Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

Разделы: Русский язык


Цель урока: формирование знаний учащихся о постановке знаков препинания в бессоюзном сложном предложении.

Задачи:

1. Обучающие:

  • знать правила, регулирующие выбор и постановку знаков препинания в бессоюзном сложном предложении,
  • выявлять смысловые отношения в бессоюзных сложных предложениях.

2. Развивающие:

  • развивать наблюдательность, умение правильно аргументировать ответ;
  • формировать умение составлять бессоюзные сложные предложения.

3. Воспитательные:

  • формировать познавательную активность;
  • воспитывать у учащихся умение работать в паре, умение выступать перед аудиторией.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Формы работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная.

Оборудование:

  • компьютер, проектор;
  • мультимедиа презентация;
  • учебники.

Используемые технологии: ИКТ, проблемное обучение, технология сотрудничества, здоровьесберегающие технологии.

Предварительная работа: перед уроками учитель, используя цифровые образовательные ресурсы ЕК ЦОР и ФЦИОР, загружает учебные модули на компьютеры, создаёт на «Рабочем столе» значки «Модуль №5», «Тест №4», «Модуль №6».

Перечень используемых на данном уроке ЭОР:

Название ресурса Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1 Учебный словарь «Сложные бессоюзные предложения» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ a4cd4593-063d-478b-9fbe-31943f4dc22e/%5BRUS9_216%5D_%5BTD_091%5D.html
2 Интерактивная таблица «Сложные бессоюзные предложения» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ f3e2e556-556a-4604-aae0-0cd654ddcffd/%5BRUS9_216%5D_%5BIA_076%5D.swf
3 Интерактивный текст «Объясните знаки препинания между частями сложного предложения» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ 84eb05e2-1af8-4331-89c6-09a4b61a5dd3/%5BRUS9_216%5D_%5BIM_077%5D.swf
4  Тест «Сложное бессоюзное предложение»  http://files.school-collection.edu.ru/ dlrstore/e64228a7-d8e1-4bf3-b506-111ec64c6b6c/index_listing.html
5 Электронный учебный модуль практического типа для углублённого изучения предмета по теме «Знаки препинания в сложном бессоюзном предложении» http://fcior.edu.ru/card/28801/znaki-prepinaniya-v- slozhnom-bessoyuznom-predlozhenii.html
6 Электронный учебный модуль контрольного типа для углублённого изучения предмета по теме «Знаки препинания в сложном бессоюзном предложении» http://fcior.edu.ru/card/28847/znaki-prepinaniya-v- slozhnom-bessoyuznom-predlozhenii.html

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Постановка целей и задач урока.

Слайд №1

Учитель: Посмотрите внимательно фрагмент мультфильма «Приключение запятой и точки» (Приложение 1), определите цели и задачи урока.

(По гиперссылке на слайде №1 учитель переходит к демонстрации фрагмента мультфильма. Учащиеся после просмотра фрагмента мультфильма самостоятельно определяют цели и задачи урока. После ответов учащихся учитель демонстрирует слайд №2.)

Повторение изученного материала

Слайд №3

Учитель: Предлагаю вам вспомнить значения бессоюзных сложных предложений, используя учебный словарь.

(Учитель нажимает на гиперссылку «Учебный словарь «Сложные бессоюзные предложения». Учащиеся с помощью словаря называют значения бессоюзных сложных предложений.)

III. Объяснение нового материала

4.1. Анализ таблицы.

Учитель: Рассмотрите внимательно интерактивную таблицу «Сложные бессоюзные предложения».

(Учитель нажимает на гиперссылку «Интерактивная таблица «Сложные бессоюзные предложения».)

Ответьте на вопросы:

  1. Почему предложения распределены на три группы? (Деление бессоюзных сложных предложений на три группы зависит от выбора постановки знака препинания.)
  2. Какие значения имеют части бессоюзного сложного предложения, отделяемые запятой, тире и двоеточием? (Между частями бессоюзного сложного предложения ставится запятая, если части имеют значение одновременности, последовательности изложения; тире – противопоставления, времени, условия, следствия; двоеточие – причины, пояснения, дополнения.)
  3. Какие союзы можно поставить между частями бессоюзного сложного предложения? (Запятая – союз И; тире – А или НО, КОГДА, ЕСЛИ, ТАК ЧТО; двоеточие – ПОТОМУ ЧТО, ТО ЕСТЬ/ А ИМЕННО, ЧТО.)

(После каждого ответа учащихся учитель открывает вложения таблицы с комментариями. Учащиеся отвечают на вопросы и сверяют свои ответы с комментариями в таблице.)

4.2. Работа с интерактивным текстом.

Учитель: Объясните знаки препинания между частями сложного предложения в следующем тексте.

(Учитель нажимает на гиперссылку «Интерактивный текст». Учащиеся объясняют постановку знаков препинания в тексте. Учитель проверяет правильность ответов учащихся с помощью активизации предложений и комментариев интерактивного текста.)

4.3. Первичная проверка усвоенного.

Слайд №4

Учитель: А теперь вам предлагается выполнить задания учебного модуля практического типа:

  1. Выделить грамматические основы в бессоюзных сложных предложениях (свободное выделение цветом).
  2. Определить количество грамматических основ (выбор из выпадающего списка).
  3. Определить интонацию предложений (установление соответствий с помощью стрелок).
  4. Поставить знаки препинания в предложениях (впечатывание).

