Семья и школа: перспективы взаимодействия

Разделы: Классное руководство, Работа с родителями


“Семья – это место, куда приходят отдыхать победные силы человека”

(А.С. Макаренко)

Действительно, семья – место отдыха от тревог и невзгод внешнего мира, место обретения гармонии, силы и любви. Семья очень значима для детей – это и трудовой коллектив и моральная опора, и высшие человеческие привязанности (любовь, дружба) и пространство для отдыха, и школа доброты и многообразная система отношений с родителями, братьями, сестрами, родными и знакомыми.

“Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье. (В.А.Сухомлинский)

Вчитываясь в высказывание Василия Александровича Сухомлинского, невольно думаешь о том, что необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставились под сомнение в педагогической науке и практике. От согласованности их действий всегда зависит эффективность всего образовательного и воспитательного процесса, а успех сотрудничества с родителями во многом зависит от согласованности действий всего педагогического коллектива и наличие обратной связи с родительской общественностью. Новая образовательная парадигма провозгласила родителей субъектами образовательного и воспитательного процесса, а значит, возложила на них ответственность за качество образования, за все процессы, происходящие в школе.

Родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей, результат воспитания может быть успешным тогда, когда учителя и родительская общественность станут союзниками. Такое сотрудничество позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных сторон и позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь взрослым в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребёнка, преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентаций. Семья и школа – это трудовые коллективы, моральная опора, основа для всестороннего развития личности ребенка, многообразная система отношений с родителями, родными, учителями, одноклассниками. Мораль и вкусы, манеры и привычки, мировоззрение и убеждения, характер и идеалы-основы всего этого закладывается в семье и в школе. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости…Педагоги это хорошо понимают и успешно используют в организации школьного учебно-воспитательного процесса.

Если в семье нет должной гармонии чувств, если ребенок подвержен влиянию безнравственной атмосферы, то нередко в таких семьях семейное воспитание становится неблагоприятным фактором формирования личности.

Семья таит в себе и определенные сложности, противоречия и недостатки воспитательного воздействия. Так наиболее распространенными негативными факторами семейного воспитания, которые приходится учитывать в учебно-воспитательном процессе, следует считать такие:

  • неадекватное воздействие факторов материального порядка: избыток (либо недостаток) вещей, приоритет материального благополучия над реализацией духовных потребностей растущего человека;
  • бездуховность родителей, отсутствие стремления к духовному развитию детей;
  • авторитаризм либо крайний либерализм, безнаказанность и всепрощенчество;
  • наличие аморального стиля и тона отношений в семье;
  • отсутствие нормального психологического климата в семье;
  • фанатизм в любых его проявлениях (религиозный и т.д.);
  • безграмотность в психолого-педагогическом отношении (отсутствие целенаправленности воспитания, физические наказания, причинение детям тяжелых нравственных страданий);
  • противоправное поведение взрослых и т.д.

Исходя из специфики семьи как фактора развития и воспитания личности ребенка (его позитивных и негативных сторон) должна быть, выстроена система принципов семейного воспитания, которую педагог активно должен проводить в воспитательной работе с родителями:

  • дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности, любви, счастья;
  • родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он есть, и способствовать развитию в нем лучшего;
  • диалектическое единство искреннего, глубокого уважения к личности и требовательности к ней должно быть положено в основу системы семейного воспитания;
  • личность самих родителей – идеальная модель для подражания детей.

Эти принципы могут быть расширены, дополнены и пронизаны гуманной идеей о наивысшей ценности ребенка. Для плодотворного сотрудничества школы и семьи в воспитании детей необходима передача педагогами родителям определенных педагогических и психологических знаний для повышения уровня педагогического мастерства родителей, что позволит родителям в любой ситуации воспитания чувствовать готовность к решению создавшихся проблем.

Педагогическое мастерство родителя складывается из следующих компонентов:

Направленность (ведущий мотив – любовь к ребенку)

Специальные знания (психологические, педагогические знания, общая эрудиция родителя)

Педагогическая техника

Как показывает практика, родители считают себя вполне подготовленными к воспитанию. Эту особенность подметил еще К.Д. Ушинский.

“Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иногда и легким – и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком. Почти все признают, что воспитание требует терпения, некоторые думают, что для него нужны врожденная способность и умение, но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и навыка необходимы еще и специальные знания…”

Родителям необходимы следующие педагогические способности:

Чувствительность к ребенку, настрой на него всей душой:

  • Максимальное стремление помочь (протяни руку помощи).
  • Следование за эмоциональным развитием ребенка (не опережай эмоциональный опыт самого ребенка).
  • Самоотверженность (соответствуй в своем поведении собственным переживаниям, своей родительской и человеческой сущности).
  • Безоценочное отношение (прими таким, какой он есть).
  • Стремление почувствовать то же, что и чувствует ребенок (пойми его).
  • Коммуникативные способности.
  • Перцептивные способности (зоркость, наблюдательность, внимание).
  • Интуиция.
  • Эмпатия и другое.

