Цели урока:
- обучающая - сформировать у студентов представление о зрительных иллюзиях в одежде;
- развивающая - применение знаний на практике, корректировка фигур;
- воспитательная - формирование эстетического вкуса у студентов.
Тип урока - комбинированный (повторение пройденного материала и получение новых знаний).
Форма урока - урок-лекция
Средства обучения:
- Интерактивная доска
- Презентация
План урока:
- Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.
- Повторение темы предыдущего урока.
- Изложение нового материала.
- Закрепление пройденного материала.
- Подведение итогов урока.
- Выдача домашнего задания.
Ход урока
1. Организационная часть
Проверка готовности студентов к уроку.
Сообщение темы и плана урока (слайд 1)
2. Повторение темы предыдущего урока. Устный опрос.
Вопросы для повторения (слайд 2)
1. Какие линии костюмной формы бывают по назначению?
2. Какие линии бывают по направлению?
3. От чего зависит характер линий в костюме?
Какие линии костюмной формы бывают по назначению?
(Ответы студентов)
По своему назначению линии костюмной формы подразделяются на:
- силуэтные линии — описывающие контур предмета, его абрис; они дают обобщенное представление о форме, не конкретизируя частности внутри самой формы;
- конструктивные линии — располагающиеся внутри силуэта и показывающие конструкцию этой формы, т. е. каким образом отдельные элементы и части формы составлены в целое; в костюме такими линиями являются все швы, линии соединения рукава с лифом, лифа с юбкой, а также вытачки, складки и др.;
- декоративные линии — это линии рисунка декоративных отделок, а также орнаментации ткани;
- если они совпадают с конструктивными линиями, то их называют конструктивно-декоративными; в народной одежде орнаменты, отделочные материалы (кружева, ленты, тесьма) и другие декоративные элементы часто располагаются вдоль линий конструкции изделия, создавая конструктивно-декоративные
Какие линии бывают по направлению?
(Ответы студентов)
По направлению линии бывают горизонтальные, вертикальные и наклонные, или диагональные. Все они также сообщают композиции костюма различное образно-эмоциональное содержание. Горизонтальные линии ассоциируются с горизонтом и придают композиции костюма определенную статичность, устойчивость. Зрительно они делают форму более широкой, поэтому такие линии нежелательны в одежде для невысоких людей, обладающих полной фигурой. Вертикальные линии, наоборот, сообщают форме стройность и создают ощущение вытянутое вверх. Их применение в костюме способно улучшить внешний вид полных людей, сделать их фигуру более привлекательной. Самыми активными и напряженными являются наклонные, или диагональные, линии. Они создают ощущение движения и делают композицию более выразительной
От чего зависит характер линий в костюме?
(Ответы студентов)
Начертательный характер линий в костюме зависит главным образом от пластических свойств материалов, из которых костюм изготавливается. Существуют ткани и материалы плотные, жесткие, хорошо удерживающие приданную им форму. Если одежда сшита из подобных материалов, то ее форма описывается прямыми или ломаными линиями. Другие материалы обладают мягкой пластикой — они создают неустойчивые, “текучие” формы. Здесь преобладают волнистые и кривые линии.
Теперь посмотрим на следующие модели и определим какие линии из перечисленных имеются на каждой модели (слайд 3)
(Ответы студентов -учащиеся показывают и объясняют назначение линий)
3. Изложение нового материала.
Тема нового материала: “Зрительные иллюзии в одежде” (слайд 4)
Иллюзия - нечто кажущееся, обман чувств. Ошибочное восприятие предметов, явлений.
Зрительное восприятие дает человеку 90% всего объема информации. Восприятие — это процесс отражения человеком предметов и явлений объективной действительности в ходе их непосредственного воздействия на органы чувств, а также создание чувственного образа предмета или явления, возникающего в процессе такого отражения (слайд 5)
Иллюзорность — это обманчивость зрительного восприятия. Причина зрительных иллюзий лежит как в физических свойствах предмета, так и в особенностях строения глаза. Зрительное восприятие обязательно включает в себя глазомерную оценку. Человек подсознательно отмечает равенство отрезков, их параллельность, пропорции, одинаковость фигур, даже если они повернуты относительно друг друга и т. д. Наблюдаемые объекты проецируются на сферические сетчатые оболочки глаз человека, которые у всех людей устроены примерно одинаково, поэтому зрительные иллюзии закономерны и объективны.
Иллюзии не на всех действуют одинаково: на одних они действуют очень активно и могут “разубедить” даже в знаниях этого предмета, а на других слабое действие.
Иллюзии могут быть обусловлены разными причинами (слайд 6).
Всего существуют 3 типа иллюзий:
- Физические, возникающие в следствии отражения или преломления лучей света, когда мы видим изменения лучей света, когда мы видим изменение направления предмета (ложка в стакане чая) (слайд 7)
- Физиологические, зависящие от нашего глаза (слайд 8, 9)
- Психологические, к которым относятся восприятие смысла целой фигуры, направление внимания, прошлые опыты или зрительные иллюзии.
