Тип урока: объяснение новой темы.
Цель урока: дать знания о цветке как о генеративном органе растения.
Задачи урока:
1. Образовательная:
- раскрыть особенности строения цветка и его биологическое значение в жизни растения;
- проверить усвоение понятий и новых терминов: венчик, чашечка, околоцветник: простой или двойной, завязь, обоеполые и однополые цветки, пестичные и тычиночные цветки, двудомные и однодомные растения;
- совершенствовать умения работать в парах и группах, направленные на активизацию познавательной и мыслительной деятельности учащихся.
2. Развивающие:
- развивать творческое мышление и познавательную деятельность учащихся через тестовые задания, слайдовые задания и творческие задания;
- продолжить формирование умений анализировать, обобщать, делать выводы, логически мыслить, выделять главное, самостоятельно работать с текстом учебника.
3. Воспитательные:
- продолжить формирование естественно-научного мировоззрения, представления о единичном и целом при знакомстве с новой темой.
воспитывать:
- культуру речи через поэзию;
- бережное отношение к природе.
Методы обучения:
- Словесные: элементы объяснения, описание и беседы с учащимися.
- Словестно-наглядные: работа с рисунками и схемами, со слайдами презентации, работа с текстом учебника.
- Словестно-наглядно-практические: текстовые задания, групповая работа и работа в парах, проверка полученных знаний по слайдам и устным вопросам.
Формы работы:
- индивидуальная;
- коллективная (в группах и парах);
- работа с текстом.
Оборудование: живые цветы, модели цветов, гербарные экземпляры растений, слайдовая презентация.
Структура урока:
Этап урока | Методы | Номера слайдов |
Организационный момент (5мин) | Показ слайдовой композиции, беседа | 1-22 |
Изучение нового материала (25-30 мин) | Объяснение, описание, работа с биологическими рисунками и схемами, работа в группах и парах | 23-34 |
Закрепление (5-7 мин) | Работа с текстом, тестами и слайдами | 35-41 |
Итоги урока (1-2 мин) | Беседа и выводы по теме | |
Домашнее задание (1-2 мин) | Работа с параграфом и творческие задания по теме | 42-44 |
Ход урока
1. Организационный момент.
Проводится слайдовая презентация “ Цветы земли” с использованием звуковой композиции (2-3 мин).
Как вы думаете какая у нас сегодня тема урока? Правильно, речь пойдет о самом прекрасном творении на земле – это цветок!
“Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок”, – говорил великий сказочник Ганс Христиан Андерсен. Цветы открывают перед человечеством возможность познать прекрасное, ощутить полному жизни!
Очень интересны афоризмы известных людей о цветах: Марк Шагал “Исскуство есть непрестанная попытка соперничать с красотой цветов – и всегда безуспешно”; Генри Уорт Бичер “Цветы – самое лучшее из всего, что Господь создал, но забыл наделить душой”; Ралф Уолдо Эмирсон “Земля смеется цветами”
Берегите цветы!
Они нужны.
Они – как нежность,
Как любовь, как дети.
Сильнее зла,
Сильней всего на свете,
Сильнее смерти
И сильней войны.
Цветы, как люди
На добро щедры.
И, щедро нежность
Людям отдавая,
Они цветут, сердца отогревая,
Как маленькие теплые костры.
Я славлю тех,
Кто вырастил цветы.
Я благодарна людям, у которых
Добры сердца и помыслы чисты.
И так, что же мы знаем о цветах? Все ли мы понимаем о цветах? Почему их так устроила природа и с какой же целью она их создала? На все эти вопросы сегодня на уроке мы и попытаемся вместе с вами ответить.
2. Изучение новой темы
А) рассказ учителя о строение цветка с элементами моделирования схемы. А сейчас мы с вами зарисуем цветок (схему), чтобы запомнить все его части.
1 – тычинка; 2 – пестик, 3 – венчик (все вместе взятые лепестки); 4 – чашелистики; 5 – цветоножка; 6 – цветоложе; 7 – завязь.
Как вы думаете, какие части цветка – самые главные? Конечно же это пестик и тычинки.
