Цели:
- Закрепление навыков правильной речи.
- Уточнение и расширение словаря на материале инсценировок, речевых игр.
- Развитие познавательной активности.
Оборудование: мультимедийная презентация города Красивой речи, красочно оформленные автобусы, кубики с буквами, картинки, пары слов с различными ударениями, костюмы для инсценировок (носы клоунов, маски), сладкие призы, грамоты.
Ход занятия
1. Орг. момент
- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по городу Красивой речи. Вы заслужили это путешествие потому, что научились правильно произносить звуки, избавились от ошибок при чтении и письме. Узнали много новых слов. Ваша речь стала правильной, выразительной.
2. На экране появляется слайд План города Красивой речи.
- Это город красивой речи (показывает карту города, называя детям улицы. Многие дети сами могут прочитать названия). Главная площадь города – площадь Гласных звуков, потому, что в речи гласные звуки самые главные. Мы всегда делаем на них опору в словах. А вот улицы: Громкая, Четкая, Спокойная, Красивая, Слитная. Все это качества правильной речи. А это улица Пауз. Мы знаем, что в речи должны быть паузы (отдых), безостановочная речь непонятна.
- Собираемся в поездку. На чем мы туда поедем? (На автобусе.)
- Садитесь в эти удобные экскурсионные автобусы. (Каждая группа садится в свой автобус. Дети поют “Мы едем, едем, едем в далекие края....”.)
3. На экране появляется слайд с изображением Площади Гласных звуков. По команде логопеда дети выходят из автобусов.
Встречает детей Бириляка
- Здравствуйте, вы приехали на площадь Гласных звуков.
Выберите кубики с буквами обозначающими гласные звуки. Назовите буквы, правильно и четко артикулируя, и придумайте слова, начинающиеся с этих гласных.
Отправляемся в путь, впереди нас ждет посещение замка Ударения.
4. Слайд Замок Ударения
Детей встречает мальчик.
- Ой как хорошо, что вы приехали... Сижу тут целый день. Совсем запутался. Нужно к этим словам подобрать картинки. Картинки все разные, а слова почему-то одинаковые:
кру'жки – кружки', за'мок-замо'к, и'рис-ири'с, бе'лки-белки'. Какие то палочки нарисованы... ничего не пойму?
/Дети помогают и едут дальше/
5. Слайд Улица Пауз
Детей встречает девочка.
- Вы прибыли на улицу пауз. Любимая игра жителей нашей улицы доскажи словечко
Михаил играл в футбол
И забил в ворота ....(гол)Я сижу, едва не плача,
Очень трудная ....(задача)В коридоре топот ног,
То зовет всех в класс ... (звонок)Веселятся Коля, Лена –
Это значит ...(перемена)
6. Слайд Озеро Спокойствия
- Мы снова отправляемся в путь на озеро Спокойствия.
Детей встречает Водяной.
- Есть у нас игра такая –
Очень легкая простая:
“Волшебный сон”.
Спокойно отдыхайте, закрыв глаза. Внимательно слушайте и про себя повторяйте мои слова.
Реснички опускаются
Глазки закрываются...
Мы спокойно отдыхаем...
Сном волшебным засыпаем...
Дышится легко, ровно, глубоко.
Наши ручки отдыхают
Отдыхают, засыпают
Шея не напряжена
И расслаблена.
Губы чуть приоткрываются
Всё чудесно расслабляется
Дышится легко...ровно...глубоко.
Хорошо нам отдыхать,
Но пора уже вставать!
- Отдохнули, отправляемся дальше на Улицу Торопыжек.
7. Слайд Улица Торопыжек.
Ребят встречает гномик Торопыжка.
- Я буду говорить скороговорки, ваша задача повторить их правильно и четко проговаривая звуки.
- У Зайки Бубы заболели зубы.
- Змея шипит, а жук жужжит.
- Соня незнайка, а Зина зазнайка.
- У Ивашки рубашка, у рубашки кармашки.
8. Слайд Улица Дыхания
Логопед:
- Похоже, мы прокололи шину. Сделайте легкий вдох, и выдыхая, покажите как медленно выходит воздух через прокол в шине (со звуком ш)
- Возьмем насос и будем накачивать шину: [С-С-С]. Произносим [С-С-С], как будто накачиваем шину.
- Можно давать сигнал к отправке. Поднесите к лицу сжатые кулачки, располагая их друг перед другом. На выдохе медленно дуйте в “трубу” (ПФ)
9. Слайд Площадь Театральная
- Мы прибыли на Театральную площадь. Давайте покажем приготовленные инсценировки. (Дети 1-2 классов разыгрывают стихотворные диалоги; 3-4 классов диалоги, написанные прозой)
Медведь.
- Ты куда идешь медведь?
- В город, ёлку приглядеть!
- Да на что тебе она?
- Новый год встречать пора.
- Где поставишь ты её?
- В лес возьму, в свое жильё!
- Что ж не вырубил в лесу?
- Жалко. Лучше принесу.
(Г.Виеру.)
Разговор клоунов.
- Где купили вы, синьор,
Этот красный помидор?
- Вот невежливый вопрос!
Это собственный мой нос!
(С.Маршак.)
Яма.
- Яму копал?
- Копал.
- В яму упал?
- Упал.
- В яме сидишь?
- Сижу.
- Лестницу ждешь?
- Жду.
- Яма сыра?
- Сыра.
- Как голова?
- Цела.
- Значит, живой?
- Живой.
- Ну я пошел домой.
(О.Григорьев.)
Жалко.
...Присел медвежонок Топтыжка около сосны, достал медовую соту и стал её сосать.. Подошел медвежонок коротышка. Поглядел на Топтыжку и спросил:
- Вкусно?
- Очень!
- Сладкий мёд?
- Ух, какой сладкий!
Поглядел Коротышка на соту и вздохнул:
- Вот если бы мне дали соту...
- И что б ты сделал?
- Я б тебе половину дал.
Топтыжка обсосал соту, слизал с лап мёд и проворчал:
- Жалко!
- Чего жалко?
- Жалко, что тебе соту не дали.
- А почему тебе жалко?
- А ты бы мне половину соты отдал. А то я не наелся.
(В.Бирюков)
Длинная шея.
Поросенок (жирафу). Давай меняться шеями! Я тебе свою отдам, а ты мне свою.
Жираф. А зачем тебе моя шея?
Поросенок. Пригодится... С длинной шеей в кино с любого места видно.
Жираф. А ещё зачем?
Поросенок. А ещё яблоки на высоких деревьях доставать можно.
Жираф. Ну, а ещё?
Поросенок. Диктант на уроке списывать легче.
Жираф. Э-э-э, нет! Такая замечательная шея мне самому нужна.
(По М. Пляцковскому.)
10. Итог занятия
На экране появляется слайд План города Красивой речи.
- Наше путешествие по “Городу красивой речи” подходит к концу. Пора возвращаться. Всегда помните законы жителей “Города красивой речи”. Повторите их со мной:
Говорим всегда красиво.
Смело и неторопливо!
Ясно, четко говорим,
Потому что не спешим!
Вручение всем участникам путешествия памятных эмблем, подарков
Награждение детей, выписанных с логопедических занятий почетными грамотами