Важнейшей задачей современной школы является воспитание у детей исследовательской установки по отношению к жизни. Актуальным становиться вопрос о том, как создать для детей с разным уровнем развития познавательных потребностей и возможностей образовательную среду, которая способствовала бы развитию у ребенка исследовательского отношения к миру, становлению у него исследовательской позиции.
Развитие исследовательского отношения к миру связано с развитием познавательных интересов, которые становятся пусковым механизмом для осуществления детьми исследований, позволяющих им узнавать много нового об окружающем мире, приобретать универсальные способы его познания – исследовательские умения. На мой взгляд, трудно переоценить в этом смысл значение такого предмета, как “Окружающий мир”. В то же время сам по себе предмет, какими бы содержательным возможностями он ни обладал, не может обеспечить развитие тех или иных познавательных интересов, исследовательских умении учащихся. Большое значение в данном случае принадлежит методу преподавания.
Удивиться тайнам окружающего мира может помочь применение проблемно-диалогического метода в обучении. Этот метод я начала применять на уроках окружающего мира уже в первом классе. И я заметила, что чем чаще я строила урок по законам методики исследования, тем легче у учащихся получалось выдвигать гипотезы и делать обобщение (содержательно-смысловой стержень урока, т.е. то, “ради чего” проводился урок). Применение проблемно-исследовательского метода позволяет поставить ребенка в активную позицию исследователя, обеспечивает высокий уровень самостоятельности ребенка в процессе учения. И чем старше становиться ученик, тем больше он приобретает знаний, обеспечивающих развитие у него необходимых для самообучения мыслительных и исследовательских умений. Важно и то, что проблемно-исследовательский метод предполагает не только индивидуальный, но и групповой, совместный поиск неизвестного учащимися. При таком построении процесса обучения обеспечивается развитие коммуникативной сферы у детей, их способности к сотрудничеству, пониманию других людей и самого себя.
Как же можно организовать учебный процесс, чтобы он обеспечивал развитие у учащихся мыслительных и исследовательских умений, необходимых для самостоятельного учения?
В процессе применения метода я выделила для себя шесть основных этапов исследования, которые следуют друг за другом, и два дополнительных (*), которые могут выпадать или меняться.
1. Этап мотивации, или создания проблемной ситуации (учитель создает условие для возникновения вопроса)
2. Этап исследования (может быть в малых группах) (учитель готовит материал нескольким поисковым группам, что значительно расширяет информационно-поисковое поле, позволяет посмотреть на проблему с разных сторон и разными глазами)
3. Этап обмена информацией (учитель обеспечивает условия для свободного обмена мнениями и представления найденных данных каждой группой учащихся)
4. Этап организации информации (учитель позитивно оценивает каждую попытку ученика классифицировать информацию, выдвигать разные идеи, дабы облегчить возможность открытия обобщения и сделать это открытие достоянием каждого ребенка)
5. Этап связывания информации (учитель помогает открыть связующий принцип, представляющий собой нахождение общей идеи, которая относится ко всем изученным фактам)
6. Подведение итогов, рефлексия (учитель возвращает к началу исследования, а точнее к проблеме и оценивается то, в какой мере она решена)
7*. Постановка новых вопросов
8*. Применение
На мой взгляд, результатом использования на уроках окружающего мира проблемно-исследовательского метода является развитие исследовательских и коммуникативных умений у младших школьников, высокая познавательная и учебная мотивация учащихся, обеспечивающие учителю поддержку его творческих усилий и подлинное удовлетворение от педагогической деятельности.
Урок-исследование
Обобщение урока: здоровая пища разнообразна и богата витаминам, правильное питание зависит от режима питания.
Цель урока: познакомить учащихся со здоровой пищей и правилами правильного питания, необходимыми для сохранения здоровья.
Материалы к уроку: учебник “Окружающий мир”. 1 класс (авт. Виноградова Н.Ф.), рисунки с изображением продуктов питания, тексты, муляжи фруктов и овощей, молочные продукты для демонстрации опыта, сухофрукты, карточки с терминами на сенсорно-моторном тренаже, пословицы на экологическом панно.
Планируемый результат:
Дети учатся:
- классифицировать продукты питания по группам;
- исследовать состав продуктов питания (питательных веществ);
- формулировать правила здорового питания;
- формулировать предположения (гипотезы) относительно предмета исследования.
Умения, характеризующие достижения этого результата:
- распознавать продукты питания по наличию в них питательных веществ;
- выполнять классификацию продуктов;
- находить факты в научно-познавательном рассказе с целью подтверждения предположения.
Ход урока
Организационный момент
Звучит пение птиц
Весна всему свой голос дарит-
Воде, листве, земле-всему:
Кострам в лесу и птичьей паре,
Глазам и сердцу моему.
