Проект "Формирование познавательного интереса и познавательной активности обучающихся на уроках биологии в контексте деятельностного подхода

Разделы: Биология


№ п/п Структура проекта Содержание проекта
1. Тема проекта Формирование познавательного интереса и познавательной активности обучающихся на уроках биологии в контексте деятельностного подхода.
2. Нормативное сопровождение проекта Закон РФ “Об образовании”;

План действий по модернизации общего образования на 2011–2015 гг., утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 № 1507-р

Национальная образовательная инициатива “Наша новая школа”;

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373;

Закон ХМАО - Югры “Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре”;

Целевая программа Ханты-Мансийского автономного округа – Югры “Новая школа Югры на 2010-2013 годы и на период до 2015 года”;

Ведомственная целевая программа “Дошкольное, общее и дополнительное образование в городе Нижневартовске на 2013-2015 годы.

2. Адресация проекта Проект адресован учителям и преподавателям общеобразовательных учебных учреждений. Проект может быть реализован в содержании элективных курсов, исследовательских работ обучающихся, при подготовке к ЕГЭ.
3. Руководитель проекта Борисова Елена Анатольевна
4. Проблематизация проекта Проблемы:

Недостаточный уровень познавательного интереса и познавательной активности обучающихся на уроках биологии

Необходимость реализации инновационных технологий обучения в связи с переход на НФГОС

5. Цель Формирование познавательного интереса и активности обучающихся на уроках биологии с использованием технологий, отвечающих принципам деятельностного подхода
6. Задачи 1. Изучить состояние проблемы в теории и практике образования;

2. Определить факторы формирования познавательного интереса и познавательной активности обучающихся;

3. Выявить уровни познавательного интереса и познавательной активности обучающихся;

4. Разработать методические рекомендации по организации уроков “открытия” нового знания в контексте деятельностного подхода; (Приложение 1)

5. Представить результат проекта в форме портфолио (Приложение 2), включающего:

Приемы развития познавательного интереса на разных этапах урока;

Копилку задач по курсу “Анатомия человека”;

Инструкции и памятки по применению технологии.

7. Гипотеза Формирование познавательного интереса и активности обучающихся на уроках биологии в контексте деятельностного подхода наиболее эффективно, если в технологии деятельностного подхода особое внимание будет уделено:

А) средствам активизации деятельности обучающихся (создание проблемных ситуаций);

Б) средствам активизации мыслительной деятельности.

8. План реализации 2009-2010 учебный год - подготовительный этап.

Изучение состояния проблемы в психолого-педагогическом знании и ее анализ с позиции методологической педагогики; определение предмета, цели, задач исследования; формулирование гипотезы. Отбор методик исследования познавательного интереса и активности обучающихся.

2010-2011 учебный год – экспериментальный этап

Применение технологии деятельностного подхода на уроках биологии. Использование методов: наблюдения, беседы, анкетирования, с целью выявления уровней развития познавательного интереса и активности обучающихся, математической обработки полученных данных.

2011-2012 учебный год – заключительный этап.

Оценка результатов. Графическое изображение динамики развития познавательного интереса и активности обучающихся (составление диаграмм). Создание банка данных по методическим приемам, используемым в применяемых технологиях. Разработка методических рекомендаций по организации урока в контексте деятельностного подхода.

9. Участники проекта Активные участники проекта:
  • автор-разработчик методических рекомендаций по организации урока в контексте деятельностного подхода.
  • учитель – осуществляет координационную работу по взаимодействию всех участников проекта, проводит занятия, с использование технологий, отвечающих принципам деятельностного подхода, консультирует учащихся, проводит анализ результатов проекта;
  • учащиеся – решают учебные задачи на уроках биологии, направленные на формирование познавательного интереса и активности;
  • психолог школы - осуществляет диагностику познавательной активности и познавательного интереса школьников.

Пассивные участники проекта: администрация школы – оказывает моральную поддержку в подготовке презентации результатов проекта.

10. Возрастная группа Обучающиеся 8-9 х классов
11. Тип деятельности обучающихся Деятельностный
12. Особенности типа проекта
  • По характеру создаваемого продукта – практико-ориентированный, моно-проект.
  • По количеству участников – групповой.
  • По продолжительности – долгосрочный.
  • По профилю знаний – метапредметный.
  • По уровню контактов – на уровне образовательного учреждения.
13. Ресурсы проекта Нематериальные:

- кадровые;

- временные.

Материальные:

- электронные диски;

- сайты в Интернете;

- персональный компьютер;

- проектор;

- интерактивная доска;

- принтер;

- распечатанные тексты;

- бумага.

14. Предполагаемые результаты проекта 1. Результаты деятельности автора проекта:
  • теоретическое обоснование применения технологии деятельностного подхода;
  • данные диагностики познавательной активности и познавательного интереса обучающихся;
  • методическое портфолио;
  • методические рекомендации по организации урока в контексте деятельностного подхода.

