Цели:
- обобщить и закрепить знания о Южных материках;
- развивать познавательные и творческие навыки у учащихся;
- формировать умения работать в коллективе;
- повышать интерес к предмету через использование ИКТ;
Тип урока: обобщение и закрепление знаний.
Форма урока: урок-путешествие.
Оборудование: физическая карта мира, цветные магниты, компьютер, презентация.
Подготовительная работа: класс разбивается на 2 команды, в каждой команде по два биолога, картографа, историка, филолога, представителя книги рекордов Гиннеса.
На доске запись: «…путешествие – это проникновение в область значительного и прекрасного.» (К.П. Паустовский)
Ход урока
Вступительное слово учителя.
Сегодня мы отправляемся в большое путешествие по Южным материкам (Презентация). В пути мы сделаем несколько остановок, на следующих станциях:
I – «Путешествуй по карте»
II – «Великие имена»
III – «Узнай меня»
IV – «Путевые заметки»
V – «Рекорды Земли»
Помогать оценивать ваши ответы будет жюри (учащиеся, успешно усвоившие материал по данной теме, или старшеклассники).
А сейчас мы попросим уважаемое жюри поклясться в своей честности и объективности. Подойдите, пожалуйста, положите руки на глобус и произнесите следующую клятву: «Мы, члены жюри, именем великих географов, положив руки на модель Земли, которая является единственной из обитаемых в нашей Вселенной планет, торжественно клянемся и обещаем судить по совести! Клянемся!»
Станция I – «Путешествуй по карте»
Прежде чем отправится в путь, хотелось бы проверить, как хорошо вы знаете карту.
Задание: На физической карте мира обозначьте следующие географические объекты (географические объекты обозначаются при помощи цветных магнитов)
Команда I
- Озеро Чад
- Горы Анды
- Река Муррей
- Ла-Платская низменность
- Полуостров Сомали
- Остров Новая Гвинея
- Мыс Игольный
- Красное море
- Залив Карпентария
- Панамский канал
Команда II
- Озеро Маракайбо
- Горы Атлас
- Река Парана
- Центральная низменность
- Мыс Альмади
- Полуостров Арнемленд
- Карибское море
- Пустыня Калахари
- Остров Огненная Земля
- Гвинейский залив
Станция II – «Великие имена»
Южные материки были открыты великими путешественниками, которые, рискуя жизнью, открывали и изучали новые Земли. Давайте вспомним их имена.
Задание: Установите соответствие между именами исследователей и их открытиями (в первоначальном варианте, предложенном командам, допущены ошибки, которые необходимо исправить)
Команда I
- Х. Колумб – открыл Америку
- Ф.Ф. Беллинсгаузен – открыл Антарктиду
- Д. Ливингстон – исследовал р. Замбези, открыл водопад Виктория
- А. Тасман – открыл остров у юго-восточных берегов Австралии
- Н.И. Вавилов – изучал происхождение культурных растений
Команда II
- Дж. Кук – исследовал восточное побережье Австралии
- Р. Амундсен – первым достиг Южного полюса
- Васко да Гама – обогнул Южную Африку, первым открыл путь в Индию
- М.П. Лазарев – открыл Антарктиду
- В.В. Юнкер – исследовал Центральную и Восточную Африку.
Станция III – «Узнай меня»
На наших материках обитают удивительные растения и животные.
Задание: По описанию узнайте растение или животное, назовите его и материк, на котором он обитает.
Команда I
- Это страшное творение природы. У него тело жирного щенка, шкурка ему заметно велика, а между пальцами лап перепонки, на голове утиный клюв, хвост как у бобра, а передние лапы барсучьи. Он откладывает яйца, но детенышей вскармливает молоком. (Утконос. Австралия)
- Крупные нелетающие птицы, которые хорошо приспособились к жизни в суровом краю – у них есть теплые «шубы» из пуха и перьев, слой подкожного жира и мощные лапы с грубой кожей, для передвижения по острым льдам и сугробам. (Пингвины. Антарктида)
- Огромное животное из отряда парнокопытных, большую часть дня проводит стоя в мелкой воде или греясь на отмели, очень хорошо плавает, но предпочитает передвигаться по дну реки. У него небольшие глазки и маленькие ушки, имеет огромную пасть, которой может одним ударом расплющить крокодила или разнести в щепки рыбачью лодку. (Бегемот. Африка)
- Это дерево растет в бассейне Амазонки. Оно дает млечный сок латекс, из которого получают высококачественный каучук. (Гевея. Южная Америка)
- Млекопитающее семейства лошадиных, которое по внешнему виду и величине похоже на осла, с короткой гривой и темными полосками на светлом фоне. (Зебра. Африка)
Команда II
- У этих крупных животных родившийся детеныш (чаще один) величиной с грецкий орех достигает в зрелом возрасте высоты более двух метров. Появившись на свет, он, цепляясь коготками за шерсть, пробирается в сумку матери, где его вынашивают длительное время. (Кенгуру. Австралия)
- Эти одиноко растущие деревья, можно считать символом саванны. Деревья – великаны могут жить до 5 тысяч лет. Диаметр ствола превышает 10 метров, а в старых дуплах можно устроить гараж для легкового автомобиля. (Баобаб. Африка)
- Огромное водное пресмыкающиеся с удлиненным сплющенным телом, заканчивающимся длинным мускулистым хвостом, с огромной пастью, усеянной несколькими рядами острых зубов. Обладая острым зрением и слухом, он охотится ночью, а днем обычно лежит на берегу, греясь на солнце и широко открыв пасть. (Крокодил. Африка)
- Это одно из самых высоких деревьев в мире, до 155 метров. У него твердая древесина, а кора и листья богаты эфирными маслами. Листья данных деревьев всегда расположены ребром к солнцу, поэтому леса их этих деревьев всегда светлые. (Эвкалипт. Австралия)
- Это массивное, сильное и миролюбивое животное, несмотря на свои гигантские размеры, способно бесшумно пробираться сквозь непроходимые лесные заросли; ежедневно поедает 800 килограммов зелени и выпивает 100 литров воды, обладает единственным в своем роде универсальным органом, который является и средством обоняния, и средством добывания пищи, и средством защиты. (Слон. Африка)
Станция IV – «Путевые заметки»
Путешественники всегда вели дневники. К нам случайно в руки попали два таких дневника. Мы сумели прочитать и понять все, кроме некоторых слов. Помогите их расшифровать.