1 – завязь пестика и семязачатки; 5 – столбик и рыльце пестика; 4 – тычинка (пыльник и тычиночная нить). А самые главные они, потому что из завязи пестика развивается плод, а из семязачатков - семена. Завязь выполняет роль женского органа, а тычинки – мужского органа, но об этом более подробно вы узнаете на другом уроке.
Венчик у цветка бывает раздельнолепестной и сростнолепестной (слайд). Чашечка бывает раздельнолистная и сростнолистная (слайд). Околоцветник (это венчик + чашечка). Если имеется только один венчик, то околоцветник считается простым, а если есть и венчик и чашечка-то околоцветник называется двойным (слайды). Цветки бывают обоеполые и однополые (сайд). Двудомные и однодомные (слайд) Пестичные и тычиночные (слайд).
Работа с текстом учебника: в тексте найти понятие (определения) о строение цветка и выписать в тетрадь, затем происходит проверка устно и письменно определений.
А сейчас давайте повторим новые термины, которые мы рассмотрели:
- Венчик.
- Чашечка.
- Околоцветник.
- Обоеполые.
- Однополые.
- Пестичные.
- Тычиночные.
- Двудомные.
- Однодомные.
Формула цветка – это запись в виде условных обозначений, с помощью которой легко понять о цветке какого строения идет речь (слайд).
Б) Работа в группах. 5-6 групп (по 4 человека в группе). Каждая группа получает по одному цветку из букета (это могут быть хризантемы, розы, ромашки, тюльпаны, лилии, бессмертники).
Инструктивная карточка.
- Рассмотрите полученный цветок. Найдите все изученные части у цветка.
- Зарисуйте этот цветок и подпишите его части.
- Составьте формулу вашего цветка.
- Сделайте вывод.
По окончанию работы каждая группа зачитывает вывод групповой работы.
В) Работа в парах: на каждую парту выдается гербарий цветов. Школьники должны его рассмотреть и устно дать характеристику (описание своего цветка)
Неужели всю эту красоту создала природа, чтобы мы любовались ими, дарили их своим близким и любимым людям? А вы когда-либо видели, как цветочки посещают пчелы, шмели, бабочки, жуки и другие насекомые? Правильно, цветы нужны для привлечения насекомых, без которых невозможно дальнейшее образование плодов и семян. Но об этом вы узнаете на следующем уроке. И так, чем наделила природа цветы? (начинаем перечислять) ярким цветом, приятным запахом и сладким нектаром. Без этих приспособлений невозможно было бы к себе привлечь внимание. И это еще раз доказывает, что природа самая мудрая на Земле и все её создания ей нужны и важны. Поэтому давайте сделаем еще раз важные выводы:
1) Цветок – это видоизмененный побег, репродуктивный орган растения
2) Главные части цветка – пестик и тычинки
3) Каждый цветок имеет ряд приспособлений для привлечения насекомых-опылителей, без которых невозможно было бы образование плодов и семян.
3. Закрепление новой темы
А) Дополните предложения:
1) Лепестки и чашелистики образуют – (околоцветник).
2) Главные части цветка – (пестик и тычинки).
3) Пестик состоит из трех частей – (рыльце, столбик и завязь).
4) Тычинка состоит из – (пыльника и тычиночной нити).
5) Цветок считают репродуктивным органом растения, потому что – (из него образуется плод и семена).
Б) Рассмотрите рисунок. Укажите, чем околоцветник цветка тюльпана отличается от цветка яблони.
В) Расшифруйте формулы цветков огурца:
А) Ч(5) Л(5) Т(5) П о Б) Ч(5) Л(5) Т(О) П3
Г) Назовите (не меньше трех-пяти примеров) цветов опыляемых насекомыми. Какие приспособления имеют эти цветы для привлечения насекомых?
4. Домашнее задание
:А) Прочитайте и перескажите параграф, ответьте устно на все вопросы после параграфа.
Б) Творческое задание: сделайте модель цветка (по желанию).
В) Сочините стихи о цветах (по желанию).
Г) нарисуйте цветок, подпишите все его части, ответьте на вопросы.
План ответа:
- Какой околоцветник у вашего цветка (простой или сложный)?
- Какой у него венчик (раздельнолепестной или сростнолепестной)?
- Определите количество и окраску лепестков венчика.
- Сосчитайте количество тычинок и пестиков.
- Составьте формулу цветка.