Урок алгебры: "Теорема Виета" (учебник Ю.М. Макарычева и др. "Алгебра. 8-й класс)

Разделы: Математика

Класс: 8


Цели урока:

  • обучающие: раскрытие связей между корнями квадратного уравнения и его коэффициентами; формирование способа конструирования квадратных уравнений по заданным корням; рассмотреть различные задания на применение теоремы Виета.
  • развивающие: способствовать выработке у школьников умения обобщать изучаемые факты, формулировать выводы;  развивать исследовательские навыки и самостоятельность путем составления ими уравнений;
  • воспитательные: научить преодолевать трудности, настраиваться на успех, формировать навыки сотрудничества.

Оборудование: мобильный кабинет информатики (12 ноутбуков).

Ход урока

1. Сообщение темы и цели урока.

2. Проверка домашнего задания: № 568, 574 - два ученика у доски записывают составленные уравнения по условию задач и объясняют их происхождение.

3. Актуализация опорных знаний:

на доске записаны квадратные уравнения:

  1. х2 – 13х + 12 = 0;
  2. 9 – 2х2 – 3х = 0;
  3. х2 + 8х + 7 = 0;
  4. 2 – 2х = 4;
  5. 2 – 2 = 6х;
  6. х2 = - 9х – 20.

Ответьте на следующие вопросы.

  1. Назовите номер уравнения записанного в стандартном виде (1;3)
  2. Назовите номер уравнения, не приведенного к виду ax2+ bx+ c= 0 (2,4,5,6)
  3. Назовите номер уравнения, в котором коэффициент b – четное число (3,4,5)
  4. Назовите номер уравнения, в котором коэффициент b – нечетное число (1,2,6)
  5. Назовите номер уравнения, у которого коэффициент а = 1 (1,3,6)
  6. Как называется квадратное уравнение, у которого коэффициент  а = 1. (приведенное)

4. Изучение нового материала.

Заполните таблицу, для этого в первой колонке выпишите приведенные квадратные уравнения, затем найдите сумму и произведение их корней, а результат запишите соответственно во вторую и третью колонки.

Приведенные квадратные уравнения, а=1 х1+ х2 х1х2
х2 – 13х + 12 = 0 13 12
х2 + 8х + 7 = 0 - 8 7
х2 + 9х + 20 = 0 - 9 20

1) х2 – 13х + 12 = 0, D = 169 – 48 = 121,

х 1 + х 2 = 13,

х 1 х 2 = 12.

2) х2 + 8х + 7 = 0, D = 64 - 28 = 36,

х 1 + х 2 = -8,

х 1 х 2 = 7.

3) х2 + 9х + 20 = 0, D = 81 - 80 = 1,

х 1 + х 2 = - 9,

х 1 х 2 = 20.

Слова учителя:

Посмотрите внимательно в таблицу и постарайтесь увидеть зависимость коэффициентов уравнения от суммы и произведение корней. Сумма корней уравнения равна числу, противоположному второму коэффициенту b, произведение корней равно свободному члену с. Итак мы сформулировали теорему Виета. Запишите ее формулировку.

Теорема Виета: Сумма корней приведенного квадратного уравнения равна второму коэффициенту, взятому с противоположным знаком, а произведение корней равно свободному члену.

Мы с вами теорему не доказали, а только увидели закономерность на примерах. А теперь попробуем доказать теорему Виета при совместном исследовании.

Дано: ax2+bx+c=0, где а=1, х1 и х2 - корни квадратного уравнения.

Доказать:

Доказательство. Уравнение ax2+bx+c=0 имеет два корня х1 и х2, D > 0 и D = b2 – 4c. По формуле корней квадратного уравнения

Найдем сумму корней квадратного уравнения

=

=

Теорема доказана.

№ 580 (устно) – 1 ряд по цепочке.

Вопрос: Между чем устанавливает зависимость теорема Виета?

(зависимость значений коэффициентов от корней квадратного уравнения).

Слова учителя:

Решая следующую задачу, постарайтесь увидеть другие закономерности.

Задача: Пары чисел являются решением квадратного уравнения. Определите знаки b и c.

Запись на доске:

4; 5 (b<0, c>0)

4; -5 (b>0, c<0)

-4; 5 (b<0, c<0)

-5;-4 (b>0, c>0)

Ответьте на следующие вопросы:

  • В каком случае c>0? (корни одного знака)
  • В каком случае c<0? (корни имеют разные знаки)
  • В каком случае b<0? (корни положительные или корни имеют разные знаки)
  • В каком случае b>0? (корни отрицательные или корни имеют разные знаки)
  • Почему в случае, когда корни разных знаков, b может быть больше нуля и может быть меньше нуля? (все зависит от знака числа, у которого модуль больше)

5. Закрепление изученного материала.

Решение задач с краткой записью в тетради.

Определите знаки корней уравнения:

а) х2 – 22х + 120 = 0; (х1х2=120, значит знаки корней одинаковые; х12=22, значит оба корня положительные)

б) х2 + 15х +56 = 0 (х1х2=56, значит знаки корней одинаковые; х12=-15, значит оба корня отрицательные)

Пользуясь теоремой Виета составьте квадратное уравнение, имеющее корни:

а) 5 и -2 (х2 – 3х – 10 = 0)

б) -4 и 1 (х2 + 3х – 4 = 0)

в) 4 и -1 (х2 – 3х – 4 = 0)

Работа в парах с использованием ЭОР “Составление квадратных уравнений по его корням” - 10 мин.

6. Подведение итогов: выставление оценок учащимся.

7. Домашнее задание: п.24, № 585, 594.

Приложение к плану-конспекту урока

Название ресурса Тип, вид ресурса Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1 “Составление квадратных уравнений по его корням” контроль http://school-collection.edu.ru/catalog/res/cef4e4c0-ea38-4dbc-904f-d82e924c8049/
?from=253f44a5-bb2a-4221-ae16-5b990bb69526&