Всё началось с простой капели,
И вот уже текут снега,
И зажурчали, зазвенели
Деревья, воздух и луга.
Учитель. Какое красивое стихотворение! Сегодня утром, идя в школу, я невольно остановилась и заслушалась голосами птиц. Птицы первыми чувствуют весну.
Повторение пройденного
Учитель. Скажите, ребята, что с наступлением весны мы наблюдаем в неживой природе? Дети. День стал длиннее ночи, температура воздуха повысилась, появились проталины, тает снег, много воды.
Учитель. Что повлияло на эти изменения в природе?
Дети. Потепление.
Учитель. А что происходит в живой природе?
Дети. Цветет ольха, на оттаявшей земле появляются проталины и прилетают первые весенние птицы.
Учитель. Кто из перелетных птиц прилетает первым?
Дети. Грачи открывают весну, за ними прилетают скворцы.
Учитель. Давайте заглянем к лесным жителям!
– Чем питается оголодавший за зиму медведь?
Дети. Всходами, корнями, насекомыми, птицами.
Учитель. А что едят маленькие медвежата?
Дети. Вначале мама кормит их молоком, а затем медвежата лакомятся молодой травкой, насекомыми, луковицами растений.
Учитель. Только самое полезное, учит есть своих медвежат медведица.
– Что мы узнали о питании маленьких зайчат на прошлом уроке?
Дети. Наевшись маминого молока, разбегаются и прячутся под кустами, а на восьмой день зайчата начинают есть травку.
Учитель. О какой примете весны мы узнали на прошлом уроке?
Дети. “Как только весна заглянет в окошко, надо испечь “жаворонков” – тогда удача не обойдет твой дом стороной.
Актуализация знаний, мотивация
А я предлагаю вам, ребята, зайти в гости к вашему однокласснику Исламу. Вот какая история произошла с ним.
Игра-инсценировка
Ислам. Мама, нас сегодня в школе спрашивали: что означает здоровая пища, правильное питание. А я так и не смог на этот вопрос ответить.
Мама. Ну вот, нашли о чем детей спрашивать! Да, зачем вам об этом знать! Это родительская забота вас накормить.
Бабушка. Хорошо, что аппетит хороший у тебя! Ешь по-больше, вот и будет тебе правильное питание.
Дедушка. Зачем наедаться-то перед сном?
Папа. Если здоровым быть хочешь, здоровую пищу есть и правильно питаться научиться не помешает.
Ислам. Учиться???
Динамическая смена поз
Учитель. Ребята, а как бы вы ответили на вопрос что такое здоровая пища, правильное питание?
Вы правильно пытались ответить на вопросы, но у некоторых ребят ответы вызывают сомнения. Знаний у нас явно недостаточно.
Я предлагаю вам исследовать вопрос о здоровой пище и правильном питании.
Формулируется цель исследования.
Учитель. Какую цель мы перед собой поставим?
Учитель выслушивает мнения детей и фиксирует их на доске.
- Узнать на какие группы делятся продукты питания.
- Исследовать из чего состоит пища.
- Составить правила правильного питания.
Изучение нового материала
Исследование
Учитель. Ребята, на доске рисунки продуктов питания (растительное масло, сливочное масло, торт, сметана, мясо, рыба, яйцо, творог, молоко, хлеб, морковь, картофель, яблоко, гречка). Разделите их на группы. По какому признаку и на какие группы можно разделить эти продукты?
Дети. 1 способ. В первую группу входят полезные продукты, которые можно есть каждый день: растительное масло, сливочное масло, сметана, мясо, рыба, яйцо, творог, молоко, хлеб, морковь, картофель, яблоко, гречка, шоколад.
Во вторую группу входят продукты, которые можно есть в небольших ограниченных количествах: шоколад, торт.
2 способ. В первую группу входят продукты растительного происхождения: растительное масло, хлеб, морковь, картофель, яблоко, гречка, шоколад.
Во вторую группу входят продукты животного происхождения: сливочное масло, сметана, мясо, рыба, яйцо, творог, молоко.
Учитель. Оказывается, есть третий способ. Вот о нем мы и поговорим подробно.
Понаблюдаем за результатами опыта. Исследуем любимый продукт всех детей молоко.
Возьмём молоко и поставим на ночь в теплое место. Что получилось?
Дети. Простокваша. Молоко скисло.
Учитель. Что покрывает молоко сверху?
Дети. Жирные сливки.
Учитель. Снимем их отдельно в стакан. Итак, молоко содержит жир.
– Если прогреть простоквашу на водяной бане, появятся белые хлопья (творог) и зеленоватая сыворотка. Творог – это белок.
– Если я возьму сыворотку и буду выпаривать из неё воду, то останется вещество – молочный сахар, или углеводы.
Зафиксируем результаты опытов.
