Обобщающий урок географии по теме "Южные материки". 7-й класс

Разделы: География

Класс: 7


Цели:

  • обобщить и закрепить  знания о Южных материках;
  • развивать познавательные и творческие навыки у учащихся;
  • формировать умения работать в коллективе;
  • повышать интерес к предмету через использование ИКТ;

Тип урока: обобщение и закрепление знаний.

Форма урока: урок-путешествие.

Оборудование: физическая карта мира, цветные магниты, компьютер, презентация.

Подготовительная работа: класс разбивается на 2 команды, в каждой команде по два  биолога, картографа, историка, филолога, представителя книги рекордов Гиннеса.

 На доске запись: «…путешествие – это проникновение в область значительного  и прекрасного.» (К.П. Паустовский)

Ход урока

Вступительное слово учителя.

Сегодня мы отправляемся в большое путешествие по Южным материкам (Презентация). В пути мы сделаем несколько остановок, на следующих станциях:

I – «Путешествуй по карте»

II – «Великие имена»

III – «Узнай меня»

IV – «Путевые заметки»

V – «Рекорды Земли»

Помогать оценивать ваши ответы будет жюри (учащиеся, успешно усвоившие материал по данной теме, или старшеклассники).

А сейчас мы попросим уважаемое жюри поклясться в своей честности и объективности. Подойдите, пожалуйста, положите руки на глобус и произнесите следующую клятву: «Мы, члены жюри, именем великих географов, положив руки на модель Земли, которая является единственной из обитаемых в нашей  Вселенной планет, торжественно клянемся и обещаем судить по совести! Клянемся!»

Станция I – «Путешествуй по карте»

Прежде чем отправится в путь, хотелось бы проверить, как хорошо вы знаете карту.

Задание: На физической карте мира обозначьте следующие географические объекты (географические объекты обозначаются при помощи цветных магнитов)

Команда I

  1. Озеро Чад
  2. Горы Анды
  3. Река Муррей
  4. Ла-Платская низменность
  5. Полуостров Сомали
  6. Остров Новая Гвинея
  7. Мыс Игольный
  8. Красное море
  9. Залив Карпентария
  10.  Панамский канал

Команда II

  1. Озеро Маракайбо
  2. Горы Атлас
  3. Река Парана
  4. Центральная низменность
  5. Мыс Альмади
  6. Полуостров Арнемленд
  7. Карибское море
  8. Пустыня Калахари
  9. Остров Огненная Земля
  10.  Гвинейский залив

Станция II – «Великие имена»

Южные материки были открыты великими путешественниками, которые, рискуя жизнью, открывали и изучали новые Земли. Давайте вспомним их имена.

Задание: Установите соответствие между именами исследователей и их  открытиями (в первоначальном варианте, предложенном командам, допущены ошибки, которые необходимо исправить)

Команда I

  1. Х. Колумб – открыл Америку
  2. Ф.Ф. Беллинсгаузен – открыл Антарктиду
  3. Д. Ливингстон – исследовал р. Замбези, открыл водопад Виктория
  4. А. Тасман – открыл остров у юго-восточных берегов Австралии
  5. Н.И. Вавилов – изучал происхождение культурных растений

Команда II

  1. Дж. Кук – исследовал восточное побережье Австралии
  2. Р. Амундсен – первым достиг Южного полюса
  3. Васко да Гама – обогнул Южную Африку, первым открыл путь в Индию
  4. М.П. Лазарев – открыл Антарктиду
  5. В.В. Юнкер – исследовал Центральную и Восточную Африку.

Станция III – «Узнай меня»

На наших материках обитают удивительные растения и животные.

Задание: По описанию узнайте растение или животное, назовите его и материк,  на котором он обитает.

Команда I

  1. Это страшное творение природы. У него тело жирного щенка, шкурка ему заметно велика, а между пальцами лап перепонки, на голове утиный клюв, хвост как у бобра, а передние лапы барсучьи. Он откладывает яйца, но детенышей вскармливает молоком. (Утконос. Австралия)
  2. Крупные нелетающие птицы, которые хорошо приспособились к жизни в суровом краю – у них есть теплые «шубы» из пуха и перьев, слой подкожного жира и мощные лапы с грубой кожей, для передвижения по острым льдам и сугробам. (Пингвины. Антарктида)
  3. Огромное животное из отряда парнокопытных, большую часть дня проводит стоя в мелкой воде или греясь на отмели, очень хорошо плавает, но предпочитает передвигаться по дну реки. У него небольшие глазки и маленькие ушки, имеет огромную пасть, которой может одним ударом расплющить крокодила или разнести в щепки рыбачью лодку. (Бегемот. Африка)
  4. Это дерево растет в бассейне Амазонки. Оно дает млечный сок латекс, из которого получают высококачественный каучук. (Гевея. Южная Америка)
  5. Млекопитающее семейства лошадиных, которое по внешнему виду и величине похоже на осла, с короткой гривой и темными полосками на светлом фоне. (Зебра. Африка)

