Цели:
- Познакомить учащихся с тремя состояниями веществ и их свойствами. Научить выделять и описывать признаки предметов.
- Развивать умения использовать свой опыт наблюдения и на этой основе делать выводы.
- Развивать творческие способности.
- Развивать мышление, память, речь.
- Воспитывать взаимопонимание, сотрудничество.
- Воспитывать потребность участвовать в творческой деятельности.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Используемые учебники и учебные пособия: А.А. Вахрушев "Окружающий мир" 1 класс, рабочая тетрадь.
Используемое оборудование:
Демонстрационное:компьютер, проектор, экран, стаканы, вода, кубики, шприц, салфетка, духи
Раздаточное: 3 стакана на каждую парту, вода, деревянные кубики, воздушные шары
Используемые ЦОР: Конспект урока, презентация к уроку
Краткое описание: урок проходит с применение исследовательской деятельности, через опыты, которые проделывают сами учащиеся совместно с учителем
Ход урока
Деятельность учителя | № слайда |
Предполагаемая деятельность учеников | |
I. Организационный момент. Создание психологической комфортности. «Подари улыбку» | |||
– Сегодня у нас много гостей и, как гостеприимные хозяева, вначале окажем им внимание. Улыбнёмся гостям, теперь друг – другу с улыбкой передайте теплоту своего сердца. – Я надеюсь, хорошее настроение не покинет вас в течение всего урока. – И так, сегодня на уроке мы продолжим разгадывать тайны природы. |
слайд 1 |
||
II. Актуализация знаний. Постановка проблемы. | |||
Для того чтобы разгадать секреты природы, мы проведем исследовательскую работу. На время наш класс станет лабораторией, а мы – лаборантами. – Что такое лаборатория, и кто такие лаборанты. (по словарю С.И.Ожегова) – Но чтобы начать проводить различные опыты, давайте ознакомимся с правилами поведения в лаборатории. Каждый из лаборантов их должен выполнять: 1. Внимательно слушать старшего лаборанта; 2. Не шуметь, не мешать друг другу; 3. Выполнять все задания. |
слайд 2 слайд 3 |
Лаборатория – учреждение, где проводятся опыты, исследования. Лаборант – сотрудник лаборатории. Проговаривают правила |
|
III. Исследовательская работа. | |||
– Уважаемые лаборанты, у вас на столах 3 стакана. – Что в первом стакане? – Потрогайте его, что почувствовали, какой он на ощупь? – Кто знает, как в физике называют твердые предметы, которые нас окружают? Посмотрите на доску и узнайте это. Их принято называть – твёрдыми телами ( на доске запись твёрдые тела Назовите твёрдые тела на слайде. Найдите твёрдые тела в нашей лаборатории. |
слайд 4 |
– Деревянный кубик – Твердый Предположение |
|
– Что находится во втором стакане? – Какая она на ощупь? А как назвать воду по-другому? Узнайте это почитав на доске.(на доске запись жидкости . Значит вода– это жидкость. – Уважаемые лаборанты, что вы ещё можете назвать – жидкостью? |
слайд 5 |
– вода – жидкая Чай, кофе, молоко и т.д. |
|
А что вы видите в третьем стакане? – В третьем стакане спрятался невидимка. Отгадайте. Через нос проходит в грудь И обратный держит путь. Он невидимый, и всё же Без него мы жить не можем.. Дыхательная гимнастика. Встаньте. – Давайте проверим, как проходит воздух через нос и грудь (дети делают глубокий вдох) . «Сдуем» пушинку с ладошки. Что вы почувствовали? – Можно ли воздух назвать твёрдым телом? – Можно ли воздух назвать жидкостью? – Тогда что это? Узнайте это прочитав на доске. Сравним ваш ответ с ответом на доске. (на доске появляется запись газы ) – Кто поинтересовался у родителей, какие бывают газы? – Как вы думаете. О чём пойдёт речь на уроке? |
слайд 6 |
-воздух Ветер нет нет – Тема нашего урока: « Твердые тела, жидкости, газы.» |
|
IV. Постановка проблемной ситуации. | |||
А кто знает, какими свойствами обладают твёрдые тела, жидкости, газы? Давайте поведём исследование и это выясним. |
Предположения детей. |
||
V. Совместное открытие нового материала | |||
1 ОПЫТ. – Возьмите кубик, попробуйте изменить его форму? А придать форму круга? – Какой вывод можно сделать из этого? Проверим себя. Твердые тела ↓ не изменяют форму |
слайд 7 |
Дети выполняют задание учителя. – нет, он не сжимается Изменить форму нельзя |
|
б) Жидкость – Можно ли изменить форму жидкости? Мнения разошлись .Проведём исследование и выясним, кто же прав? – У меня в руках стакан с водой. Перельём эту воду в колбу? Что заметили? А затем в пробирку. Что заметили? Какое открытие можно сделать? Давайте проверим себя. Жидкость ↓ изменяет форму |
слайд 8 |
Дети высказывают свои предположения. – Вода принимает форму того сосуда, куда её перелили, а значит не имеет постоянной формы. |
|