На доске:
Жиры, белки и углеводы – питательные вещества (термин расположен на сенсорно-моторном тренаже – свободно вращающихся крестах) из которых состоят продукты питания. В продукте питания обычно преобладает одно какое-либо вещество: жиры, белки или углеводы.
Белки – строительный материал для клеток. Углеводы – топливо для клеток. Жиры -строительный материал для мозга и нервной системы.
3 способ. Разделим продукты питания по наличию в них питательных веществ. Так, в молоке содержится больше белка, значит, оно относится к белковой пище.
Жиры
Растительное масло
Сливочное масло
Торт
Сметана
Белки
Мясо
Рыба
Яйца
Творог
Молоко
Углеводы
Хлеб
Морковь
Картошка
Яблоко
Гречка
Учитель. Продукты животного происхождения относятся к белковой пище.
Чтобы быть здоровым, необходимо питаться разнообразной пищей.
Динамическая смена поз
Физкультминутка. Звучит мелодия. Используются специальные геометрические зрительные траектории, расположенные на потолке.
“Весёлые восьмёрки” (упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминания, повышает устойчивость внимания): нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости “Восьмёрки” по три раза каждой рукой, затем обеими руками.
Игра “Это я, это я, это все мои друзья”
Кто из вас всегда готов
Жизнь прожить без докторов?Кто не хочет быть здоровым,
Бодрым, стройным и веселым?Ну, а кто начнет обед
С жвачки, импортных конфет?Кто же любит помидоры,
Фрукты, овощи, лимоны?
Учитель. На какие вопросы в ходе исследования мы с вами уже ответили?
Дети.
- Узнали: на какие группы делятся продукты питания.
- Исследовали: из чего состоит пища.
Учитель: Ребята, кроме питательных веществ в пище есть вода, минеральные вещества (фосфор, железо, кальций) и витамины. Значение их огромно для здоровья человека.
Исследование
Учитель. Ребята, у вас на партах тексты (см. приложение). Прочитайте их, подготовьтесь ответить на вопросы:
- Кто придумал название “витамин”?
- Где содержатся витамины?
- Перечислить основные витамины?
Учитель. Я предлагаю вам посмотреть фрагмент телепередачи “Шишкин лес” и получить дополнительную информацию от доктора Зелёнкина о пользе витаминов.
Обмен информацией
Чтобы быть здоровым, необходимо питаться разнообразно, предпочтение отдавать овощам и фруктам.
Учитель. В овощах и фруктах содержится много витаминов, они очень полезны. Но сейчас в них осталось мало витаминов, ведь они хранятся уже несколько месяцев. Как же быть?
Дети. Можно вырастить овощи и зелень дома на подоконнике.
Ученик. 19 марта группа растениеводов заложила опыт: ребята посеяли семена кинзы, укропа, салата, кресс-салата, лук. Мы ухаживали за посадкой. Сегодня в пищу уже можно использовать лук и салат.
Учитель. А ещё много витаминов в сушеных фруктах.
Работа в паре
Игра “ Отгадай название”
Сушеная слива-чернослив
Сушеный абрикос с косточкой – урюк
Сушеный абрикос без косточки – курага
Сушеный виноград-изюм
Сушёная винная ягода – инжир
Сушёные плоды финиковой пальмы – финик
Учитель. На какие вопросы в ходе исследования мы с вами уже ответили?
Дети.
- Узнали: на какие группы делятся продукты питания.
- Исследовали: из чего состоит пища.
Учитель. Какой вывод сделали?
Дети. Чтобы быть здоровым, необходимо питаться разнообразно, предпочтение отдавать овощам и фруктам.
Динамическая смена поз
Учитель. Нам осталось составить правила правильного питания. Откройте учебник на странице 151. Рассмотрите рисунки и назовите, кто из ребят правильно завтракает.
Обмен информацией
Учитель. Какие правила придумал или знает каждый из вас?
Дети.
- Обязательно завтракать
- Есть в одно и то же время
- Есть меньше сладостей
- Есть больше овощей и фруктов, молочных продуктов
Учитель. Сверим наши предположения с правилами, которые нам предлагают авторы учебника на странице 152.
Учитель. А я, ребята, хочу дать совет мамам и бабушкам: когда готовите пищу, бросьте в неё немного любви, чуть-чуть добра, капельку радости, кусочек нежности. Эти витамины придадут необыкновенный вкус любой пище и принесут здоровье.
Учитель. На экологическом панно пословицы, какая, по вашему мнению, больше подходит к теме нашего урока.
Ешь правильно – и лекарство не надобно.
Зелень на столе – здоровье на сто лет.
Сладко естся, так плохо спится.
Учитель.
Человеку нужно есть.
Чтобы встать и чтобы сесть,
Чтоб расти и развиваться,
Чтобы прыгать, кувыркаться,
И при этом не болеть,
Нужно правильно питаться
С самых юных лет уметь.