Учитель: На рабочем столе компьютера найдите значок «Модуль №5» (http://fcior.edu.ru/card/28801/znaki-prepinaniya-v-slozhnom-bessoyuznom-predlozhenii.html) и выполните задания №1-3. Работаете в парах.

(Учащиеся выполняют задания учебного модуля в парах. Учитель проверяет работы, комментирует ошибки.)

4.4. Применение знаний в новой ситуации.

Учитель: А теперь самостоятельно выполните задания №2-5 с выбором одного правильного варианта ответа учебного модуля контрольного типа, используя значок «Модуль № 6» на «Рабочем столе» (http://fcior.edu.ru/card/28847/ znaki-prepinaniya-v-slozhnom-bessoyuznom-predlozhenii.html).

(Учащиеся самостоятельно выбирают условие для правильной постановки знаков препинания.)

4.5. Физкультурная пауза.

Слайд №5

Учитель: Предлагаю вам отдохнуть и выполнить физкультминутку для глаз.

(Учитель нажимает на изображение жёлтого смайлика, идет демонстрация фрагмента художественного фильма «Точка, точка, запятая…» (Приложение 2); на изображение зелёного смайлика – слайды презентации физкультминутки для глаз (Приложение 3). Учащиеся слушают музыку и следят за движением объектов, при мигании моргают глазами. После разминки для глаз встают, потягиваются.)

4.6. Работа по учебнику.

4.6.1. Учитель: Составьте несколько сложных бессоюзных предложений с описанием погоды, которую вы наблюдаете в данный момент (состояние неба, воздуха, растительности и т.д.); с описанием своих чувств. Постарайтесь в одной из частей предложения употребить причастный или деепричастный оборот или вводные конструкции. В качестве образца используйте упр. 219 учебника.

(Учащиеся самостоятельно составляют тексты.)

Учитель: Прочитайте свои предложения. (Ребята читают предложения.)

Посмотрите, действительно, бессоюзная связь не так однозначно передаёт смысловые отношения между частями сложного предложения, как союзная, но употребление в бессоюзных предложениях причастных и деепричастных оборотов, вводных конструкций делают нашу речь богаче и содержательнее, и мы должны уметь их употреблять в устной и письменной речи.

4.6.2. Учитель: Используя предложения из произведений А.И.Куприна упр. 223 на стр. 137, определите значение бессоюзных сложных предложений: причинное, поясняющее, дополняющее.

(Учащиеся анализируют предложения: 1-е предложение – значение причины, 2-е – пояснения, 3-е – дополнения, 4-е причины, 5-е – дополнения.)

Учитель: Продолжаем работу с упр. 223. Составьте схемы всех бессоюзных предложений, обозначая их основы.

(Один учащийся работает у доски, остальные – в тетрадях.)

4.6.3. Учитель: Прочитайте предложения упр.231 на стр.143, соблюдая верную интонацию (паузы, понижение-повышение голоса). Попробуйте определить, в каких предложениях есть значение противопоставления, в каких – времени, условия, следствия. Используйте приём замены.

(Учащиеся читают предложения с выражением, определяют значения между частями бессоюзного сложного предложения.)

4.6.4. Учитель: Спишите предложения упр.233 на стр. 144, восстанавливая знаки препинания и правописание слов. Составьте схемы бессоюзных предложений, объясните постановку знаков препинания.

(Двое учащихся работают у доски, остальные – в тетрадях.)

4.7. Контроль усвоения знаний.

4.7.1. Учитель: Выполним тест "Сложное бессоюзное предложение". Ваша задача переместить объекты в поле «Ответ». Используем значок «Тест №4» на «Рабочем столе» (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ e64228a7-d8e1-4bf3-b506-111ec64c6b6c/index_listing.html).

(Учащиеся выполняют тест.)

4.7.2. Учитель: Используя модуль №6, выполните задание №6, поставьте в предложениях пропущенные знаки препинания.

(Учащиеся выполняют задание.)

4.7.3. Учитель: Самостоятельно выполните упр. 236 на стр. 146. Спишите отрывок из повести Л.Н.Толстого «Метель», восстанавливая знаки препинания и пропущенные буквы, раскрывая скобки.

(Учащиеся самостоятельно работают с упражнением.)

V. Домашнее задание.

Слайд №6

Учитель: Выполните любое из предложенных заданий:

  1. Написать аргументированный ответ по заданию №7 модуля №6, загрузив его из коллекции ФЦИОР.
  2. Заполнить таблицу упр. 230 на стр.143.

(Учащиеся записывают домашнее задание.)

VI. Подведение итогов урока.

Слайд №7

Учитель: Какие знаки препинания можно поставить между частями сложного бессоюзного предложения. Ответы подкрепите, используя задание №1 шестого модуля.

(Учащиеся делают выводы, устанавливая соответствия между предложениями с помощью стрелок.)

Список используемых источников:

  1. Галкина И. А. Электронные физминутки для глаз. - http://pedsovet.su/load/244-1-0-2616
  2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – http://school-collection.edu.ru
  3. Русский язык. 9 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/М.М.Разумовская, С.И. Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2007. – 269, [3] с.
  4. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. - http://fcior.edu.ru