Урок окружающего мира по теме "Твердые, жидкие и газообразные тела". 1-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 1


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цели:

  1. Познакомить учащихся с тремя состояниями веществ и их свойствами. Научить выделять и описывать признаки предметов.
  2. Развивать умения использовать свой опыт наблюдения и на этой основе делать выводы.
  3. Развивать творческие способности.
  4. Развивать мышление, память, речь.
  5. Воспитывать взаимопонимание, сотрудничество.
  6. Воспитывать потребность участвовать в творческой деятельности.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Используемые учебники и учебные пособия: А.А. Вахрушев "Окружающий мир" 1 класс, рабочая тетрадь.

Используемое оборудование:

Демонстрационное:компьютер, проектор, экран, стаканы, вода, кубики, шприц, салфетка, духи

Раздаточное: 3 стакана на каждую парту, вода, деревянные кубики, воздушные шары

Используемые ЦОР: Конспект урока, презентация к уроку

Краткое описание: урок проходит с применение исследовательской деятельности, через опыты, которые проделывают сами учащиеся совместно с учителем

Ход урока

Деятельность учителя
слайда
Предполагаемая деятельность учеников
I. Организационный момент. Создание психологической комфортности. «Подари улыбку»
– Сегодня у нас много гостей и, как гостеприимные хозяева, вначале окажем им внимание. Улыбнёмся гостям, теперь друг – другу с улыбкой передайте теплоту своего сердца.
– Я надеюсь, хорошее настроение не покинет вас в течение всего урока.
– И так, сегодня на уроке мы продолжим разгадывать тайны природы.


слайд 1
II. Актуализация знаний. Постановка проблемы.
Для того чтобы разгадать секреты природы, мы проведем исследовательскую работу. На время наш класс станет лабораторией, а мы – лаборантами.
– Что такое лаборатория, и кто такие лаборанты. (по словарю С.И.Ожегова)
– Но чтобы начать проводить различные опыты, давайте ознакомимся с правилами поведения в лаборатории. Каждый из лаборантов их должен выполнять:
1. Внимательно слушать старшего лаборанта;
2. Не шуметь, не мешать друг другу;
3. Выполнять все задания.

слайд 2

слайд 3

Лаборатория – учреждение, где проводятся опыты, исследования. Лаборант – сотрудник лаборатории.
Проговаривают правила
III. Исследовательская работа.
– Уважаемые лаборанты, у вас на столах 3 стакана.
– Что в первом стакане?
– Потрогайте его, что почувствовали, какой он на ощупь?
– Кто знает, как в физике называют твердые предметы, которые нас окружают? Посмотрите на доску и узнайте это. Их принято называть – твёрдыми телами ( на доске запись твёрдые тела
Назовите твёрдые тела на слайде. Найдите твёрдые тела в нашей лаборатории.


слайд 4


Деревянный кубик
– Твердый
Предположение
– Что находится во втором стакане?
– Какая она на ощупь? А как назвать воду по-другому? Узнайте это почитав на доске.(на доске запись жидкости . Значит вода– это жидкость.
Уважаемые лаборанты, что вы ещё можете назвать – жидкостью?

слайд 5
– вода
– жидкая

Чай, кофе, молоко и т.д.
 А что вы видите в третьем стакане?
– В третьем стакане спрятался невидимка. Отгадайте.
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и всё же
Без него мы жить не можем..

Дыхательная гимнастика.

Встаньте.
Давайте проверим, как проходит воздух через нос и грудь (дети делают глубокий вдох) . «Сдуем» пушинку с ладошки. Что вы почувствовали?
– Можно ли воздух назвать твёрдым телом?
– Можно ли воздух назвать жидкостью?

– Тогда что это? Узнайте это прочитав на доске. Сравним ваш ответ с ответом на доске. (на доске появляется запись газы )
– Кто поинтересовался у родителей, какие бывают газы?
– Как вы думаете. О чём пойдёт речь на уроке?









слайд 6

-воздух




Ветер нет нет

– Тема нашего урока: « Твердые тела, жидкости, газы.»
IV. Постановка проблемной ситуации.
А кто знает, какими свойствами обладают твёрдые тела, жидкости, газы?
Давайте поведём исследование и это выясним.



Предположения детей.
V. Совместное открытие нового материала
1 ОПЫТ. – Возьмите кубик, попробуйте изменить его форму? А придать форму круга?
– Какой вывод можно сделать из этого? Проверим себя.
Твердые тела

не изменяют
форму



слайд 7

Дети выполняют задание учителя.
– нет, он не сжимается
Изменить форму нельзя
б) Жидкость
Можно ли изменить форму жидкости? Мнения разошлись .Проведём исследование и выясним, кто же прав?
– У меня в руках стакан с водой. Перельём эту воду в колбу? Что заметили? А затем в пробирку. Что заметили?
Какое открытие можно сделать? Давайте проверим себя.
Жидкость

изменяет
форму


слайд 8




Дети высказывают свои предположения.
– Вода принимает форму того сосуда, куда её перелили, а значит не имеет постоянной формы.
в) Газ.
Надуйте шарик. (2-3 ученика надувают разные по форме шарики)
Как вы думаете, газ заполняет весь шарик или только его часть?
– Какую форму приобрёл газ в шарике?
– А какую форму имеет воздух в стакане?
–Какой вывод можно сделать после проведённых опытов? ( Учитель брызгает туалетной водой.)
Что вы почувствовали? Как вы думаете, почему вы ощутили запах, ведь духи распылялись только у доски? Узнайте об этом , прочитав свойство на доске.
Газ имеет свойство заполнять всё пространство.
газ

Заполняет всё пространство





слайд 9



– Весь шарик.
– Форму шарика.
– Форму стакана.

