Обработка информации с изменением формы представления

Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (701 кБ)


Цель: сформировать представление о систематизации, поиске и кодировании информации как способах обработки информации, изменяющей форму представления, но не изменяющей ее содержание.

Задачи урока:

  • Обучающие:
    • познакомить с понятиями «систематизация, поиск, сортировка (упорядочение) – по алфавиту, по номерам, в хронологической последовательности»;
    • научить учащихся:
      • систематизировать информацию по признаку,
      • производить упорядочивание и определять способ упорядочивания информации,
      • искать информацию по заданному признаку.
  • Развивающие:
    • развивать внимание, образное и логическое мышление, познавательный интерес учащихся;
    • формировать информационную культуру учащихся.
  • Воспитывающие:
    • формировать умение слушать  инструктаж учителя;
    • формировать навыки самостоятельной работы;
    • развивать у учащихся интерес к предмету.

Тип урока: ознакомление с новым материалом.

Оборудование: компьютер с проектором; презентация; карточки с заданиями для учащихся; учебники.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

– Здравствуйте! Садитесь! Сегодня мы продолжим разговор о способах обработки информации и подробно познакомимся со способами обработки информации, изменяющей форму представления, но не изменяющей ее содержание.

II. Актуализация полученных знаний

Выполнение задания 1-3 по карточкам (индивидуальная работа с последующей проверкой). <Приложение 1>

Учитель. (работа в парах) Проверим правильность выполнения заданий. (слайды 2-3). На экране даны ответы. Выполните совместную проверку. Если задание выполнено верно, поставьте «+», если допущена ошибка – «–». Сдайте карточки с результатами проверки.

III. Изучение нового материала

Учитель. Выполняя задания, вы продемонстрировали знание того, что обработка информации может происходить по-разному.

Проблемный вопрос: Чем отличается получение информации при решении задачи от получения информации при поиске в библиотеке?

Учащиеся. В первом случае мы получаем новую информацию, во втром – находим ту, что у нас уже есть.

Учитель. О способах получения информации, при котором меняется форма, но не меняется содержание, будет разговор на уроке. Запишите тему в тетрадях «Обработка информации с изменением формы представления без изменения содержания»
К изменению формы представления информации относятся:

  • Систематизация
  • Сортировка
  • Поиск
  • Кодирование

(слайд 4)

Рассмотрим подробнее.

Учитель.  Посмотрите на рисунок (слайд 5). На нем мы видим множество предметов. На какие группы и по какому признаку их можно разбить?

Ученики. Коньки – надевать на ноги и кататься; мячи – круглые, играть в спортивные игры; игрушки – предметы, которые используют дети в игре.

Учитель. А можно ли использовать дополнительные признаки для более мелкого деления на группы?

Ученики. Коньки по устройству бывают роликовые и фигурные, игрушки по назначению делятся на куклы, мишки, кубики, машинки.

Учитель. Деление на части по каким-либо признакам можно продолжить. В данной задаче мы провели систематизацию информации.
Итак, систематизация – это деление на группы по каким – либо признакам. (слайд 6)
Посмотрите на картинки и вспомните, по каким признакам можно систематизировать информацию.

Ученики. По способу восприятия информации человеком.

Учитель. Какие виды информации по способу восприятия человеком вы назовете?

Ученики. Зрительная – воспринимается глазами, звуковая – ушами, обонятельная – носом, осязательная – кожей, вкусовая – ртом.

Учитель. Пусть вам нужно ответить на вопрос «В каком году появились первые компьютеры?». Что вы будете делать, чтобы ответить на данный вопрос?

Ученики. Найдем информацию в справочнике или книге.

Учитель. Правильно. Еще один вид обработки информации  – поиск.
Приведите примеры поиска информации. (слайд 7)

Ученики. Поиск в библиотеке, в интернете, поиск телефона в записной книге или справочнике, поиск нужного поезда.

