Дошкольное детство – особый период в жизни человека, время наиболее интенсивного развития психических процессов, именно в этом возрасте у ребёнка появляются самосознание, формируется фундамент будущей личности. Одна из ценностей дошкольного возраста – повышенная эмоциональность ребёнка, его эмоции. А.В.Запорожец рассматривал эмоции как особую форму отражения действительности, при помощи которой осуществляется коррекция поведения, приведение его в соответствие со смыслом. Хорошо, когда детей окружает благоприятная социальная среда, благотворно влияющая на развитие. Но мы живём в непростое время: в России огромное количество детей находится в неблагоприятной социальной ситуации, т.е. воспитываются вне семьи, это так называемые, «социальные сироты». Сиротство разрушает эмоциональные связи ребёнка с окружающей его средой, с миром взрослых и сверстников. Наиболее тяжёлый след социальное сиротство оставляет в психической жизни ребёнка: снижается общий тонус, нарушается процесс саморегуляции, доминирует пониженное настроение, у большинства детей развивается чувство неуверенности в себе, ухудшаются эмоционально-познавательные процессы, и, как результат, тормозятся интеллектуальное развитие, развитие речи. Такие дети характеризуются «эмоциональной глухотой». Они хуже, чем сверстники, замечают и дифференцируют эмоциональные состояния окружающих людей, не умеют адекватно на них реагировать. Опыт жизни в неблагоприятной семье или в Доме ребенка способствуют формированию повышенной тревожности и агрессивности, чувства незащищённости перед миром, которое приводит к неадекватным реакциям, развитию страхов.
В последние годы происходит активное реформирование системы образования, в том числе и дошкольного: появляются новые программы, разрабатываются оригинальные методические материалы. На фоне этих прогрессивных изменений развитию психоэмоциональной сферы ребёнка не всегда уделяется достаточно внимания, в отличие от его интеллектуального развития. Но даже этот минимум программ рассчитан на среднестатистического благополучного ребёнка, воспитывающегося в условиях семьи. Дошкольный период в воспитании детей-сирот практически выпал из поля зрения исследователей. Постоянный рост числа детей с отклоняющимся развитием выдвигает диагностико-коррекционное и профилактическое направление деятельности в ряд наиболее значимых и приоритетных. Актуальность проблемы эмоционального здоровья детей побудила к построению системы коррекционно-педагогической работы, направленной на всестороннее развитие детей, овладение ими основными эмоциями, коррекцию девиантного поведения.
Дважды в год мы проводим диагностику, на основе её результатов планируется индивидуальная и групповая работа с детьми. Результаты диагностики показали, что дети чаще употребляют обиходные слова и предложения, эмоциональная лексика используется ими выборочно и фрагментарно, поэтому одним из направлений работы является обогащение и уточнение словаря детей, формирование умений передавать эмоции с помощью речи. Для организации работы используем элементы авторских программ, различные методы и формы: психогимнастика, арттерапия, танцевально-двигательные игры и упражнения, игры в «сухом» бассейне, сказкотерапия, сюжетно-ролевые игры, игры-имитации, игры у зеркала, театрализованные игры и др. Большое внимание уделяем предметно-пространственной среде, как методу развития эмоций: среда должна быть эмоциогенной, т.е. обеспечивать индивидуальную комфортность, психологическую защищённость и эмоциональное благополучие. С детьми проводится работа, которая включает в себя различную деятельность по психоэмоциональному развитию, ознакомлению с эмоциями, умению адекватно реагировать на явления окружающей действительности. Деятельность осуществляется фронтально, интегрировано, подгруппами, индивидуально, в форме специально организованных занятий, игр, упражнений и др. Специальная деятельность психолога по ознакомлению с эмоциями продолжительностью 20-30 минут организуется в первой половине дня. Закрепление материала и коррекционно-профилактическая работа осуществляется на интегрированных занятиях, на занятиях по психогимнастике, в театрализованной, игровой, изобразительной деятельности, совместной нерегламентированной деятельности детей и взрослых, индивидуальной работе во второй половине дня, во время прогулок и других режимных моментов. Для развития эмоциональной сферы, кроме игровых, проводятся познавательные занятия, в ходе которых дети переживают различные эмоциональные состояния, вербализируют свои переживания, знакомятся с тем, как и что переживали герои литературных, живописных, музыкальных произведений. Ценность таких занятий в том, что расширяется круг понимаемых детьми эмоций, дети начинают лучше понимать себя и других, у них чаще наблюдаются эмпатийные проявления по отношению к окружающим. Анализ результатов показал, что наиболее эффективными методами являются игровые: игровая психогимнастика, игровые импровизации, игры-имитации, танцевальные и двигательные игры и упражнения, театрализованные игры и др. Играя, дети раскрепощаются, становятся более контактными как для взрослых, так и для сверстников. Игры, упражнения и занятия, предлагаемые детям, помогают им преодолевать трудности и проблемы, которые возникают у них, способствуют развитию и регуляции эмоций, у детей повышается уровень развития психических процессов, нежелательные формы поведения проявляются реже, появляется способность выполнять виды деятельности, которые ранее были им недоступны. Оправдывают своё применение в психокоррекционной работе театрализованные игры: они вызывают и поддерживают эмоционально положительное отношение к партнёрам по игре, к игре как деятельности, способствуют осознанному восприятию эмоций персонажей и осознанному отношению к их поступкам в процессе принятия роли, обогащают лексику за счёт слов, обозначающих эмоциональные состояния.
Арттерапия является внутренним событием и служит «ключом» к эмоциональному пониманию искусства и окружающей действительности. Л.С.Выготский придавал исключительное значение детскому рисованию как способу самовыражения личности, её переживаний, называя его «графическим языком»: ребёнок не то, что знает, а главным образом то, что переживает.
В развитии детей целесообразно использовать не только методы воздействия на их сознание и мышление, но и упражнения, отвлекающие контроль сознания над телом, т.е. двигательные и танцевальные методы. Такие игры и упражнения дают ребёнку ощущение свободы и радости, стимулируют моторное и эмоциональное самовыражение. Игры в «сухом» бассейне удовлетворяют потребность ребёнка в гармоничных движениях, снижают уровень эмоционального напряжения, тревожности, агрессивности, регулируют мышечный тонус.
Поддерживая в ребёнке радостное настроение, мы укрепляем его психическое и физическое здоровье. Конечно, ходить, говорить, читать ребёнок обязательно научится, а вот чувствовать, общаться, любить – этому научиться сложно. Искренне надеемся, что работа в данном направлении поможет сделать эмоциональный мир детей ярким и насыщенным, что каждый из них сможет сказать: «Как прекрасен этот мир!»
Библиография:
- Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. – СПб.: Речь, 2006.
- Алябьева Е.В. Психогимнастика. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
- Ковалец И.В. Азбука эмоций: практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере. – М.: Гуманит ВЛАДОС, 2003.
- Крюкова С.В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. Практическое пособие. – М.: «Генезис», 2006.
- Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет. – Ярославль.: Академия развития, 2000.
- Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль.: Академия развития, 2006.
- Маркова Л.С. Построение коррекционной среды для дошкольников с задержкой психического развития. Методическое пособие. – М.: Айрис – пресс, 2005.
- Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. – М.: АРКТИ, 1999.
- Рылеева Е.В. Вместе веселее: Дидактические игры для развития навыков сотрудничества у детей 4-6 лет. – М.: Айрис-пресс, 2004.