в) Газ. Надуйте шарик. (2-3 ученика надувают разные по форме шарики) – Как вы думаете, газ заполняет весь шарик или только его часть? – Какую форму приобрёл газ в шарике? – А какую форму имеет воздух в стакане? –Какой вывод можно сделать после проведённых опытов? ( Учитель брызгает туалетной водой.) Что вы почувствовали? Как вы думаете, почему вы ощутили запах, ведь духи распылялись только у доски? Узнайте об этом , прочитав свойство на доске. Газ имеет свойство заполнять всё пространство. газ ↓ Заполняет всё пространство |
слайд 9 |
– Весь шарик. – Форму шарика. – Форму стакана. – Газ не имеет постоянной формы. Запах Предположение детей |
|
– Какое открытие мы сделали после проведённых опытов? Давайте сравним своё открытие с выводом из учебника. Откроем учебник, верхний абзац. (стр. 35 учебника). А о свойствах газа мы найдём на с.36, 3 абзац. Прочитаем первое и последнее предложение Физминутка «Снежинка» |
слайд 10 | – Твёрдые тела имеют постоянную форму, а жидкости и газы – нет. Они принимают форму сосуда, в котором находятся. У газов есть ещё одно замечательное свойство. Он заполняет собой всю комнату. | |
VI. Первичное закрепление. | |||
|
Слайд 11 | Самопроверка по образцу учителя Жидкость не имеет формы. |
|
2 опыт – Как вы думаете, можно ли сжать твёрдые тела, жидкости, газ? Проведём исследование. | Высказывания детей | ||
а) Попробуйте сжать твёрдое тело. Удалось это сделать? Какой можно сделать вывод? |
– Нет, значит, твёрдые тела не сжимаются. | ||
б) А можно ли сжать жидкость? Наберём в шприц без иглы воду и попробуем сдвинуть поршень, закрыв пальцем отверстие для иглы.т.е. сжать – Удалось ли сжать жидкость?( выполняет учитель с учениками) |
– Нет, значит, жидкость не сжимается. | ||
б) – А можно ли сжать газ? Проведём похожий опыт, только вместо воды в шприце будет находиться воздух. – Сжимаем шприц с газом.( Работа в парах) –Что происходит? |
– Выполняют ученики. Газ сжимается. |
||
– Какое открытие мы сделали после проведённых опытов? Давайте сравним своё открытие с выводом из учебника. Откроем учебник ,нижний абзац. (стр. 35 учебника) |
слайд 12 |
– Жидкость и твёрдые тела нельзя сжать. А вот воздух можно сжать, как и любой газ. | |
VII. Физкультминутка «Бабочка». | |||
VIII. Постановка проблемы. | |||
– Посмотрите на схему. Что происходит с водой? ЛЁД-------– ВОДА--------– ПАР Дома вы поводили исследования. Кто хочет поделиться своим открытием? |
слайд 13 |
Предположения детей. |
|
IX. Открытие новых знаний. | |||
1 ребенок рассказывает о превращении воды в лед, используя свою презентацию. – Какой вывод модно сделать из этого опыта? |
слайд 14-18 |
Превращение воды в лёд (твердое тело) Вывод: вода при охлаждении из жидкости превращается в твёрдое тело-лед. |
|
2 ребёнок рассказывает о превращении воды в пар, используя свою презентацию. – Какой вывод модно сделать из этого опыта? |
слайд 19-23 |
Вывод: вода при нагревании становится газом-паром. | |
X. Первичное закрепление знаний. | |||
– Благодаря своим «превращениям» вода может путешествовать. Попробуйте об этом рассказать, используя изображения на зкране. Вот послушайте: Однажды в тёплый день в озере отдыхала вода. Ярко светило солнышко. Вода разнежилась, нагрелась от жары и превратилась в прозрачный пар. Он был таким лёгким, что быстро унесся в холодную высь и там превратился в белое облачко. Ветер носил облака по небу и собирал их в тучки. Наконец, тучкам стало так тесно, что они стали толкаться, грохотать и метать молнии. От обиды них потекли слёзы, которые люди называли дождем. Дождь падал на землю, собирались ручейки и бежали в реки, озёра. Так вода оказалась опять дома. А в следующий жаркий день эта история повторилась с самого начала. |
слайд 24 |
XI. Итог урока. Рефлексия.
Работа в группах.
Каждая группа получила карточки. Прочитайте высказывания. Если вы с ним согласны рядом поставьте «+», если нет
«– ».
А теперь посмотрите на доску, и проверти себя.
Твёрдые тела не сохраняют форму. | - |
Жидкости не сохраняют форму. | + |
Газ можно сжать. | + |
Твёрдые тела не сжимаются. | + |
Жидкости сжимаются. | - |
Уважаемые лаборанты, вы все хорошо поработали, сделали много открытий. На этом наша лаборатория заканчивает работу. Большое спасибо за помощь.
А теперь откройте свои дневники, оцените себя за работу.
XII. Домашнее задание (творческое).
– Ребята скажите, а кому захотелось быть лаборантом? Кто из вас желает продолжить исследовательскую работу?
Вместе с родителями срезать 3 веточки с почками. Одну из них поставить в холодильник, другую в тепло без воды, третью в тепло в воду. Вести наблюдения.