Цель: способствовать созданию полной и цельной картины изученного периода Древняя Русь (деятельность первых киевских князей).
Задачи:
- Обучающие:
- углубление, обобщение и систематизация знаний обучающихся по теме Древняя Русь (деятельность первых киевских князей);
- выявить уровень усвоения обучающимися базового уровня материала (понятия, факты исторические личности, даты);
- выявить проблемы и наметить перспективы корректировки базового уровня подготовки обучающихся.
- Развивающие:
- формирование ключевых компетенций – выработка навыков самостоятельной работы;
- формирование навыков критического анализа исторической информации, извлечения исторической информации из документов и памятников художественной литературы;
- умение формулировать собственное мнение;
- умение выразить отношение к событиям истории и роли личности;
- Воспитательные:
- воспитывать патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за прошлое своего государства.
Краткое описание
При проведении игры предполагается, что обучающиеся усвоили и могут оперировать знаниями по истории России – знают и могут давать характеристики главным особенностям занятий, общественного строя, быта и верований восточных славян, причинам и факторам возникновения русской государственности, сущности раннефеодальных отношений в Киевской Руси, деятельности первых русских князей, оценить принятие христианства для социально-политического развития государства.
Основные понятия и термины: союзы племён, родовая община, соседская община, «путь из варяг в греки», язычество, норманнская теория, «военная демократия», «уроки», «погосты», усобица, печенеги, православие.
Оснащение: мультимедийный проектор, ПК, игровое табло, раздаточный материал – игровое табло в бумажном варианте.
ХОД ИГРЫ
1. Организационный момент
– формулирование целей занятия;
– выбор участников игры;
– знакомство с правилами игры (проводится по
правилам популярной телеигры «Своя игра»),
– одновременно с игроками другие обучающиеся
отвечают на вопросы на своих листках.
2. Рефлексивный блок
Объявление результатов, участники и зрители высказывают своё мнение о прошедшем занятии.
«Да ведают потомки православных земли родной минувшую судьбу».
А.С.Пушкин «Борис Годунов»
Вопросы 1 тура
Тема 1 «Даты»
10 б. – год крещения Руси.
20 б. – 862-879 гг., 879-912 гг.,912-945 г.г.,945-962
г.г.,962-972 г.г., 980-1015 г.г. – по какому принципу
образован этот ряд дат?
30 б. – 907 г.,911 г., 941 г.,944 г. – по какому
принципу образован этот ряд дат?
40 б. – первый в истории Восточной
Европы двухсторонний письменный договор.
Тема 2 « Понятия»
10 б. – полюдье.
20 б. – уроки и погосты.
30 б. – норманнская теория.
40 б. – по какому принципу образован
следующий ряд слов: челядь, холоп, закуп, рядович,
милостники, вдачники.
Тема 3 «Личность в истории»
10 б. – имя этого князя на
скандинавском языке звучит «хельги», что
означает «священный», русское прозвище –
Вещий,т.е. «предвидящий будущее».
20 б. – поразительно то, что при
обычном тогда на Руси многожёнстве нет известий
о том, что этот князь имел кроме Ольги, иных
жён. Это говорит не только о его любви и
преданности своей единственной жене, но и
о его исключительных человеческих качествах, но
тем не менее он вошёл в историю как «Волк».
30 б. – за блестящие победы над
противниками Киевской Руси – Хазарским
каганатом, Волжской Болгарией, Болгарией,
личное мужество этот князь вошёл в как
Александр (Македонский) Восточной Европы.
40 б. – княгиня Горислава.
Тема 4. «Быт древних славян»
10 б. – Олег, Святослав, Владимир,
Святополк, Ярослав – имя какого князя
выпадает из этого ряда и почему?
20 б. – название этого месяца на
древнеславянском языке – сечень,
студень,назовите современное название.
30 б. – название этого месяца на
древнеславянском языке – березол, современное
название.
40 б. – зернь, скань, эмаль – что
объединяет эти слова.
Вопросы 2 тура
Тема 1 «Деятельность первых киевских князей»
10 б. – Н.М.Карамзин в «Истории
государства Российского» отмечал: «Предание
нарекло её Хитрою, Церковь – Святою, История
– Мудрою».
20 б. – «…ходя легко, как барс, вёл он
многие войны. В походах не возил за собой обозов,
ни котлов, не варил мяса, но тонко нарезав конину
ли, или зверину, или говядину, жарил её на
углях и ел. Не имел он походного шатра, но спал
постелив подклад и положив в головах. Таковы
были и другие его вои. Перед началом похода он
посылал послов к странам говоря: «Хочу итти на
вас».
30 б. – этот князь первым принял титул
великого князя, т.е. князя всех князей, после
знаменитого похода русской дружины под его
командованием на Византию в 907 г., греки обязались
представить Руси денежную контрибуцию,
ежегодно уплачивать дань, русские купцы получили
право беспошлинной торговли в пределах
империи и ещё великий князь прибил
свой щит на ворота Византийской столицы.
