Цели урока:
- Показать, что в Крымской войне столкнулись две системы: передовая – капиталистическая (Англия, Франция) и отсталая – крепостническая (Россия), подчеркнуть необходимость отмены крепостного права.
- Дать возможность учащимся почувствовать размах, значимость этого события в отечественной и мировой истории, его исключительное влияние на дальнейшее развитие нашей страны.
- Изучить причины и основные событии первого периода войны (данную цель ставят учащиеся, отвечая на вводные вопросы педагога).
- Продолжить формирование умений прослеживать причинно – следственные связи, использовать различные источники исторических знаний, работать с исторической картой, таблицами, историческими источниками, умения обобщать, анализировать исторический материал, использование мультимедийных презентаций и учебника, составлять чёткий и связный рассказ при работе с фактическим материалом, участвовать в обсуждении, формулировать своё мнение.
- Воспитание гордости за патриотизм и мужество русского солдата, офицера, гражданина.
Оборудование:
- Карта “Крымская война 1853 – 1856 гг.”.
- Раздаточный материал – карточка №1 и №2.
- Мультмедийная презентация.
- Портреты Николая I, В.А. Корнилова, П. С. Нахимова, Н.И.Пирогова.
- Компьютер, проектор, экран.
План урока:
1. Основные направления внешней политики России в период правления Николая I. Восточный вопрос и его обострение в середине XIX в.
2. Причины Крымской войны и ее характер.
3. Синопское сражение.
4. Вступление в войну Франции и Англии.
Форма проведения: урок-исследование, с использованием интерактивных технологий.
Вступительное слово учителя: “Дорогие ребята, сегодня мы проводим урок-исследование по теме “Причины и начало Крымской войны 1853-1856 г.г.”. Т.о., сегодня мы обратимся к событию известному в истории России под названием Крымская война, а в мировой истории – Восточная война.
Мы с вами должны определить задачи урока. Поэтому давайте вспомним, с чего начинаем изучать любое историческое событие.
Ответы обучающихся: когда произошло данное историческое событие, что послужило причинами для этого и территория охваченная историческими действиями, результат, последствия. Т.о., с помощью ответов обучающихся, ставится цель урока.
I. “Информация к размышлению”, которая даст нам возможность почувствовать масштабность и размах войны. Обратимся к карточке №1. (раздаточный материал).
Вопросы классу:
1) Какой период охватывает данное событие?
2) Какова география военных действий?
3) Какие страны являются участниками?
4) Какие периоды войны можно выделить?
5) Как отразилось на ходе военных действий вступление в войну Англии и Франции?
Карточка №1. Основные события Крымской войны.
- 15 июня 1853 г. – ввод войск России в зависимые от Турции Дунайские княжества (Молдавию и Валахию).
- 4 октября 1853г. – Турция объявила войну России.
- 20 октября 1853г. - Николай I издал Манифест о войне с Турцией.
- 18 ноября 1854 г. – Синопское морское сражение. Победа флота России.
- Март 1854г. – вступление в войну Англии и Франции.
– наступление и поражение турок в Закавказье.
– осада Силистрии, ультиматум Австрии, отвод русских войск за р. Прут.
– бомбардировка союзниками русских городов – крепостей на Балтике, Белом море и Тихом океане.
- Сентябрь 1854 г.– высадка англо – французских войск в Евпатории.
– затопление русского флота в Севастополе.
- 5 октября 1854 – 27 августа 1855г.г. – оборона Севастополя.
- 27 августа 1855 г. – падение Севастополя.
- 18 марта 1856 г. – Парижский мирный договор.
II. Могло ли такое событие остаться незамеченным в литературе, живописи, народном творчестве?
Нужно отметить, что Крымская война образно представлена в рассказах её непосредственного участника Л.Н. Толстого, в полотнах художников Маковского К.Е., Прянишникова И.М., её отголоски, гордость, грусть в песнях народных. Одним из первых на это событие откликнулся поэт Н.А. Некрасов откликнулся на события Крымской войны, написав стихотворение “14 июня 1854 г.”
Карточка №2. Задание классу: прочитайте стихотворение Н.А. Некрасова, каково отношение автора к этому историческому событию?
14 июня 1854 года
Великих зрелищ, мировых судеб
Поставлены мы зрителями ныне:
Исконные, кровавые враги,
Соединясь, идут против России:
Пожар войны полмира обхватил,
И заревом зловещим осветились
Деяния держав миролюбивых...
Обращены в позорище вражды
Моря и суша... медленно и глухо
К нам двинулись громады кораблей,
Хвастливо предрекая нашу гибель,
И наконец приблизились - стоят
Пред укрепленной русскою твердыней...
И ныне в урне роковой лежат
Два жребия... и наступает время,
Когда решитель мира и войны
Исторгнет их всесильною рукой
И свету потрясенному покажет.
III. Изучая историческое событие мы с вами придерживаемся определённого плана, одним из пунктов которого является ответ на вопрос: каковы причины?
Для ответа на этот вопрос обратимся к анализу внешней политики Николая I.
Работа обучающихся с учебником “История России XIX век” (авторы А.А. Данилов и Л.Г. Косулина) п.14, пункт 1.
Задача: в чём состояла ошибочность внешнеполитической стратегии Николая I?
