Урок по теме "Русский терем". 5-й класс

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (13 МБ)


Цель: используя возможности системно-деятельностного подхода в обучении, эффективных форм новейших образовательных технологий, элементы проблемного обучения, а также возможностей информационно-коммуникационных технологий, содействовать формированию личностно значимых компетенций каждого ребёнка: способствовать формированию основ художественной культуры, развитию художественного вкуса и творческого потенциала учащегося, развивать чувства патриотизма, толерантности, культуры общения и труда.

Задачи:

  1. Знакомство с национальными культурными традициями в архитектуре 16-17 веков.
  2. Выявить конструктивные и декоративные особенности терема, в отличие от построек других типов.
  3. Самостоятельно разработать технологически и практически изготовить набор бумажных элементов для выполнения проекта фасада терема в технике аппликации.
  4. Выполнить аппликацию фасада русского терема.

Оборудование урока:

  1. Авторская электронная презентация «Русский терем», для мультимедийного проектора.
  2. Плакаты на классной доске: «Русская изба» и «Древнерусская архитектура» (Приложение №1. < Рисунок 1> и <Рисунок 2>).
  3. Раздаточный материал (Приложение №1).
    а) Конструктивные элементы русской архитектуры. (<Рисунок 3>).
    б) Элементы декоративного убранства терема. ( <Рисунок 4 >).
    в) Толковый словарь по теме «Русская архитектура». (< Словарь 5> ).
  4. Для учащихся: набор цветной бумаги, лист цветного картона, белая бумага, ножницы, клей, линейка, карандаш, резинка.

План урока:

  1. Организационный момент   - 5 мин.
    (приветствие, запись домашнего задания в дневник, повторение пройденного материала).
  2. Знакомство с новой темой   - 20 мин.
    (просмотр презентации, в ходе которой происходят раскрытие задач урока, постановка проблем и способов их решения, поиск алгоритма самостоятельной работы).
  3. Самостоятельная практическая работа  - 15 мин.
    (Краткий инструктаж по технике безопасности при использовании ножниц, выявление рациональных технологических приёмов работы, самостоятельная работа учащихся по изготовлению и монтажу аппликации под музыку оркестра народных инструментов).
  4. Подведение итогов работы  - 5 мин.
    (контроль качества работ, выявление самых интересных выразительных работ, разбор возможных ошибок и недочетов, перспектив завершения аппликаций доработкой декоративных деталей на следующем уроке).

Конспект урока

Вступление:

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в мир русских сказок, погрузимся в атмосферу ярких образов и таинственных приключений.

«Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок!»

А наш урок мы начнем с повторения, для этого нам поможет презентация. Внимание на экран ( далее теоретическая часть урока проходит с использованием просмотра и комментариев презентации «Русский терем» ).

Основная часть урока:

Комментарии к презентации по ходу урока
(по номерам слайдов презентации)

1.

(Титульный слайд учащимся не демонстрируется по сценарию урока, поскольку заголовок раскрывает содержание интриги начала урока).

2.

Сегодня на уроке мы продолжим изучать особенности русской архитектуры 16-17 века. В 3 и 4 классах, ребята вы познакомились с обликом, конструкцией и декоративным убранством русской избы, узнали о традициях и технологии возведения такой постройки. А чтобы узнать сегодняшнюю тему урока, вам предстоит разгадать кроссворд: ( У нас в классе для решения кроссворда есть полсказки - плакат «Русская изба» и таблицы с перечнем конструктивных и декоративных элементов, применяемых русскими мастерами при строительстве.)

  1. Искусство проектирования и строительства зданий по- гречески значит – архитектура, а по- русски? ( зодчество)
  2. Как называется основной элемент постройки – один слой из бревен, сложенных по периметру здания? ( венец)
  3. Как называется основная часть конструкции избы без крыши? ( сруб).
  4. Как называется по-русски треугольная верхняя часть передней стороны избы, между скатами крыши?( чело)
  5. Самое распространённое, общепринятое название жилой постройки. ( дом)

Таким образом, решив кроссворд .мы получаем ключевое слово. Тема нашего урока сегодня «Русский терем».

3.

В старину на Руси возводили зодчие города диковинные, с теремами деревянными и палатами белокаменными, А постройки-то непростые, узорчатые, с нарядными затейливыми украшениями, что глаз радуют своей яркостью и разнообразием!

Обратимся к плакату на доске, на котором изображены многие узнаваемые постройки Древней Руси. Давайте попробуем определить названия этих построек и найти на рисунке терем.

- Чем терем напоминает нам изображенные постройки, а какими деталями отличается?__________________(ответы учащихся)

- Ребята, вспомните, где вы слышали упоминание слова « Терем»?

_____________________( ответы учащихся)

- А теперь попробуйте сами составить определение терема?

_____________________( ответы учащихся).

4.

