Класс: 4.
Цели урока: Формирование умения образовать временные формы глаголов, от глаголов в неопределённой форме совершенного и несовершенного вида.
Задачи:
- создать условия для формирования представлений об образовании глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени от глаголов неопределённой формы; создать условия для формирования умений образовывать будущую сложную и будущую простую формы глаголов;
- создать условия для развития регулятивных УУД (целеполагание, планирование, оценивание) и коммуникативных УУД (правильное построение речевых высказываний, согласование действий с партнёром);
- создать условия для развития общеучебных умений и навыков (развитие внимания, сравнительных умений и навыков, умения обобщать и делать выводы);
- создать условия для воспитания дружеских отношений, любви к Родине.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Технологии:
- проблемный диалог;
- развивающее обучение (ведущая роль теоретических знаний).
Методы обучения:
- словесный (беседа);
- наглядный (опорные схемы-таблицы);
- практический (образование глаголов);
- индуктивный (на этапах составления опорных схем-таблиц);
- проблемный.
Приемы:
- таблица ЗХУ (графическая организация материала);
- выдвижение гипотез;
- учет умственных возможностей учащихся.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, коллективная.
Оборудование:
- портрет Ю.А. Гагарина
- репродукция с космическим кораблём “Восток – 1”.
- музыкальная композиция “Четырнадцать минут до старта”, исполняет В.Трошин
- карточки с заданиями для работы в парах.
План урока:
- Организационный момент.
- Словарно-орфографическая работа.
- Актуализация знаний. Составление таблицы ЗХУ: повторение о глаголе.
- Введение новых знаний.
- Создание проблемной ситуации.
- Осознание проблемы.
- Формулировка темы урока.
- Воспроизведение знаний: наблюдения и выводы по составленной таблице
- Физкультминутка
- Первичное закрепление.
- Самостоятельная работа.
- Итог урока: обобщение по таблице ЗХУ.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель. Какое сегодня число?
Ученик. 12 апреля.
Учитель. Что произошло 12 апреля 1961 г.?
Ученик. Впервые был запущен космический корабль “Восток-1” с человеком на борту.
Учитель: Откройте тетради, запишите число, подчеркните все изученные орфограммы.
2. Словарно-орфографическая работа.
Учитель. Возьмите чистые листочки. Выпишите первые буквы из слов, которые я продиктую.
Учитель один раз читает слова, дети на слух выписывают.
Колоть, острить, скрыть, мазать, отодвинуть, надеть, анализировать, выехать, тащить.
Учитель. Какое слово получилось?
Ученик. Космонавт.
Словарное слово с рисунком появляется на интерактивной доске.
Учитель. Кто такой космонавт?
Ученик. Варианты ответов детей.
Учитель. Давайте посмотрим в словаре Ожегова. Тот, кто совершает полет в космическое пространство.
Учитель. Орфографическое произнесение слова, не менее 3 раз. Запишите в тетрадь, обозначьте орфограммы. Проверьте, так ли вы обозначили орфограммы.
Учитель. Каким должен быть космонавт?
Ученик. Варианты ответов детей.
Учитель. Назовите синоним к слову космонавт.
Ученик. Астронавт.
Учитель. Кто из вас мечтает стать космонавтом и побывать на других планетах? Что нужно делать для того, чтобы мечты сбывались?
Ученик. Много и настойчиво учиться.
Учитель. Слова, какой части речи нам помогли составить слово космонавт?
Ученик. Глаголы.
III. Актуализация знаний.
Учитель. Вспомните, что мы знаем о глаголе?
Глагол
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
Обозначает действие | Примерные ответы детей. Дружат ли время и вид глагола? Можно ли из глагола н.ф. образовать глагол Н.в., П.в., Б.в.? |
|
н.ф. – инфинитив | ||
сов. и несов. вид | ||
изменяется по временам (Н.в., Пр.в., Б.в) | ||
(изменяется по лицам и числам) |
Ученик. Глаголы обозначают действия.
У детей на столах лежат карточки со словами: колоть, острить, скрыть, мазать, отодвинуть, надеть, анализировать, выехать, тащить.
Учитель. Возьмите карточки. Прочитайте эти слова. Отметьте в них общее.
Колоть, острить, скрыть, мазать, отодвинуть, надеть, анализировать, выехать, тащить.
