Первая серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются ученики – это выбор будущей профессии. Вопрос "Кем мне стать?" задает себе каждый из них. И здесь главное – не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам и, наконец, требованиям, которые предъявляет профессия к личности кандидата. В связи с этим одной из целей работы учителя должна быть оказание помощи ученикам определить свои жизненные планы и в соответствии с ними выстроить алгоритм своих действий, создать условия для личностного развития школьника и его самоопределения в выборе профессии в процессе обучения биологии. Данная цель достигается через личностно – ориентированный подход к ученику, развивающие обучение личности. Главным такого обучения является развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, нравственных ценностей с тем, чтобы выпускник школы был способен к самореализации, самостоятельному мышлению, принятию важных для себя решений. Задача учителя – воспитать активную, творческую личность, способную вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести за них ответственность.
Один из самых главных содержательных компонентов профориентационной работы — профессиональное просвещение. Оно подразумевает сообщение учащимся сведений о различных профессиях в области биологии, их отличительных особенностях, значении для общества, о потребностях в кадрах, условиях профессиональной деятельности, требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим качествам личности, способах и путях приобретения профессии. К данному направлению также относится работа по вооружению школьников элементарными профессиональными умениями и навыками.
Профессиональное просвещение можно проводить с применением рассказа или беседы о профессиях, связанных с биологией; использованием практических работ, демонстрацией предметов труда и профессиональных операций. Выполнение школьниками творческих работ, затрагивающих прикладные аспекты биологических наук, способствует развитию интереса к биологии как области практической деятельности и влияет на процесс профессионального самоопределения. Большое значение имеют игровые методы — профориентационные ролевые игры и упражнения. Приведу пример экспресс-анализа, который можно использовать для учащихся разного возраста.
Экспресс-анализ.
А. Переплетите пальцы рук. Сверху оказался большой палец левой руки (Л) или правой (П)? Запишите результат.
Б. Сделайте в листе бумаги небольшое отверстие и посмотрите сквозь него двумя глазами на какой-либо предмет. Поочерёдно закрывайте то один, то другой глаз. Предмет смещается, если вы закрываете правый глаз или левый?
В. Станьте в "позу Наполеона", скрестив руки на груди. Какая рука оказалась сверху?
Г. Попробуйте изобразить "бурные аплодисменты". Какая ладонь сверху?
Теперь посмотрите, что у вас получилось.
ПППП – консервативен, предпочитает общепринятые нормы поведения.
ПППЛ – темперамент слабый, преобладает нерешительность.
ППЛП – характер сильный, энергичный, артистический. При общении с таким человеком не мешают решительность и чувство юмора.
ППЛЛ – характер близок к предыдущему типу, но более мягок, контактен, медленнее привыкает к новой обстановке. Встречается довольно редко.
ПЛПП – аналитический склад ума, основная черта – мягкость, осторожность. Избегает конфликтов, терпим и расчётлив, в отношениях предпочитает дистанцию.
ПЛПЛ – слабый тип, встречается только среди женщин. Характерны подверженность различным влияниям, беззащитность, но вместе с тем способность идти на конфликт.
ПЛЛП – артистизм, некоторое непостоянство, склонность к новым впечатлениям. В общении смел, умеет избегать конфликтов и переключаться на новый тип поведения. Среди женщин встречается примерно вдвое чаще, чем среди мужчин.
ПЛЛЛ – а этот тип, наоборот, более характерен для мужчин. Отличается независимостью, непостоянством и аналитическим складом ума.
ЛППП – один из наиболее распространённых типов. Он эмоционален, легко контактирует практически со всеми. Однако недостаточно настойчив, подвержен чужому влиянию.
ЛППЛ – похож на предыдущий тип, но ещё менее настойчив, мягок и наивен. Требует особо бережного отношения к себе.
ЛПЛП – это самый сильный тип характера. Настойчив, энергичен, трудно поддаётся убеждению. Несколько консервативен из-за того, что нередко пренебрегает чужим мнением.
ЛПЛЛ – характер сильный, но ненавязчивый. Внутренняя агрессивность прикрыта внешней мягкостью. Способен к быстрому взаимодействию, но взаимопонимание при этом отстаёт.
ЛЛПП – характерны дружелюбие, простота, некоторая разбросанность интересов.
ЛЛПЛ – простодушие, мягкость, доверчивость – вот его основные черты. Очень редкий тип, у мужчин практически не встречается.
ЛЛЛП – эмоциональность в сочетании с решительностью приводит к непродуманным поступкам. Энергичен.
ЛЛЛЛ – обладает способностью по-новому взглянуть на вещи. Ярко выраженная эмоциональность сочетается с индивидуализмом, упорством и некоторой замкнутостью.