2. Результаты деятельности обучающихся:

  • повышение уровней познавательного интереса и познавательной активности обучающихся;
  • интерес обучающихся к исследовательской деятельности.
15. Перспектива развития Использование проекта в профессиональной деятельности;

Пополнение методического портфолио;

Размещение содержания проекта и результатов на web-сайт;

Опубликование данного проекта во Всероссийском фестивале педагогических идей “Открытый урок”.

Пояснительная записка

“Учитель никогда не должен забывать о том, какие дети
в классе, как мыслит каждый его ученик, что будет ему
легко, что трудно... Нужны разнообразные приемы и
методы обучения, чтобы вызвать интерес к учебе...”
Ш.А. Амонашвили

В условиях модернизации образования: переход массовой школы к реализации инновационных технологий обучения главным направлением развития средней школы является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика через совершенствование системы преподавания. Невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем, без активизации познавательной деятельности, без формирования и развития устойчивого познавательного интереса к изучаемому материалу. Формирование познавательных интересов и активизация личности – процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает активность, но в свою очередь, повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес.

Развитие познавательной активности учащихся относится к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер и от качества учения, как деятельности, зависит результат обучения, развития и воспитания школьников.

Анализ собственной педагогической деятельности показал, что, у большинтсва обучающихся низкий уровень познавательного интереса к биологии. У таких ребят формируется привычка к бессмысленной деятельности, списыванию, ответам по подсказке, шпаргалкам. Знания их, как правило отрывочны и поверхностны.

Таким образом, обостряются противоречия между:

  • природной любознательностью ребенка и его фактической пассивностью на уроках;
  • новыми требованиями к выпускникам школ в свете ФГОС и традиционной системой образования.

Необходимость разрешения названных противоречий определило цель проекта: формирование познавательного интереса и активности обучающихся на уроках биологии с использованием технологий, отвечающих принципам деятельностного подхода.

Объект исследования - процесс формирования познавательного интереса и активности обучающихся на уроках биологии.

Предмет исследования – технология формирования познавательного интереса и активности обучающихся в контексте деятельностного подхода.

Гипотеза: Формирование познавательного интереса и активности обучающихся на уроках биологии в контексте детельностного подхода наиболее эффективно, если в технологии деятельностного подхода особое внимание будет уделено:

А) средствам активизации деятельности обучающихся (создание проблемных ситуаций);

Б) средствам активизации мыслительной деятельности.

Задачи:

1. Изучить состояние проблемы в теории и практике образования;

2. Определить факторы формирования познавательного интереса и познавательной активности обучающихся;

3. Выявить уровни познавательного интереса и познавательной активности обучающихся;

4. Разработать методические рекомендации по организации уроков “открытия” нового знания в контексте деятельностного подхода;

5. Представить результат проекта в форме портфолио, включающего:

Приемы развития познавательного интереса на разных этапах урока;

Копилку задач по курсу “Анатомия человека”;

Инструкции и памятки по применению технологии.

Настоящий педагогический опыт основан на работах:

  • Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, Дж. Дьюи (раскрывают различные подходы деятельностного обучения);
  • Л.Г. Петерсон (технология деятельностного метода);
  • И.Я. Лернер, М.И. Махмутова, A.M. Матюшкина (теоретические положения проблемного обучения);
  • Чарльза Темпла, Джинни Стила, Курта Мередита (авторы технологии развития критического мышления).

Для реализации поставленной цели использовала комплекс взаимодополняющих методов:

  • теоретические методы (анализ философской, научной педагогической, психологической и методической литературы; анализ образовательных стандартов, программ, учебников для обучающихся 8-9 классов, с целью выявления потенциальных возможностей деятельностного подхода в реализации проекта; изучение нормативной и программно-методической документации РФ об образовании);
  • эмпирические методы (наблюдение, тестирование, опросы, анкетирование, анализ результатов учебной деятельности школьников);
  • сравнительный метод.

Новизна опыта:

1. Технология урока “открытия” нового знания для средней и старшей ступеней обучения.

2. Технологическая карта урока деятельностной направленности может быть использована учителями на II, III ступенях обучения при внедрении ФГОС.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что

- расширены представления о возможностях технологии деятельностного подхода в формировании познавательного интереса и активности обучающихся;

- разработаны уроки по формированию познавательного интереса и познавательной активности обучающихся в контексте деятельностного подхода;

- разработаны методические рекомендации по организации урока “ОНЗ” в рамках системно-деятельностного подхода.

Практическая значимость: предлагаемые материалы методического портфолио позволяют учителю на уроках по разным учебным предметам системно включать обучающихся в учебную деятельность.

