Урок-исследование "Причины и начало Крымской войны 1853–1856 гг."

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (9 МБ)


Цели урока:

  • Показать, что в Крымской войне столкнулись две системы: передовая – капиталистическая (Англия, Франция) и отсталая – крепостническая (Россия), подчеркнуть необходимость отмены крепостного права.
  • Дать возможность учащимся почувствовать размах, значимость этого события в отечественной и мировой истории, его исключительное влияние на дальнейшее развитие нашей страны.
  • Изучить причины и основные событии первого периода войны (данную цель ставят учащиеся, отвечая на вводные вопросы педагога).
  • Продолжить формирование умений прослеживать причинно – следственные связи, использовать различные источники исторических знаний, работать с исторической картой, таблицами, историческими источниками, умения обобщать, анализировать исторический материал, использование мультимедийных презентаций и учебника, составлять чёткий и связный рассказ при работе с фактическим материалом, участвовать в обсуждении, формулировать своё мнение.
  • Воспитание гордости за патриотизм и мужество русского солдата, офицера, гражданина.

Оборудование:

  1. Карта “Крымская война 1853 – 1856 гг.”.
  2. Раздаточный материал – карточка №1 и №2.
  3. Мультмедийная презентация.
  4. Портреты Николая I, В.А. Корнилова, П. С. Нахимова, Н.И.Пирогова.
  5. Компьютер, проектор, экран.

План урока:

1. Основные направления внешней политики России в период правления Николая I. Восточный вопрос и его обострение в середине XIX в.

2. Причины Крымской войны и ее характер.

3. Синопское сражение.

4. Вступление в войну Франции и Англии.

Форма проведения: урок-исследование, с использованием интерактивных технологий.

Вступительное слово учителя: “Дорогие ребята, сегодня мы проводим урок-исследование по теме “Причины и начало Крымской войны 1853-1856 г.г.”. Т.о., сегодня мы обратимся к событию известному в истории России под названием Крымская война, а в мировой истории – Восточная война.

Мы с вами должны определить задачи урока. Поэтому давайте вспомним, с чего начинаем изучать любое историческое событие.

Ответы обучающихся: когда произошло данное историческое событие, что послужило причинами для этого и территория охваченная историческими действиями, результат, последствия. Т.о., с помощью ответов обучающихся, ставится цель урока.

I. “Информация к размышлению”, которая даст нам возможность почувствовать масштабность и размах войны. Обратимся к карточке №1. (раздаточный материал).

Вопросы классу:

1) Какой период охватывает данное событие?

2) Какова география военных действий?

3) Какие страны являются участниками?

4) Какие периоды войны можно выделить?

5) Как отразилось на ходе военных действий вступление в войну Англии и Франции?

Карточка №1. Основные события Крымской войны.

  • 15 июня 1853 г. – ввод войск России в зависимые от Турции Дунайские княжества (Молдавию и Валахию).
  • 4 октября 1853г. – Турция объявила войну России.
  • 20 октября 1853г. - Николай I издал Манифест о войне с Турцией.
  • 18 ноября 1854 г. – Синопское морское сражение. Победа флота России.
  • Март 1854г. – вступление в войну Англии и Франции.

– наступление и поражение турок в Закавказье.

– осада Силистрии, ультиматум Австрии, отвод русских войск за р. Прут.

– бомбардировка союзниками русских городов – крепостей на Балтике, Белом море и Тихом океане.

  • Сентябрь 1854 г.– высадка англо – французских войск в Евпатории.

– затопление русского флота в Севастополе.

  • 5 октября 1854 – 27 августа 1855г.г. – оборона Севастополя.
  • 27 августа 1855 г. – падение Севастополя.
  • 18 марта 1856 г. – Парижский мирный договор.

II. Могло ли такое событие остаться незамеченным в литературе, живописи, народном творчестве?

Нужно отметить, что Крымская война образно представлена в рассказах её непосредственного участника Л.Н. Толстого, в полотнах художников Маковского К.Е., Прянишникова И.М., её отголоски, гордость, грусть в песнях народных. Одним из первых на это событие откликнулся поэт Н.А. Некрасов откликнулся на события Крымской войны, написав стихотворение “14 июня 1854 г.”

Карточка №2. Задание классу: прочитайте стихотворение Н.А. Некрасова, каково отношение автора к этому историческому событию?

14 июня 1854 года

Великих зрелищ, мировых судеб
Поставлены мы зрителями ныне:
Исконные, кровавые враги,
Соединясь, идут против России:
Пожар войны полмира обхватил,
И заревом зловещим осветились
Деяния держав миролюбивых...
Обращены в позорище вражды
Моря и суша... медленно и глухо
К нам двинулись громады кораблей,
Хвастливо предрекая нашу гибель,
И наконец приблизились - стоят
Пред укрепленной русскою твердыней...
И ныне в урне роковой лежат
Два жребия... и наступает время,
Когда решитель мира и войны
Исторгнет их всесильною рукой
И свету потрясенному покажет.

III. Изучая историческое событие мы с вами придерживаемся определённого плана, одним из пунктов которого является ответ на вопрос: каковы причины?

Для ответа на этот вопрос обратимся к анализу внешней политики Николая I.

Работа обучающихся с учебником “История России XIX век” (авторы А.А. Данилов и Л.Г. Косулина) п.14, пункт 1.

