(Слайд 1, 2)
Цель урока: ознакомить учащихся с новым классом кислородсодержащих соединений – углеводами.
Задачи урока:
- Образовательные: рассмотреть состав и классификацию углеводов, представителей каждой группы; доказать наличие глюкозы в виноградном соке; сообщить ребятам о биологической роли углеводов и их значении в жизни человека; проконтролировать степень усвоения знаний с помощью теста.
- Воспитательные: формировать научное мировоззрение учащихся;
- Развивающие: совершенствовать умения и навыки при проведении химического эксперимента с соблюдением правил техники безопасности; развивать память, речь, мышление, умение анализировать, сравнивать, делать выводы; совершенствовать навыки решения тестовых заданий; развивать познавательный интерес, творческие способности, уверенность в своих силах, настойчивость.
Тип урока: урок формирования знаний
Методы обучения: использование ЦОР, химический эксперимент, метод исследования, фронтальная беседа, фронтальный опрос.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, пробирки, держатель для пробирок, спиртовка.
Реактивы: растворы медного купороса, гидроксида натрия, глюкозы.
Ход урока
I. Организационный этап. Проверка домашнего задания.
Учитель сообщает результаты контрольной работы. Рассматривает типичные ошибки обучающихся, отмечает хорошие работы.
II. Актуализация знаний. Постановка цели. (Слайд 1)
“Белки, жиры и углеводы,
Пройдут века, эпохи, годы,
К вам мы прикованы на век,
Без вас немыслим человек”.
Для того чтобы любой живой организм нормально функционировал, ему необходима энергия. Человеческий организм не может использовать готовую солнечную энергию, как это делают зелёные растения. Он получает энергию в виде пищи, а затем уже в клетках тела в результате химических превращений энергия солнечного света высвобождается и используется на нужды организма. Питание – необходимое условие для нормального роста, развития и жизнедеятельности организма, значит, пища – это жизнь
Вывод: Таким образом, значение пищи заключается в том, что она, во-первых, содержит питательные вещества, а во-вторых, является источником энергии.
Учитель: Вспомните из курса биологии, какие функции выполняют питательные вещества?
Ученик: Питательные вещества выполняют две основные функции: строительную и энергетическую.
Учитель: Какие вещества являются главными поставщиками энергии организму человека?
Ученик: (Слайд 3) Углеводы для человека являются основным источником энергии. Человек получает углеводы в основном из продуктов растительного происхождения (зерновые и бобовые культуры, картофель, фрукты и овощи). Считается, что на 60% потребности человека в энергии должны обеспечиваться углеводами. Ежедневно человеку необходимо до 440 граммов углеводов.
III. Изучение нового материала.
Учитель: Сегодня на уроке мы должны систематизировать знания об углеводах, как о классе органических соединений, особенностях их строения и свойств. И начнём мы с определения и классификации.
(Слайд 4) Определение углеводов.
(Слайд 5) Классификация углеводов.
Существуют: моносахариды, дисахариды и полисахариды.
(Слайд 6) Историческая справка (заранее подготовлена одним из учеников)
(Слайд 7, 8) Глюкоза (выступление учащегося)
Глюкоза – это моносахарид. Моносахариды, что означает один сахар. Они представляют собой своеобразные “кирпичики”, из которых построены молекулы ди – и полисахаридов. К ним относится глюкоза и фруктоза. Глюкоза имеет слабо сладкий вкус, а фруктоза самая сладкая из всех сахаров. Они содержатся в спелых фруктах, ягодах и овощах. Особенно много глюкозы в соке винограда, поэтому её называют еще виноградным сахаром.
(Слайд 9, 10) Демонстрационный опыт.
Определить наличие глюкозы можно с помощью гидроксида меди (II). Из ягоды винограда выжмем сок. Прильем к соку несколько капель раствора сульфата меди (II) и раствор щелочи. Нагреем раствор. Цвет раствора начинает изменяться. При кипячении раствора образуется желтый осадок Cu2O, который постепенно превращается в красный осадок CuO. Это доказывает наличие глюкозы в виноградном соке.
Учащиеся выполняют лабораторный опыт.
(Слайд 11, 12, 13) Применение глюкозы.
Потребность организма в глюкозе зависит от характера и вида деятельности человека. Излишек глюкозы при ведении малоподвижного образа жизни приводит к ожирению. Ожирение может привести к заболеванию сахарным диабетом.
(Слайд 14) Фруктоза
Мёд в основном состоит из смеси глюкозы и фруктозы, вот почему он очень сладкий. Мёд называют “эликсиром молодости, диетой долголетия” так как придаёт бодрость, способствует пищеварению, восстанавливает память, оказывает легкое успокаивающее влияние на центральную нервную систему.