Ресурсное обеспечение педагогического опыта:

- временные ресурсы – 2009-2010 гг. (создание и внедрение проекта, изучение теоретических основ); 2010-2011 гг. (активное использование проекта); 2011- и т.д. (корректировка и дальнейшее использование проекта);

- информационные ресурсы – совокупность данных, организованных для эффективного получения достоверной информации (сбор, обработка, анализ информации, нужной для реализации опыта, его изложение на МО);

- нормативно-правовые ресурсы (подготовка документов регламентирующего характера);

- научно-методические ресурсы (создание научно-методического обеспечения реализации опыта, методических памяток, рекомендаций);

- интеллектуальные ресурсы – наличие у учителя педагогических компетенций (владение технологиями личностно-ориентированного обучения и воспитания, проблемного обучения, развития критического мышления, групповыми индивидуальными формами работы, владение знаниями психологии и возрастных особенностей учащихся);

- организационные ресурсы – административная поддержка и оказание помощи в реализации проекта;

- материально-технические ресурсы (кабинет биологии, лаборатория, интерактивная доска, документ камера, медиапроектор, компьютер, сканер, принтер, маркерная доска, учебная литература, дидактические материалы).

Список литературы и источников

  1. Безух К. Е. Активизация деятельности учащихся при обучении биологии. Журнал “биология в школе” №2 за 2007г.
  2. Борисенкова, И.А. Критическое мышление как объект исследования педагогической науки [Текст]/ И.А. Борисенкова//Педагогические науки ООО "Издательство "Спутник+". – 2006. - №2. – С. 119-128.
  3. Гузеев В. В. О скрытом контексте в технологии развития критического мышления [Текст]/ В.В. Гузеев/ / Педагогические технологии. - №2. – 2006. - С. 16-21.
  4. Жарикова Н. В. Способы повышения познавательной активности школьников при использовании проблемного обучения на уроках биологии [Текст] / Н. В. Жарикова, В. Н. Долгин // Вестн. Том. гос. пед. ун-та. - Томск, 2008. - Вып. 2 (76). - С. 133-136. - Библиогр. : с. 136-141.
  5. Жарикова Н. В. Этапная рефлексия на уроке-проблематизации [Текст] / Н. В. Жарикова // Обучение проблематизации как совместному действию: метод. материалы к образовательной программе / под ред. Е. А. Румбешта. - Томск: Дельтоплан, 2002. - С. 37-41.
  6. Загашев И., Заир-Бек С. Критическое мышление: технология развития [Текст]/ И. Загашев, С. Заир-Бек. - СПб.: Издательство "Скифия" & "Альянс-Дельта", 2003. – 284 с.
  7. Каргин М.И. Влияние контекста на усвоение студентами учебного материала как средства регуляции профессиональной деятельности: Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. психол. наук. М., 1998.
  8. Краевский В.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах/ В.В. Краевский, А.В. Хуторской// Педагогика. – 2003. – № 2. – С.3-10 5.
  9. Крылова О.Н. Опыт применения технологии развития критического мышления на уроке 21 века: методические материалы для учителя [Текст] - СПб.: Изд. “Аграф”, 2004.- 100с
  10. Леонтьев А.А. Образовательная система “Школа 2100”: Педагогика здравого смысла: сборник материалов. М: Баласс, издательский дом РАО, 2003.-368 с.
  11. Махмутов М. И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. М.: Просвещение, 1975.
  12. Мельникова Е. Л. Технология проблемного обучения// Школа 2010.
  13. Мухина А. В. Деятельностный подход при обучении биологии. Журнал “Биология в школе” №6 за 2007г.
  14. Муртазин Г.М. Активные формы и методы обучения биологии. М.: Наука, 1992.
  15. Никифоров Г.С. Диагностика здоровья. Психологический практикум – СПб.:Речь, 2007. - 950 с.
  16. Поташник М.М. Требования к современному уроку - М.: Центр педагогического образования, 2008 г.
  17. Петерсон Л.Г. Что значит “уметь учиться” /Л.Г. Петерсон, М.А. Кубышева, С.Е. Мазурина, И.В. Зайцева.- М: АПК иППРО, УМЦ “Школа 2000...”, 2006.-80 с.
  18. Петерсон Л.Г. Технология деятельностного метода как средство реализации современных целей образования / Л.Г. Петерсон. –М: УМЦ “Школа 2000”, 2003. -16с.
  19. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.
  20. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. – М.: Педагогика, 1989.
  21. Электронные ресурсы
  22. Государственные стандарты общего образования. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.school.edu.ru/dok_edu.asp
  23. Образовательный стандарт основного общего образования по биологии [Электронный ресурс] // Российский образовательный портал. – Режим доступа: http:// www. Schcot. Colh zu /dok cdu asp ab.