40 б. –
«Смотрите, в грозной красоте,
Воздушными полками
Их тени мчатся в высоте
Над нашими шатрами…
О, Святослав, бич древних лет,
Се твой полёт орлиной, –
«Погибнем! Мёртвым срама нет!»
Гремит перед дружиной».
Назовите произведение и автора.
Тема 2. «Воинская слава древних славян»
10 б. – о каком племени пишет
Маврикий Стратег в «Стратегиконе»
«Сражаться со своими врагами они любят в местах,
поросших густым лесом, в теснинах, на обрывах;
с выгодой для себя пользуются засадами,
внезапными атаками, хитростями, и днём и ночью,
изобретая много разнообразных способов. Опытны
они также и в переправе через реки, превосходя
в этом отношении всех людей. Мужественно
выдерживают они пребывание в воде, так что часто
некоторые из числа остающихся дома, будучи
настигнутые внезапным нападением,
погружаются в пучину вод. При этом они держат
во рту специально изготовленные большие,
выдолбленные внутри камыши, доходящие до
поверхности воды, а сами, лёжа навзничь на дне
реки, дышат с помощью их; и это они могут
проделывать в течение многих часов, так что
совершенно нельзя догадаться об их присутствии.
А если случится, что камыши бывают видимы
снаружи, неопытные люди считают их за растущие в
воде».
20 б. – кольчуга или «броня
кольчатая» в Киевской Руси считалась не
только средством индивидуальной защиты, но и
символом «воинской святости»,
предположите почему.
30 б. – в «Повести временных лет»
описывается, как славяне «одарили» мечом
хазар, пришедших на Русь за данью. Посланцы хазар
предложили заплатить дань с «дыма» (с каждого
дома) тем, что было ценного. Наши люди поступили
так «Сдумаша поляне и вдаша от дыма меч».
Хазарские старейшины получив такие дары, решили
поискать других данников. Почему?
40 б. – найденные археологами
кольчуги как правило разных размеров, т.е.
сделаны для людей разного телосложения, но
иногда раскапывают кольчуги, которые сзади
короче, нежели спереди. Предположите, почему?
Тема 3. «Исторический документ»
10 б. – прочтите отрывок из
«Повести временных лет» и укажите событие, о
котором в нём говорится. «Она же сказала им:
дайте мне от двора по три голубя да по три
воробья. Я ведь не хочу возложить на вас тяжкую
дань, как мой муж вы ведь изнемогли в осаде,
поэтому прошу у вас малого».
20 б. – прочтите отрывок из из
«Повести временных лет» и укажите событие, о
котором в нём говорится. «И когда пришёл, повелел
опрокинуть идолы – одних изрубить, а других
сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня
и вочить его с горы по Боричеву въезду в ручей
(Почайну) и приставил 12 мужей толкать Перуна.
Делалось это не потому, что дерево что-нибудь
чувствует, но для поругания беса, который
обманывал людей в этом образе, – чтобы принял
он возмездие от людей. «Велик ты, Господи, и чудны
дела твои!». Вчера ещё был чтим людьми, а сегодня
поругаем. И, притащив, кинули его в Днепр».
30 б. – прочтите отрывок из «Повести
временных лет» и назовите реку, пропущенное в
тексте.
«Когда же поляне жили отдельно по горам этим, тут
был путь по Днепру, а в верховьях Днепра –
волок до ______, а по _________ можно войти в Ильмень,
озеро великое, из этого же озера вытекает Волхов
и впадает в озеро великое Нево(Ладожское), и устье
того озера впадает в море Варяжское. И по тому же
морю можно плыть до Рима, а от Рима можно плыть по
тому же морю к Царьграду».
40 б. – прочтите отрывок из «Повести
временных лет» и укажите событие, о котором в нём
говорится «И сказал один юноша: «Я перейду». И
сказали киевляне: «Иди». Он же вышел из города
с уздою и бежал среди печенегов, говоря: «Не видел
ли кто моего коня?». Он умел говорить
по-печенежски, и они приняли его за своего. И как
юноша приблизился к реке, скинул с себя одежду,
бросился в Днепр и поплыл. Увидев это, печенеги
устремились за ним и стреляли в него из луков, но
не могли с ним ничего сделать».
Тема 4. «Культура Киевской Руси»
10 б. – в 996 г. в Киеве было окончено
строительство главного храма Руси –
каменного собора Пресвятой Богородицы, но в
истории этот храм более известен под другим
названием.
20 б. – прочтите отрывок «Необычайны и
подчас фантастичны силы героев – палицы у
богатырей по 100 пудов, скачут они на конях…
чуть ниже облака ходячего… Но и враги,
выходившие на богатырей, были чудовищны могучи.
Войска вражьего, растянувшего в степях, серому
волку в три дня не обрыскать, чёрному ворону не
облететь».
Назовите жанр древнерусского фольклора.
30 б. – основной строительный
материал для строительства каменных храмов.