Урок — основная организационная форма учебно-воспитательного процесса в школе. Профессиональная ориентация — составная часть этого процесса, поэтому неотъемлемой частью урока должна стать работа по профессиональному просвещению учащихся. При этом задача каждого учителя — увязать познавательные сведения о профессиях и производствах с темой и содержанием урока. Профпросвещение на уроках может осуществляться путем беседы, рассказа, ситуационных производственных задач, использования литературных источников, звукозаписи и т.д.
Приведу примеры, как можно при изучении программного материала ознакомить учащихся с рядом профессий.
В теме “Общее знакомство с цветковыми растениями” (6кл.), раскрывая значение растений в жизни человека можно познакомить школьников с профессиями фармацевта и фитодизайнера. С целью расширения знаний учащихся о лекарственных растениях для знакомства с элементами труда фармацевта целесообразно предложить ребятам следующую работу: название лекарственного растения, используемые в медицине орган, часть этого растения, его лекарственное действие и применение. Для знакомства с профессией фитодизайнера можно предложить ребятам составить осенний букет или композицию из живых или высушенных растений и природного материала.
Во время проведения экскурсии на тему “Осень в жизни растений и животных” (6кл.) учащиеся знакомятся с растениями и животными, встречающимися на данной территории, с условиями их обитания. На данной экскурсии, которую можно провести заочно, школьники могут выступить в роли фенологов, экологов, наблюдателей.
При изучении темы “Влияние человека на численность животных. Охрана животного мира” (7 кл.) проводится занимательный урок по теме “Мы и братья наши меньшие”. Цель урока – сформировать знания у школьников о влиянии хозяйственной деятельности человека на окружающую среду, познакомить со специальностями природоохранной деятельности: экологи, орнитологи, ихтиологи, энтомологи, герпетологи, териологи, журналисты, общественные деятели.
В процессе изучения темы “Поведение и психика” (8кл.) школьники проводят практические и тестовые работы:
– по анализу познавательных процессов (память, мышление, ощущение, восприятие);
– изучают свои эмоциональные реакции на различные ситуации, определяют способы их регулирования;
– выявляют свою работоспособность, причины утомляемости и активизации;
– исследуют пути становления личности, вида темперамента, особенности характера.
В результате проведенных работ школьники определяют свои интересы, склонности и способности, проводят самоанализ и самодиагностику. Все эти работы знакомят учащихся с профессией психолога и основными методами и приемами его работы.
При организации данных форм работы руководствуюсь принципом:
"Скажи мне и я забуду,
Покажи мне и я запомню,
Дай мне действовать самому, и я научусь".
(Известная китайская мудрость)
Содержание работы по профессиональному просвещению должно учитывать состав учащихся по возрасту и полу, использование классификации Е. А. Климова по пяти типам профессиям и медицинские показания.
1. Условно можно выделить следующие возрастные этапы социально-профессионального самоопределения школьников:
первый — 1—4-й классы — пропедевтический. На этом этапе у младших школьников происходит формирование любви и добросовестного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, развитие интереса к профессии родителей и ближайшего окружения, интереса к наиболее распространенным профессиям, основанных на практической вовлеченности учащихся в различные виды познавательной, игровой, общественно – полезной, трудовой деятельности;
второй — 5—7-й классы — поисково-зондирующий. Здесь формируется профессиональная направленность подростков, осознание ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. Этому способствует включение учащихся в деятельность, согласованную с профилем продолжения образования в старших классах и будущей профессиональной деятельности;
третий — 8—9-й классы. Это период развития профессионального самосознания школьников: сформированности у них личностного смысла выбора профессии, умения соотносить общественные цели выбора сферы деятельности со своими идеалами, представлениями о ценностях и собственными реальными возможностями. Для этого учащиеся овладевают необходимыми знаниями и умениями по научным основам выбора профессии, которые приобретаются в процессе изучения специальных курсов;
четвертый — 10—11-й классы. Здесь уточняется социально-профессиональный статус учащихся в процессе непосредственной профессиональной деятельности. Внимание сосредотачивается на формировании профессионально важных качеств в избранном виде труда, контроле и коррекции профессиональных планов, способах оценки результатов, достижений в избранной деятельности, самоподготовке к ней и саморазвитии. Целенаправленно осуществляется социально-профессиональная адаптация старшеклассников (не только формирование профессиональных знаний и умений, но и освоение норм, ценностей конкретного трудового коллектива).
2. Классификация Е.А. Климова по пяти типам профессиям:
"Человек – природа": лабораторные, практические работы по биологии, работа на пришкольном участке, в живом уголке, выполнение работ на уроке сельскохозяйственного труда, в юннатских кружках, работа на приусадебном участке, в саду, в огороде, уход за животными.
Кассир, оператор ПЭВМ, печатник, чертежник, штурман, радист, геодезист, переводчик, программист, товаровед, экономист, редактор.
