Цели.
Образовательные: сформировать у учащихся знания о листе как важной составной части побега; познакомить с особенностями внешнего строения и основными функциями листа; научить распознавать простые и сложные листья, типы жилкования.
Развивающие: развивать умения устанавливать причинно-следственные связи; применять полученные знания; расширять кругозор; развивать активную познавательную деятельности через работу с инструктивными картами и гербарным материалом; формировать интеллектуальные способности (умение анализировать обобщать, сравнивать, классифицировать, делать выводы, проводить синтез, доказательство), поддерживать здоровье учащихся с использованием здоровьесберегающих технологий.
Воспитательные: прививать навыки коллективного труда, умения провести оценку и самооценку; воспитывать экологическую грамотность учащихся, бережное отношение к растениям.
Тип урока:
по содержанию – морфологический,
по дидактическим задачам – изучение нового материала.
Вид урока: смешанный (объяснение, лабораторная работа).
Методы:
словесные – беседа, объяснение;
наглядные - демонстрация объектов природы и изобразительных средств наглядности, ИКТ;
практические - наблюдение, заполнение инструктивных карт, выполнение лабораторной работы.
Оборудование:
натуральные объекты: комнатные растения с простыми и сложными листьями, гербарный материал растений с простыми и сложными листьями, с различным листорасположением.
изобразительные средства наглядности: компьютер; проектор; интерактивная доска; презентация; дидактические карточки (Приложение 1); инструктивные карты со схемами и лабораторной работой (Приложение 3); карточки с тестами (Приложение 2); дерево, нарисованное на ватмане; рисунки различных листьев, магниты, ЦОРы, музыкальные файлы.
Ход урока
1. Организационный момент. (Слайд 1) (Приветствие, настрой на урок)
- У нас, ребята, сегодня необычный урок – к нам пришли гости! Это не повод для переживаний, а, наоборот, возможность показать, что вы многое знаете, а самое главное, хотите многое узнать. И, надеюсь, что сегодня сбудется моя мечта как учителя биологии – я смогу вырастить в нашем классе лес – лес ваших рук!!!
2. Актуализация знаний. В начале урока мы вспомним о том, что изучали на предыдущих уроках. (Слайды 2-3)
Давайте разгадаем небольшой кроссворд.
1. Как называется надземный орган растений?
2. Как называется центральная часть побега?
3. Как называется та часть побега, которая даёт начало настоящему побегу?
4. Как называется оставшаяся часть побега?
- Вспомним, что представляют собой побег и почка. Для этого выполним работу по вариантам.
А) I вариант учащихся получает дидактические карточки по теме “Строение почки растения”. (Приложение 1). (С последующей проверкой на интерактивной доске. (Слайд 4))
Б) II вариант получает тесты по теме “Побег”. (Приложение 2)
(С последующей проверкой на интерактивной доске. (Слайды 5-8))
Учащиеся выставляют друг другу оценки. (Слайд 9)
3. Изучение нового материала.
Постановка целей на новый урок. (Слайд 10 - анимационная картинка листопада под первый куплет песенки "Прощание с летом" группы "Улыбка" (Приложение 4))
Пока не начались слова песни: (под вступление музыки)
- Ребята, отгадайте, пожалуйста, загадки:
Он с весны висел на ветке,
Был зеленый - пожелтел,
Только дунул слабый ветер,
Он уже и полетел.Сидит – зеленеет,
Падает – желтеет,
Лежит – чернеет.
- Правильно, это листья. И наш урок мы посвятим их изучению.
Далее слова песни:
Опадают, падают листья
С тихим шелестом умирая.
Опадают, падают листья,
Цвет свой яркий теряя.
Просят шелестом тихим:
“Люди, верните нам лето,
Чтобы ласковым светом
Землю снова согреть.
- Попробуем сегодня на уроке вернуть кусочек лета.
Под анимационную картинку листопада читаю стих. (Слайд 11)
- Раз, два, три, четыре, пять
Будем листья собирать.
Листья березы,
Листья рябины,
Листья тополя,
Листья осины,
Листики дуба
Мы соберем,
Все листья изучим
Пятёрки получим.
(Рисунки всех перечисленных деревьев поднять с пола и прикрепить магнитами к дереву, нарисованному на ватмане и прикреплённому к доске)
- Запишем тему урока в инструктивную карту. (Приложение 3). (Слайд 12)
- Ребята, посмотрите на рисунки этих листочков. Вы видите, что все они имеют как сходства, так и различия. И сегодня на уроке мы с вами выясним: (Проговариваются цели, используя. Слайд 13)
- Итак, что же такое лист? Частью чего он является? (Учащиеся дают ответы)
- Правильно, лист - боковая часть побега.
- Зачем растению нужны листья? (Учащиеся дают ответы)
- Да, для осуществления процесса фотосинтеза, дыхания и испарения, но об этом мы поговорим на следующих уроках.
- А сейчас давайте познакомимся с внешним строением листа. (Слайд 14)
Пластинка – это расширенная часть листа, пластинчатая, отсюда её название. Внизу она переходит в черешок – суженную стеблевидную часть листа. Черешок может менять своё положение в пространстве, а вместе с ним меняет своё положение и листовая пластинка, которая оказывается в условиях наиболее благоприятного освещения. Нижний конец черешка переходит в основание листа, которое непосредственно связано со стеблем, его узлом.