Команда II

  1. У этих крупных животных родившийся детеныш (чаще один) величиной с грецкий орех достигает в зрелом возрасте высоты более двух метров. Появившись на свет, он, цепляясь коготками за шерсть, пробирается в сумку матери, где его вынашивают длительное время. (Кенгуру. Австралия)
  2. Эти одиноко растущие деревья, можно считать символом саванны. Деревья – великаны могут жить до 5 тысяч лет. Диаметр ствола превышает 10 метров, а в старых дуплах можно устроить гараж для легкового автомобиля. (Баобаб. Африка)
  3. Огромное водное пресмыкающиеся с удлиненным сплющенным телом, заканчивающимся длинным мускулистым хвостом, с огромной пастью, усеянной несколькими рядами острых зубов. Обладая острым зрением и слухом, он охотится ночью, а днем обычно лежит на берегу, греясь на солнце и широко открыв пасть. (Крокодил. Африка)
  4. Это одно из самых высоких деревьев в мире, до 155 метров. У него твердая древесина, а кора и листья богаты эфирными маслами. Листья данных деревьев всегда расположены ребром к солнцу, поэтому леса их этих деревьев всегда светлые. (Эвкалипт. Австралия)
  5. Это массивное, сильное и миролюбивое животное, несмотря на свои гигантские размеры, способно бесшумно пробираться сквозь непроходимые лесные заросли; ежедневно поедает 800 килограммов зелени и выпивает 100 литров воды, обладает единственным в своем роде универсальным органом, который является и средством обоняния, и средством добывания пищи, и средством защиты. (Слон. Африка)

Станция IV – «Путевые заметки»

Путешественники всегда вели дневники. К нам случайно в руки попали два таких дневника. Мы сумели прочитать и понять все, кроме некоторых слов. Помогите их расшифровать.

Задание: Произнесите правильно слова и поясните значение этих слов.

Команда I

  1. Мулаты – потомки от браков европейцев и негров.
  2. Гилея – влажные экваториальные леса Африки.
  3. Атолл – коралловый остров.
  4. Бумеранг – оружие аборигенов Австралии.
  5. Самбо – потомки от браков индейцев и негров.
  6. Крики – пересыхающие реки Австралии.
  7. Пампа – степи Южной Америки.
  8. Пончо – шерстяная накидка с разрезом для головы.
  9. Самум – ветер пустыни в Африке.
  10. Кампос – южная саванна в Южной Америке.

Команда II

  1. Вади – пересыхающие реки в Африке.
  2. Самба – латиноамериканский танец.
  3. Оазис – пониженное место в пустыне, где грунтовые воды подходят близко к поверхности, богатая растительность.
  4. Скрэб – заросли колючих сухих кустарников в Австралии.
  5. Гевея – дерево-каучуконос в Южной Америке.
  6. Метисы – потомки от браков индейцев и европейцев.
  7. Льянос – северная саванна Южной Америки.
  8. Гаучо – пастухи  Южной Америки.
  9. Сельва – экваториальные леса Южной Америки.
  10. Пигмеи – самый низкорослый народ в Африке.

Станция V – «Рекорды Земли»

Всем хорошо известна книга рекордов Гиннеса, куда внесены все рекорды Земли, в том числе и зарегистрированные на Южных материках.

Задание: Установите, что это за объект, какой рекорд  ему принадлежит.

Команда I

  1. Сахара – самая большая пустыня.
  2. Южная Америка – самый влажный материк.
  3. +58º – самая высокая температура на Земле (Африка, г.Триполи).
  4. Амазонка – самая полноводная река.
  5. Анды – самые протяженные горы.
  6. Антарктида – самый холодный материк.
  7. Австралия – самый сухой материк.
  8. Титикака – самое  высокогорное озеро.

Команда II

  1. Дрейка – самый широкий пролив.
  2. Австралия – самый маленький материк.
  3. Анхель – самый высокий водопад.
  4. Африка – самый жаркий материк.
  5. -89º – самая низкая температура на Земле (Антарктида, ст. «Восток»).
  6. Атакама – самая сухая пустыня.
  7. Нил – самая длинная река.
  8. Амазонская – самая большая по площади низменность.

Заключительное слово учителя. Вот и закончилось наше длинное путешествие по Южным материкам нашей планеты. Надеюсь,  для всех нас оно было интересным и познавательным, ведь мы еще раз прикоснулись к удивительной природе нашей Земли. Мы знаем, как хрупок этот мир, и чтобы его сберечь, нужно его хорошо знать и понимать.

Нам жить в одной семье,
Нам петь в одном кругу,
Идти в одном строю,
Лететь в одном полете.
Давайте сохраним  ромашку на лугу,
Кувшинку на реке и клюкву на болоте.
О как природа-мать терпима и добра,
Но чтоб ее лихая участь не постигла,
Давайте сохраним на стержнях осетра и птицу в небесах,
В таежных дебрях тигра.
Коль суждено дышать нам воздухом одним,
Давайте-ка мы все навек объединимся,
Давайте наши души сохраним,
Тогда мы на Земле и сами сохранимся.

Н. Старшинов.

Подведение итогов.

Использованная литература:

  1. В.А. Коринская, И.В. Душина,  В.А. Щенев. География материков и океанов. 7 класс. М.: «Дрофа», 2000.
  2. Н.В. Болотникова. Уроки-игры в средней школе. Волгоград:«Учитель», 2004.
  3. С.Г. Зубанова, Ю.В. Щербакова. Занимательная география на уроках и внеклассных мероприятиях. 6-8 классы. М.: «Глобус», 2007.
  4. А. Безруков, Г. Пивоварова. Занимательная география. М.: «АСТ-ПРЕСС», 2001.