"Человек – техника": лабораторные, практические работы по физике, химии, электротехнике, выполнение работ на уроках технического труда, в технических кружках, техническое моделирование, ремонт бытовой техники.
Бетонщик, водитель, газоэлектросварщик, каменщик, маляр-штукатур, слесарь, электрик, столяр, плотник, механик, инженер, испытатель, конструктор, проектировщик, контролер, технолог.
"Человек – человек": разбор характеристик литературных героев, исторических личностей, разбор помыслов, поведения окружающих, выполнение работ на уроках труда, общественно – организаторская работа среди сверстников, шефская воспитательная работа среди младших, участие в коллективных мероприятиях, спортивных играх.
Агент, артист, массажист, милиционер, няня, официант, продавец, социальный работник, воспитатель, врач, менеджер, психолог, тренер, учитель, экскурсовод, юрист.
"Человек – знаковая система": выполнение письменных работ по разным предметам, чтение, ведение записей, выписок дневников, коллекционирование, упорядоченное накопление разного рода сведений (вырезок из газет, выписок картотек), перевод с одного языка на другой, выпол-нение вычислений, подсчётов, чертежей, схем.
Кассир, оператор ПЭВМ, печатник, чертежник, штурман, радист, геодезист, переводчик, программист, товаровед, экономист, редактор.
"Человек – художественный образ": разбор художественных особенностей произведений литературы, искусства, выполнение заданий на уроках рисования, пения, участие в эстетическом оформлении класса, школы, домашней обстановки, личных вещей, участие в художественной самодеятельности, в соответствующих кружках, студиях.
Закройщик, мозаичник, парикмахер, повар-кондитер, фотограф, цветовод-декоратор, столяр-краснодеревщик, диктор теле- и радио, актер, архитектор, музыкант, хореограф, художник, юрист, писатель, режиссер, модельер
3. Медицинские противопоказания при выборе некоторых профессий:
Агроном.
Выраженных медицинских противопоказаний не
имеет.
Родственные профессии.
Овощевод, Озеленитель, Садовод.
Ветеринарный врач.
Работа не рекомендуется людям, имеющим
значительные дефекты зрения и слуха,
инфекционные заболевания.
Родственные профессии.
Ветеринарный фельдшер, биохимик, врач
санитарный.
Врач травматолог-ортопед.
Выраженных медицинских противопоказаний не
имеет.
Родственные профессии.
Врач терапевт, врач хирург, врач физиотерапевт.
Преподаватель в системе специального
образования.
Работа не рекомендуется людям, имеющим
выраженные сердечно-сосудистые заболевания,
выраженные заболевания органов зрения и слуха;
противопоказана, людям, страдающим
инфекционными заболеваниями.
Родственные профессии.
Преподаватель в колледжах, преподаватель в
средней школе, преподаватель в начальной школе.
Программист.
Работа не рекомендуется людям, страдающим
заболеваниями органов зрения; противопоказана
больным эпилепсией, с нарушениями функции
щитовидной железы, и страдающими болезнями
крови.
Родственные профессии.
Математик, оператор электронно-вычислительных и
вычислительных машин, секретарь-машинистка.
Психолог.
Профессия не рекомендуется людям с дефектами
зрения и слуха, а также инфекционные заболевания.
Родственные профессии.
Профконсультант, педагог-организатор, педагог
дополнительного образования.
Фельдшер.
Работа не рекомендуется людям, страдающим
тяжелыми функциональными расстройствами
сердечно-сосудистой системы, отклонениями в
психике, имеющим аллергию на лекарственные
препараты, нарушения зрения, снижение зрения и
являющимся бактерио– и вирусоносителями.
Родственные профессии.
Фельдшер-лаборант, медицинская сестра, врач
санитарный.
Юрисконсульт (Юрист, Цивилист).
Работа не рекомендуется людям, страдающим
тяжелыми заболеваниями сердечно-сосудистой
системы, нервные расстройства.
Родственные профессии.
Бухгалтер-эксперт, нотариус, арбитр.
Профессиональное просвещение школьников должно основываться на реальной потребности в конкретных профессиях. Ознакомление с миром профессий следует тесно увязывать с профессиональными интересами, склонностями, способностями учащихся и динамикой развития этих особенностей молодых людей. В тоже время, работая с больными детьми, учителю надо постоянно помнить об ограничениях в выборе той или иной профессии в связи с конкретным заболеванием и рекомендовать ученику ту специальность, которая ему возможна.
Эта целенаправленная индивидуальная работа с учеником имеет большое государственное значение и, конечно, оказывает помощь выпускнику. Успех такой работы – в правильном выборе старшеклассником специальности, а значит и в максимальной отдаче государству. А это одна из немаловажных целей, которые ставит перед школой общество, в гармоничном воспитании человека.