Цели урока: обобщение и систематизация знаний, по разделам “Биология”, “Экология”, закрепление знаний по данным разделам.
Задачи урока: научить в форме игры и соревнования высказывать свое мнение, используя знания, полученные на уроках; развивать смекалку и жажду познания природы родного края.
План урока:
- Предварительная работа по вопросам викторины, которая используется для разминки.
- “Астроном” – задания для команд, кроссворд.
- Конкурс капитанов.
- Домашнее задание. Защита творческих проектов: “Вы экологи и вам необходимо обжить необитаемый остров, предложите свой план освоения острова с минимальным экологическим воздействием”.
- “Перепутанные слова”.
- “Составьте слово”.
- Блиц опрос.
- Игра с болельщиками.
- Подведение итогов. Награждение победителей.
Ниже даны материалы для проведения КВНа.
I. Вопросы викторины “Природа неповторимая” 6-й класс.
- Какие цветы первыми расцветают у нас весной? (Ландыш, сон-трава, ветреница, кандык сибирский)
- Чем стрекочет кузнечик? (Задевают крылом за зазубренки на ноге)
- У кого уши на ногах? (Кузнечик)
- Умеют ли плавать сухопутные черепахи? (нет)
- Кто строит себе дом под водой из воздуха? (Паук Серебрянка)
- Какая корова сытней живет, хвостатая или бесхвостая и почему? (Хвостатая, отгоняет слепней)
- Кто трижды родится, пока станет взрослым? (Бабочка)
- На какой полке теплее – на верхней или нижней? (Верхней)
- Когда кошка нос хвостом прикрывает? (К морозу)
- Куда исчезают на зиму лягушки? (Впадают в анабиоз)
- Какие птицы ночуют, зарывшись в снег? (Глухарь)
- Что растет вниз верхушкой? (Сосулька)
- Сколько надо взять “а”, чтобы получить птицу? (40)
- Умеет ли плавать морская свинка? (Нет)
II. Кроссворд – “Астроном”
- Небесное тело, от которого тянется длинная полоса света, похожая на хвост. (Комета)
- Оптический прибор для наблюдения за небесными телами с целью их изучения. (Телескоп)
- Человек, наблюдающий за небесными телами, с целью их научного изучения. (Астроном)
- Высшая точка нахождения Солнца над Земной поверхностью в полдень. (Зенит)
- Путь по которому движется космический аппарат вокруг Земли. (Орбита)
- Летательный аппарат, с реактивным двигателем, на котором люди покоряют космос. (Ракета)
III. Конкурс капитанов
Ситуация: “Идем в поход и потеряли направление, как определить стороны горизонта.
- По солнцу
- По деревьям
- По звездам
- По муравейникам
Как определить, какая будет погода:
- Солнце садится в облака?
- Комары и мошки сильно кусаются?
- В лесу все стихло…
- Муравьи закрывают муравейник?
- Ночью небо ясное? облачное?
- Ласточки низко летают над землей?
- Дым от костра поднимается вверх?
- Закат кроваво – красный?
- Закапал дождь, на воде пузыри?
- Идет дождик и светит солнце?
IV. Домашнее задание.
Защита творческих проектов: “Вы экологи и вам необходимо обжить необитаемый остров, предложите свой план освоения острова с минимальным экологическим воздействием. Подумайте, к каким экологическим последствиям может привести грубое вмешательство человека в природу на острове”. Используйте экологические знаки, которые вы придумали.
V. “Перепутанные слова”
- Дукса (Судак)
- Амбалак (Камбала)
- Улака (Акула)
- Бовал (Вобла)
- Сакарь (Карась)
- Муант (Туман)
- Азрог (Гроза)
- Ертве (Ветер)
- Версе (Север)
- Падза (Запад)
VI. “Составьте слово”
- Я; шаг; луг (Лягушка)
- Кол; ива; стог (Головастик)
- Ваш; как (Квакша)
- Сан; тур (Сатурн)
- Ура; миг (Гурами)
- Рака; сад; мал (Саламандра)
- Дух; зов (Воздух)
- Ван; чудо; ки (Одуванчик)
VII. Блиц опрос
- Вещество, способное равномерно распространиться по всему доступному пространству. (Газ)
- Высокая морская волна. (Вал)
- Нижние конечности человека. (Ноги)
- Продукт размола хлебного зерна. (Мука)
- Личное местоимение первого лица единственного числа. (Я)
- Большое помещение для публичных собраний. (Зал)
- Предмет старинного ручного вооружения рыцарей для защиты от ударов. (Щит)
- Органы дыхания у человека. (Легкие)
- Кто меняет молоко на сено. (Корова)
- Растение видное, а прозвище обидное. (Лопух)
- Что было “завтра”, а будет “вчера”. (Сегодня)
- Взглянешь, заплачешь, а краше его нет на свете. (Солнце)
VIII. Вопрос болельщикам. [Приложение 2]
Игра-соревнование:“Этот удивительный мир живых организмов” 7-й класс
В игре принимают участие 2–3 команды 7-х классов (8–10 человек), придумывают название команды и девиз.
