Важной составляющей процесса развития творчества учащихся является художественное речетворчество, под которым понимается деятельность по восприятию и продуцированию художественных текстов. Она основана на развитии специальных способностей, позволяющих воспринимать и создавать художественные тексты в соответствии с их спецификой, а также жизненным и речевым опытом личности.
Само понятие “художественные речетворческие способности” не является новым в теории и практике обучения. Однако, согласно исследованиям Л.Д. Пономарёвой, долгое время учёными-методистами, например Г.Б. Вершининой, A.И. Власенковым, А.Д. Дейкиной, H.A. Ипполитовой, Т.А. Ладыженской, Е.В. Любичевой, Н.М. Шанским и другими, в основном рассматривались только отдельные аспекты данной проблемы в контексте речевого развития учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеучебной деятельности. “Следствием отсутствия систематической и целенаправленной работы по развитию художественных речетворческих способностей, акцента на формировании рационально-логического мышления стали недостатки в развитии эмоционально-чувственной сферы учащихся, их образного мышления”. [2]
Сегодня никто не сомневается в необходимости художественного речетворческого развития учащихся. Однако складывается впечатление, что в практике учебного процесса, особенно в старшем звене, словесное творчество “как проявление уникальной индивидуальности личности”, по-прежнему остаётся невостребованным. Поэтому перед учителем русского языка и литературы стоит важная задача разрешить это противоречие. Для этого, на наш взгляд, необходимо введение в систему преподавания русского языка и литературы уроков речетворчества, предполагающих использование специальных приёмов развития художественных речетворческих способностей.
В рамках нашей статьи мы покажем, как можно использовать вышеназванные приёмы при изучении темы “Назывные предложения” на уроке русского языка в 8-м классе. Данная тема даёт реальную возможность для решения этой задачи, поэтому не стоит экономить учебное время, оставляя его только для знакомства с синтаксическими особенностями этого вида односоставного предложения. Таким образом, предполагается, что само понятие “назывные предложения” уже сформировано у учащихся на предыдущих уроках.
Прежде всего необходимо мотивировать восьмиклассников на речетворческую деятельность. Это можно сделать с помощью вопроса: “Как добиться того, чтобы назывные предложения стали яркими, экспрессивными?”. Ответ на этот вопрос позволит пригласить учащихся в творческую мастерскую художников слова.
Приёмом развития художественных речетворческих способностей на начальном этапе предлагаемого урока является наблюдение за использованием назывных предложений в художественной речи – приём традиционный, но не утративший от этого своего значения. Учащимся предлагается текст стихотворения А.А. Фета “Шёпот, робкое дыханье…” и задание прочитать стихотворение, подумать, чем, оно удивительно.
Шёпот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..
Выполняя задание, учащиеся должны увидеть, что всё стихотворение представляет собой одно назывное предложение, состоящее из однородных подлежащих. Нет ни одного глагола, называются только предметы и явления, причём они словно не существуют у Фета сами по себе, а переходят в знаки чувств и состояний. Особенности мастерства Фета в этом стихотворении заключаются в том, что, называя ту или иную вещь, поэт вызывает в читателе не прямое представление о самой вещи, а те ассоциации, которые могут быть с нею связаны. Это позволяет читателю увидеть нарисованную картину, полюбоваться её неповторимой красотой и одновременно понять главную мысль произведения: любовь – прекрасное земное чувство.
В зависимости от уровня лингвистической подготовки класса можно организовать аналогичную работу индивидуально, в парах или группах учащихся, используя известные стихотворения А. Блока (“Ночь, улица, фонарь, аптека…”), Б. Пастернака (“Осень. Сказочный чертог…”) и других авторов.
Следующий приём развития художественных речетворческих способностей, используемый нами на данном уроке, – заполнение речетворческой карты. Её содержание может варьироваться в зависимости от задач, которые ставит учитель, и от выбора ключевого слова. Например:
Слово | Зима |
Цвет | |
Характер | |
Звуки | |
Ассоциация |
Слово является основной дидактической единицей на уроках русского языка. Его освоение учащимися – процесс достаточно сложный и длительный. Первый этап освоения слова как лексико-грамматической единицы выстроен давно и описывается весьма традиционно во всех учебниках по русскому языку. Второй же этап, связанный с функционированием слова, требует разработки непосредственного выхода в речетворческую деятельность учащихся. Поэтому важно рассматривать слово прежде всего как речетворческую единицу, являющуюся “исходным ростком возникновения текста” и материалом для его создания.