Борьба за разрешение Восточного вопроса – соперничество европейских государств из-за соперничества на Балканском полуострове и Ближнем Востоке в связи с упадком могущества Османской империи. К началу 50-х годов XIX века восточный вопрос, ставший главным для российской внешней политики, заметно обострился. Николай I выстроил стратегию внешней политики в расчёте на:
А. Франция не вмешается в борьбу России и Турции, т.к. не оправилась от революции 1848г.
Б. Англия сохранит нейтралитет, т.к. русский царь пообещал после разгрома Турции передать ей Крит и Египет.
В. Австрия и Пруссия должны быть благодарны за помощь России в подавлении революции в Венгрии.
Однако Николай I жестоко просчитался.
Задание классу: докажите, почему?
А. Наполеон III стремился утвердить свою власть , взять реванш за 1812 г.
Б. Англия стремилась утвердить своё господство на Балканах и Ближнем Востоке.
В. Австрия стремилась не допустить усиления влияния России на Балканах, Пруссия её в этом поддерживала.
Вывод обучающиеся формулируют самостоятельно: т.о., Россия оказалась в мировой изоляции, один на один с Турцией и поддерживающими её европейскими державами. Каждая из сторон представляет в Восточном вопросе свои агрессивные цели, достижимые в условиях войны.
Вопрос классу: можно ли считать противоречия, что в Восточном вопросе стали основными причинами войны?
Записать в тетрадь: основные причины войны:
- Противоречия между Россией, Турцией и европейскими государствами в Восточном вопросе.
- Помощь со стороны России освободительному движению балканских народов в борьбе против Османской империи.
- Политика Англии и Франции, направленная на ослабление влияния России на Балканах и Ближнем Востоке.
IV. Т.о., в середине XIX века Балканский полуостров представлял собой пороховой погреб, необходим был только повод, чтобы разгорелся пожар войны.
Работа обучающихся с учебником “История России XIX век” (авторы А.А. Данилов и Л.Г. Косулина) п.14, пункт 1.
Задание: что послужило поводом к войне?
Султан Турции передал ключи от Вифлеемского храма в Иерусалиме - католическому духовенству. Россия потребовала вернуть их православным священникам. Турция отказалась выполнить это требование, Россия ввела свои войска в зависимые от Турции Дунайские княжества. Разгорелся пожар войны.
Т.о., формальным поводом к войне стал спор между католическим и православным духовенством о святых местах в Палестине.
V. Работа класса с карточкой “Соотношение сил накануне войны”.
Задание классу: сделать вывод о готовности России к войне, состояние её вооружения по отношению к передовым странам Западной Европы и по отношению к Турции.
Готовность к войне России и ее противников
Россия | Англия, Франция |
1. Самодержавие, крепостное право, рост международного авторитета после войны 1812 г. | 1. Развитие капиталистического государства, парламент, конституция. |
2. Рекрутская система | 2. Всеобщая воинская повинность |
3. Неразвитость военной промышленности | 3. Развитые капиталистические отношения |
16 млн. пудов чугуна 1038 км железных дорог |
млн. пудов чугуна 5500 км железных дорог |
4. Парусный флот | 4. Паровой флот |
5. Устаревшее гладкоствольное оружие | 5. Новейшие образцы нарезного оружия |
Вывод: Россия была отсталой страной по отношению к передовым странам Европы и более передовой по отношению к Турции.
Вопрос классу: назовите главную причину технико-экономической отсталости России.
VI. Соотнести материал карточки №1 и материал учебник “История России XIX век” (авторы А.А. Данилов и Л.Г. Косулина) п.14, пункт 2-3:
1) назвать основные события начального этапа войны;
2) каковы итоги начального этапа войны;
3) как изменилась ситуация на театре военных действий, после вступления в войну Англии и Франции;
4) закрепить знание основных событий на карте;
Сообщение: “П.С. Нахимов: от Синопа до Севастополя”.
Вывод: после блестящих побед над Турцией в период октябрь1853 – март1854 г.г., военно-стратегическое положение России в связи с вступлением в войну Англии и Франции, ухудшилось. Основные силы России и её противников приковал Севастополь. Там решалась судьба России.
Сообщение: “В.А. Корнилов – организатор обороны Севастополя”.
Домашнее задание:
- Параграф 14, пунк 1-3. Вопросы 1-4. Индивидуальное задание:
- Подготовить сообщения о героях Крымской войны, защитниках Севастополя.
Темы:
- Герои Севастопольской обороны (Пётр Кошка, Даша Севастопольская).
- Э.И. Тотлебен – гениальный военный инженер.
- В.И. Истомин: путь русского офицера.
- Н.И. Пирогов – новатор военной медицины.
- Ф.А. Рубо. Создание панорамы “Оборона Севастополя”.
Литература.
- Данилов А.А. и Косулина Л.Г. “История России XIX век” , учебник 8 класс. – М., Просвещение, 2009, с.94-97.
- Зырянов П.Н. История России. – М., Дрофа, 2002, с.99 -103.
- Лященко Л.М. История России. XIX век. 8 т.: Учебно-методическое пособие. М. 4.
- Соловьев В. История Отечества. Новая популярная энциклопедия. М., 2000 . С 683. 2000.С. 58.