Межпредметная интеграция как условие развития целостной картины мира у младших школьников

Разделы: Начальная школа


Существующая предметная система обучения предполагает приобретение знаний в результате изучения отдельных курсов-предметов, но полученные по такой системе знания остаются разрозненными научными сведениями. В результате этого учащиеся не всегда целостно воспринимают учебный материал о предметах, явлениях и не всегда ясно представляют себе картину окружающего мира.

Интеграция, основанная на межпредметной основе, помогает младшим школьникам целостно воспринимать мир, познавать красоту окружающей природы, действительности, а также способствует приобретению новых знаний, представлений.

Взаимодействие видов искусства в развитии младших школьников занимает особое место в исследованиях философов, психологов и педагогов. Это связано с тем, что различные виды искусств, дополняя друг друга, дают представление об общих закономерностях освоения мира в системе мировых духовных ценностей, активизируют творческий потенциал личности.

В.А.Сухомлинский верно отметил специфические особенности музыкальных уроков: “ Музыка – могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребёнка”. (Сердце отдаю детям. Киев, 1969.С.55). Та тёплая эмоциональная атмосфера, которая создаётся на таких уроках, располагает учеников к решению различных мыслительных задач.

Л.С.Выготский в своём труде “ Психология искусства” отмечал, что “искусство есть особый способ мышления, который в конце концов приводит к тому же самому, к чему приводит и научное познание, но только другим путём…” (Психология искусства. М., 1968.С.48). Привлекая на урок произведения живописи известных художников, дети зри-мо представляют себе персонажей сказок, рассказов, природу, среду обитания животных, учатся видеть прекрасное вокруг себя. Картины так же, как и музыкальные произведения, создают определённый настрой на то или иное восприятие произведений литературы.

Особая роль в процессе взаимодействия видов искусства принадлежит систематизации чувственного опыта младших школьников. Результатом этой систематизации является достижение учащимися более высокого уровня понимания художественного образа, его основной идеи и формирование эмоционально-ценностного отношения к художественному объекту.

Структура систематизации чувственного опыта мл. школьников в процессе взаимодействия видов искусств состоит из следующих элементов:

  • раскрытие дидактических целей при изучении произведений искусства;
  • выявление близости художественного образа в различных видах искусства;
  • усвоение основных знаково-символических средств, способствующих развитию художественного вкуса в процессе понимания различных видов искусств;
  • управление аналитико-синтетическим восприятием на основе сравнений, сопоставлений;
  • обобщение информации по взаимодействию видов искусств.

Стержневым видом искусства в межпредметной интеграции является литература. За основу взят литературный материал учебника “ Литературное чтение” (составитель: Н.А. Чуракова ). Так как курс ориентирован на конкретный учебник, можно говорить о его системности.

Обучение учащихся на уроках чтения происходит через вовлечение их в процесс художественного творчества. Во время проведения интегрированных уроков дети проявляют высокую активность, с интересом выполняют упражнения, творческие задания, стремятся к самостоятельности, высказывают свои предложения, доказывают свою точку зрения. Замечено, что такие уроки способствуют увеличению темпа выполняемости учебных операций, позволяют вовлечь каждого ученика в активную работу и дают возможность осуществлять творческий подход в решении учебных задач; формируют общеучебные умения и навыки, способствуют проникновению учащихся в слово, мир красок и звуков, помогают формированию грамотной устной речи, её развитию и обогащению, развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства.

Таким образом, используя на уроках литературного чтения межпредметной интеграции, решаются задачи, обозначенные ФГОС НОО по литературному чтению (умение детей выражать своё отношение к прочитанному, понимать и определять свои эмоции и духовно-нравственные непреходящие ценности, заложенные в произведение, сопоставлять литературные произведения с произведениями живописи и музыкальными произведениями, находить в них общие нравственные ценности и выражать своё отношение к ним.)

Уроки, основанные на межпредметной интеграции. Литературное чтение 2 класс, учебник “Литературное чтение” Н.А.Чуракова “Перспективная начальная школа”

Литература Музыка Живопись
В.Лунин “Кукла” П.И.Чайковский “Новая кукла”, “Болезнь куклы” М.Добужинский “Кукла”
А.Пушкин “Сказка о рыбаке и рыбке” Н.А.Римский-Корсаков “Океан-море синее…” Иллюстрации В.А.Серова к “Сказке о рыбаке и рыбке”
Ф.Тютчев “Зима недаром злится…” М.И.Глинка “Жаворонок” К.Ф.Юон “Март”
М.Ю.Лермонтов “Осень” П.И.Чайковский “Сентябрь” из детского альбома “Времена года” И.И.Левитан “Золотая осень”
Л.Яхнин “Музыка леса” Э.Грик “Заход солнца”, “Утро” И.И.Шишкин “Корабельная роща”, “Утро в сосновом бору”

Приложение “Конспект урока литературного чтения 2 класс, тема: В.Лунин “Кукла””.