Учитель: Дисахариды – что означает два сахара. Это всем хорошо известная сахароза (тростниковый или свекловичный сахар) и лактоза (молочный сахар). Сам термин дисахарид красноречиво говорит о том, что в молекулах этих веществ между собой связаны два остатка моносахаридов. Так в сахаре – глюкоза и фруктоза, а в лактозе – глюкоза и галактоза.
Сообщение учащегося (сахароза и лактоза)
(Слайд 15) Сахароза.
Сахар довольно сладкое вещество, содержится во фруктах, овощах, но больше в сахарной свёкле и тростнике – 20%, а так же в бахчевых – арбуз, дыня. Сейчас сахар – постоянный спутник нашего стола, без которого гостей не накормишь, да и самим чашки чая не выпьешь. Было время, когда сахар считали дорогим лекарством и покупали в аптеках по той же цене, что и серебро. В России сахар появился в 1273 году (первое упоминание о кристаллическом сахаре, ввозимом с заморскими товарами, относится ко времени правления великого князя Василия Ярославича), а в Европе – в 1747 году. Спрос на сахар сильно возрос с середины XVII века, когда в России начали употреблять чай, быстро ставший национальным напитком. В 1718 году указом Петра I купцу Верстову было поручено строительство первой в России “сахарной мануфактуры”.
В начале XX в. медики уже знали, что сахар – это “белая смерть”, однако очень медленная и сладкая. Однако, хорошенько изучив таблицу Д.И.Менделеева, они нашли несколько полноценных заменителей сахара, не отличающихся от него по вкусу, но не вызывающих диабета и разрушения зубов.
Вопрос классу: Как называется один из заменителей сахара? Вы узнаете, разгадав шараду:
Слог мой первый метлой выметают.
Слогом вторым информатик считает.
В целом скажу, дорогие друзья,
Для многих больных вместо сахара я. (Сорбит)
(Слайд 16) Лактоза.
Лактоза – единственный углевод животного происхождения, находится в молоке животных – 4% и, несмотря на это, молоко не отличается особой сладостью, так как она менее сладкая, чем глюкоза.
(Слайд 17) Крахмал (выступление учащегося)
Крахмал – белый порошок нерастворимый в холодной воде, а в горячей воде он набухает. Он совершено безвкусен. Крахмал уже усваивается не так быстро, как сахар. Чтобы облегчить его усвоение, содержащие крахмал продукты подвергают тепловой обработке, то есть картофель, рис варят, хлеб пекут. В этих условиях идет частичный гидролиз крахмала, то есть образуется полимер поменьше – декстрины, а в пищеварительном тракте образуется конечный продукт гидролиза глюкоза. Крахмал считают основным углеводом пищи.
(Слайд 18) Применение крахмала.
(Слайд 19) Гликоген.
Излишки глюкозы соединяются в особый вид крахмала – гликоген или животный крахмал. Он запасается в мышцах, а больше всего в печени.
(Слайд 20) Целлюлоза (сообщение учащегося).
Целлюлоза – тоже растительный полисахарид, образованный глюкозой. Её еще называют клетчаткой. Она содержится в овощах, фруктах, злаках. Это волокнистое вещество нерастворимое в воде.
У целлюлозы есть один недостаток – она непитательна. Конечно, мы её едим, потому что она содержится в растениях. Но она не переваривается желудочно-кишечным трактом. Так как нет ферментов, которые расщепляют её. А зачем тогда она нам нужна? Оказывается она необходима! Одно из самых замечательных свойств пищевых волокон – их способность удерживать воду, например, сырые морковь, яблоко, капуста в желудке и кишечнике разбухают вдвое и создают иллюзию сытости. Еще один плюс пищевых волокон – они поглощают холестерин и желчные кислоты, что тормозит камнеобразование. Поэтому ешьте побольше капусты, моркови, свёклы постарайтесь есть яблоки, смородину, малину. Из крупяных – пшено, перловка, овес и из бобовых – горох, фасоль, а так же дары леса – грибы, орехи.
(Слайд 21, 22, 23) Применение целлюлозы.
(Слайд 24) Биологическое значение углеводов.
Учитель: (Слайд 25) Биосинтез углеводов.