Речетворческая работа начинается с осмысления значения слова, представленного в различных словарях, обращение к которым на речетворческих уроках – обязательная часть работы учащихся.
Лексическое значение слова проверяется учащимися по “Толковому словарю” (например под редакцией С.И. Ожегова): зима – самое холодное время года, следующее за осенью и предшествующее весне.
Этимологическое значение определяется по “Этимологическому словарю” (например под редакцией Н.М. Шанского): зима – общеславянское, индоевропейского характера; первоначально означало “время дождей”, “время снега”.
Мифологическое значение слова можно определить по “Словарю славянской и русской мифологии” (например под редакцией Е.М. Мелетинского): зима связана с именем славянской богини зимы Мораной. Другие имена Мораны – Мара, Марена, Морена. Связаны с ней и слова морок, мрак, марево, морочить, мор. У Мораны законных дней в году только три. Сначала её встречали, это происходило 21 ноября. Начиналась настоящая зима. Народ говорил: “Не болела, а белый саван надела”.
Морана, принося зиму, даёт возможность отдохнуть природному миру, очищает его. Поэтому функции богини необходимы для процесса обновления и продолжения жизни на земле.
У зимы, как у времени года, тоже было несколько названий. Они сохранились до сих пор. Например, “зимища” – значит морозная и долгая, “зимишка” – хиленькая, слабенькая, со слякотью.
По древнему народному календарю в середине зимы отмечали Мару зимнюю. Само слово “зимняя” в данном случае обозначало не только принадлежность к времени года, в большей степени это значило “строгая”, “лютая”, “в расцвете сил”. В этот день необходима была особая защита семьи от болезней. Дочери Мораны, сестры Лихоманки, могли попасть в дом. Чахлые, безрукие, всегда голодные, они могли наслать любую болезнь на человека. Согласно мифам, дочери Мары ходят по земле как все вместе, так и в одиночку. Могут залетать в дом через печную трубу или вентиляционное окно. Могут окликать людей ночами, кто отзовется во сне – заболеет. Например, лихоманка Огнея вызывает жар и озноб, Глядея не даёт человеку спать. Летом они не опасны: Перун загонял злобных девиц в адские глубины. А вот зимой для защиты от лихоманок делали одноимённых кукол. Считалось, что лихорадка, влетев ночью в дом, осматривается в поисках жертвы, видит куклу, узнаёт в ней себя и вселяется в неё, а не в человека. Одевать куклу-оберег надо ярко и красиво, чтобы привлечь внимание болезни-демоницы.
13 января – день Мары зимней – в старину не праздновали, а наоборот, вели себя тихо, смирно. Старались проводить время в кругу семьи, избегали ссор и размолвок. В домах проводили защитные ритуалы. С утра обязательно старейшая в семье женщина обкуривала дом полынью, которая специально заготавливалась в начале лета, мыла полы с настоем из коры вербы.
Третий раз в году, когда вспоминали Морану, была масленица. В день весеннего равноденствия, 22 марта, зима уже становится слабой, её провожали весело и шумно, сжигали чучело Мораны.
Формы и приёмы работы со словарями определит сам учитель, помня о необходимости организовать её так, чтобы выполнить план урока. Совсем не обязательно выяснять все значения слова сразу, тем более, что есть и другие, не названные нами (например, художественное (образное), символическое значения). Кроме того, результативность речетворческого осмысления слова значительно повышается, если используются не только произведения художественной литературы, но и произведения живописи, музыки. Они, в свою очередь, помогают учащимся почувствовать живописное и музыкальное значение и звучание слова. Поэтому учителю важно проявить чувство меры, разумно чередуя различные способы работы со значениями слова, тщательно продумывая её содержание.
Заполнение речетворческой карты направлено на выявление перцептивного значения слова – значения, связанного с субъективным, конкретно-чувственным восприятием того, что обозначает слово, с отражением в сознании через органы чувств. Оно может создаваться под влиянием выявленных по словарям значений и определяется самими учащимися при “наполнении” слова цветом, звуком, запахом и т.п. Например: цвет зимы – белый, серый, серебряный, лунный, холодного неба и др., характер – свирепый, спокойный, звериный, безумный, разгульный и др., звуки – вой, свист, плач, стон, шёпот, убаюкивание и др. Перцептивное значение слова отражает его образный потенциал и индивидуально-авторское восприятие предмета или явления.