– Газ не имеет постоянной формы.
Запах
Предположение детей
– Какое открытие мы сделали после проведённых опытов?

Давайте сравним своё открытие с выводом из учебника. Откроем учебник, верхний абзац.
(стр. 35 учебника). А о свойствах газа мы найдём на с.36, 3 абзац. Прочитаем первое и последнее предложение
Физминутка «Снежинка»
слайд 10 Твёрдые тела имеют постоянную форму, а жидкости и газы – нет. Они принимают форму сосуда, в котором находятся. У газов есть ещё одно замечательное свойство. Он заполняет собой всю комнату.
VI. Первичное закрепление.
Самостоятельная работа в тетрадях (с. 50) задание 1.
Откройте все тетради на с.50 задание 1.
– Посмотри на рисунок. Прозрачная жидкость заполняет невидимые сосуды. Угадай, в какие сосуды её налили. Соедините . Сравните. Поставьте «+», если задание выполнено, верно.
– Какое свойство жидкости мы используем для решения этой задачи?
Слайд 11 Самопроверка по образцу учителя


Жидкость не имеет формы.
2 опыт – Как вы думаете, можно ли сжать твёрдые тела, жидкости, газ? Проведём исследование. Высказывания детей
а) Попробуйте сжать твёрдое тело. Удалось это сделать? Какой можно сделать вывод?

– Нет, значит, твёрдые тела не сжимаются.
б) А можно ли сжать жидкость? Наберём в шприц без иглы воду и попробуем сдвинуть поршень, закрыв пальцем отверстие для иглы.т.е. сжать
– Удалось ли сжать жидкость?( выполняет учитель с учениками)

– Нет, значит, жидкость не сжимается.
б) – А можно ли сжать газ? Проведём похожий опыт, только вместо воды в шприце будет находиться воздух.
– Сжимаем шприц с газом.( Работа в парах)
–Что происходит?



– Выполняют ученики.
Газ сжимается.
– Какое открытие мы сделали после проведённых опытов?
Давайте сравним своё открытие с выводом из учебника. Откроем учебник ,нижний абзац. (стр. 35 учебника)
слайд 12
– Жидкость и твёрдые тела нельзя сжать. А вот воздух можно сжать, как и любой газ.
VII. Физкультминутка «Бабочка».
VIII. Постановка проблемы.
– Посмотрите на схему.
Что происходит с водой?
ЛЁД-------– ВОДА--------– ПАР
Дома вы поводили исследования. Кто хочет поделиться своим открытием?

слайд 13

Предположения детей.
IX. Открытие новых знаний.
1 ребенок рассказывает о превращении воды в лед, используя свою презентацию.
– Какой вывод модно сделать из этого опыта?
слайд 14-18


Превращение воды в лёд (твердое тело)
Вывод: вода при охлаждении из жидкости превращается в твёрдое тело-лед.
2 ребёнок рассказывает о превращении воды в пар, используя свою презентацию.
– Какой вывод модно сделать из этого опыта?
слайд 19-23

Вывод: вода при нагревании становится газом-паром.
X. Первичное закрепление знаний.
– Благодаря своим «превращениям» вода может путешествовать. Попробуйте об этом рассказать, используя изображения на зкране. Вот послушайте:
Однажды в тёплый день в озере отдыхала вода. Ярко светило солнышко. Вода разнежилась, нагрелась от жары и превратилась в прозрачный пар. Он был таким лёгким, что быстро унесся в холодную высь и там превратился в белое облачко. Ветер носил облака по небу и собирал их в тучки. Наконец, тучкам стало так тесно, что они стали толкаться, грохотать и метать молнии. От обиды них потекли слёзы, которые люди называли дождем. Дождь падал на землю, собирались ручейки и бежали в реки, озёра. Так вода оказалась опять дома. А в следующий жаркий день эта история повторилась с самого начала.
слайд 24


XI. Итог урока. Рефлексия.

Работа в группах.

Каждая группа получила карточки. Прочитайте высказывания. Если вы с ним согласны рядом поставьте «+», если нет

«– ».

А теперь посмотрите на доску, и проверти себя.

Твёрдые тела не сохраняют форму. -
Жидкости не сохраняют форму. +
Газ можно сжать. +
Твёрдые тела не сжимаются. +
Жидкости сжимаются. -

Уважаемые лаборанты, вы все хорошо поработали, сделали много открытий. На этом наша лаборатория заканчивает работу. Большое спасибо за помощь.

А теперь откройте свои дневники, оцените себя за работу.

XII. Домашнее задание (творческое).

– Ребята скажите, а кому захотелось быть лаборантом? Кто из вас желает продолжить исследовательскую работу?

Вместе с родителями срезать 3 веточки с почками. Одну из них поставить в холодильник, другую в тепло без воды, третью в тепло в воду. Вести наблюдения.