На чем базируется воспитание? – На авторитете.

Не смотря на то, что дети уважают учителей, прислушиваются к их мнению, но мнение родителя для ребенка гораздо важнее,  значимее, авторитетнее. Авторитет родителей – важная составляющая воспитания детей в семье. Приобретение авторитета в глазах собственного ребенка – кропотливый труд отца и матери. Мнение родителей о родных и близких, окружающих людях, коллегах, поведение родителей в кругу семьи и вне его, поступки родителей, их отношение к посторонним людям, к работе, друг к другу – все это – слагаемые родительского авторитета. Авторитетный родитель – тот, кому ребенок хочет говорить правду, какой бы горькой она ни была. Авторитетные родители не ставят перед собой задачу наказать ребенка, взять в руки ремень и кричать так, чтобы лопались барабанные перепонки, а спокойно без истерик проанализировать ситуацию и предъявить требования так, чтобы ребенок понял.

Какие виды родительского авторитета существуют?

Авторитет не приобретается автоматически с “приобретением” ребенка. Он нарабатывается годами самоотверженного родительского труда. Признание собственного ребенка, принятие его, любовь к нему, проявление ответственности, доступность родителей собственному ребенку, терпение и терпимость – вот слагаемы авторитета. Хамство и грубость детства практически всегда возвращаются неуютной и обиженной старостью, очень грустной и очень тоскливой.

“На родителях, на одних родителях лежит священнейшая обязанность сделать своих детей человеками, обязанность же учебных заведений – сделать их учеными, гражданами, членами государства. Так давайте же вместе делать наших детей человеками. Хорошие дети – хорошая наша старость. Так думайте о будущем, а будущее – это наши дети”.

(В.Г. Белинский)

Я, как классный руководитель, целью своей воспитательной деятельности ставлю вовлечение родительского коллектива в совместную деятельность с классным руководителем по формированию благоприятного социально-образовательного пространства; сохранение физического и психологического здоровья школьников; развитие способностей ребёнка. Задачи совместной деятельности:

  • повышение психолого-педагогических знаний родителей по воспитанию детей;
  • вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
  • тесное взаимодействие педагогического коллектива, работающего с классом, родителей с детским самоуправлением.

Первым направлением деятельности классного руководителя является формирование активной педагогической позиции родителей.

Целесообразно организованное взаимодействие классного руководителя, педагогов и родителей осуществляется поэтапно и имеет своей задачей формирование активной педагогической позиции родителей, понимания ими своего гражданского долга и ответственности за воспитание детей.

В воспитательной деятельности я опираюсь на положительный опыт семейного воспитания, использую его в воспитательном процессе для усиления положительных тенденций. Первым и решающим условием положительно направленного взаимодействия являются доверительные партнёрские взаимоотношения между мною как классным руководителем и родителями. Контакт строится таким образом, чтобы у родителей возникал интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах.

Организуя взаимодействие с родителями, я использую различные виды совместной деятельности:

  • образовательно-просветительскую;
  • хозяйственно-трудовую;
  • организационную;
  • досуговую;
  • профориентационную.

Следствием такого педагогического взаимодействия является участие родительского актива, конкретных родителей в воспитании не только своего ребенка, но и класса в целом и проблемных детей. На протяжении многих лет работы с классными и родительскими коллективами стало нормой оказание помощи в социальной адаптации вновь прибывших в класс учащихся, индивидуальный контроль со стороны родительского комитета и отдельных родителей за деятельностью детей с девиантным поведением. Родители, классный руководитель, дети на родительских собраниях ведут конструктивный диалог о том, что произошло в классе хорошего и доброго, рассматривают проблемы, ищут пути их преодоления. Родители и классный руководитель так заинтересованы делами школьников, что без нажима вызываются оказать помощь какой-то семье в процессе воспитания, взять ребёнка из неблагополучной семьи под свою опеку: проконтролировать его, поговорить по душам, наставить на путь истинный. Результат на лицо: обучающийся, чувствуя поддержку, неравнодушие, заинтересованность к его судьбе, не может нарушить это доверии. Доброй традицией стало подготовка и проведение совместно с родителями классных праздников, экскурсий, походов, посещений театров, музеев, поездок по историческим местам нашей страны, родительских собраний. В этом проявляется социальное партнёрство, в результате совместной деятельности дети лучше узнают своих родителей, учатся беречь семейные отношения и быть благородными друг к другу.