40 б. – какому памятнику
древнерусской культуры посвящены эти строки
«"Богатое место Городище! Кругом синие,
заманчивые дали. Темнеет Ильмень. За Волховом –
Юрьев и бывший Аркажский монастырь. Правее
сверкает глава Софии и коричневой лентой
изогнулся Кремль. На Торговой стороне белеют все
храмы, что "кустом стоят. Виднеются – Лядка,
Волотово, Кириллов монастырь, Нередица, Сельцо,
Сковородский монастырь, Никола на Липне, за лесом
синеет Бронница. Всё, как на блюдечке за золотым
яблочком", – писал Н.К. Рерих, проводивший
здесь летом 1910 года одни из первых
археологических раскопок.
Вопросы 3 тура
Тема 1. «Известные выражения»
10 б. – укажите, в связи с каким
событием было произнесено: «Земля наша
велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите
княжить и владеть нами».
20 б. – укажите, в связи с каким
событием было произнесено: «Затем послал
князь по всему городу сказать : «Если не
придёт кто завтра на реку – будь то богатый или
бедный, или нищий, или раб – будет мне врагом».
30 б. – укажите, в связи с каким
событием было произнесено: «В тот год сказала
дружина Игорю: «Отроки Свенельда изоделись
оружием и одеждой, а мы наги. Пойдём, князь, с нами
за данью, и себе, добудешь и нам. И послушал их
Игорь - пошёл за данью, и прибавил к прежней дани
новую».
40 б. – укажите, в связи с каким событием
было произнесено: «Не хочу розутичи
робичича».
Тема 2. «Верования славян»
10 б. – по какому принципу
образован этот ряд слов: Коляда, Масленница,
Купала.
20 б. – соотнесите имена богов и их
функции
Имя Бога | Его функции |
А. Перун | 1.Бог подземного царства. |
Б. Мокошь | 2.покровитель скотоводства, богатства. |
В. Велес | 3.Богиня плодородия, женщин, домашнего очага. |
Г. Симаргл | 4.Бог молнии, войны, покровитель князей. |
30 б. – согласно обычаю славян тело
умершего помещали в ладью и сжигали её на костре,
что означал этот обряд?
40 б. – в отличие от католических стран
инструментальная музыка в Киевской Руси не
допускалась в храмах, почему?
Тема 3. «Одежда древних славян»
10 б. – по какому принципу образован
этот ряд слов: волосник, убрус, повойник,
кокошник.
20 б. – в Киевской Руси ворот рубашки
обязательно украшали вышивкой. Предположите,
почему?
30 б. – эта привычная каждодневная
одежда всех. Он был всевозможного покроя, из
разного материала, носили и в будни и
праздники. Он входил в состав «официального»
княжеского костюма, и в то же время мог служить
одеялом, даже палаткой, а воин, намотав его на
руку, мог использовать как своеобразный щит. А
слово, обозначающее эту одежду исконно
славянское, языковеды сближают его с «платком»,
полотном.
40 б. – при кройке ворота рубахи в
Киевской Руси, вырезанный лоскут непременно
протаскивали внутрь будущего одеяния.
Предположите, почему?
Тема 4. «Празднование 1000-летия российской государственности»
10 б. – этот памятник символизирует
соединение двух символов России – монархия и
народоправство, которые изображены Шапкой
Мономаха и вечевым колоколом. Этот памятник
можно считать Пантеоном Русской славы.
20 б. – автор памятника «Тысячелетие
Руси».
30 б. – на установление памятника
«Тысячелетие Руси» претендовали несколько
городов – Санкт-Петербург, Москва, Киев и
Новгород. Где был установлен памятник и почему?
40 б. – торжественное открытие
памятника состоялось 8 сентября 1862 г. Почему
именно в этот день?
Финал
Даты
«Будто молнию небесную имеют у себя греки и, пуская её, пожали нас: оттого и не одолели их» – эти слова произнесли уцелевшие воины после неудачного похода во главе с князем Игорем на Константинополь. Назовите год этого похода.
События
В 992 г. перед битвой Владимира Святославича с печенегами состоялся знаменитый поединок русского витязя с печенежским великаном, не проигравшим ранее ни одного единоборства .Тем не менее русский богатырь сдавил печенега в руках до смерти и ударил им о землю. Печенеги в ужасе бежали, а обрадованный русский князь повелел заложить на этом месте город. Какое название дал новому городу Владимир, если этим названием он хотел подчеркнуть, что здесь русский борец перенял славу у печенежского?.
Факты
Куна, гривна, ногата, резана, векша – денежные единицы в Древней Руси, расположите их в порядке возрастания – от самой мелкой к самой крупной.
Город, в котором крестился князь Владимир.
Кот в мешке
На средневековых иллюстрациях-миниатюрах было принято отдельные понятия изображать характерными символами. Так поступали и мастера Киевской Руси. Например, изображение одной башни означало целый город, изображение одного всадника – целое войско и т.д. Предположите, каким характерным для средневековья символом обозначалось такое понятие, как государство?