Задача: в чём состояла ошибочность внешнеполитической стратегии Николая I?

Борьба за разрешение Восточного вопроса – соперничество европейских государств из-за соперничества на Балканском полуострове и Ближнем Востоке в связи с упадком могущества Османской империи. К началу 50-х годов XIX века восточный вопрос, ставший главным для российской внешней политики, заметно обострился. Николай I выстроил стратегию внешней политики в расчёте на:

А. Франция не вмешается в борьбу России и Турции, т.к. не оправилась от революции 1848г.

Б. Англия сохранит нейтралитет, т.к. русский царь пообещал после разгрома Турции передать ей Крит и Египет.

В. Австрия и Пруссия должны быть благодарны за помощь России в подавлении революции в Венгрии.

Однако Николай I жестоко просчитался.

Задание классу: докажите, почему?

А. Наполеон III стремился утвердить свою власть , взять реванш за 1812 г.

Б. Англия стремилась утвердить своё господство на Балканах и Ближнем Востоке.

В. Австрия стремилась не допустить усиления влияния России на Балканах, Пруссия её в этом поддерживала.

Вывод обучающиеся формулируют самостоятельно: т.о., Россия оказалась в мировой изоляции, один на один с Турцией и поддерживающими её европейскими державами. Каждая из сторон представляет в Восточном вопросе свои агрессивные цели, достижимые в условиях войны.

Вопрос классу: можно ли считать противоречия, что в Восточном вопросе стали основными причинами войны?

Записать в тетрадь: основные причины войны:

  1. Противоречия между Россией, Турцией и европейскими государствами в Восточном вопросе.
  2. Помощь со стороны России освободительному движению балканских народов в борьбе против Османской империи.
  3. Политика Англии и Франции, направленная на ослабление влияния России на Балканах и Ближнем Востоке.

IV. Т.о., в середине XIX века Балканский полуостров представлял собой пороховой погреб, необходим был только повод, чтобы разгорелся пожар войны.

Работа обучающихся с учебником “История России XIX век” (авторы А.А. Данилов и Л.Г. Косулина) п.14, пункт 1.

Задание: что послужило поводом к войне?

Султан Турции передал ключи от Вифлеемского храма в Иерусалиме - католическому духовенству. Россия потребовала вернуть их православным священникам. Турция отказалась выполнить это требование, Россия ввела свои войска в зависимые от Турции Дунайские княжества. Разгорелся пожар войны.

Т.о., формальным поводом к войне стал спор между католическим и православным духовенством о святых местах в Палестине.

V. Работа класса с карточкой “Соотношение сил накануне войны”.

Задание классу: сделать вывод о готовности России к войне, состояние её вооружения по отношению к передовым странам Западной Европы и по отношению к Турции.

Готовность к войне России и ее противников

Россия Англия, Франция
1. Самодержавие, крепостное право, рост международного авторитета после войны 1812 г. 1. Развитие капиталистического государства, парламент, конституция.
2. Рекрутская система 2. Всеобщая воинская повинность
3. Неразвитость военной промышленности 3. Развитые капиталистические отношения
16 млн. пудов чугуна

1038 км железных дорог

млн. пудов чугуна

5500 км железных дорог

4. Парусный флот 4. Паровой флот
5. Устаревшее гладкоствольное оружие 5. Новейшие образцы нарезного оружия

Вывод: Россия была отсталой страной по отношению к передовым странам Европы и более передовой по отношению к Турции.

Вопрос классу: назовите главную причину технико-экономической отсталости России.

VI. Соотнести материал карточки №1 и материал учебник “История России XIX век” (авторы А.А. Данилов и Л.Г. Косулина) п.14, пункт 2-3:

1) назвать основные события начального этапа войны;

2) каковы итоги начального этапа войны;

3) как изменилась ситуация на театре военных действий, после вступления в войну Англии и Франции;

4) закрепить знание основных событий на карте;

Сообщение: “П.С. Нахимов: от Синопа до Севастополя”.

Вывод: после блестящих побед над Турцией в период октябрь1853 – март1854 г.г., военно-стратегическое положение России в связи с вступлением в войну Англии и Франции, ухудшилось. Основные силы России и её противников приковал Севастополь. Там решалась судьба России.

Сообщение: “В.А. Корнилов – организатор обороны Севастополя”.

Домашнее задание:

  • Параграф 14, пунк 1-3. Вопросы 1-4. Индивидуальное задание:
  • Подготовить сообщения о героях Крымской войны, защитниках Севастополя.

Темы:

  1. Герои Севастопольской обороны (Пётр Кошка, Даша Севастопольская).
  2. Э.И. Тотлебен – гениальный военный инженер.
  3. В.И. Истомин: путь русского офицера.
  4. Н.И. Пирогов – новатор военной медицины.
  5. Ф.А. Рубо. Создание панорамы “Оборона Севастополя”.

Литература.

  1. Данилов А.А. и Косулина Л.Г. “История России XIX век” , учебник 8 класс. – М., Просвещение, 2009, с.94-97.
  2. Зырянов П.Н. История России. – М., Дрофа, 2002, с.99 -103.
  3. Лященко Л.М. История России. XIX век. 8 т.: Учебно-методическое пособие. М. 4.
  4. Соловьев В. История Отечества. Новая популярная энциклопедия. М., 2000 . С 683. 2000.С. 58.