Второе, не менее важное направление – вооружение семьи педагогическими знаниями и умениями работы с семьёй, усвоение теоретических знаний и приобретение практических навыков.

Школа должна помочь родительской общественности, став для них центром психолого-педагогического просвещения и консультирования. В нашем образовательном учреждении эта работа началась с выявления запросов детей и родителей, проводимого при активном участии членов классных родительских комитетов, а также с изменения характера родительских собраний. В школе давно практикуется проведение “Родительских лекториев” как одной из форм просвещения родительской общественности. Формы организации занятий разнообразны: лекции, беседы, конференции для родителей, педагогические дискуссии, круглые столы, педагогические практикумы. В работу “Лектория” вовлекаются не только педагоги школы, но и работники социальных, психологических служб, медицинские работники, представители общественности. Приглашение на них специалистов различных служб и ведомств повышает родительскую заинтересованность в таких встречах. Практикуются занятия и родительские собрания по возрастным параллелям (1-4-й, 5-8-й, 9-11-й кл.). Большое внимание на них уделяется расширению эмоциональных контактов родителей с детьми, развитию коммуникативной грамотности взрослых, культуры отношений родителей, детей, педагогов. Положительный итог проведения таких встреч проявился в активных предложениях родителей о том, как расширить взаимодействие, в снижении конфликтных ситуаций между семьёй и школой. Людей объединил один возраст детей, похожие проблемы и родители “разговорились”, стали предлагать какие-то идеи. Таким образом, сотрудничество между семьёй и школой становится успешным.

В нашем образовательном учреждении разработан план психолого-педагогического просвещения родителей. На педагогических лекториях и тематических родительских собраниях родителей знакомят с методами развития и воспитания детей, методикой бесконфликтного общения, психологией семейных отношений, правовым взаимодействием детей, родителей и школы. В последние годы большое внимание уделяется вопросу подготовки выпускников школы к ЕГЭ и знакомству родителей с нормативными документами о ходе проведения ЕГЭ на информационных консультациях и родительских собраниях, психологическому консультированию родителей и учащихся.

Третье направление социального партнёрства – это взаимодействие социальной, психологической службы с семьями. Для успешной организации образовательного процесса необходимые знания о ситуации в семье, профессиональная помощь родителям и сотрудничество с ними в воспитании ребенка. Организация социального взаимодействия классного руководителя и педагогического коллектива школы с семьей предполагает ряд аспектов:

  • изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию детей, знакомство с бытовыми условиями учащихся;
  • составление программ совместных действий;
  • анализ результатов совместной воспитательной деятельности;
  • мониторинг социальной ситуации в классе, в микрорайоне школы.

В нашей школе уже не первый год действует социально-психологическая служба, обеспечивающая психолого-педагогическое сопровождение ребёнка на протяжении всего обучения, а родители могут получить полезные советы или индивидуальные консультации у опытного педагога-психолога , социального педагога, классных руководителей, хорошо знающих проблемы семейного воспитания. Работа организуется таким образом, что через посещение семей, анкетирование, ненавязчивые программы выхода каждой отдельной семьи или ребёнка, попавших в сложную ситуацию, появляется возможность помощи, поддержки. Работая так, нет места “репрессивному” характеру отношений с семьёй, традиционному “донесению” родителям об успеваемости обучающихся, об их поступках и прегрешениях с требованием “принять меры” без педагогического анализа причин, результатов наблюдения, дачи рекомендаций. Педагогический коллектив стремится сформировать конструктивный характер общения родителей со школой и школы с родителями, который предполагает понимание сторонами того, чем они занимаются. Участники образовательного процесса уверены, что в основе любого общения с родительской общественностью должно лежать понимание того, что такое школа, что она может, должна, каковы пределы её возможностей и ответственности. В работе классного руководителя и педагогического коллектива главное, чтобы родители поверили педагогам, школе, и вместе с ними выстроили бы единое школьное сообщество единомышленников, социальных партнёров, способных дать образование ребёнку, воспитать его счастливым человеком и самим быть счастливым и успешным от общения.

Что же можно сказать  в заключение? Суть взаимодействия школы и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств.

Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности.

Такое взаимодействие предполагает единство требований к ребенку и организацию совместной деятельности, изучение ребенка в семье и в школе с помощью специальных методик и составления программ его развития.

Характер взаимодействия педагогов с семьей должен быть дифференцированным. Не следует навязывать всем одинаковое, надо ориентироваться на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания.

Презентация