Оказывается, слово «терем» по своему происхождению – греческое слово и переводится на русский язык, как «дом», «жилище».

В далёкие времена теремом называли жилую пристройку под крышей на подклете с отдельным крыльцом. Позднее, в 16 веке, когда терема стали возводить богатые горожане – бояре, дворяне и зажиточные купцы, теремом уже стали называть постройку сложной формы, состоящую из многих связанных между собой помещений: это клети различной высоты и формы, переходы и надстройки. Парадный вход обязательно был выполнен в виде богатого высокого крыльца. И даже перекрытия крыш были не просто обычными двухскатными, а сложной геометрической формы.

5.

Терем появился в зодчестве Руси в 16-17 веках, как результат художественного единства двух культур – традиционной языческой и Христианской Византийской.

Зодчие и плотники создали самобытные художественные образы архитектурных форм, разработали собственные эффективные конструктивные приемы, определив на несколько веков развитие отечественной строительной культуры.

6.

С той поры минуло почти 200 лет, когда облик городских зданий изменился. Мода диктовала зодчим стоить дворцы, дома и общественные здания в художественных стилях, по западноевропейскому образцу, начиная от стиля Барокко (здание Зимнего Дворца – музея Эрмитаж), затем Классицизма (здание Михайловского дворца – основное здание Русского музея), в след за ними в стиле Ампир и Модерн.

Именно тогда, уже в 19 веке самые знаменитые русские художники и архитекторы вновь обращаются к традициям русской старины – и строят городские дома и общественные постройки в виде теремов.

7.

Так, например, за право строительства Русского павильона на Всемирной выставке в Париже боролись сразу несколько именитых художников и деятелей культуры, такие как хорошо известный нам по картинам на сюжетов русских сказок – Виктор Васнецов и его младший брат – Апполинарий Васнецов, знаменитый архитектор – Александр Бенуа, известный художник – живописец Василий Поленов, замечательный график, архитектор Сергей Вашков, искусствовед, профессор архитектуры Илья Ропет.

8.

В середине 19 столетия среди публики был популярен модный журнал «Русская архитектура», в котором знаменитые художники того времени публиковали эскизы и проекты общественных зданий и жилых домов.

Мастера по старинным чертежам и рисункам не просто копировали облик старинных теремов, они стилизовали формы и свободно использовали декоративные мотивы архитектуры 16-17 веков, отдавая предпочтение возведению бревенчатых домов. Многие каменные городские жилые и общественные здания по всей России строились в виде теремов.

9.

Давайте полюбуемся теремами, разных лет строительства, но дошедшими в первозданном виде до наших дней:

- Самая старинная хорошо известная постройка – Теремной дворец Большого Московского Кремля, был построен в 1635 году, и перестроен уже в середине 18 века.

- Это жилой дом купца Игумнова в Москве, построенный в конце 18 века.

- Это загородный дачный дом дворянки Тенишевой в деревне Талашкино, Смоленской области.

- И даже жилище современного Деда Мороза в Великом Устюге, построено совсем недавно в 2000 годах – это конечно же терем.

10.

К художественному образу терема не раз в своём творчестве обращались знаменитые русские художники, например . Виктор Михайлович Васнецов, построивший свой городской дом с элементами теремного зодчества. Также в неорусском стиле выполнен эскиз Третьяковской галерее в Москве и русского павильона для Всемирной выставки в Париже.

11.

Апполинарий Михайлович Васнецов оставил нам огромное культурное наследие – свои картины, которые посвятил различным этапам истории становления Руси.

12.

Обращаясь к творчеству известных и всеми любимых художников-графиков прошлого столетия , Ивана Яковлевича Билибина и Бориса Васильевича Зворыкина, в их иллюстрациях народных и авторских русских сказок мы восхищаемся яркими, незабываемыми образами , исторически правдоподобными сценами народного быта, неповторимым орнаментальным выразительным языком книжной графики.

13.

Следуя замечательным традициям, современные художники – иллюстраторы книг, такие как Николай Кочергин, Борис Ольшанский и удивительный мастер Палехской лаковой миниатюры – Александр Куркин, во всей полноте раскрывают красоту сказочных образов. И здесь мы встречаем не только по-настоящему сказочные образы героев, но и поистине настоящие сказочные русские терема.

14.

А теперь мы переходим к практической части нашего урока , главной задачей которого является выполнение аппликации фасада терема. Всю свою работу нам необходимо разделить на этапы:

  • 1 этап – изучение форм и названий конструктивных элементов терема.
  • 2 этап - Изготовление элементов аппликации
  • 3 этап – сборка из деталей и моделирование фасада терема.
  • 4 этап – монтаж деталей аппликации при помощи клея на фон.

15.