Ученик. Это глаголы неопределенной формы.
Учитель. Докажите.
Ученик. Они отвечают на вопросы “что делать?” и “что сделать?”. В них нельзя определить время, но можно определить вид глагола: несовершенный или совершенный вид. Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос – что делать? Глаголы совершенного вида на вопрос – что сделать?
Учитель. Работая в парах, разделите их на две равные группы.
Учитель. Давайте проверим, как вы справились с заданием? Сравни свою работу с работой товарища по парте. Будьте внимательны друг к другу. Выслушивайте друг друга, не перебивая.
Учитель. Какие глаголы вы отнесли к первой группе?
Ученик. Колоть, острить, мазать, анализировать, тащить.
Учитель. Почему вы объединили данные глаголы?
Ученик. Они отвечают на вопрос “что делать?” и являются глаголами несов. Вида.
Учитель. Какие глаголы вы отнесли ко второй группе?
Ученик. Скрыть, отодвинуть, надеть, выехать.
Учитель. Почему вы объединили данные глаголы?
Ученик. Они отвечают на вопрос “что сделать?” и являются глаголами совершенного вида.
Таблица появляется на интерактивной доске.
Что делать? (нес.в.) | Что сделать? (сов.в.) |
Колоть, острить, мазать, анализировать, тащить. | Скрыть, отодвинуть, надеть, выехать. |
Учитель. Поднимите руку те ребята, кто не допустил ошибок. Кто смог сам найти и исправить ошибки. Кому помогли найти ошибку? Молодцы!
Ученик. Глаголы изменяются по временам. Бывают глаголы настоящего, будущего и прошедшего времени.
Слова появляются на интерактивной доске: зазвонил, облетел, встретит, остался, взлетит, лежит, стоит, будет ездить, идёт.
Учитель. Выпишите глаголы по временам:
- 1 ряд глаголы Н.в.
- 2 ряд глаголы Б.в.
- 3 ряд глаголы Пр.в.
Учитель. Какие глаголы в форме настоящего времени нашли?
Ученик. Лежит, стоит, идёт.
Учитель. Почему вы выписали эти глаголы?
Ученик. Глаголы настоящего времени обозначают действие, которое происходит в момент речи.
Учитель. Какие глаголы в форме будущего времени нашли?
Ученик. Встретит, взлетит, будет ездить.
Учитель. Почему вы выписали эти глаголы?
Ученик. Глаголы будущего времени обозначают действие, которое произойдёт после момента речи.
Учитель. Какие глаголы в форме прошедшего времени нашли?
Ученик. Зазвонил, облетел, остался.
Учитель. Почему вы выписали эти глаголы?
Ученик. Глаголы прошедшего времени обозначают действие, которое произошло до момента речи.
Таблица появляется на интерактивной доске.
Н.в. | Б.в. | Пр.в. |
Лежит, стоит, идёт. |
Встретит, взлетит, будет ездить. |
Зазвонил, облетел, остался. |
Учитель. Поднимите руку те ребята, кто не допустил ошибок. Кто смог сам найти и исправить ошибки. Кому помогли найти ошибку? Молодцы!
IV. Введение новых знаний.
1. Создание проблемной ситуации.
Учитель. Давайте попробуем наши умения определять н.ф. глагола и время соединить. От вопросов н.ф. образуйте вопросы прошедшего, настоящего и будущего времени. Вопросы запишите в таблицу.
На столах у детей таблица, эта же таблица выведена на экран.
Время | Вид | |
Что делать? (несов.вид) | Что сделать? (сов. вид) | |
Пр.в. (уже) | ||
Н.в. (сейчас) | ||
Б.в. (потом) |
Дети в парах заполняют таблицу.
2. Осознание проблемы.
Учитель. Все ли вопросы вы образовали?
Ученик. Не смогли образовать вопрос настоящего времени совершенного вида.
Учитель. Сможем ли поставить глагол, отвечающий на вопрос что сделать в форму настоящего времени, если такого вопроса не существует?
Проверяют, заполненная таблица высвечивается на экране.
Время | Вид | |
Что делать? (несов.вид) | Что сделать? (сов. вид) | |
Пр.в. (уже) | что делал? | что сделал? |
Н.в. (сейчас) | что делает? | - |
Б.в. (потом) | что будет делать? | что сделает? |
3. Формулирование темы урока.
Учитель. Определите чему мы будем учиться на уроке?
Ученик. Образовывать возможные формы времени от глаголов н.ф.
V. Воспроизведение знаний: наблюдения и выводы по составленной таблице.
Учитель. Что ещё заметили?
Ученик. У глаголов несовершенного вида второе слово вопроса начинается с буквы д, совершенного вида с буквы с. Вопрос будущего времени несовершенного вида состоит из трёх слов, а совершенного – из двух.
Учитель. Как можно назвать такие глаголы будущего времени?
Ученик. Может быть, сложные и простые глаголы.
Учитель. В русском языке для них есть специальное название: глаголы будущего сложного времени и глаголы будущего простого времени. Кто попробует сделать вывод?
Ученик. От глагола, отвечающего на вопрос: что делать? образуется сложная форма будущего времени. Такие глаголы отвечают на вопрос: что буду делать? и другие. От глагола, отвечающего на вопрос: что сделать, образуется простая форма будущего времени. Такие глаголы отвечают на вопрос: что сделаю? и другие.
Учитель. Молодец! Ты правильно рассуждаешь! При образовании форм времени будем использовать составленную таблицу.
Таблица на экране интерактивной доски.
VI. Физкультминутка. Упражнения под отрывок из песни “Четырнадцать минут до старта”. <Приложение. Ресурс №4>
VII. Первичное закрепление.
Учитель. Кто был первым космонавтом в мире?
Д: Первым космонавтом в мире был Ю.А.Гагарин. (ПОРТРЕТ)
Учитель. Прочитайте рассказ о Ю.А.Гагагине, вслух читает ученик.
Учитель: Найдите глагол, поставьте к нему вопрос, определите вид и напишите все возможные формы по порядку: н.ф, Пр. в., Н. в., Б.в.
"Первым полететь в космос, — сказал Гагарин перед стартом, — вступить один на один в небывалый поединок с природой, — можно ли мечтать о большем? Но вслед за этим я подумал о той колоссальной ответственности, которая легла на меня... первым проложить дорогу человечеству в космос... Это ответственность не перед одним, не перед десятком людей, не перед коллективом. Это ответственность перед всем советским народом, перед всем человечеством, перед его настоящим и будущим..."
Учитель. Прочитайте, что у вас получилось.
Дети читают ответ, сверяют свою работу с образцом на интерактивной доске.
Полететь (Что сделать?) – сов.в. Полететь, полетел, полетит.
Сказал (Что сделал?) – сов.в. Сказать, сказал, скажет.
Вступить (Что сделать?) – сов.в. Вступить, вступил, вступит.
Мечтать (Что делать?) – несов.в. Мечтать, мечтал, мечтает, будет мечтать.
Подумал (Что сделал?) – сов.в. Подумать, подумал, подумает.
Легла (Что сделала?) – сов.в. Лечь, лёг, ляжет.
Проложить (Что сделать?) - сов.в. Проложить, проложил, проложит.
VIII. Самостоятельная работа (коллективная).
Прочитайте отрывок из песни: “Знаете, каким он парнем был”, о Ю.А. Гагарине. Глагол, данный в скобках, поставьте в нужную фору, запишите отрывок и определите время.
Знаете каким он парнем (быть)
Нет (не быть) ведь смерть он (победить)
(Слышать) дальний гром
(Видеть) это он.
Вновь (идти) на космодром
(Говорить) поехали
И живой звездой
Словно вдоль по Питерской Питерской
(Нестись) над Землей...
Дети читают ответ, сверяют свою работу с образцом на интерактивной доске.
IX. Итог урока: обобщение по таблице ЗХУ.
Учитель. Что нового мы узнали сегодня на уроке?
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
Обозначает действие | Примерные ответы детей. Дружат ли время и вид глагола? Можно ли из глагола н.ф. образовать глагол Н.в., П.в., Б.в.? |
Глаголы совершенного вида не имеют формы настоящего времени. Бывает будущее простое и будущее сложное время. |
н.ф. – инфинитив | ||
сов. и несов. вид | ||
изменяется по временам (Н.в., Пр.в., Б.в) | ||
(изменяется по лицам и числам) |