“Когда-то где-то на Землю упал луч Солнца. В той или иной форме он вошел в состав хлеба, который послужил нам пищей. Он преобразился в наши мускулы, в наши нервы… Он приводит нас в движение. Быть может в эту минуту он играет в нашем мозгу…”
Единственные живые организмы, которые способны самостоятельно синтезировать сахара из неорганических веществ – зелёные растения. В начале XIX века ученые, такие как профессор Тюбингенского университета фон Моль, раздраженно критиковали книгу Юстуса Либиха:
“Оказывается уже не земле растительный мир обязан своим питанием, нет, растения питаются воздухом, водой и так называемыми питательными солями, которые они разыскивают в почве!”
В настоящее время мы точно знаем, что зеленые растения из углекислого газа и воды на свету в присутствии хлорофилла фотосинтезируют органические вещества (глюкозу).
(Слайд 26) Решите задачу.
За световой день лист сахарной свёклы площадью 1 дм2 может поглотить 44,8 мл (н. у.) оксида углерода (IY). Рассчитайте массу глюкозы, которая образуется при этом в результате фотосинтеза.
IV. Выводы. Подведение итогов урока (обсуждение, выставление оценок, что понравилось на уроке, что узнали нового, чему научились)
(Слайд 27)
Углеводы обеспечивают нас всем необходимым для жизни: пищей, одеждой, мебелью, кровом, книгами.
Углеводы участвуют в построении сложных белков, ферментов, гормонов.
Углеводами являются и такие жизненно необходимые вещества, как гепарин (он играет важнейшую роль – предотвращает свёртывание крови).
Процесс фотосинтеза, протекающий в клетках живых растений, приводит к синтезу углеводов из воды и углекислого газа. При этом превращении образуется кислород, без которого жизнь на нашей планете была бы невозможна.
V. Закрепление изученного материала.
В заключение урока ответьте на вопросы по углеводам: 1. Как называется процесс расщепления углеводов в клетке при дыхании? 2. Углевод, содержащийся в соке сахарной свеклы. 3. Процесс преобразования солнечной энергии в химическую. 4. Молочный сахар. 5. Высокомолекулярные углеводы. 6. Промежуточные продукты гидролиза крахмала. 7. Углевод, входящий в состав нуклеиновых кислот. 8. Заменитель сахара для диабетиков
Тест:
1. Какое из названных химических соединений не является биополимером?
А) белок
Б) глюкоза
В) дезоксирибонуклеиновая кислота
Г) целлюлоза
2. Из каких соединений синтезируются углеводы при фотосинтезе?
А) из О2 и Н2О
Б) из СО2 и Н2
В) из СО2 и Н2О
Г) из СО2 и Н2СО3
3. Какой из продуктов целесообразнее давать уставшему марафонцу на дистанции для поддержания сил?
А) кусочек сахара
Б) немного сливочного масла
В) кусок мяса
Г) немного минеральной воды
4. В клетках животных запасным углеводом является:
А) целлюлоза
Б) крахмал
В) глюкоза
Г) гликоген
VI. Домашнее задание и его инструктаж:
Пользуясь учебником и опорным конспектом, подготовиться дать характеристику классу углеводов.
Решите задачу: Какова масса молочной кислоты, образующейся при брожении глюкозы массой 400 г, содержащей 10% примесей?
Домашние опыты:
1) Попробуйте долго разжевывать кусочек белого хлеба. Вы заметите, что вкус его становится сладковатым. Это работает фермент амилаза, превращая в мальтозу крахмал, содержащийся в хлебе.
2) Поучимся правильно готовить крахмальный клейстер - коллоидный раствор крахмала в воде. Налейте в кастрюлю немного холодной воды и добавьте крахмал, из расчета примерно две чайные ложки на стакан. Смесь хорошо размешайте — получится так называемое крахмальное молоко. При перемешивании добавьте к нему кипяток и, продолжая размешивать, нагревайте на огне до тех пор, пока раствор не станет прозрачным. Остудите его. Это и есть крахмальный клейстер, который так хорошо склеивает бумагу; поэтому его часто применяют, например, для приклеивания обоев.
3) Вы, конечно, знаете, что в присутствии свободного йода крахмал синеет (заметьте только, что раствор йода должен быть очень слабым). Кстати, пользуясь таким раствором (а чтобы приготовить его, достаточно разбавить аптечный раствор водой), можно исследовать на содержание крахмала различные пищевые продукты. Проведите исследование. Результаты оформите в виде таблицы: продукт, наличие крахмала.
Литература.
1) Габриелян О.С. “Химия-10” М.: “Дрофа”, 2011.
2) Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Химия, 10 класс.
3) Видеофрагмент: “Определение глюкозы в виноградном соке”.
4) ru.wikipedia.org/wiki/Углевод