- А теперь внимательно посмотрите на следующий слайд. Что общего у этих листочков? Какие различия вы видите? (Слайд 15)
- В основании вы видите выросты – это прилистники. Их обычно два, они свободные или срастаются с черешком. Могут быть зелёными, и тогда они подобны пластинке, но обычно гораздо меньших размеров, или они плёнчатые. У некоторых растений (липа, дуб, берёза, черёмуха) плёнчатые прилистники опадают рано, и у взрослых листьев мы их не видим. У других (рябина, горошек) сохраняются в течении всей жизни листа. У третьих они превращаются в колючки, выполняя защитную функцию.
- Существует несколько разновидностей листьев в зависимости от наличия или отсутствия черешка. (Слайд 16)
Лист с черешком называют черешковым, а без черешка – сидячим. В этом случае листовая пластинка сразу переходит в основание. У некоторых растений основание листа разрастается и охватывает стебель над узлом. Такое разросшееся основание называют влагалищем, а лист влагалищным.
- Другая классификация листьев – по числу листовых пластинок. (Слайд 17)
Посмотрите небольшой видеоролик и ответьте на вопрос: (Приложение 7)
- На какие две группы делятся растения по числу пластинок?
Используя инструктивную карту, заполните 1-ую часть схемы.
(Слайды 18-21)
- А сейчас мы дадим нашим глазкам отдохнуть и сделаем гимнастику для глаз.
Мы с вами пробуем вернуть кусочек лета, а одна из главных примет лета – бабочки. Внимательно следите за движением каждой бабочки и напряжение с глазных мышц уйдёт.
- Как вы заметили, простые листья отличаются друг от друга, и среди сложных листьев встречается большое разнообразие. Давайте их рассмотрим.
(Слайд 22)
Среди простых листьев встречаются:
ЦЕЛЬНЫЕ - состоят из цельнокрайной листовой пластинки или имеют неглубокие выемки (сирень, берёза, яблоня, тополь).
ЛОПАСТНЫЕ - имеют вырезы не более 1/4 ширины листа (клён).
(Слайд 23)
РАЗДЕЛЬНЫЕ - имеют вырезы более 1/4 ширины листа (одуванчик).
РАССЕЧЁННЫЕ - имеют надрезы, доходящие до средней жилки (полынь, пижма, ромашка).
У сложных листьев (Слайд 244):
ТРОЙЧАТОСЛОЖНЫЕ - имеют три листовых пластинки (клевер, земляника).
ПАЛЬЧАТОСЛОЖНЫЕ - состоят из нескольких листовых пластинок, выходящих из одной точки (люпин, конский каштан).
(Слайд 25)
ПЕРИСТОСЛОЖНЫЕ - имеют листочки, прикрепляющиеся по всей длине черешка в два ряда.
НЕПАРНОПЕРИСТЫЕ заканчиваются одним листочком (рябина, малина, шиповник).
ПАРНОПЕРИСТЫЕ оканчиваются парой листочков (горох, жёлтая акация).
Первичное закрепление:
- У нас в гостях необычное, сказочное дерево. На нём растут листья не только разных деревьев, но и кустарников, и травянистых растений.
Послушаем, что говорят нам листья:
Все птицы отпели, цветы отцвели,
Лучи побледнели и ветры ушли.
Так что же нам даром висеть и желтеть?
Не лучше ль за ними и нам улететь?
О, чудные дети, скорее, скорей.
Скорей нас сорвите с докучных ветвей.
Сорвите быстрее, мы ждать не хотим,
Спешите, спешите, а то улетим.
- Давайте сорвём листочки и распределим их на две группы. Слева на дереве будут висеть простые листья, а справа – сложные.
(Дети выходят по желанию к доске к нарисованному дереву, снимают по одному листочку, дают характеристику и распределяют в нужную группу.)
- Листья располагаются на стеблях также как и почки. Есть очередное, супротивное и мутовчатое листорасположение. (Слайд 26)
- Посмотрите на растения с этого слайда и назовите тип листорасположения. (Слайд 27)
По cлайдам 28-32 разбираем типы жилкования листьев, используя гиперссылки в правом углу слайда.
Первичное закрепление по жилкованию:
По гиперссылке “Жилкование листьев” в тестовом режиме один учащийся на интерактивной доске выполняет задания. (Приложение 8). (Слайд 28)
Итоговое закрепление.
Лабораторная работа № 8
(У всех ребят на столе текст лабораторной работы (в инструктивной карте), гербарии и комнатные растения). (Слайд 33)
Домашнее задание. (Слайд 34)
- А теперь откройте дневники и запишите домашнее задание. Но сначала напомните мне, как звучала тема нашего урока?
(Внешнее строение листа). На слайде высвечивается запись ВНЕШНЕЕ СТ_ОЕНИЕ ЛИСТА.
- Правильно! Но что же случилось? Буквоешка съел букву из наших слов. Какую?
(Р) (Вписываю маркером от интерактивной доски на доске Р)
- А какая она по счёту в алфавите? (18)
- Правильно! На дом § 18 до стр. 66. Ответить на вопросы 1-4 на стр.68.
Итог урока. (Слайд №35)
Посмотрела я на вас
И на ваши лица.
Все, что было на уроке,
В жизни пригодится.
Надеюсь, вам было интересно. Спасибо за урок!!! (Звучит мелодия из песни “Листья жёлтые”. (Приложение 5))
ЦОРы:
1. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/635b9caf-b6d8-41f4-a7f6-028d4627e
913/%5BBIO6_03-18%5D_%5BIM_03%5D.swf
2. http://schoolcollection.edu.ru/catalog/rubr/dc6be3c8-58b1-45a9-8b23-2178e8ada386/79176/).