Цель: сформировать представление о систематизации, поиске и кодировании информации как способах обработки информации, изменяющей форму представления, но не изменяющей ее содержание.
Задачи урока:
- Обучающие:
- познакомить с понятиями «систематизация, поиск, сортировка (упорядочение) – по алфавиту, по номерам, в хронологической последовательности»;
- научить учащихся:
- систематизировать информацию по признаку,
- производить упорядочивание и определять способ упорядочивания информации,
- искать информацию по заданному признаку.
- Развивающие:
- развивать внимание, образное и логическое мышление, познавательный интерес учащихся;
- формировать информационную культуру учащихся.
- Воспитывающие:
- формировать умение слушать инструктаж учителя;
- формировать навыки самостоятельной работы;
- развивать у учащихся интерес к предмету.
Тип урока: ознакомление с новым материалом.
Оборудование: компьютер с проектором; презентация; карточки с заданиями для учащихся; учебники.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент
– Здравствуйте! Садитесь! Сегодня мы продолжим разговор о способах обработки информации и подробно познакомимся со способами обработки информации, изменяющей форму представления, но не изменяющей ее содержание.
II. Актуализация полученных знаний
Выполнение задания 1-3 по карточкам (индивидуальная работа с последующей проверкой). <Приложение 1>
Учитель. (работа в парах) Проверим правильность выполнения заданий. (слайды 2-3). На экране даны ответы. Выполните совместную проверку. Если задание выполнено верно, поставьте «+», если допущена ошибка – «–». Сдайте карточки с результатами проверки.
III. Изучение нового материала
Учитель. Выполняя задания, вы продемонстрировали знание того, что обработка информации может происходить по-разному.
Проблемный вопрос: Чем отличается получение информации при решении задачи от получения информации при поиске в библиотеке?
Учащиеся. В первом случае мы получаем новую информацию, во втром – находим ту, что у нас уже есть.
Учитель. О способах получения
информации, при котором меняется форма, но не
меняется содержание, будет разговор на уроке.
Запишите тему в тетрадях «Обработка информации с
изменением формы представления без изменения
содержания»
К изменению формы представления информации
относятся:
- Систематизация
- Сортировка
- Поиск
- Кодирование
(слайд 4)
Рассмотрим подробнее.
Учитель. Посмотрите на рисунок (слайд 5). На нем мы видим множество предметов. На какие группы и по какому признаку их можно разбить?
Ученики. Коньки – надевать на ноги и кататься; мячи – круглые, играть в спортивные игры; игрушки – предметы, которые используют дети в игре.
Учитель. А можно ли использовать дополнительные признаки для более мелкого деления на группы?
Ученики. Коньки по устройству бывают роликовые и фигурные, игрушки по назначению делятся на куклы, мишки, кубики, машинки.
Учитель. Деление на части по
каким-либо признакам можно продолжить. В данной
задаче мы провели систематизацию информации.
Итак, систематизация – это деление на
группы по каким – либо признакам. (слайд 6)
Посмотрите на картинки и вспомните, по каким
признакам можно систематизировать информацию.
Ученики. По способу восприятия информации человеком.
Учитель. Какие виды информации по способу восприятия человеком вы назовете?
Ученики. Зрительная – воспринимается глазами, звуковая – ушами, обонятельная – носом, осязательная – кожей, вкусовая – ртом.
Учитель. Пусть вам нужно ответить на вопрос «В каком году появились первые компьютеры?». Что вы будете делать, чтобы ответить на данный вопрос?
Ученики. Найдем информацию в справочнике или книге.
Учитель. Правильно. Еще один вид
обработки информации – поиск.
Приведите примеры поиска информации. (слайд 7)
Ученики. Поиск в библиотеке, в интернете, поиск телефона в записной книге или справочнике, поиск нужного поезда.
Учитель. Для того, чтобы найти
необходимую информацию, надо знать требования к
искомой информации.
Поиск информации – процесс отыскания в
некотором хранилище информации, которая
содержит нужные потребителю факты, сведения.