Ход мероприятия
I. Представления команд
Каждая команда в течение 1–2 минут показывает “визитку”– название команды, эмблему, их защиту в виде песни, четверостишия, сценки по выбору.
Оценка конкурса по пятибалльной системе.
II. Конкурс “Умник” №1
Угадай по описанию ягоды, которые растут в нашей местности.
- Небольшое дерево с мощными корнями колючие ветки густо усыпаны красновато-оранжевыми ягодами с сладко-кислым вкусом и ароматом напоминающим ананас. Ягоды сложно собирать с дерева. По набору витаминов не знает себе равных. (Облепиха)
- Цветение совпадает с периодом майских морозных утренников. Сильно вяжущие ягоды созревают к августу. Растение целебно. Веточка дерева опущенная в воду убивает бактерии, ягоды используют в медицине в сухом виде. (Черемуха)
- Кустарник высотой 1.5 метров. Цветет мелкими желтыми цветами. Опыляют его пчелы, осы, шмели. В июне созревают синие ягоды, готовят варенье, сок. (Жимолость)
А теперь животное.
- Любимая пища – зайцы, но охотится и на молодых копытных и на тетеревов. (Рысь)
- Самое крупное животное из семейства хорьковых, длиной до метра. Самый свирепый хищник на земле, прожорлива, нападает даже с деревьев . Внешне лохматая, неуклюжая. Охотники ее не любят – крадет попавших в капкан зверей. (Росомаха)
- Из-за ценного меха издавна был промысловым зверем, оказался почти на грани исчезновения, живет в тайге, охотится на бурундуков и мелких грызунов. (Соболь)
А теперь птицу.
- Перелетная птица черного цвета, да весьма крупная, живет колониями, осенью улетает на юг, весной ходит по пашне, собирает червей. (Грач)
- Умная, хитрая, проказливая птица – городской санитар. Громко кричит по утрам, переругивается с соседками, крупная, бывает серая и черная, звук голоса ни с чем не спутаешь. (Ворона)
- Небольшая с желтой грудкой и белыми щечками, перекочевывает зимой из леса в город, любит лакомиться салом и зерном. (Синица)
III. Конкурс №2.
Какое дерево самое высокое? Ответить на этот вопрос вы сможете, когда найдете ключ к решению этого задания.
- Подсолнечник, , арахис. (Масленичные) (Соя)
- Конопля, хлопчатник, . (Технические) (Лен)
- , морковь, редис. (Корнеплоды) (Свекла)
- Слива, , абрикос. (Косточковые) (Вишня)
- Береза, осина, . (Лиственные деревья) (Тополь)
- , алое, мята. (Лекарственные) (Шалфей)
- Груша, , айва. (Семечковые) (Яблоня)
Ответ: Секвойя
IV. Конкурс №3. Определите по спилу возраст дерева. [Приложение 3]
V. Конкурс №4. Перевертыши.
- Своевременник (Безвременник)
- Здороголов (Болиголов)
- Заячье лыко (Волчье лыко)
- Зверолюб (Зверобой)
- Василий да ольга (Иван да марья)
- Марья-кофе (Иван-чай)
- Камнеставка (Камнеломка)
- Мухолюб (Мухомор)
- Забывалка (Незабудка)
- Позднецвет (Первоцвет)
- Подопушник (Подорожник)
- Огороник (Пустырник)
- Варенка (Сыроежка)
VI. Конкурс №5. Шаг за шагом.
Путем изменения в каждом последующем слове только одной буквы получите:
VII. Конкурс №6. Что бы мы с вами ели, не будь в мире овощей?
Вспомните, название каких овощей оканчивается на А.
[Приложение 5] Конкурс №8.
“Культурные растения”
IX. Конкурс №9. Дополните пословицу.
- Дальше в лес – … (больше дров)
- Лес рубят – … (щепки летят)
- Немудрено дерево срубить – … (мудрено вырастить)
- Хлеб – … (всему голова)
- Без труда – … (не выловит и рыбку из пруда)
- Где люди ходят, там трава … (не растет)
- Бедна земля – … (беден и народ)
X. Конкурс №10. Отгадай загадку!!!
- Все детки на ветках –
С рождения в беретках.
С дерева упадут,
Береток не найдут. (Желудь) - Одно бросил – целую горсть взял. (Зерно)
- Ходит дом ходуном на столбе золотом. (Колос)
- Весной веселит, летом холодит,
Осенью умирает, весной оживает. (Лес) - Что несеяно родится? (Трава)
- Какой колокольчик не звенит? (Цветок)
- Во лугах сестрички – золотой глазок, белые реснички. (Ромашка)
- Золотое решето черных домиков полно.Сколько черных домиков – столько беленьких жильцов. (Подсолнечник)
- Цветок – напрасный,
Плод – опасный.
А поле все засажено. (Картофель)
XI. Подведение итогов, поздравление и награждение команд.
Экологический круговорот. КВН 8-е классы
Участвуют команды от классов по 8–10 человек
Жюри – старшеклассники и учителя.
Звучит музыка “Мы начинаем КВН”.
Перед началом игры можно организовать фотовыставку “Природа вокруг нас”, конкурс рисунков на экологическую тематику, выставку поделок из природных материалов и т. п.
1. Слово ведущих.
Приглашает команды занять места, представляет жюри, объявляет, что сегодня речь пойдет о экологии.
1-й ведущий. Что такое “экология” и почему это слово столь актуально в наше время, думаю, объяснять никому не надо. Все мы обязаны своей жизнью нашей планете – прекрасной Земле, стонущей сегодня от боли, взывающей о помощи и, увы, остающейся по-детски беззащитной перед ... нами.
Экологические границы не знают государственных границ и природных рубежей – они глобальны.
2-й ведущий. Замечательный российский ученый, ботаник Евгений Рабинович как-то заметил: “Человек менее самостоятелен, чем самый ничтожный полевой сорняк. С физиологической точки зрения все морские и наземные животные, включая человека, не что иное, как группка паразитов на большом теле растительного мира” . Человек сегодня никакой не властелин и не царь природы. Восторгаясь его разумом, мы должны научиться вдвойне восторгаться гармонией природы.
2. Разминка.
1-й ведущий. Сейчас мы предлагаем провести конкурсную игру, которая, как мы надеемся, заставит вас взглянуть на окружающий мир другими глазами. Поприветствуем наших участников!
Выходят две команды.
2-й ведущий. Первое задание участникам – разминочное. Каждая команда должна придумать себе название и затем представить себя. Названия команд должны соответствовать теме игры.
3. Викторина для зрителей.
1-й ведущий. Пока команды обсуждают разминочный тур, мы предлагаем вам ответить на вопросы экологической викторины. За каждый правильный ответ вы получите 1 очко. В конце игры мы определим самого активного зрителя и вручим ему приз.
Вопросы викторины [Приложение 6]
4. Представление команд.
2-й ведущий. Сейчас мы узнаем, как назвались наши команды.
Идет представление команд.
Проведение конкурсов (по турам).
I тур : интеллектуальный.
1-й ведущий. А теперь переходим к основным конкурсам. Начнем с интеллектуального. Команды должны быстро ответить на вопросы. За каждый верный ответ – 1 очко.
- Прибор определяющий давление крови? (Тонометр)
- Прибор определяющий объем легкий? (Спирометр)
- Прибор определяющий температуру тела? (Термометр)
- Белок изменяющий скорость химических реакций? (Фермент)
- Гормон регулирующий уровень сахара в крови? (Инсулин)
- Красные клетки крови? (Эритроциты)
- Какой витамин повышает сопротивляемость к простудным заболеваниям? (С)
- Что расщепляет фермент липаза? (Жиры)
II т у р: домашнее задание (Задание дается командам заранее)
Придумайте и инсценируйте песню экологического содержания на какой-нибудь известный мотив. Длительность выступления – 5-7 минут. Жюри оценивает соответствие теме, артистизм, оригинальность.
III т у р: рекламный.
1. Выбор командами товара для рекламы.
2-й ведущий. Мы предлагаем перейти к рекламной кампании. За 5 минут вы должны подготовить рекламные ролики любого выбранного вами товара, обратив внимание на его экологическую чистоту.
Команды выбирают товар для рекламы.
1-й ведущий. А для вас, дорогие зрители, снова вопросы нашей викторины.
2. Викторина для зрителей.
Вопросы викторины: [Приложение 7]
3. Демонстрация рекламных роликов.
2-й ведущий. Команды готовы? Что ж, приступим к рекламной кампании. Наши участники представляют экологически чистую продукцию.
Идет демонстрация рекламных роликов.
IV тур: экологический.
1-й ведущий. К нам пожаловал еще один гость – ученик младшего класса. В воскресенье он с одноклассниками ходил в лес. Сейчас вы послушаете рассказ о том, как он провел выходной день в лесу, и отметите те нарушения и ошибки, которые школьники, по вашему мнению, допустили. За каждую верно подмеченную ошибку – 1 очко.
Выходит ученик и читает рассказ. [Приложение 8]
Команды называют ошибки, зарабатывают очки.
V тур: конкурс капитанов
Заранее (за 1-2 дня) капитанам дают задание составить письмо – протест против повсеместного загрязнения окружающей среды (можно в стихотворной форме).
Жюри оценивает оригинальность, артистизм участников.
VI тур: спортивный
2-й ведущий. А в это время мы переходим к последнему конкурсу – спортивному. Не секрет, что, гуляя, по лесу группой мы вытаптываем большую тропинку, а если идти след в след, то ущерб причиненный природе будет минимален. Наш конкурс заключается в том, что команда должна пройти по картонкам (разложенным на полу, на больших расстояниях) взявшись за руки. Побеждает та команда, которая быстрее пройдет эту тропу, не заступая за картонки.
Идет конкурс.
После окончания конкурсов жюри подводит итог. А в это время ведущие проводят заключительную викторину со зрителями [Приложение 9].
Жюри награждает победителей призами и грамотами.