Учитель. Для того, чтобы найти необходимую информацию, надо знать требования к искомой информации.
Поиск информации – процесс отыскания в некотором хранилище информации, которая содержит нужные потребителю факты, сведения. Если информация в хранилище систематизирована, то найти ее проще.
В каком случае легче и быстрее найдется телефон одноклассника: если он записан в алфавитной телефонной книжке или на отдельных бумажках, хранящихся в коробочке?

Ученики. Быстрее и удобнее искать информацию, когда она расположена в книжке по алфавиту.

Учитель. Для облегчения поиска внутри каждого блока информация сортируется.
Сортировка – размещение информации в определенном порядке (упорядочивание). (слайд 8)
Сортировка бывает:

  • по алфавиту (в порядке следования букв алфавита)
  • по номерам (в порядке возрастания или убывания чисел)
  • в хронологической последовательности (по дате или времени)

К процессу обработки информации с изменением формы представления без изменения содержания относится кодирование.
Вспомните, когда в нашей жизни мы используем кодирование информации, в каких ситуациях. (слайд 9)

Ученики.

  • Перевод слов на английский язык и обратно
  • Рисунок иллюстраций к текстам
  • Кодирование числовой информации рисунком на плоскости – использование метода координат
  • Представление жизненной ситуации значком (например, внимание, ремонт дороги)

Учитель. А как определить, какую форму кодирования информации применить?
Выбор формы представления информации зависит от целей, ради которых производится кодирование.
Итак, кодирование –переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для восприятия, обработки, хранения или передачи в зависимости от цели.

IV. Физкультминутка

Быстро встали, улыбнулись,
Выше-выше подтянулись.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали, сели, встали,
И на месте побежали.
А теперь представим, детки,
Будто руки наши – ветки.
Покачаем ими дружно,
Словно ветер дует южный.
Ветер стих.
Вздохнули дружно.
Нам урок продолжить нужно.
Подравнялись, тихо сели
И на доску посмотрели.

V. Закрепление материала

Учитель. А теперь мы решим задачи на применение различных способов обработки информации с изменением формы без изменения содержания.

Задача 1. (слайды 10-11)  Окружающие нас объекты можно систематизировать различными способами. Выполните систематизацию, заполнив таблицу.

Техногенный объект (не природный)

Природа

Неживая

Живая

     
     
     
     
     
     

Слова для справок: солнце, машина, щука, рысь, ложка, воздух, ветер, почва, компьютер, книга, телевизор, горы, комар, платье, петух, береза, роса, апельсин.

Задача 2.  (слайды 12-13) В первом столбце таблицы перечислены объекты, сгруппированные по классам. Определите основания этих классификаций.

Объект Основание классификации
Волк, медведь, лиса, заяц  
Кино, пальто, радио, шоссе  
Береза, кедр, ольха, ель  
Груша, яблоня, слива, вишня  
Лиственница, кедр, ель, сосна  
Корова, сорока, ворона, дорога  
Печь, речь, ночь, дочь  
Май, август, октябрь, декабрь  
10, 25, 40, 41  

Задача 3. (слайды 14-16) Работа в парах. Марине Яблочковой не нравилось, что каждый раз учительница называет ее фамилию последней. Когда учительница узнала об этом, она сказала: «Марина, если ты составишь новый список учеников, я буду пользоваться им». Помогите Марина отсортировать список так, чтобы ее фамилия оказалась первой. Восстановите и список учительницы.

Исходные данные

Список учительницы

Список Марины

Марина Яблочкова    
Катя Арбузова    
Валя Стрелкина    
Роберт Щукин    
Коля Белкин    
Лена Волкова    
Дима Иволгин    
Сережа Тополев    
Яша Арбузов    

Учитель. Ребята, что нового мы узнали сегодня на уроке? Что вам понравилось? Что оказалось самым сложным?

VI. Рефлексия

Учитель. А теперь я попрошу вас ответить на вопросы и проверить себя. Свой результат зарисуйте в тетради. (слайд 17-19)

VII. Выставление оценок за работу на уроке

VIII. Домашнее задание

§1.13, вопросы стр. 50-52 №1-5 – устно, №8 – письменно