"Чтение-это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребёнком лишь тогда, когда, наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словом:".
В.А. Сухомлинский
Цель моего выступления: создание банка активных форм организации учебной деятельности работы с текстом.
Задачи:
- прививать интерес к чтению, расширяя информационное поле учащихся;
- развивать коммуникативные навыки обучающихся и способности к восприятию художественного слова, его нравственного потенциала;
- воспитывать эмоционально - чувственное отношение к текстам художественного произведения.
Проработав более 20 лет учителем начальных классов, я убедилась в том, что нравственные ценности и чувства человека активно формируются в детском возрасте. Значит, именно в школе мы должны заложить фундамент таких нравственных ценностей, как доброта, отзывчивость, порядочность, честность, трудолюбие, гражданственность и патриотизм.
Та жизнь, которая окружает ребёнка в настоящее время во дворе, в быту, на улице, информация, которая поступает с экранов телевизоров, к сожалению, не лучшим образом влияет на формирование личности человека. В младшем школьном возрасте ребёнок начинает получать представление о том, "что такое хорошо, что такое плохо". Важно именно в этот момент становления его гражданских чувств оказаться рядом с ним и их развитие направить в нужное русло.
Я считаю, что литературное чтение - предмет, который обогащает и формирует духовную жизнь людей. Научившись читать, дети учатся полноценно воспринимать художественный текст и осознавать его. С помощью воображения они учатся "видеть и переживать" те события, которые описывает автор. Глубоко продуманная, осмысленная, целенаправленная работа учителя может научить ребёнка переживать случившуюся историю как реальную, отзываться душой на переживания героев и сравнивать их со своей жизнью, своими чувствами. Уроки литературного чтения способствуют освоению нравственных ценностей, т.к. в процессе знакомства с художественным текстом участвуют и чувства, и разум, а значит проходит процесс развития личности ребёнка, его воспитание.
Проанализировав свою работу на уроках литературного чтения, я решила систематизировать опыт своей работы. Чтобы убедиться, правильно ли ребёнок понял и воспринял текст, его смысл, всегда завершаю урок вопросами: - Чему учит это произведение? - Почему именно его поместили в нашей книжке? Ведь задача учителя, научившего детей читать, - научить их читать художественный текст, организовать полноценное, глубокое восприятие текста. А, значит, и встаёт вопрос, - как организовать такую учебную деятельность, чтобы она была развивающей, в том числе и нравственно, образовательной и воспитывающей Человека и Гражданина? Стараюсь строить работу над произведением так, чтобы дети:
- думали над прочитанным;
- сопереживали героям;
- могли оценить их поступки;
- соотносили их жизнь со своей жизнью.
Читая и анализируя произведения, ребёнок должен задумываться о важных вопросах жизни: о правде и лжи, истоках зла и добра, о возможностях человека.
Для достижения определённых результатов в своей работе я использую такие формы организации учебной деятельности учащихся:
- творческие пересказы (Н.: с изменением лица рассказчика);
- разные виды анализа текста (в т.ч. сопоставительные);
- рисунки по произведению (в т.ч. словесные), аппликации к произведению, составление диафильма;
- сочинения (в т.ч. творческие). Результатом этой формы могут быть: альбомы, "раскладушки" сказок, сборники стихов собственного сочинения.
- дидактические игры (ролевые игры, составление пословиц через кроссворды и т.д.);
- инсценирование, театральные постановки;
- составление структурных схем по прочитанному произведению;
- подбор дополнительной литературы;
- формирование словарного запаса (Н.: подбор к предмету всевозможных его признаков и действий).
Для более полного и точного восприятия художественного текста уже в начальной школе знакомлю детей с литературоведческими терминами: юмор, сравнение, архаизмы, аллитерация, метафора, олицетворение и т.д.
На уроках чтения дети очень любят рисовать. Не надо отвергать этого! Именно через рисунки учитель может получить информацию о том, представляет ли ученик художественный образ произведения и даже понять настроение ребёнка.
Подбор дополнительной литературы является неотъемлемой частью моего урока. Её использование необходимо для расширения кругозора ребёнка. В этом направлении своей работы я ценю сотрудничество с родителями. Они так же заинтересованы в том, чтобы у ребёнка прививался интерес к чтению, любовь к книге. С их помощью создаются домашние библиотеки, проводятся семейные чтения.
Это обоюдная работа дает определенные результаты: дети с желанием готовят к урокам дополнительные сообщения, принимают участие в школьных научно-практических конференциях.
Всё образовательное пространство учебного кабинета я стараюсь подчинять всестороннему обучению. Так, в оформлении "Классного уголка" всегда есть место для материала, необходимого на уроках литературного чтения. Например: "Как мы читаем" (по итогам проверки техники чтения), памятки "Как правильно читать книгу", "Как обращаться с книгой", рекомендуемая дополнительная литература к уроку, либо к определенной теме. Отведено место для литературоведческих терминов, работ детей (сочинений, диафильмов, книжек и т.д).
Немаловажным качественным показателем своей работы считаю Мониторинг , который я составляю для каждого своего набора учащихся. Он помогает видеть каждого ребёнка и корректировать индивидуальную работу с ним.
Совместно с коллегами мы разработали целевые компетенции для учителя и учащихся по литературному чтению. У каждого нашего школьника есть индивидуальная образовательная программа. Сами учащиеся и их родители знают каким должен быть багаж знаний по литературному чтению к выпуску из начальной школы.
Результаты моей работы таковы:
- развиваются самостоятельность и логическое мышление при анализе текста;
- развиваются коммуникативные навыки учащихся;
- происходит развитие творческих способностей при создании собственного текста.
Учителю всегда необходимо помнить, что младший школьный возраст - это именно тот возраст, когда ребёнок открыт миру, искренен, свято верит в то, что говорят взрослые и написано в книгах. А, значит, на нем лежит большая ответственность за формирование нравственных и гражданских ценностей человека!
Доп. литература: В.А.Лазарева "Литературное чтение в современной школе".