Урок с кейс-технологией "Спирты: защищаем или обвиняем?"

Разделы: Химия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (278 кБ)

Загрузить презентацию (1 МБ)

Загрузить презентацию (1 МБ)


Класс: 10, химико-биологический профиль.

Место урока в календарно-тематическом планировании:

Тема 4. Кислородсодержащие соединения. Спирты.

Длительность урока: 2 академических часа.

Планируемые результаты: обучающиеся должны

  • объяснять: взаимное влияние атомов на основе теории строения органических соединений; различие в кислотных свойствах спиртов и воды; механизмы реакций нитрования, дегидратации, гидролиза, денатурации; способы распознавания спиртов;
  • уметь: составлять изомеры спиртов, называть их; характеризовать физические, химические свойства спиртов; писать уравнения реакции ионного обмена, замещения, окислительно-восстановительные; обосновать гипотезу;
  • составлять: план исследования и находить пути решения проблемы; проводить опыты с соблюдением техники безопасности; составлять отчет о работе;
  • знать: области применения спиртов; влияние их на организм человека; проблемы подросткового алкоголизма.

Цели урока:

Познавательные:

  • Применить обобщенные знания, умения, навыки учащихся в области строения, свойств, значения спиртов при переносе в новые условия.

Развивающие:

  • Развивать умение видеть проблему и намечать пути решения;
  • Развивать наблюдательность, самостоятельность при работе с источниками информации;
  • Развивать умение сравнивать, обобщать, анализировать, делать выводы;

Воспитательные:

  • Содействовать валеологическому воспитанию, ознакомив учащихся с последствиями употребления алкоголя.
  • Продолжить формирование навыков работы в группе.

Используемые технологии: метод проектов, кейс-технология.

Тип урока

  • по дидактической цели: урок комплексного применения ЗУН;
  • по способу организации: урок самостоятельной работы;
  • по характеру содержания: урок – исследование с валеологической направленностью, с элементами пропедевтики знаний.

Форма урока: работа в группах, фронтальная.

Методы и приемы обучения: проблемный, исследовательский, кейс-метод, «мозговой штурм», самостоятельная работа с учебной и дополнительной литературой, Internet-ресурсами, обоснование гипотезы, эксперимент, самопроверка, прием социально-ориентированного воздействия.

Творческое домашнее задание по теме «Применение спиртов»: найти продукты потребления, в составе которых указаны спирты. Оформить как коллекцию или электронную презентацию (Презентация 1).

Учебно-материальные средства обучения:

Раздаточный материал:

  • Кейс №… определенного цвета с заданием (Приложение 1);
  • Жетон определенного цвета;
  • Дополнительная литература;
  • Для каждого ученика группы «Отчет по работе», «Защищаем. Обвиняем», бланк ответов на контрольный тест (Приложение 2).

Реактивы для эксперимента:

  • Для кейса №3: этиловый спирт (96 %), физиологический раствор (раствор для хранения контактных линз), раствор крови, раствор куриного белка.
  • Для кейса №4: гель для лица подростковый «Control», жевательная резинка «Оrbit», 10 % раствор NaOH, раствор CuSO4.
  • Для кейса №5: таблетка аспирина, вода, раствор FeCl3.
  • Для кейса №6: чай черный и зеленый, раствор FeCl3.

Оборудование:

  • Для кейса №1: ноутбук, на рабочем столе которого видеосюжет опыта, снятый заранее (Видео).
  • Для кейса №3: 3 химических стакана, стеклянная палочка, пипетки.
  • Для кейса №4: ступка с пестиком, 2 химических стакана, стеклянная палочка, пипетки.
  • Для кейса №5: ступка с пестиком, химический стакан, стеклянная палочка, пипетки.
  • Для кейса №6: 2 химических стакана, стеклянная палочка, пипетка.

Литература:

Для кейса №1:

  1. В.М.Потапов, И.Н.Чертков. Строение и свойства органических веществ. – М.: Просвещение, 1972. – стр.73.
  2. О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. Настольная книга учителя. – М.: Дрофа, 2004. – стр.185.
  3. О.С. Габриелян. Химия. 10 класс. – М.: Дрофа, 2002. – стр. 153.

Для кейса №2:

  1. А. Азимов. Мир углерода. М.: Химия,1978. – стр.93,95-97.
  2. fr.wikipedie/orq/wiki/alcools_de_fusel.

Для кейса №3:

  1. А.И. Бусев, И.П. Ефимов. Определения. Понятия. Термины в химии. – М., 1972. – стр.65
  2. protivojadie.ru

Для кейса №4: О.С. Габриелян. Химия. 10 класс. - М.: Дрофа, 2002. - стр.153.