Ассоциативное значение слова формируется значениями слов-реакций на него: зима – суровая старуха с клюкой; открытая форточка; одинокая жизнь; стремление вперёд и др.
Интересным приёмом развития художественных речетворческих способностей мы считаем создание контекста по образному слову и сравнение его с авторским текстом. Для реализации этого приёма на данном уроке используем текст И.С. Тургенева:
Вершины Альп. Целая цепь крутых уступов. Бледно-зелёное, светлое, немое небо. Сильный, жёсткий мороз; твёрдый, искристый снег; суровые глыбы обледенелых, обветренных скал.
Учащимся предлагается текст с пропусками определений, которые они должны подобрать и вставить самостоятельно:
Вершины Альп. Целая цепь _________________ уступов. ________________, ______________, ______________ небо. ________________, ______________ мороз; _____________, ______________ снег; ________________ глыбы ________________, __________________ скал. (И.Тургенев)
После выполнения задания необходимо организовать сопоставление получившегося текста с авторским (“У кого текст получился более образным: у вас или у автора текста? Почему вы так думаете?”).
В процессе определения речетворческой глубины и перспективы слова у учащихся рождаются замыслы собственных текстов. Таким образом, речетворческое осмысление слова – это путь от слова в словаре через слово в художественном тексте к слову своему, собственному. [2]
Ещё один приём развития речетворческих способностей – описание картины – можно использовать, предложив учащимся в качестве домашнего задания создать сочинение-описание картины с помощью назывных предложений (можно продолжить “зимнюю” тематику: “Зима” И. Шишкина, “Зимний пейзаж” А. Саврасова, “Иней. Восход солнца” И. Грабаря и др.).
Альтернативным для учащихся может быть домашнее задание с применением приёма выстраивания предложений на основе одного слова или грамматической основы. К предлагаемому учителем опорному подлежащему учащиеся должны добавить рождающиеся по ассоциации слова, превращая нераспространённое назывное предложение в распространённое. Например: Цветок. – Нежный белый цветок. – Только что раскрывшийся, нежный белый цветок. – Только что раскрывшийся, благоухающий, нежный белый цветок.
Задание, построенное на приёме выстраивания ассоциативных рядов (цепочек), будет для учащихся не менее занимательным и полезным: нужно предложить составить ассоциативный ряд между словами крик и рябина (например: крик – боль – одиночество – горечь – рябина). [1]
Одарённые в речетворческом плане учащиеся могут выполнить более сложное, но одновременно и более интересное домашнее задание, в основе которого лежит приём конструирования контекста по образному слову. Например: создать собственный текст из назывных предложений, используя словосочетание любопытные зайчики. Покажем один из полученных нами результатов процесса речетворческого осмысления предложенного образного средства:
Раннее летнее утро. Сонный туман. Дремлющее голубое озеро. Тихий всплеск воды, неясный шорох. Рыбки? Зайчики! Прыгающие по водной глади любопытные зайчики! Игривые детки просыпающегося солнышка!
В заключение отметим: художественная речетворческая личность, будь то личность мастера слова или учащегося, способна видеть, слышать, чувствовать глубоко, тонко, по-особенному. Основными её качествами являются эстетическое отношение к жизни, развитое воображение, наблюдательность, чуткость к слову и оттенкам его значений. Она обладает ассоциативным мышлением, способностями рефлексирования и речевого прогнозирования. Трудно предположить, можно ли воспитать такую личность в современных условиях “сознательно-коммуникативного обучения”, поскольку оно, с нашей точки зрения, слабо нацелено на художественное развитие школьника. Однако стремление стимулировать художественное речетворчество учащихся не покидает учителя-словесника. А значит, остаётся надежда, что проблема воспитания речетворческой личности постоянно будет в центре внимания педагогики и методики, что уроки речетворчества станут одними из главных в преподавании русского языка и литературы.
Литература:
- Куринная А.Ф. Речетворческое осмысление слова в организации коммуникативно-ориентированной работы над текстом. [Электронный ресурс]: статья. – Режим доступа: http://imidg.ucoz.ua/staty/filosofia/Kurinna3.doc.
- Пономарева Л.Д. Развитие образного мышления учащихся в процессе художественной речетворческой деятельности. [Электронный ресурс]: учебное пособие. – Магнитогорск: Изд-во МаГУ, 2004. – Режим доступа: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika.