Урок окружающего мира по теме "Наши ближайшие соседи"

Разделы: Начальная школа


Технологические особенности: использование проектной технологии.

Тип урока: обобщение и закрепление полученных знаний.

Оборудование: карта «России», карточки-названия стран и города-столицы, карточки с тестами, презентации учащихся.

Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная и групповая.

Межпредметные связи на уроке:

  • География: общие сведения о странах и столицах.
  • История: достопримечательности городов, традиции и обычаи.

Цели урока:

  • Образовательные:
    • углубить знания детей об интересных фактах ближних сран-соседей и некоторых их достопримечательностях;
      создать условия для формирования навыков проектной деятельности;
  • Развивающие:
    • развивать умения презентовать свою работу в виде публичного выступления.
    • развивать мышление, речь, воображение;
  • Воспитательные:
    • воспитывать интерес к истории разных стран, любовь к своей стране.
    • воспитывать уважение к людям и обычаям разных национальностей,
    • развитие толерантности.

Итоги урока: учащиеся к концу урока должны знать:
– названия стран, которые граничат с Россией, названия столиц этих государств;
– чем знамениты древние города.

ХОД УРОКА

I. Организация начала урока

Ну-ка, посмотри, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте?
Все ль в порядке:
Ручки, книжки и тетрадки?
Если так, то значит смело
Принимаемся за дело.

– Ребята, улыбнитесь друг другу. Желаю вам успешных ответов, грамотных высказываний своих мыслей.

II. Активизация знаний учащихся. Сообщение темы и целей урока

– Сегодня мы продолжаем наше путешествие по странам – ближайшим соседям нашей страны.
– Почему мы называем некоторые страны – соседями России?
– У них общая граница с Россией.
В этом нам поможет наша карта, т.к. она показывает границы и территории государств.
– Давайте вспомним, какие страны мы уже посетили. (Показ по карте учителем, дети называют государство и столицу).
Государств, которые граничат с нами, очень много. Мы сегодня поговорим только о некоторых из них.
– А что такое государство?

Государство – это организация власти для соблюдения порядка и законности на определённой территории.

– Давайте сформулируем цели сегодняшнего урока: продолжить знакомство со странами-соседями России и их достопримечательностями.

– К сегодняшнему уроку каждый из вас подготовил проекты о разных странах и вы попробуете выступить со своими сообщениями. Сегодняшний урок пройдет в форме презентации.
Ваша задача – представить своё государство, рассказать как можно ярче, интереснее, чтобы каждый из присутствующих захотел побывать в этой стране. Слушатели данной презентации могут делать записи интересных событий, чтобы подготовиться к тесту по данной теме.

III. Защита творческих проектов учащихся

Алгоритм знакомства с городом

  1. Название государства.
  2. Столица.
  3. Население.
  4. Язык.
  5. Национальной костюм.
  6. Национальные блюда.
  7. Достопримечательности.

– У кого возникли вопросы?

Сообщение о Латвии

Река Даугава пересекает всю страну. Эта река – не только источник электроэнергии, но и удобная и дешёвая дорога. Везут по Даугаве торф, кирпич, сплавляют лес. Много в Латвии сочных лугов, отличных пастбищ и замечательные коровы (латвийские бурые) дают много молока. Сеют здесь хлеб, сажают картофель, овощи. А из чудесного льна на фабриках ткут чудесные ткани.

Сообщение о Украине

Наглядным воплощением как прошлой, так и относительно недавней истории киева являются его многочисленные реликвии: здесь насчитывается более 1870 памятных знаков истории и культуры. Среди них много монументов в честь революционных и военных битв.

Сообщение о Грузии

Трудно найти такую страну с таким разнообразием природный ресурсов.
Тёплое Чёрное море – огромное, ласковое. На несколько сот километров протянулись скалистые и песчаные её берега. Для альпинистов привлекательны снежные вершины Кавказа. Кавказский хребет защищает Грузию от сильных ветров. Склоны гор одеты густыми лесами. Здесь растут и сосна, и бук, и разнообразные пальмы и лианы. Выше в горах можно встретить пихты, а ещё выше – альпийские луга, где пасутся многочисленные отары овец.Грузия – страна большой и древней культуры. Уже в начале нашей эры здесь были большие города, существовала письменность. До нашего времени сохранились каменные крепости, церкви, мосты, построенные 5-10 столетий назад.

Сообщение об Узбекистане

В Узбекистане много природных богатств. Главных – четыре.
Первое богатство – хлопок. Он изображён даже в государственном гербе. Плывёт по белому полю голубой комбайн – эту картину можно увидеть везде. Второе богатство – тутовый шелкопряд. Эта гусеница сама себя «одевает», cплетает свой кокон из множества ниток – шелковинок. На фабриках нитки разматывают, а потом на ткацких станках ткут шёлковые материи.
Третье богатство, – овцы, которые дают людям и шерсть, и мясо. Они нетребовательны, довольны той пищей, которую находят Даше в пустынной зоне.
Четвёртое богатство – подземная кладовая. Всё здесь есть: нефть, медь, уголь, строительные материалы. Вот какой богатый Узбекистан!

Физминутка

«Мы немножко отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем,
Руки в стороны, вперед,
Нас еще работа ждет.
Руки вниз, на пояс, вверх,
Убегаем мы от всех.
Побежим скорее в класс –
Поработаем сейчас»

IV. Закрепление пройденного

– Давайте повторим знакомые нам государства. Покажите на карте. Назовите столицу.
– А теперь давайте проверим, как вы запомнили всё то, о чём мы говорили сегодня на уроке.
– У вас на столах лежат листы с тестами. Прошу вас внимательно подумать и выполнить этот тест.

V.Итог урока

“Лучше один раз увидеть, чем сто раз прочитать в книге” (на доске).

VI. Рефлексия

– Для того чтобы узнать ваше отношение к изучаемой теме, я предлагаю вам закончить предложения и обозначить своё настроение:

  • Во время работы над проектом я узнал (а) что …
  • Полученные знания …
  • У жителей разных стран я могу научиться …

VII. Домашнее задание: повторить по карте страны-соседи и их столицы.