Образовательные задачи: Обеспечить усвоение учащимися знаний о внутреннем строении листьев растений. Введение понятий “кутикула”, “устьица”, “ассимиляционная ткань”, “паренхима”, “мезофилл”. Познакомить учащихся с особенностями внешнего и внутреннего строения необыкновенных листьев. Формирование умений для создания компьютерных презентаций.
Развивающие задачи: Развивать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения. Продолжить работу по развитию умений делать выводы, работать в паре, в группе, развивать навыки коммуникативного общения, самостоятельности, способности стремиться к успеху, развитие уверенности в себе.
Воспитательные задачи: Воспитание в ходе личностно-ориентированного подхода, творческой личности, способной оценивать результаты своей деятельности.
Тип урока: комбинированный урок.
Вид урока: урок с применением компьютера, практическая работа в парах.
Оборудование: компьютер, компьютерные презентации, электронный атлас для школьника “Ботаника”, биологические лаборатории, микроскопы, микропрепараты листьев, таблица “Внутреннее строение листа”, рельефная таблица “Внутреннее строение листа”, рейтинговые листы , комнатные растения.
Ход урока
I. Актуализация опорных знаний:
Учитель:
Ребята, давайте вспомним, какую тему мы изучали на прошлом уроке?
(видоизменённые листья)
Листья растений вдруг изменились
В органы различные все вдруг превратились
Иглы барбариса, усики гороха
Кактуса колючки – все живут неплохо.
Одно происхождение, но функции различны.
Мы такие органы знаем на отлично.
Сегодня ребята подготовили презентации о необыкновенных листьях.
Демонстрация презентации №1 “Листья насекомоядных растений”
Демонстрация презентации №2 “ Необыкновенные листья” (Приложение)
Учитель: Сегодня оценивать свою работу на уроке предстоит вам самим.
В этом вам поможет рейтинговый лист, где приведены критерии оценивания.
Ребята, подготовившие презентацию, хотят проверить как вы их внимательно слушали и что запомнили. Учащимся задают вопросы и задания авторы презентаций.
II. Изучение нового материала:
Учитель: На Земном шаре огромное разнообразие листьев. Но что общего у всех листьев?
Правильно, общий план внешнего и внутреннего строения. Все листья состоят из клеток.
Цель урока – изучить внутреннее строение листа в связи с выполняемыми функциями. Найти сходства и различия у листьев разных растений.
1. Демонстрация слайдов электронного учебника., рельефной таблицы и таблицы .
Лист сверху и снизу покрыт кожицей (эпидермой). С наружи лист покрыт тонкой плёнкой - кутикулой. Как вы думаете какой тканью образована кожица и кутикула?
2. Демонстрация слайдов о восковом налете и выростах листа.
В кожице имеются устьица Как выдумаете, какова их роль? (Газообмен и испарение воды) Устьице состоит из 2 замыкающих клеток, которые содержат хлоропласты с хлорофиллом. В них идёт процесс фотосинтеза. Имеется устьичная щель.
Каково число устьиц в эпидермисе листа у разных растений? (Работа с учебником с. 89,90, таблица) Ответим на вопрос после таблицы: Почему численность устьиц листа у многих растений разная?
3. Практическая работа №15 Приготовить микропрепарат кожицы листа. Рассмотреть устьичный аппарат листа, строение листа.
Звучит музыка и демонстрация картин природы. (релаксация)
Учитель: Что вы увидели под микроскопом?
Учитель: Лист имеет основную ткань-мякоть. С её строением вас ознакомит электронный учебник.
4. Демонстрация Слайда “Строение листа” из электронного атласа для школьников “Ботаника”
Давайте рассмотрим основную ткань(мякоть листа) используя рисунок в учебнике с.89 и готовый микропрепарат листа герани и ответим на вопросы.
5. Беседа по вопросам:
1. Как называется основная ткань листа? Какой тканью она образована?
2. Какую роль выполняет основная ткань листа?
3. От чего зависит цвет листа?
4. Как устроен проводящий пучок?
5 Какова роль ксилемы - сосудов?
6. Какова роль флоэмы - ситовидных трубок?
7. Что придает жилкам прочность?
III. Закрепление изученного материала:
Вариант 1
Выбери правильное суждение:
1. Лист покрыт прозрачной кожицей- эпидермой.
2. Основная функция устьиц обеспечивать газообмен и испарение воды листьями.
3. У древесных растений устьица располагаются на верхней стороне листа.
4. Фотосинтезирующая ткань листа состоит из столбчатой и губчатой ткани.
5. По сосудам проводящего пучка передвигаются растворённые органические вещества.
6. Главная функция основной ткани листа – процесс фотосинтеза.
Запиши номера правильных суждений.
Вариант 2
Прочтите текст. Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки, и объясните их.
1. Лист состоит из основания, черешка и листовой пластины.
2. Снаружи лист покрыт кожицей
3. Устьице осуществляет транспирацию и газообмен в клетке.
4. Жилки в листе имеют большое значение: они укрепляют лист, придают ему эластичность и прочность.
5. Паренхима - это механическая ткань листа.
6. Мякоть листа образована столбчатой и губчатой тканями.
7. В листе осуществляется процесс фотосинтеза
8. Лист сосны имеет кутикулу.
9. Лист - осевой орган растения.
Взаимопроверка.
IV. Подведение итогов урока. Рейтинг учащихся класса.
V. Домашнее задание:
1. п 30
2. оформить практические работы в тетрадь
3. стихи о листьях
4. кроссворд