Активные формы учебной деятельности на уроках литературного чтения

Разделы: Начальная школа


"Чтение-это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребёнком лишь тогда, когда, наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словом:".

В.А. Сухомлинский

Цель моего выступления: создание банка активных форм организации учебной деятельности работы с текстом.

Задачи:

  • прививать интерес к чтению, расширяя информационное поле учащихся;
  • развивать коммуникативные навыки обучающихся и способности к восприятию художественного слова, его нравственного потенциала;
  • воспитывать эмоционально - чувственное отношение к текстам художественного произведения.

Проработав более 20 лет учителем начальных классов, я убедилась в том, что нравственные ценности и чувства человека активно формируются в детском возрасте. Значит, именно в школе мы должны заложить фундамент таких нравственных ценностей, как доброта, отзывчивость, порядочность, честность, трудолюбие, гражданственность и патриотизм.

Та жизнь, которая окружает ребёнка в настоящее время во дворе, в быту, на улице, информация, которая поступает с экранов телевизоров, к сожалению, не лучшим образом влияет на формирование личности человека. В младшем школьном возрасте ребёнок начинает получать представление о том, "что такое хорошо, что такое плохо". Важно именно в этот момент становления его гражданских чувств оказаться рядом с ним и их развитие направить в нужное русло.

Я считаю, что литературное чтение - предмет, который обогащает и формирует духовную жизнь людей. Научившись читать, дети учатся полноценно воспринимать художественный текст и осознавать его. С помощью воображения они учатся "видеть и переживать" те события, которые описывает автор. Глубоко продуманная, осмысленная, целенаправленная работа учителя может научить ребёнка переживать случившуюся историю как реальную, отзываться душой на переживания героев и сравнивать их со своей жизнью, своими чувствами. Уроки литературного чтения способствуют освоению нравственных ценностей, т.к. в процессе знакомства с художественным текстом участвуют и чувства, и разум, а значит проходит процесс развития личности ребёнка, его воспитание.

Проанализировав свою работу на уроках литературного чтения, я решила систематизировать опыт своей работы. Чтобы убедиться, правильно ли ребёнок понял и воспринял текст, его смысл, всегда завершаю урок вопросами: - Чему учит это произведение? - Почему именно его поместили в нашей книжке? Ведь задача учителя, научившего детей читать, - научить их читать художественный текст, организовать полноценное, глубокое восприятие текста. А, значит, и встаёт вопрос, - как организовать такую учебную деятельность, чтобы она была развивающей, в том числе и нравственно, образовательной и воспитывающей Человека и Гражданина? Стараюсь строить работу над произведением так, чтобы дети:

  • думали над прочитанным;
  • сопереживали героям;
  • могли оценить их поступки;
  • соотносили их жизнь со своей жизнью.

Читая и анализируя произведения, ребёнок должен задумываться о важных вопросах жизни: о правде и лжи, истоках зла и добра, о возможностях человека.

Для достижения определённых результатов в своей работе я использую такие формы организации учебной деятельности учащихся:

  • творческие пересказы (Н.: с изменением лица рассказчика);
  • разные виды анализа текста (в т.ч. сопоставительные);
  • рисунки по произведению (в т.ч. словесные), аппликации к произведению, составление диафильма;
  • сочинения (в т.ч. творческие). Результатом этой формы могут быть: альбомы, "раскладушки" сказок, сборники стихов собственного сочинения.
  • дидактические игры (ролевые игры, составление пословиц через кроссворды и т.д.);
  • инсценирование, театральные постановки;
  • составление структурных схем по прочитанному произведению;
  • подбор дополнительной литературы;
  • формирование словарного запаса (Н.: подбор к предмету всевозможных его признаков и действий).

Для более полного и точного восприятия художественного текста уже в начальной школе знакомлю детей с литературоведческими терминами: юмор, сравнение, архаизмы, аллитерация, метафора, олицетворение и т.д.

На уроках чтения дети очень любят рисовать. Не надо отвергать этого! Именно через рисунки учитель может получить информацию о том, представляет ли ученик художественный образ произведения и даже понять настроение ребёнка.

Подбор дополнительной литературы является неотъемлемой частью моего урока. Её использование необходимо для расширения кругозора ребёнка. В этом направлении своей работы я ценю сотрудничество с родителями. Они так же заинтересованы в том, чтобы у ребёнка прививался интерес к чтению, любовь к книге. С их помощью создаются домашние библиотеки, проводятся семейные чтения.

Это обоюдная работа дает определенные результаты: дети с желанием готовят к урокам дополнительные сообщения, принимают участие в школьных научно-практических конференциях.

Всё образовательное пространство учебного кабинета я стараюсь подчинять всестороннему обучению. Так, в оформлении "Классного уголка" всегда есть место для материала, необходимого на уроках литературного чтения. Например: "Как мы читаем" (по итогам проверки техники чтения), памятки "Как правильно читать книгу", "Как обращаться с книгой", рекомендуемая дополнительная литература к уроку, либо к определенной теме. Отведено место для литературоведческих терминов, работ детей (сочинений, диафильмов, книжек и т.д).

Немаловажным качественным показателем своей работы считаю Мониторинг , который я составляю для каждого своего набора учащихся. Он помогает видеть каждого ребёнка и корректировать индивидуальную работу с ним.

Совместно с коллегами мы разработали целевые компетенции для учителя и учащихся по литературному чтению. У каждого нашего школьника есть индивидуальная образовательная программа. Сами учащиеся и их родители знают каким должен быть багаж знаний по литературному чтению к выпуску из начальной школы.

Результаты моей работы таковы:

  • развиваются самостоятельность и логическое мышление при анализе текста;
  • развиваются коммуникативные навыки учащихся;
  • происходит развитие творческих способностей при создании собственного текста.

Учителю всегда необходимо помнить, что младший школьный возраст - это именно тот возраст, когда ребёнок открыт миру, искренен, свято верит в то, что говорят взрослые и написано в книгах. А, значит, на нем лежит большая ответственность за формирование нравственных и гражданских ценностей человека!

Доп. литература: В.А.Лазарева "Литературное чтение в современной школе".

Приложение.