Перед тем, как приступить к работе, давайте подробнее познакомимся с формой и конструкцией отдельных частей терема. Итак, перед нами модель Теремного Дворца царя Алексея Михайловича Романова. Дворец состоял из 24 теремов, соединенных вместе, поэтому в его конструкции мы замечаем огромное разнообразие всевозможных форм.

Здание терема состоит обычно из 3 типов конструкций:

1-Срубы, или клети; 2. Кровли или крыши; 3.Различные пристройки.

Внимательно рассмотрим все эти элементы и запомним, какими они могут быть по форме (учителем комментируются изображения, выделенные рамками с названиями элементов).

16.

А теперь познакомимся с технологией изготовления деталей терема – элементам аппликации. Самое главное, чтобы ваш терем получился как в сказке – не низок – не высок, то есть поместился на формате картонного листа. Для этого вам необходимо взять за основу только половину стандартного листа цветной бумаги, разделив его на такое количество частей, сколько вы задумали для создания общей конструкции терема. Позже из этих прямоугольников вы можете изготовить шатровые и бочковидные кровли, пристройки интересной формы.

17.

Общая форма терема может быть как симметричной, так и несимметричной, по вашему выбору.

18.

И последнее: при монтаже деталей аппликации на фон необходимо соблюдать определённую последовательность, почти как при строительстве настоящего здания:

Сначала наклеиваем фундамент, возводим стены, покрываем их крышами, затем наклеиваем заготовки оконных проёмов, и только в самом конце наклеиваем пристройки – крылечки, балконы, гульбища.

19.

Мы выяснили. Что терем выгодно отличается внешне от избы своей яркой богатой декоративной отделкой. Чтобы изучить конструкцию, технологию изготовления и особенности декоративного оформления терема, необходимо посвятить этой теме хотя бы целый урок. Поэтому, сегодня мы очень кратко познакомимся с содержанием нашего следующего урока.

20.

На слайдах представлены эскизы фасадов загородных домов и различных архитектурных построек, выполненных в неорусском стиле.

21.

Важно отметить, что все элементы декора выполнены в технике резьбы по дереву. Часто для придания большей выразительности, эти элементы окрашивались в яркие цвета.

22.

Обратите внимание, как нарядно смотрятся пристройки за счет обилия декоративных элементов. Поэтому, когда вы будете вырезать элементы аппликации конструкции терема, пожалуйста, не спешите вырезать детали для декоративного оформления. Для такой работы нам понадобится ещё один урок.

23.

Вспомните, какие элементы декоративного убранства русской избы вы уже знаете, а какие вам неизвестны, для этого вам поможет этот слайд и такие же таблицы на ваших партах.

24.

Вот такой затейливой сложной по рисунку резьбой украшались многочисленные декоративные элементы терема: решётки балконов и гульбищ, подзоры, карнизы и наличники.

Из всего многообразия декоративных элементов. Я предлагаю выполнить сегодня только заготовки наличников для окошек терема.

25.

Для украшения зданий мастера-плотники в основном применяли два способа резьбы: пропильную и объемно выемчатую.

Помните. Окошки в тереме могут быть в основном прямоугольной формы, а вот наличники, должны иметь красивую сложную форму.

26.

Прежде чем приступить к выполнению задания у меня к вам есть несколько вопросов по технологии изготовления аппликации фасада терема:

- Каким образом можно получить деталь симметричной формы?

- Как одновременно вырезать несколько одинаковых элементов?

- Как безопасно обращаться с ножницами при выполнении работы?

(ученики дают ответы и демонстрируют приёмы работы).

Итак, если вопросов больше нет, можно приступать к работе – изготовлению деталей конструкции терема из бумаги и последующему монтажу их клеем на фон. Главное успеть собрать и наклеить общую форму постройки. Кто не успеет наклеить мелкие детали, можно их сложить в конверт с вашей фамилией.

Всем творческих успехов – приступаем к работе!!!

27.

(Слайд «Источники информации» на уроке для учащихся не демонстрируется).

Подведение итогов работы:

Терем, терем, теремок –
Он затейлив и высок,
В нем окошки слюдяные,
Все наличники резные,
А на крыше – петушки
Золотые гребешки.
А в перилах на крылечке
Мастер вырезал колечки,
Завитушки да цветки
И раскрасил от руки.

Время на выполнение задания истекло. Подводим итоги работы:

- Какое здание мы называем теремом? (_______________ - ответы учащихся)

А теперь посмотрим, все ли ученики на практике разобрались с построением конструкции?

( учитель делает обход и выбирает наиболее выразительные «правильные» работы , а также работы с ошибками, которые совместно обсуждаются с детьми).

Итак, сегодня мы изучили и выполнили аппликацию фасада терема, состоящего из основных конструктивных элементов. На следующем уроке мы продолжим работу по изучению декоративного убранства терема и закончим украшать свой замечательный сказочный терем. Урок закончен, всего доброго!