Способы проверки слабых и сильных позиций. Типы изменения слов-названий. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Система: развивающее обучение Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдов.

Класс: 3 (1–4).

Оборудование: учебник русского языка 3 класс М. ВИТА – Пресс, 2010, словарики, карточки с заданием слов, маркеры, таблицы с изменения слов–названий, образцы на каждого ребёнка с выполнением упр.187, два набора с домашним заданием, жетоны.

Цель: Вывести способ проверки орфограмм слабых и сильных позиций.

Задачи урока:

  • создать условия для проверки орфограмм слабых позиций по сильной. Вспомнить способы проверок и типы изменений слов-названий;
  • совершенствовать учебные действия контроля и оценки учащихся;
  • развивать мышление, внимание;
  • воспитывать любовь к русскому языку.

Ход урока

1. Подготовка.

– Покажите умные глазки, ровные спинки.
– Повернитесь, поздоровайтесь с гостями, улыбнитесь, друг другу от души.

2. Эмоциональный настрой.

– С каким настроением пришли на урок?
– А вот, чтобы ваше настроение стало ещё лучше, вам необходимо хорошенько поработать на уроке, чтобы получить удовлетворение от своего труда.
– Садитесь, пожалуйста, на свои места.

Ход урока

Этапы урока, предполагаемый результат на каждом этапе

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Интерпретация деятельности учащегося и учителя на уроке

1. Этап актуализации.

Цели данного этапа: формирование эмоциональной удовлетворенности своими знаниями и умениями, положительная оценка учителем достижений учеников, создание для детей “ситуации успеха”

– Ребята, на столах у Вас находятся карточки с заданиями.

– Прочитайте, посмотрите внимательно и попробуйте сами, определить какое задание необходимо вам сделать.

Все ли слова вам понятны?

(Работа в группах)

– Давайте проверим! У кого такие же слова как у первой группы? Вы будете в роли контролёров.

– Вставить пропущенные орфограммы и указать способ проверки.

дети выполняют задание в группе)

Учащиеся демонстрируют умения находить слабую позицию путём изменения слов. Подобный вопрос не только помогает ученикам перейти от внешней мотивации к внутренней, но и способствует более глубокому осмыслению частных знаний, которые выводятся из общих и абстрактных знаний.
– Объясните свой выбор проверки.

– Какой способ вы применили?

– Как вам удалось найти сильную позицию согласного звука?

– Всё верно?

– Следующее слово?

(Проверяем следующую группу и третью)

– Вы такие молодцы, так быстро и правильно справились с заданием! Как вам это удалось?

– Какие способы проверки орфограмм слабых и сильных позиций вы знаете?

– Изменили слово по числу. Звук, который был в слабой позиции, стал в сильной. Учащиеся перечисляют возможные способы проверки.
– Вы уже знаете, как изменяются слова – названия. Давайте ещё раз вспомним о них.

– Предметы их изменения?

– Действия?

– Признаки?

По закону русского письма орфограммы слабых позиций проверяй по сильной.

– по словарю
– по правилу
– по сильной позиции изменением!

(Eчитель фиксирует на доске таблички)

 
Ф и з м и н у т к а.

Вы, наверное, устали
И поэтому все встали.
Дружно вытянули шеи
И как гуси зашипели.
Зашипели, помолчали
И как зайки поскакали.
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики.
Раз, два – выше голова!
Три, четыре – руки шире!
Пять, шесть – тихо сесть!

   
2. Этап мотивации.

Цели данного этапа: формирование внутренних и личных мотивов учебной деятельности; закрепление “ситуации успеха”.

– Вы так легко справились с этим заданием.

– Как хорошо работать вместе!

– А хотите, каждый из вас проверить свои силы и самостоятельно выполнить задание?

– Откройте свои учебники на странице 141

упражнение 187

– Прочитайте задание.

 

 

– Да

Осуществляется присвоение знаний. Дети демонстрируют знания и умения в индивидуальной работе.
– Такое задание вы сможете выполнить? – Да  
– Сколько времени вам необходимо, чтобы выполнить эту работу? (7-8 мин.)  
– Хорошо, через … минут мы проверим, как вы справились с заданием.

– Молодцы!

   
– Дети, обменяйтесь тетрадями и сверьте работу своего соседа с образцом!

[паруса] – п а руса – парус
[мышка] – мы ш ка – мышек
,ино] – к и но – сл.
[рошк,и] – ро ж ки – рожек
[лотка] – ло д ка – лодок
[хат,эла] – х о тела – хочет
[св,ит,ит,] – св е тить – свет_т
,ицо] – л и цо – лица
[п,ис,мо] – п и сьмо – письма
[бал,ной,] – б ? льной

– Оцените работу своего товарища. Но, прежде чем оценить, давайте ещё раз вспомним, как мы это делаем на шкале оценок.

( Если ученик не допусти ошибок, то мы ему ставим высокий результат, 1-2 ошибки, то тоже ближе к высокому, 3-4 ошибки средний, необходимо поработать, если больше, то работу надо начинать сначала)

– Если такие дети у кого много допущено ошибок?

– 3-4 ошибки? 1-2? И без ошибок? Молодцы! Погладьте себя по головке за хорошую работу.

  Учащиеся сверяют результаты работ с образцом, действие контроля выполняется осознанно.
3. Рефлексивно – оценочный этап.

Цели данного этапа: оценка собственной деятельности;

Положительные эмоции от полученных результатов собственной деятельности.

Итак, какую задачу мы решали на уроке? – Как проверить орфограммы слабых и сильных позиций  
– Справились мы с поставленной задачей? – Да  
– Домашнее задание вы выберите каждый себе сам. Одно задание подобно тому, что вы делали на уроке, просто набор слов, которые необходимо также проверить, а другое задание немного сложнее, тут дано высказывание.

– Итак, подумайте, какое задание хотели бы вы взять, подойти.

1 набор.

Задание. Проверьте орфограммы в словах и запишите буквами.

[кал,цо] [сасновый,] [д,ир,эв,й,а]
,ирбл,ут] [брад,ит,]

2 набор.

Задание. Проверьте орфограммы в высказываниях и запишите буквами.

[ноч,йу выпал пушыстый, с,н,эк]. [дн,ом мы л,ип,ил,и с,н,игав,ика].

   
– С каким настроением вы закончили урок? – Хорошим  
– Вы удовлетворены своей работой? Каждый из вас выскажется вот с помощью таких жетонов.

У каждого имеется три жетона. Выберите и положите один жетон в тот кармашек, в который вы считаете.

– Кто из товарищей лучше всех работал?

– Почему так считаете?

– А как каждый из вас потрудился на уроке?

– Спасибо вам, ребята, за урок!

Ученики выходят к доске и складывают жетоны в кармашек.  

 Приложение