Учитель. У нас в классе есть ребята, которые занимаются спортом. Это – Кирилл, Кристина, Максим, Павлик. Интересно, каким должно быть питание мальчика и девочки, занимающихся спортом. На этот вопрос я попросила найти ответ Варю.
Ученица. Я выяснила, что эти ребята тратят много энергии и нуждаются в продуктах, в которых много белков и углеводов: мясе и рыбе, молоке и твороге. Они служат источником энергии и строительным материалом для формирующихся мышц спортсменов. Не стоит увлекаться количеством жиров в ежедневном рационе, так как жиры почти не используются для работы мышц. Важно запомнить – после приёма пищи должно пройти не менее 3 часов, только тогда можно приступать к занятиям.
Закрепление
Игра “Доскажи словечко”
Что за скрип? Что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я …(капуста)Заставил плакать всех вокруг
Хоть он и не драчун, а… (лук)Кругла, рассыпчата, бела,
На стол она с полей пришла.
Но посоли ее немножко
Ведь правда вкусная…(картошка)Отгадать легко и быстро
Мягкий, пышный и душистый.
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый. (хлеб)
Обобщение урока
Учитель. Подходит к концу наш урок, где мы исследовали здоровую пищу и составляли правила правильного питания.
Ученик.
Подведем теперь итог.
Чтоб расти – нужен белок.
Для защиты и тепла
Жир природа создала.
Как будильник без заводов
Не пойдет ни тик, ни так!
Так и мы без углеводов
Не обходимся никак.
Витамины – просто чудо!
Столько радости несут.
Все болезни и простуды
Перед ними отвернут.
Вот поэтому всегда
Для нашего здоровья
Полноценная еда-
Важнейшее условие.
Игра-инсценировка
Учитель. А сейчас мы вернемся в гости к Исламу.
Ислам. Вот теперь я точно понял, что такое здоровая пища и как правильно соблюдать правила питания, чтобы расти здоровым и сильным.
Мама. Да и я поняла, что правильное питание зависит не столько от денег, сколько от желания и знаний человека.
Папа. Еще бы, мы ведь можем сами вырастить овощи и зелень в огороде.
Подведение итогов, рефлексия
Учитель. Какое открытие в ходе исследования мы сделали?
Дети. Продукты питания состоят из белков, жиров, углеводов, витаминов, воды и минеральных веществ. Чтобы быть здоровым, необходимо питаться разнообразно, предпочтение отдавать овощам и фруктам, соблюдать режим и гигиену питания.
Учитель. Что являлось целью исследования?
Дети. Здоровая пища.
Учитель. Ребята, у вас на парте лежат картинки
весеннего солнышка. Оцените свою работу в ходе
урока.
Поднимите смеющееся солнышко, если вы
работали отлично и усвоили тему урока.
Учитель. Ребята, вы хорошо работали на уроке, молодцы! Я подготовила для вас подарок. В начале урока мы вспомнили весеннюю примету: “Как только весна заглянет в окошко, надо испечь “жаворонков” – тогда удача не обойдет твой дом стороной.
Вот и мы с родителями испекли булочки в виде птичек “жаворонков”. Рецепт этого блюда вы можете прочитать на странице классной газеты “Вестник здоровья”, в который мы с вами собрали информацию о здоровой пище. Там же вы можете узнать мнения ребят “Почему полезно питаться в школьной столовой?”
Детям раздают булочки “Жаворонки”. Звучит пение птиц.
Домашнее задание
Учитель. В конверте, ребята, вы найдете начало сказки о принцессе, которая любила только сладкое, и с ней случилась беда.
Как вылечит принцессу? Придумайте продолжение сказки.
Приложение к уроку
Какие бывают витамины?
В продуктах есть очень важные для здоровья человека вещества, которые называются витаминами. Слово витамин придумал американский ученый биохимик Казимир Функ. Обозначает оно “дающее жизнь”. Ягоды, фрукты и овощи – основные источники витаминов.
Витамин А полезен для кожи, зрения, зубов, костей. Встречается в моркови, свёкле, картофеле, сыре.
Витамин В укрепляет организм, необходим для работы нервной системы. Встречается в хлебе, молоке, яйцах, зелени, печени.
Витамин С закаливает организм, оказывает благоприятное воздействие на зубы, кости. Встречается в цитрусовых, помидорах, капусте.
Витамин Д укрепляет костную систему и вырабатывается под воздействием солнечных лучей. Можно обнаружить в рыбе, масле.
Продолжи сказку:
“Жил-был один сказочный король. У него была дочь. Она любила только сладкое. И с нею случилась беда”….
– Какая беда случилась с принцессой? Что можно посоветовать королю, чтобы вылечить дочь?