Существующая предметная система обучения предполагает приобретение знаний в результате изучения отдельных курсов-предметов, но полученные по такой системе знания остаются разрозненными научными сведениями. В результате этого учащиеся не всегда целостно воспринимают учебный материал о предметах, явлениях и не всегда ясно представляют себе картину окружающего мира.
Интеграция, основанная на межпредметной основе, помогает младшим школьникам целостно воспринимать мир, познавать красоту окружающей природы, действительности, а также способствует приобретению новых знаний, представлений.
Взаимодействие видов искусства в развитии младших школьников занимает особое место в исследованиях философов, психологов и педагогов. Это связано с тем, что различные виды искусств, дополняя друг друга, дают представление об общих закономерностях освоения мира в системе мировых духовных ценностей, активизируют творческий потенциал личности.
В.А.Сухомлинский верно отметил специфические особенности музыкальных уроков: “ Музыка – могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребёнка”. (Сердце отдаю детям. Киев, 1969.С.55). Та тёплая эмоциональная атмосфера, которая создаётся на таких уроках, располагает учеников к решению различных мыслительных задач.
Л.С.Выготский в своём труде “ Психология искусства” отмечал, что “искусство есть особый способ мышления, который в конце концов приводит к тому же самому, к чему приводит и научное познание, но только другим путём…” (Психология искусства. М., 1968.С.48). Привлекая на урок произведения живописи известных художников, дети зри-мо представляют себе персонажей сказок, рассказов, природу, среду обитания животных, учатся видеть прекрасное вокруг себя. Картины так же, как и музыкальные произведения, создают определённый настрой на то или иное восприятие произведений литературы.
Особая роль в процессе взаимодействия видов искусства принадлежит систематизации чувственного опыта младших школьников. Результатом этой систематизации является достижение учащимися более высокого уровня понимания художественного образа, его основной идеи и формирование эмоционально-ценностного отношения к художественному объекту.
Структура систематизации чувственного опыта мл. школьников в процессе взаимодействия видов искусств состоит из следующих элементов:
- раскрытие дидактических целей при изучении произведений искусства;
- выявление близости художественного образа в различных видах искусства;
- усвоение основных знаково-символических средств, способствующих развитию художественного вкуса в процессе понимания различных видов искусств;
- управление аналитико-синтетическим восприятием на основе сравнений, сопоставлений;
- обобщение информации по взаимодействию видов искусств.
Стержневым видом искусства в межпредметной интеграции является литература. За основу взят литературный материал учебника “ Литературное чтение” (составитель: Н.А. Чуракова ). Так как курс ориентирован на конкретный учебник, можно говорить о его системности.
Обучение учащихся на уроках чтения происходит через вовлечение их в процесс художественного творчества. Во время проведения интегрированных уроков дети проявляют высокую активность, с интересом выполняют упражнения, творческие задания, стремятся к самостоятельности, высказывают свои предложения, доказывают свою точку зрения. Замечено, что такие уроки способствуют увеличению темпа выполняемости учебных операций, позволяют вовлечь каждого ученика в активную работу и дают возможность осуществлять творческий подход в решении учебных задач; формируют общеучебные умения и навыки, способствуют проникновению учащихся в слово, мир красок и звуков, помогают формированию грамотной устной речи, её развитию и обогащению, развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства.
Таким образом, используя на уроках литературного чтения межпредметной интеграции, решаются задачи, обозначенные ФГОС НОО по литературному чтению (умение детей выражать своё отношение к прочитанному, понимать и определять свои эмоции и духовно-нравственные непреходящие ценности, заложенные в произведение, сопоставлять литературные произведения с произведениями живописи и музыкальными произведениями, находить в них общие нравственные ценности и выражать своё отношение к ним.)
Уроки, основанные на межпредметной интеграции. Литературное чтение 2 класс, учебник “Литературное чтение” Н.А.Чуракова “Перспективная начальная школа”
Литература | Музыка | Живопись |
В.Лунин “Кукла” | П.И.Чайковский “Новая кукла”, “Болезнь куклы” | М.Добужинский “Кукла” |
А.Пушкин “Сказка о рыбаке и рыбке” | Н.А.Римский-Корсаков “Океан-море синее…” | Иллюстрации В.А.Серова к “Сказке о рыбаке и рыбке” |
Ф.Тютчев “Зима недаром злится…” | М.И.Глинка “Жаворонок” | К.Ф.Юон “Март” |
М.Ю.Лермонтов “Осень” | П.И.Чайковский “Сентябрь” из детского альбома “Времена года” | И.И.Левитан “Золотая осень” |
Л.Яхнин “Музыка леса” | Э.Грик “Заход солнца”, “Утро” | И.И.Шишкин “Корабельная роща”, “Утро в сосновом бору” |
Приложение “Конспект урока литературного чтения 2 класс, тема: В.Лунин “Кукла””.