Цели урока:
- обучающие: раскрытие связей между корнями квадратного уравнения и его коэффициентами; формирование способа конструирования квадратных уравнений по заданным корням; рассмотреть различные задания на применение теоремы Виета.
- развивающие: способствовать выработке у школьников умения обобщать изучаемые факты, формулировать выводы; развивать исследовательские навыки и самостоятельность путем составления ими уравнений;
- воспитательные: научить преодолевать трудности, настраиваться на успех, формировать навыки сотрудничества.
Оборудование: мобильный кабинет информатики (12 ноутбуков).
Ход урока
1. Сообщение темы и цели урока.
2. Проверка домашнего задания: № 568, 574 - два ученика у доски записывают составленные уравнения по условию задач и объясняют их происхождение.
3. Актуализация опорных знаний:
на доске записаны квадратные уравнения:
- х2 – 13х + 12 = 0;
- 9 – 2х2 – 3х = 0;
- х2 + 8х + 7 = 0;
- 3х2 – 2х = 4;
- 6х2 – 2 = 6х;
- х2 = - 9х – 20.
Ответьте на следующие вопросы.
- Назовите номер уравнения записанного в стандартном виде (1;3)
- Назовите номер уравнения, не приведенного к виду ax2+ bx+ c= 0 (2,4,5,6)
- Назовите номер уравнения, в котором коэффициент b – четное число (3,4,5)
- Назовите номер уравнения, в котором коэффициент b – нечетное число (1,2,6)
- Назовите номер уравнения, у которого коэффициент а = 1 (1,3,6)
- Как называется квадратное уравнение, у которого коэффициент а = 1. (приведенное)
4. Изучение нового материала.
Заполните таблицу, для этого в первой колонке выпишите приведенные квадратные уравнения, затем найдите сумму и произведение их корней, а результат запишите соответственно во вторую и третью колонки.
Приведенные квадратные уравнения, а=1 | х1+ х2 | х1х2 |
х2 – 13х + 12 = 0 | 13 | 12 |
х2 + 8х + 7 = 0 | - 8 | 7 |
х2 + 9х + 20 = 0 | - 9 | 20 |
1) х2 – 13х + 12 = 0, D = 169 – 48 = 121,
х 1 + х 2 = 13,
х 1 х 2 = 12.
2) х2 + 8х + 7 = 0, D = 64 - 28 = 36,
х 1 + х 2 = -8,
х 1 х 2 = 7.
3) х2 + 9х + 20 = 0, D = 81 - 80 = 1,
х 1 + х 2 = - 9,
х 1 х 2 = 20.
Слова учителя:
Посмотрите внимательно в таблицу и постарайтесь увидеть зависимость коэффициентов уравнения от суммы и произведение корней. Сумма корней уравнения равна числу, противоположному второму коэффициенту b, произведение корней равно свободному члену с. Итак мы сформулировали теорему Виета. Запишите ее формулировку.
Теорема Виета: Сумма корней приведенного квадратного уравнения равна второму коэффициенту, взятому с противоположным знаком, а произведение корней равно свободному члену.
Мы с вами теорему не доказали, а только увидели закономерность на примерах. А теперь попробуем доказать теорему Виета при совместном исследовании.
Дано: ax2+bx+c=0, где а=1, х1 и х2 - корни квадратного уравнения.
Доказать:
Доказательство. Уравнение ax2+bx+c=0 имеет два корня х1 и х2, D > 0 и D = b2 – 4c. По формуле корней квадратного уравнения
Найдем сумму корней квадратного уравнения
=
=
Теорема доказана.
№ 580 (устно) – 1 ряд по цепочке.
Вопрос: Между чем устанавливает зависимость теорема Виета?
(зависимость значений коэффициентов от корней квадратного уравнения).
Слова учителя:
Решая следующую задачу, постарайтесь увидеть другие закономерности.
Задача: Пары чисел являются решением квадратного уравнения. Определите знаки b и c.
Запись на доске:
4; 5 (b<0, c>0)
4; -5 (b>0, c<0)
-4; 5 (b<0, c<0)
-5;-4 (b>0, c>0)
Ответьте на следующие вопросы:
- В каком случае c>0? (корни одного знака)
- В каком случае c<0? (корни имеют разные знаки)
- В каком случае b<0? (корни положительные или корни имеют разные знаки)
- В каком случае b>0? (корни отрицательные или корни имеют разные знаки)
- Почему в случае, когда корни разных знаков, b может быть больше нуля и может быть меньше нуля? (все зависит от знака числа, у которого модуль больше)
5. Закрепление изученного материала.
Решение задач с краткой записью в тетради.
Определите знаки корней уравнения:
а) х2 – 22х + 120 = 0; (х1х2=120, значит знаки корней одинаковые; х1+х2=22, значит оба корня положительные)
б) х2 + 15х +56 = 0 (х1х2=56, значит знаки корней одинаковые; х1+х2=-15, значит оба корня отрицательные)
Пользуясь теоремой Виета составьте квадратное уравнение, имеющее корни:
а) 5 и -2 (х2 – 3х – 10 = 0)
б) -4 и 1 (х2 + 3х – 4 = 0)
в) 4 и -1 (х2 – 3х – 4 = 0)
Работа в парах с использованием ЭОР “Составление квадратных уравнений по его корням” - 10 мин.
6. Подведение итогов: выставление оценок учащимся.
7. Домашнее задание: п.24, № 585, 594.
Приложение к плану-конспекту урока
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | “Составление квадратных уравнений по его корням” | контроль | http://school-collection.edu.ru/catalog/res/cef4e4c0-ea38-4dbc-904f-d82e924c8049/ ?from=253f44a5-bb2a-4221-ae16-5b990bb69526& |