Задание: Произнесите правильно слова и поясните значение этих слов.
Команда I
- Мулаты – потомки от браков европейцев и негров.
- Гилея – влажные экваториальные леса Африки.
- Атолл – коралловый остров.
- Бумеранг – оружие аборигенов Австралии.
- Самбо – потомки от браков индейцев и негров.
- Крики – пересыхающие реки Австралии.
- Пампа – степи Южной Америки.
- Пончо – шерстяная накидка с разрезом для головы.
- Самум – ветер пустыни в Африке.
- Кампос – южная саванна в Южной Америке.
Команда II
- Вади – пересыхающие реки в Африке.
- Самба – латиноамериканский танец.
- Оазис – пониженное место в пустыне, где грунтовые воды подходят близко к поверхности, богатая растительность.
- Скрэб – заросли колючих сухих кустарников в Австралии.
- Гевея – дерево-каучуконос в Южной Америке.
- Метисы – потомки от браков индейцев и европейцев.
- Льянос – северная саванна Южной Америки.
- Гаучо – пастухи Южной Америки.
- Сельва – экваториальные леса Южной Америки.
- Пигмеи – самый низкорослый народ в Африке.
Станция V – «Рекорды Земли»
Всем хорошо известна книга рекордов Гиннеса, куда внесены все рекорды Земли, в том числе и зарегистрированные на Южных материках.
Задание: Установите, что это за объект, какой рекорд ему принадлежит.
Команда I
- Сахара – самая большая пустыня.
- Южная Америка – самый влажный материк.
- +58º – самая высокая температура на Земле (Африка, г.Триполи).
- Амазонка – самая полноводная река.
- Анды – самые протяженные горы.
- Антарктида – самый холодный материк.
- Австралия – самый сухой материк.
- Титикака – самое высокогорное озеро.
Команда II
- Дрейка – самый широкий пролив.
- Австралия – самый маленький материк.
- Анхель – самый высокий водопад.
- Африка – самый жаркий материк.
- -89º – самая низкая температура на Земле (Антарктида, ст. «Восток»).
- Атакама – самая сухая пустыня.
- Нил – самая длинная река.
- Амазонская – самая большая по площади низменность.
Заключительное слово учителя. Вот и закончилось наше длинное путешествие по Южным материкам нашей планеты. Надеюсь, для всех нас оно было интересным и познавательным, ведь мы еще раз прикоснулись к удивительной природе нашей Земли. Мы знаем, как хрупок этот мир, и чтобы его сберечь, нужно его хорошо знать и понимать.
Нам жить в одной семье,
Нам петь в одном кругу,
Идти в одном строю,
Лететь в одном полете.
Давайте сохраним ромашку на лугу,
Кувшинку на реке и клюкву на болоте.
О как природа-мать терпима и добра,
Но чтоб ее лихая участь не постигла,
Давайте сохраним на стержнях осетра и птицу в небесах,
В таежных дебрях тигра.
Коль суждено дышать нам воздухом одним,
Давайте-ка мы все навек объединимся,
Давайте наши души сохраним,
Тогда мы на Земле и сами сохранимся.
Н. Старшинов.
Подведение итогов.
Использованная литература:
- В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев. География материков и океанов. 7 класс. М.: «Дрофа», 2000.
- Н.В. Болотникова. Уроки-игры в средней школе. Волгоград:«Учитель», 2004.
- С.Г. Зубанова, Ю.В. Щербакова. Занимательная география на уроках и внеклассных мероприятиях. 6-8 классы. М.: «Глобус», 2007.
- А. Безруков, Г. Пивоварова. Занимательная география. М.: «АСТ-ПРЕСС», 2001.