Тип проекта: ислледовательско-творческий;
Тайны звёзд, космоса, планет всегда необыкновенно притягивают к себе ребят. В космонавтов с удовольствием играют все. Но как объяснить дошкольникам устройство Солнечной системы?
Возникла проблема: Как развить у ребенка представления о Вселенной, не зазубривая научные истины, а открывая их самому? Создать модель Солнечной системы.
Цель проекта: Формировать представления детей о космосе через создание плоскостной модели Солнечной системы.
Задачи:
- Формировать у детей представление о Вселенной в целом и о планетах Солнечной системы: их расположение относительно Солнца; орбиты движения планет.
- Закреплять представления детей о категории времени, цикличности сезонов года, частей суток. Развивать логическое мышление.
- познакомить детей с новым способом изображения – пластилинографией, подводить детей к созданию выразительного образа посредством объема и цвета;
- Содействовать активному использованию в речи разных типов предложений; вступать в диалог со взрослыми; при желании поделиться своими мыслями, чувствами, знаниями, развивать связную речь.
- Воспитывать социально-активную, творческую личность, способную понимать и ценить окружающий мир, природу, бережно относиться к ним.
Объект: мир Вселенной.
Участники проекта: дети старшей группы детского сада № 24, воспитатели группы и родители детей (проект краткосрочный)
Этапы работы над проектом:
Этапы проекта | Деятельность педагога | Деятельность детей |
1 этап | формирует проблему; вводит в игровую ситуацию; формирует задачи. |
вхождение в проблему; принятие задачи; дополнение задач проекта. |
2 этап | помогает в решении задачи; помогает спланировать деятельность; организует деятельность. |
объединение детей по группам; согласование действий |
3 этап | практическая помощь; направляет и контролирует осуществление проекта. |
формирование знаний, умений и навыков. |
4 этап | подготовка к презентации т.е. показу. | продукт деятельности готовят к презентации; представляют продукт деятельности. |
Содержание практической деятельности по реализации проекта:
1 этап - Организационный:
- анкетирование и консультации для родителей, привлечение их к проекту;
- оформление совместными усилиями воспитателей, детей и их родителей познавательного уголка: пополнив его энциклопедиями, иллюстрациями с изображением Солнечной системы, картами созвездий, детскими работами на тему «Звездная фантазия», дидактическими и развивающими играми и пособиями, глобусом и материалами для проведения экспериментов; портретами космонавтов.
- первичная диагностика детей;
- актуализация знаний детей;
Решение – создать модель Солнечной системы из пластилина.
2 этап - Основной : реализация задуманного.
- беседы c детьми на тему: «Земля - наш дом», «Солнечная система», « Наше солнце».
- организационная игра воспитателя с детьми «Полёт на Луну»;
- наблюдения за солнцем, ночным небом (с родителями);
- проведение экспериментов: с глобусом и фонариком – смена дня и ночи, последовательность времен года; с пластилином – смешивание цветов для получения нового и др.
- чтение художественной, познавательной литературы и рассматривание звездных карт и детских энциклопедий;
- проведение разнообразных дидактических игр: « День и ночь», «Собери картинку», «Найди лишнее»,«Полёт на Луну», « 1-3-5», «Назови ласково», «Весёлые космонавты» и др.
- Занятия с детьми по осуществлению проекта «Звездное небо»:
«В гости к солнцу» – познавательное занятие с экспериментированием.
«Части суток» - познавательное занятие с экспериментированием.
«Космическое путешествие на ракете» - лепка (знакомство с техникой пластилинографии)
«Земля - наша планета» – лепка. (экспериментирование - смешивание цветов пластилина) - Совместное с детьми размышление о создании модели Солнечной системы и пользе нашего проекта для всех детей детского сада.
3 этап - Осуществление замыслов:
создание плоскостной модели Солнечной системы - коллективная работа пластилинография.
(рисунок 1)
(рисунок 2)
4 этап - Подготовка к презентации. Презентация.
Оформить выставку детских работ на тему: «Космос»
Подготовить мини доклад о солнечной системе
Защита проекта - представить модели Солнечной системы для детей старших групп детского сада.
Результативность проекта «Звёздное небо»
- Любознательность и познавательная активность детей.
- Выставка детских работ на тему «звездное небо».
- Изготовление модели солнечной системы и мини - доклад для старших дошкольников детского сада.
- Положительные отклики родителей.
Вывод:
Таким образом , по результатам проведенной работы можно отметить, что дети дошкольного возраста при создании определенных условий, при использовании различных форм и методов работы и заинтересованности всех участников проекта , вполне доступно овладевают элементарными знаниями о науке астрономия, в результате чего происходит формирование представлений об окружающем их мире, обогащение словарного запаса детей, развития связной речи и речевого общения.
Лепка из пластилина самый осязаемый вид художественного творчества.
Техника пластилинографии - богата, разнообразна и доступна детям, развивает у детей воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику. При использовании пластилинографии дети могут создать объемные рельефные образы и целые композиции , смоделировать мир и свое представление о нем.