет “оптимистами”. Что вы будете делать?

– Отмечать в выступлении все положительное.

  • Другая группа – “пессимисты”. Что будет делать эта группа?

– Отмечать в выступлении все отрицательное.

  • Третья группа – “эксперты”. Какова задача этой группы?

– Оценивать работу групп новаторов, оптимистов и пессимистов.

(Если группа экспертов смогла выделить дополнительные плюсы или минусы, то она имеет право снизить на балл за каждый дополнительный плюс или минус оценку группам оптимистов и пессимистов).

  • Четвертая группа – “новаторы”. Эта группа будет выступать по конкретному вопросу, который был предложен для обсуждения членам подгруппы заранее (критерии: четкость речи, использование материалов кейса для доказательства, подтверждения точки зрения).

Каждый этап-раунд длится около 10 минут:

  • 3-4 минуты – выступление “новаторов”;
  • 2 минуты – работа в группах оптимистов, пессимистов, экспертов по выявлению позитивных и негативных моментов в представленной идее, обобщению и анализу полученной информации;
  • 2 минуты – выступление оптимистов и пессимистов (по 1 минуте на каждую группу);
  • 2 минуты – работа группы экспертов по определению эффективности работы каждой группы с точки зрения поставленных перед данной группой целей деятельности; работа каждой группы оценивается экспертами по 5-бальной шкале, оценка объявляется и обосновывается.
  • 0.5 минуты – смена ролевых позиций для групп.

В конце занятия подведем итоги.

Следует напомнить ребятам о 5-ти бальной оценочной шкале и обратить внимание на таблицу, в которой есть графа – штрафы. Группа будет получать штрафные очки, если во время выступления кто-то из участников подгруппы будет делать замечания вслух, обсуждать свои вопросы, другими словами вести себя некорректно по отношению к другим товарищам.

На доске таблица:

Группы

Новаторы

Оптимисты

Пессимисты

Штрафы

Итого

1 группа

         

2 группа

         

3 группа

         

4 группа

         

II. Защита группами своих тезисов.

1 раунд: Выступление первой группы.

Тезисы выступления.

а экран проецируется отсканированное изложение 1 группы).

Выступление закончено, каждая группа работает в своей ролевой позиции, обсуждает положительные и отрицательные моменты выступления.

Оптимисты:
Пессимисты:
Эксперты:

Новаторам ставим __ баллов. Оптимистам ставим __ баллов. Пессимистам – __ баллов.

Меняются ролевые позиции (баллы выставляются в таблицу).

По этой же схеме выступают другие группы.

2 раунд: Выступление второй группы.

(На экран проецируется отсканированное изложение 1 группы). раунд: Выступает третья группа.

(На экран проецируется отсканированное изложение 3 группы).

3 раунд. Выступление четвёртой группы.

(На экран проецируется отсканированное изложение 4 группы).

III. Работа над образцом изложения:

Варианты изложений, представленные группами, были хорошие. Есть, конечно, недостатки, которые мы будем устранять в дальнейшей работе. Предлагаю вам примерный образец изложения.

(На экране – образец изложения) Учитель анализирует образец.

В приведенной работе применяется один основной прием компрессии – упрощение:

В первом абзаце три предложения объединены в одно сложноподчиненное, придаточная часть которого является осложненным простым предложением.

Во второй и третьей микротемах использован прием слияния нескольких предложений в одно.

При компрессии данного текста применен один прием сжатия текста – упрощение, который правильно используется во всех трех микротемах.

IV. Подведение итогов:

Шкала оценок:

14-15 баллов = 5
12-13 баллов = 4
11-10 баллов = 3

Рефлексия:

  • Что вы вынесете из сегодняшнего занятия?
  • Чувствуете ли вы, что овладели приемами сжатия текста?
  • Какой из приемов вам показался наиболее доступным?

Каким приёмом сжатия текста вы воспользовались?

Домашнее задание:

Сегодня, я думаю, вы поднялись еще на одну ступеньку в умении писать сжатое изложение и покажете свое мастерство при выполнении домашнего задания: написать сжатое изложение по тексту.