Мода — это не только вечное стремление человека к переменам, но и постоянная погоня за идеалом. Иллюзии издавна, и с большим успехом, используются для того, чтобы приблизить реальную фигуру к идеальной с точки зрения бытующей моды: сделать выше рост, фигуру стройнее, плечи уже или шире, грудь больше или меньше, талию тоньше и т. д. Костюм воспринимается только на фигуре конкретного человека, сливаясь с его индивидуальным обликом и манерами. Но не всегда фигура человека соответствует той форме костюма, модной одежде, которую хотелось бы носить. Поэтому в костюме следует подчеркнуть желаемые формы и замаскировать не выгодные (слайд 10)
Способы достижения нужного визуального эффекта.
Формируя определенное зрительное восприятие фигуры, современный дизайнер использует различные способы и приемы. С одной стороны, он может придать фигуре определенный визуальный эффект (т. е. сделать полную фигуру стройнее, отвлечь внимание от проблемной зоны и т. д.) с помощью конструктивных и модельных линий. В этом случае широко используется свойство вертикальных линий (рельефов, декоративных швов и т. д.) и особое внимание уделяется моделированию воротников и выреза горловины, расположению мелких деталей (карманов, пат и т. д.). С другой стороны, того же эффекта можно достичь за счет использования свойств рисунка ткани (например, вертикальные полосы придают фигуре стройность, крупная клетка расширяет). В этом случае конструктивные линии уходят на второй план.
Зрительные иллюзии не только позволяют фигуре выглядеть более или менее идеально, но и обеспечивают определенное эстетическое восприятие художественного образа модели.
Рассмотрим основные зрительные иллюзии, которые необходимо знать при моделировании одежды.
1. Иллюзия переоценки вертикали (слайд 11)
Вертикальное всегда кажется нам больше, чем равное ему по величине горизонтальное. Расстояния, находящиеся в верхней части поля нашего зрения, кажутся больше, чем расстояния, находящиеся в его нижней части. Эта иллюзия наиболее характерна для определения пропорций верхней и нижней частей одежды. Равные по длине юбка и блуза не воспринимаются глазом как равные. Длина юбки зрительно сдвигается немного вверх, и эта малая разница вносит беспокойство, так как глаза начинают сравнивать: что больше, а что меньше. Разница должна быть более явной, чтобы модель легко читалась глазом. То есть необходимо удлинить блузу или юбку.
Давайте посмотрим на экран (слайд 12):
Квадраты кажутся разными по величине, хотя на самом деле это не так.
Если к 1-ой фигуре подрисовать “шарф”, то фигуры зрительно вытянется (Преподаватель приглашает к доске студентку и она подрисовывает шарф к фигуре на слайде).
Студентам предлагается зарисовать в тетрадь прямоугольники.
2. Иллюзия заполненного пространства (слайд 13)
Иногда случается так, что заполненное декором и деталями пространство костюма кажется больше, чем равное ему незаполненное. Поэтому лучше избежать нагромождения деталей в той части фигуры, размеры которой нежелательно увеличивать.
(Смотрим на экран)
Зрительно сравниваем между собой размеры квадратов и размеры прямоугольников, (студенты делают выводы о сравнении фигур)
Если нанести на юбку вертикальные линии и карманы накладные, то юбка зрительно станет больше, что приводит к увеличению объемов в области бедер (выполняется преподавателем на экране)
Студенты зарисовывают в тетрадь манекен <Pисунок 1>
Рис. 1
А теперь посмотрим на экран (слайд 14) и сравним фигуры. Сделайте вывод об их объеме.
(больше кажется фигура в блузке с рисунком)
3. Иллюзия переоценки острого угла (слайд 15)
Расстояние между сторонами острого угла кажется больше, чем оно есть на самом деле, а расстояние между сторонами тупого угла недооценивается. В основном это касается оформления горловины. Широкий треугольный вырез горловины делает широкие плечи уже, а узкий и длинный, наоборот, расширяет (слайд 16)
Рис. 2
<Рисунок 2> (подрисовать на манекенах на слайде)
<Рисунок 3> (подрисовать на складках наклонные линии различных направлений и сделать вывод о влиянии линий на параллельность)
Студенты зарисовывают в тетрадь манекены.
Рис. 3
4. Иллюзия контраста
Этот вид иллюзии рассмотрим на примере контраста форм, размеров и пластического рисунка. (слайд 17)
Маленькая форма рядом с большой еще больше уменьшается, а большая форма в окружении малых кажется еще больше (слайд 18)
В дизайне костюма эта иллюзия используется очень широко. Например, в большой шляпе голова будет казаться меньше, чем в маленькой; тонкая шея, окруженная широким вырезом горловины, будет казаться еще тоньше, худая рука в широком рукаве — еще уже, а сильно затянутая талия при широких бедрах сделает их еще шире (слайд 19)
5. Иллюзия полосатой ткани (слайд 20)
Выбирая расположение полос на полосатой ткани (вертикальное или горизонтальное), можно, например, придать полной фигуре стройность, учитывая ширину, частоту и ритмичность полос.)
