Цель урока: формирование знаний учащихся о постановке знаков препинания в бессоюзном сложном предложении.
Задачи:
1. Обучающие:
- знать правила, регулирующие выбор и постановку знаков препинания в бессоюзном сложном предложении,
- выявлять смысловые отношения в бессоюзных сложных предложениях.
2. Развивающие:
- развивать наблюдательность, умение правильно аргументировать ответ;
- формировать умение составлять бессоюзные сложные предложения.
3. Воспитательные:
- формировать познавательную активность;
- воспитывать у учащихся умение работать в паре, умение выступать перед аудиторией.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Формы работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная.
Оборудование:
- компьютер, проектор;
- мультимедиа презентация;
- учебники.
Используемые технологии: ИКТ, проблемное обучение, технология сотрудничества, здоровьесберегающие технологии.
Предварительная работа: перед уроками учитель, используя цифровые образовательные ресурсы ЕК ЦОР и ФЦИОР, загружает учебные модули на компьютеры, создаёт на «Рабочем столе» значки «Модуль №5», «Тест №4», «Модуль №6».
Перечень используемых на данном уроке ЭОР:
№ | Название ресурса | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | Учебный словарь «Сложные бессоюзные предложения» | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ a4cd4593-063d-478b-9fbe-31943f4dc22e/%5BRUS9_216%5D_%5BTD_091%5D.html |
2 | Интерактивная таблица «Сложные бессоюзные предложения» | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ f3e2e556-556a-4604-aae0-0cd654ddcffd/%5BRUS9_216%5D_%5BIA_076%5D.swf |
3 | Интерактивный текст «Объясните знаки препинания между частями сложного предложения» | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ 84eb05e2-1af8-4331-89c6-09a4b61a5dd3/%5BRUS9_216%5D_%5BIM_077%5D.swf |
4 | Тест «Сложное бессоюзное предложение» | http://files.school-collection.edu.ru/ dlrstore/e64228a7-d8e1-4bf3-b506-111ec64c6b6c/index_listing.html |
5 | Электронный учебный модуль практического типа для углублённого изучения предмета по теме «Знаки препинания в сложном бессоюзном предложении» | http://fcior.edu.ru/card/28801/znaki-prepinaniya-v- slozhnom-bessoyuznom-predlozhenii.html |
6 | Электронный учебный модуль контрольного типа для углублённого изучения предмета по теме «Знаки препинания в сложном бессоюзном предложении» | http://fcior.edu.ru/card/28847/znaki-prepinaniya-v- slozhnom-bessoyuznom-predlozhenii.html |
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Постановка целей и задач урока.
Учитель: Посмотрите внимательно фрагмент мультфильма «Приключение запятой и точки» (Приложение 1), определите цели и задачи урока.
(По гиперссылке на слайде №1 учитель переходит к демонстрации фрагмента мультфильма. Учащиеся после просмотра фрагмента мультфильма самостоятельно определяют цели и задачи урока. После ответов учащихся учитель демонстрирует слайд №2.)
Повторение изученного материала
Слайд №3
Учитель: Предлагаю вам вспомнить значения бессоюзных сложных предложений, используя учебный словарь.
(Учитель нажимает на гиперссылку «Учебный словарь «Сложные бессоюзные предложения». Учащиеся с помощью словаря называют значения бессоюзных сложных предложений.)
III. Объяснение нового материала
4.1. Анализ таблицы.
Учитель: Рассмотрите внимательно интерактивную таблицу «Сложные бессоюзные предложения».
(Учитель нажимает на гиперссылку «Интерактивная таблица «Сложные бессоюзные предложения».)
Ответьте на вопросы:
- Почему предложения распределены на три группы? (Деление бессоюзных сложных предложений на три группы зависит от выбора постановки знака препинания.)
- Какие значения имеют части бессоюзного сложного предложения, отделяемые запятой, тире и двоеточием? (Между частями бессоюзного сложного предложения ставится запятая, если части имеют значение одновременности, последовательности изложения; тире – противопоставления, времени, условия, следствия; двоеточие – причины, пояснения, дополнения.)
- Какие союзы можно поставить между частями бессоюзного сложного предложения? (Запятая – союз И; тире – А или НО, КОГДА, ЕСЛИ, ТАК ЧТО; двоеточие – ПОТОМУ ЧТО, ТО ЕСТЬ/ А ИМЕННО, ЧТО.)
(После каждого ответа учащихся учитель открывает вложения таблицы с комментариями. Учащиеся отвечают на вопросы и сверяют свои ответы с комментариями в таблице.)
4.2. Работа с интерактивным текстом.
Учитель: Объясните знаки препинания между частями сложного предложения в следующем тексте.
(Учитель нажимает на гиперссылку «Интерактивный текст». Учащиеся объясняют постановку знаков препинания в тексте. Учитель проверяет правильность ответов учащихся с помощью активизации предложений и комментариев интерактивного текста.)
4.3. Первичная проверка усвоенного.
Слайд №4
Учитель: А теперь вам предлагается выполнить задания учебного модуля практического типа:
- Выделить грамматические основы в бессоюзных сложных предложениях (свободное выделение цветом).
- Определить количество грамматических основ (выбор из выпадающего списка).