Для кейса №5: О.С. Габриелян «Химия 10 класс», М., «Дрофа»,2002,стр.153

Для кейса №6:

  1. А. Азимов. Мир углерода. – М.: Химия,1978 – стр.111-112.
  2. Журнал «Химия в школе», 2009, №10.

Для кейса №7:

  1. Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. Химия. 10 класс.- М.: Дрофа, 2002.- стр.92
  2. Энциклопедия для детей. Том 17. Химия / Глав. ред. В.А.Володин. – М.: Аванта+, 2001.

Ход урока

I. Организационный момент и актуализация знаний (7 мин.)

Слово учителя включает:

  • объявление темы и цели урока;
  • обсуждение с учащимися проблемы: почему нужно защищать или обвинять спирты;
  • объяснение порядка действий для решения проблемы: решать данную проблему ребята будут, проводя исследование в группах.

Групп 7. Каждая группа получила кейс, который включает:

  • цветной лист А4 с заданием и ходом исследования;
  • «помощника» - дополнительная литература с указанием страниц, где можно взять необходимую информацию или использование информации сайтов поисковых программ «Google», «Яндекс».
  • оборудование и реактивы для эксперимента;
  • бланк «Отчет по работе» (для каждого ученика);
  • бланк «Защищаем. Обвиняем.» (для каждого ученика);
  • 2 бланка ответа для контрольного теста (для каждого ученика);
  • жетоны по количеству учащихся в группе, которыми можно воспользоваться, если необходима помощь учителя, но при этом условии оценка защиты исследования будет снижена на балл.

II. Работа в группах (12 мин.)

включает:

  • знакомство с планом исследования;
  • распределение обязанностей;
  • выдвижение гипотезы;
  • отбор необходимой информации;
  • подтверждение гипотезы через эксперимент;
  • анализ полученных сведений, вывод;
  • распределение ролей для защиты мини-проекта, сделать необходимые записи на доске, размещение фотографий на рабочем столе компьютера;
  • оформление результатов исследования в виде таблицы-бланка «Отчет по работе».

III. Презентация исследования (4-7 мин.)

  • представляет каждая группа;
  • подтверждение гипотезы, защита проекта;
  • в конце каждого выступления ребята резюмируют: «защищаем» или «обвиняем»;
  • в словарь записываются новые понятия и термины;
  • сопровождение выступлений слайдами с информацией для закрепления (готовил учитель) (Презентация 2)

IV. Выступление (7 мин.)

(с заранее подготовленной презентацией) «адвокатов» (2 человека) «Мы защищаем спирты, потому что…»,  им парирует группа «обвинителей» (2 человека) «Мы обвиняем спирты, потому что…» (Презентация 3);

в ходе защиты мини-проектов ученики заполняют бланк-таблицу «Защищаем. Обвиняем» (Приложение 3).

V. Рефлексия работы на уроке (2 мин.)

Устно обучающимся предлагается сопоставить то, что они знали раньше с тем, что они получили на уроке (этапы осмысления предлагались в кейсе).

VI. Выводы учащихся (1 мин.)

Итоги урока подводятся в виде дискуссии «Защищаем или обвиняем спирты?».

VII. Слово учителя (1 мин.)

Сегодня на уроке, опираясь на знания особенностей строения, свойств спиртов, зная об их значении и применении, мы пришли к выводу, что спирты мы защищаем, так как эти вещества и их производные важны для жизни и деятельности человека. Но и обвиняем спирты, ведь у них есть и разрушающие свойства. Знание этой стороны вопроса поможет обезопасить нас и общество. Сегодня мы говорили о подростковом алкоголизме – проблеме современного общества. Отрадно видеть, что негативное отношение к алкоголю – позиция каждого из нас.

Мы познакомились с новыми понятиями и терминами: гемолитические яды, гемолиз, денатурация, сивушные масла, технический спирт, танины, полифенолы, акролеин.

VIII. Контроль знаний и умений (10 мин.)

Тестирование (тест – аналог части А заданий ЕГЭ). Результат контроля знаний ребята узнают сразу, как сдали бланк ответа. Ответы и оценочная шкала на доске подготовлены заранее (Приложение 4).

IX. Подведение итогов (2 мин.)

Рецензирование и оценка защиты кейсов, презентаций ребят.

X. Домашнее задание (1 мин.)

Закончить работу по заполнению бланка-отчета, используя дополнительные источники.

XI. Сообщение ученика «Хромотерапия» (1 мин.)

Ребятам сообщается, что работа с цветными кейсами неслучайна.

(Приложение 5)