При сложном расположении полос (например, под углом) важно учесть, что углы, образуемые встречными полосами, направленными острием вверх, сокращают ширину бедер полной фигуры. Углы, направленные острием вниз, наоборот, зрительно расширяют бедра, далее если сделать вертикальную вставку посередине (слайд 21)
(примеры на слайде, зарисовать в тетрадь)
Студенты зарисовывают в тетрадь примеры иллюзии.
Рассмотрим примеры иллюзии на фигурах и их влияние на объем тела (слайд 22, 23)
6. Иллюзия сокращения объема при делении фигуры по вертикали контрастными по цвету тканями (слайд 24)
Эта иллюзия основанная на асимметрии, к примеру, может создаваться тем, что левая половина костюма белая, правая – черная, левый рукав – черный, а правый – белый. Благодаря делению по вертикали можно сократить объем полной фигуры, придав ей некоторую стройность и динамичность.
Зарисовать в тетрадь (слайд 25)
7. Иллюзия пространственности при постепенном сокращении, сжатии, уменьшении рисунка ткани (слайд 26)
Такой эффект наиболее часто встречается в моделях стиля оп-арт. Например, крупная клетка постепенно становится меньше и как будто уходит в пространство. Причем та часть, на которой расположена крупная клетка, кажется больше и объемнее, чем та, на которой клетка становиться меньше.
Поэтому, если вы не хотите привлекать внимание к какой-либо части фигуры, не располагайте на ней участки ткани с крупным рисунком. Лучше расположите мелкий узор, а крупный, нарастая, мягко переведет внимание на другую часть фигуры.
Иллюзия пространственности (зарисовать в тетрадь) (слайд 27)
8. Иллюзия психологического отвлечения (слайд 28)
Если мы хотим скрыть определенный недостаток фигуры, то внимание лучше направить на другое место в одежде или же подчеркнуть достоинства внешности. Например, при “тяжелом” низе фигуры внимание лучше привлечь к декоративному оформлению шеи, плечевого пояса и т. д.
4. Закрепление пройденного материала (слайд 29, 30, 31, 32)
К каким зрительным иллюзиям относятся следующие модели:
(студентам по очереди предлагается 8 моделей, при рассмотрении которых они совместными усилиями отвечают на вопрос)
- 1 модель - иллюзия полосатой ткани, зрительное расширение области груди
- 2 модель - Иллюзия пространственности при постепенном сокращении, сжатии, уменьшении рисунка ткани, зрительно кажется больше область талии и низа
- 3 модель – Иллюзия заполненного пространства, в области бедер увеличение
- 4 модель - Иллюзия сокращения объема при делении фигуры по вертикали контрастными по цвету тканями, область талии подчеркнута
- 5 модель – Иллюзия пространственности при постепенном сокращении, сжатии, уменьшении рисунка ткани, зрительно кажется больше область плеч и верхнего пояса
- 6 модель - Иллюзия полосатой ткани, область груди увеличена, а область талии подчеркнуто уменьшена
- 7 модель - Иллюзия заполненного пространства, в области груди увеличение
- 8 и 9 модель – Иллюзия заполненного пространства, 8 модель кажется больше в плечевом поясе за счет крупных кругов.
Знание и правильное использование свойств
зрительных иллюзий позволяет подчеркнуть
красоту и совершенство правильной фигуры, удачно
расставить модные акценты на той или иной части
тела, а также придать нестандартной или полной
фигуре определенный визуальный эффект (слайд
33). В последнем случае от модельера требуется
особое внимание и такт. При этом можно
использовать два абсолютно разных метода:
Первый метод иногда называют “французским”, а второй — “русским”. Например, тонкую талию полной женщины молено подчеркнуть кроем одежды или красивым декоративным элементом (поясом), привлекающим внимание. С другой стороны, ту лее фигуру можно одеть в прямое полосатое платье.
5. Подведение итогов урока (выставление оценок за урок)
Хотелось закончить наш урок словами Фредерика Феккэи:
X Большинство женщин не осознают собственной красоты, зато они отлично знают о своих недостатках...
Желаю вам свои недостатки превратить в достоинства.
6. Домашнее задание.
Подобрать к каждой иллюзии по одной модели из журналов и оформить их в альбом.
Литература
- В.В. Ермилова, Д.Ю. Ермилова "Моделирование и художественное оформление одежды" Москва, Академия 2000 г
Интернет-ресурсы
- Проектирование одежды - http://clothing.tj/
- Электронная библиотека Библиофонд – http://bibliofond.ru/view.aspx?id=30706
- Осинка.ру - http://www.osinka.ru/Moda/Style/2004_Illusions-3.html