Если информация в хранилище систематизирована,
то найти ее проще.
В каком случае легче и быстрее найдется телефон
одноклассника: если он записан в алфавитной
телефонной книжке или на отдельных бумажках,
хранящихся в коробочке?
Ученики. Быстрее и удобнее искать информацию, когда она расположена в книжке по алфавиту.
Учитель. Для облегчения поиска внутри
каждого блока информация сортируется.
Сортировка – размещение информации в
определенном порядке (упорядочивание). (слайд 8)
Сортировка бывает:
- по алфавиту (в порядке следования букв алфавита)
- по номерам (в порядке возрастания или убывания чисел)
- в хронологической последовательности (по дате или времени)
К процессу обработки информации с изменением
формы представления без изменения содержания
относится кодирование.
Вспомните, когда в нашей жизни мы используем
кодирование информации, в каких ситуациях. (слайд
9)
Ученики.
- Перевод слов на английский язык и обратно
- Рисунок иллюстраций к текстам
- Кодирование числовой информации рисунком на плоскости – использование метода координат
- Представление жизненной ситуации значком (например, внимание, ремонт дороги)
Учитель. А как определить, какую форму
кодирования информации применить?
Выбор формы представления информации зависит от
целей, ради которых производится кодирование.
Итак, кодирование –переход от одной
формы представления информации к другой, более
удобной для восприятия, обработки, хранения или
передачи в зависимости от цели.
IV. Физкультминутка
Быстро встали, улыбнулись,
Выше-выше подтянулись.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали, сели, встали,
И на месте побежали.
А теперь представим, детки,
Будто руки наши – ветки.
Покачаем ими дружно,
Словно ветер дует южный.
Ветер стих.
Вздохнули дружно.
Нам урок продолжить нужно.
Подравнялись, тихо сели
И на доску посмотрели.
V. Закрепление материала
Учитель. А теперь мы решим задачи на применение различных способов обработки информации с изменением формы без изменения содержания.
Задача 1. (слайды 10-11) Окружающие нас объекты можно систематизировать различными способами. Выполните систематизацию, заполнив таблицу.
Техногенный объект (не природный) |
Природа |
|
Неживая |
Живая |
|
Слова для справок: солнце, машина, щука, рысь, ложка, воздух, ветер, почва, компьютер, книга, телевизор, горы, комар, платье, петух, береза, роса, апельсин.
Задача 2. (слайды 12-13) В первом столбце таблицы перечислены объекты, сгруппированные по классам. Определите основания этих классификаций.
Объект | Основание классификации |
Волк, медведь, лиса, заяц | |
Кино, пальто, радио, шоссе | |
Береза, кедр, ольха, ель | |
Груша, яблоня, слива, вишня | |
Лиственница, кедр, ель, сосна | |
Корова, сорока, ворона, дорога | |
Печь, речь, ночь, дочь | |
Май, август, октябрь, декабрь | |
10, 25, 40, 41 |
Задача 3. (слайды 14-16) Работа в парах. Марине Яблочковой не нравилось, что каждый раз учительница называет ее фамилию последней. Когда учительница узнала об этом, она сказала: «Марина, если ты составишь новый список учеников, я буду пользоваться им». Помогите Марина отсортировать список так, чтобы ее фамилия оказалась первой. Восстановите и список учительницы.
Исходные данные |
Список учительницы |
Список Марины |
Марина Яблочкова | ||
Катя Арбузова | ||
Валя Стрелкина | ||
Роберт Щукин | ||
Коля Белкин | ||
Лена Волкова | ||
Дима Иволгин | ||
Сережа Тополев | ||
Яша Арбузов |
Учитель. Ребята, что нового мы узнали сегодня на уроке? Что вам понравилось? Что оказалось самым сложным?
VI. Рефлексия
Учитель. А теперь я попрошу вас ответить на вопросы и проверить себя. Свой результат зарисуйте в тетради. (слайд 17-19)
VII. Выставление оценок за работу на уроке
VIII. Домашнее задание
§1.13, вопросы стр. 50-52 №1-5 – устно, №8 – письменно