Урок окружающего мира по теме "Растения леса". 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Задачи урока:

В сфере личностных УУД:

  • формирование учебно-познавательного интереса к учебному материалу;
  • развитие способности к самооценке на основе успешности учебной деятельности;

В сфере регулятивных УУД:

  • постановка учебной задачи, с учётом имеющихся знаний, полученных в процессе урока;
  • учиться прогнозировать, корректировать и оценивать свою деятельность;

В сфере познавательных УУД:

  • поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием всех возможных источников;
  • умение анализировать, синтезировать учебный материал, делать выводы;
  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельный и командный поиск её решения;

В сфере коммуникативных УУД:

  • формирование умения полно и чётко выражать свои мысли, умело владея речью;
  • умение плодотворно сотрудничать с учителем и сверстниками в поиске в поиске и сборе информации;

Ход урока

I. Оргмомент.

– Прозвенел долгожданный звонок,

Начинается урок.

II. Сообщение темы урока и повторение изученного.

– Чтобы узнать, о чём пойдёт речь на уроке, давайте выполним задании «Дополни».

(Дышит, размножается)

О чём мы продолжим свой разговор? (о растениях)

– Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. А куда угадайте сами.

Решите кроссворд «Части растения»

– Надоело попугаю Кеше сидеть в душном городе. Решил он отправиться в путешествие по лесу, что в 10 километров от города.

Долго отговаривали его друзья, но он был непоколебим в своём решении.

Итак, в путь!

III. Изучение нового материала.

1) Лиственный лес.

– Посмотрите внимательно на картину и помогите Кеше угадать, как называется лес, в котором растут такие деревья? Почему?(ответы детей)

2) Хвойный лес.

– А как называется такой лес? Почему вы так думаете?

3) Смешанный лес

А как вы назовёте такой лес? Почему?

– Какой лес вокруг нашего микрорайона? (Смешанный) Почему так решили, докажите.

4) Этажи леса.

– Посмотрите на картину, вспомните, когда вы ходили в лес, какие растения вы встречали, какие растения растут в лесу? (Ответы детей могут быть самые различные; от сосны до земляники.)

– Наша задача – разделить все эти растения на группы. Какая группа будет самая первая? (Деревья.)

– Чем деревья отличаются от остальных растений? (У них есть один большой ствол, покрытый корой, от которого отходят ветви.)

– Все ли деревья одинаковы в лесу? Отгадайте, о каких деревьях идет речь:

Русская красавица
Стоит на поляне.
В зеленой кофточке,
В белом сарафане.
(Береза)

Весной зеленела,
Летом загорела,
Осенью надела,
Красные кораллы.
(Рябина)

Никто не пугает,
А она вся дрожит.
(Осина)

5) Рассказ о деревьях. (Выступление ученика)

В смешанном лесу деревья некоторых пород вырастают заметно выше других. Самый первый, самый высокий ярус — большие деревья. Это сосна, берёза, лиственница. Ветви крон деревьев пониже образуют второй ярус. Здесь растут лишь те деревья, которые мирятся с тенью. Это ели, пихты, кедры, липы.

6) Беседа о кустарниках.

– Чем кустарники отличаются от деревьев?

Этот кустарник известен всем. Почти в каждом саду найдёшь эти вкусные и полезные ягоды. А в лесах широко распространена дикорастущая…. (малина)

(Выступление ученика) Ещё ниже растут кустарники. Это следующий ярус. Тут можно увидеть можжевельник, калину, шиповник, смородину. Все они, даже рябина, никогда не смогут подняться до первого этажа. Их удел вечно оставаться внизу. Под лесом. Так кустарниковый ярус и называют — подлесок.

IV. Физминутка.

По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке (Подскоки на правой ноге.)
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке. (Подскоки на левой ноге.)
По тропинке побежим,
До лужайки добежим. (Бег на месте.)
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки. (Прыжки на месте на обеих ногах.)
Стоп. Немного отдохнем.
И домой пешком пойдем. (Ходьба на месте.)

V. Изучение нового материала (продолжение).

7) Травы.

– Чем травы отличаются от деревьев и кустарников?

– Прочитайте, как о себе рассказывает ландыш. (Учебник с. 102)

– Но в лесах есть и ядовитые травы. (Учебник с. 102)

8) Мхи (выступление ученика)

Мхи — жители влажных мест. Встречаются в лесах, на лугах, болотах. Много их в тундре. Все мхи, если к ним не присматриваться, кажутся почти одинаковыми. На самом же деле они очень разнообразны.

Сфагнум (торфяной мох) образует в сырых лесах и на болотах пышные «подушки». Известно много видов сфагнума. Из их отмерших остатков образуется торф,

9) Грибы (выступление ученика)

Белый гриб – самая желанная находка грибника. Красивый, вкусный, изумительно ароматный. Название он получил из-за своей мякоти: она белая, на разрезе не меняет цвета, остается белой и у высушенного гриба, и у вареного. В нижней части шляпки – слой трубочек, У молодого гриба он белый, но потом становится желто-зеленым. А вот верхняя сторона шляпки у белых грибов бывает разной — от темно-коричневой до светлой, почти белой. Темная шляпка обычно встречается у грибов, растущих в еловых и сосновых лесах, светлая – у растущих в березовых лесах. По-разному выглядят и ножки белых грибов. Это хорошо видно на рисунках. Встретить этот замечательный гриб в лесу можно с июня по октябрь.

Лисичка очень известный съедобный гриб. Ярким цветом он напоминает лисий мех, за что и получил свое название. Встречается этот гриб в хвойных, лиственных и смешанных лесах с июля по октябрь. Лисички почти всегда растут семьями. Если найдешь одну, обязательно посмотри рядом — наверняка обнаружишь еще. Лисички замечательны тем, что не бывают червивыми. В них много витаминов и других полезных веществ.

VI. Закрепление.

– Какие этажи леса вы запомнили?

Работа в парах.

1) – Соотнесите растения этажу, к которому они относятся.

Деревья   подснежник
Кустарники   лисички
Травы   сфагнум
Мхи   шиповник
Грибы   берёза
  можжевельник
  колокольчик
  кедр
  малина
  боровик

2) – Исправьте ошибки Кеши.

Вчера я ходил в дальний лес. Там было так тихо и красиво, что даже уходить не хотелось. От лёгкого дуновения ветерка шелестели листьями деревья: берёза, осина, малина, рябина, сосна, ель. А как красивы кустарники: смородина, сирень, пихта, можжевельник. Такой лес называется хвойным.

VII. Итог.

– «Уничтожая леса, люди подрезают основу своего существования», говорил К.Паустовский.

– Как вы понимаете его слова?

– Лес называют лёгкими планеты, потому что лес – это фабрика по выделению кислорода для жизни человека, животных. Чем больше мы будем высаживать деревьев, чем меньше вырубать лесов, тем чище будет воздух на нашей планете.

Литература:

  1. Н.Т. Брыкина, О.Е. Жиренко, Л.П. Барылкина «Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1-4 класс. – М.: ВАКО, 2004.
  2. Н.Ф. Виноградова «Сборник программ «Начальная школа XXI». – М.: Вентана-Граф.
  3. Н.Ф. Виноградова «Окружающий мир» Методика обучения. – М.: Вентана-Граф, 2011.
  4. Н.Ф. Виноградова Учебник «Окружающий мир». – М.: Вентана-Граф, 2012.
  5. Н.Ф. Виноградова Рабочая тетрадь «Окружающий мир». – М.: Вентана-Граф, 2012.