- Определить интонацию предложений (установление соответствий с помощью стрелок).
- Поставить знаки препинания в предложениях (впечатывание).
Учитель: На рабочем столе компьютера найдите значок «Модуль №5» (http://fcior.edu.ru/card/28801/znaki-prepinaniya-v-slozhnom-bessoyuznom-predlozhenii.html) и выполните задания №1-3. Работаете в парах.
(Учащиеся выполняют задания учебного модуля в парах. Учитель проверяет работы, комментирует ошибки.)
4.4. Применение знаний в новой ситуации.
Учитель: А теперь самостоятельно выполните задания №2-5 с выбором одного правильного варианта ответа учебного модуля контрольного типа, используя значок «Модуль № 6» на «Рабочем столе» (http://fcior.edu.ru/card/28847/ znaki-prepinaniya-v-slozhnom-bessoyuznom-predlozhenii.html).
(Учащиеся самостоятельно выбирают условие для правильной постановки знаков препинания.)
4.5. Физкультурная пауза.
Слайд №5
Учитель: Предлагаю вам отдохнуть и выполнить физкультминутку для глаз.
(Учитель нажимает на изображение жёлтого смайлика, идет демонстрация фрагмента художественного фильма «Точка, точка, запятая…» (Приложение 2); на изображение зелёного смайлика – слайды презентации физкультминутки для глаз (Приложение 3). Учащиеся слушают музыку и следят за движением объектов, при мигании моргают глазами. После разминки для глаз встают, потягиваются.)
4.6. Работа по учебнику.
4.6.1. Учитель: Составьте несколько сложных бессоюзных предложений с описанием погоды, которую вы наблюдаете в данный момент (состояние неба, воздуха, растительности и т.д.); с описанием своих чувств. Постарайтесь в одной из частей предложения употребить причастный или деепричастный оборот или вводные конструкции. В качестве образца используйте упр. 219 учебника.
(Учащиеся самостоятельно составляют тексты.)
Учитель: Прочитайте свои предложения. (Ребята читают предложения.)
Посмотрите, действительно, бессоюзная связь не так однозначно передаёт смысловые отношения между частями сложного предложения, как союзная, но употребление в бессоюзных предложениях причастных и деепричастных оборотов, вводных конструкций делают нашу речь богаче и содержательнее, и мы должны уметь их употреблять в устной и письменной речи.
4.6.2. Учитель: Используя предложения из произведений А.И.Куприна упр. 223 на стр. 137, определите значение бессоюзных сложных предложений: причинное, поясняющее, дополняющее.
(Учащиеся анализируют предложения: 1-е предложение – значение причины, 2-е – пояснения, 3-е – дополнения, 4-е причины, 5-е – дополнения.)
Учитель: Продолжаем работу с упр. 223. Составьте схемы всех бессоюзных предложений, обозначая их основы.
(Один учащийся работает у доски, остальные – в тетрадях.)
4.6.3. Учитель: Прочитайте предложения упр.231 на стр.143, соблюдая верную интонацию (паузы, понижение-повышение голоса). Попробуйте определить, в каких предложениях есть значение противопоставления, в каких – времени, условия, следствия. Используйте приём замены.
(Учащиеся читают предложения с выражением, определяют значения между частями бессоюзного сложного предложения.)
4.6.4. Учитель: Спишите предложения упр.233 на стр. 144, восстанавливая знаки препинания и правописание слов. Составьте схемы бессоюзных предложений, объясните постановку знаков препинания.
(Двое учащихся работают у доски, остальные – в тетрадях.)
4.7. Контроль усвоения знаний.
4.7.1. Учитель: Выполним тест "Сложное бессоюзное предложение". Ваша задача переместить объекты в поле «Ответ». Используем значок «Тест №4» на «Рабочем столе» (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ e64228a7-d8e1-4bf3-b506-111ec64c6b6c/index_listing.html).
(Учащиеся выполняют тест.)
4.7.2. Учитель: Используя модуль №6, выполните задание №6, поставьте в предложениях пропущенные знаки препинания.
(Учащиеся выполняют задание.)
4.7.3. Учитель: Самостоятельно выполните упр. 236 на стр. 146. Спишите отрывок из повести Л.Н.Толстого «Метель», восстанавливая знаки препинания и пропущенные буквы, раскрывая скобки.
(Учащиеся самостоятельно работают с упражнением.)
V. Домашнее задание.
Слайд №6
Учитель: Выполните любое из предложенных заданий:
- Написать аргументированный ответ по заданию №7 модуля №6, загрузив его из коллекции ФЦИОР.
- Заполнить таблицу упр. 230 на стр.143.
(Учащиеся записывают домашнее задание.)
VI. Подведение итогов урока.
Слайд №7
Учитель: Какие знаки препинания можно поставить между частями сложного бессоюзного предложения. Ответы подкрепите, используя задание №1 шестого модуля.
(Учащиеся делают выводы, устанавливая соответствия между предложениями с помощью стрелок.)
Список используемых источников:
- Галкина И. А. Электронные физминутки для глаз. - http://pedsovet.su/load/244-1-0-2616
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – http://school-collection.edu.ru
- Русский язык. 9 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/М.М.Разумовская, С.И. Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2007. – 269, [3] с.
- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. - http://fcior.edu.ru