Внеурочное занятие "Лего-мастерская. Плот"

Разделы: Начальная школа


От одарённого учителя к одарённому ученику
“Учимся, исследуем, творим”
Лего-мастерская как одна из форм организации научно-исследовательской деятельности младших школьников.

Занятие: Плот.

Цели: тренировка навыка сборки деталей; создание условия для исследовательской деятельности учащихся; развитие умения оценивать полученные результаты.

Задачи:

  • Предметные формировать у учащихся представление о понятиях “быстро”, “быстрее”.
  • Регулятивные понимать выделенные учителем ориентиры действия в новой ситуации, вносить необходимые коррективы; учить сравнивать объекты по признакам, учить классифицировать объекты; учить выделять информацию, содержащуюся в рисунке, работать с ней; учить обобщать информацию, полученную путём наблюдения.
  • Коммуникативные учить учебному сотрудничеству, учить работать в группах.

Оборудование: LEGO набор 9656 “Первые механизмы”, большой и глубокий поддон (длина поддона должна быть не менее 50 см, идеальная глубина от 5 до 10 см), линейка, таймер, полотенца для вытирания мокрых балок.

Программа курса внеурочной деятельности “Лего-мастерская” соответствует федеральному компоненту государственного общего образования. Жизнь современных детей протекает в быстро меняющемся мире, который предъявляет серьёзные требования к ним. Как добиться того, чтобы знания, полученные в школе, помогали детям в жизни. Одним из вариантов помощи являются междисциплинарные занятия, где дети комплексно используют свои знания. Материал по курсу “Лего-мастерская” строится так, что требуется знания практически из всех учебных дисциплин от искусств и истории до математики и естественных наук. Межпредметные занятия опираются на естественный интерес к разработке и постройке различных механизмов. Разнообразие конструкторов Лего позволяет заниматься с учащимися разного возраста и по разным направлениям (конструирование, программирование, моделирование физических процессов и явлений). Дети с удовольствием посещают занятия, участвуют и побеждают в различных конкурсах.

Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребёнка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи “на глаз”; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе занятий идёт работа над развитием интеллект воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию пространственного и логического мышления. Ученики учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнёром, работать в коллективе.

Конструктор развивает логику, внимательность, воображение, усидчивость и старательность, помогает сосредоточиться и удерживать во внимании предмет долгое время.

При коллективной игре в конструктор совершенствуется общение, ощущение совместного творчества и созидательной работы. Дети учатся себя вести, высказывать свою точку зрения и выслушивать чужую. Лего объединяет и мальчиков и девочек, позволяя играть одной большой командой.

Мы сегодня будем “учиться, исследовать, творить”

Практическая часть.

А) - На первом этапе работы необходимо разделиться на группы, так как групповая работа – это самостоятельная форма организации обучения.

Для этого каждому из участников необходимо подойти к столу, выбрать любую карточку и, в соответствии с рисунком, занять нужное место.

Б) каждая группа получит свой алгоритм работы и тему, которую должны будут изучить, обсудить и предоставить свою точку зрения по данному вопросу всему классу.

АЛГОРИТМ РАБОТЫ

1. Выбрать командира группы.

2. Выбрать хранителя времени.

3. Время работы в группе 10 минут.

4. Составить план ответа.

Обязательное условие: все участвуют в обсуждении.

В) Эксперты следят за работой группы и оценивают каждый этап по изложенным в листах критериям.

ЭКСПЕРТНЫЙ ЛИСТ

Работа группы

Критерии Обоснование критериев Баллы
Слаженная работа в группах чётко спланированная работа группы;

работа группы частично спланирована;

не спланирована работа в группе.

5

3

0

Распределение ролей в группе вся деятельность равномерно распределена между членами команды;

работа равномерно распределена между большинством участников команды;

несколько членов группы отвечают за работу всей команды.

5

3

0

Степень самостоятельности работы группы полная самостоятельность выполнения работы;

частичная самостоятельность работа группы;

несамостоятельность работы группы.

5

3

0

Оценка:

  • Высокий уровень – 15 баллов.
  • Хороший уровень – 9-13 баллов.
  • Средний уровень – менее 9 баллов.

3. Работа в группах

- Каждое занятие начинается с короткого рассказа, постоянные герои которого, Дима и Катя, помогают детям понять проблему и попытаться найти самый удачный способ её решения.

 А) Установка взаимосвязей.

Презентация

 - Путешествуя в джунглях, Дима и Катя обнаружили сундук с золотом. Ребята должны доставить этот клад на Остров сокровищ. Но им надо поторапливаться, ведь они же не хотят, чтобы сокровища достались кровожадным разбойникам.

Капитанам надо поторапливаться, ведь они же не хотят, чтобы кто-то украл у них сокровища. Вот только их злополучный плот двигается не очень быстро. Дима отчаянно дует на паруса, пытаясь заставить плот плыть быстрее. Катя говорит, что им надо спешить, чтобы их не обнаружили.

- А вы можете помочь Диме и Кате сделать так, чтобы их плот плыл быстрее? Попробуйте!

Б) Командам выдаются НАВИГАЦИОННЫЕ КАРТЫ.

НАВИГАЦИОННАЯ КАРТА

  1. Выскажи предположение, какой из плотов будет плыть быстрее. Запишите своё предположение, используя термины в Рабочем бланке. Приложение 1
  2. Выбери из коробки 9656 “Первые механизмы” нужные детали конструктора. Приложение 2
  3. Собери плот с маленьким парусом по инструкции № 4. Приложение 3
  4. Осторожно поставьте плот на воду. Дуйте на парус. С каким временем ваш плот проплыл нужное расстояние?
  5. Вытрите насухо конструкцию. Внесите исправления: установите на плот большой парус.
  6. Проведите опыт. Засеките время.

Запишите результаты, пользуясь терминами из Рабочего бланка. Сделайте выводы.

ЖЕЛАЕМ УДАЧИ!

Рефлексия

А)

- Получился ли у вас чистый эксперимент?

- Вы дули на парус с одинаковой силой?

- При этом вы не меняли своего местоположения?

Выводы групп

У большого паруса больше площадь поверхности, на которую действует ветер. Ветер толкает парус вперёд, а тот, в свою очередь, толкает вперёд плот.

Б) Если бы вам предложили внести в конструкцию плота три усовершенствования, что бы вы сделали и почему?

В) Слово экспертам. Оценка работы в группах.

Мы выполнили первый этап работы.

На втором этапе нашей работы учащиеся проектируют и строят новые паруса различной формы и испытывают, как они работают.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Примерные программы начального образования.
  2. Проекты примерных (базисных) учебных программ по предметам начальной школы.
  3. Т. В. Безбородова “Первые шаги в геометрии”, - М.:“Просвещение”, 2009.
  4. С. И. Волкова “Конструирование”, - М: “Просвещение”, 2009 .
  5. Мир вокруг нас: Книга проектов: Учебное пособие.- Пересказ с англ.-М.: Инт, 1998.