Методическое пособие "Что такое железная дорога?"

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи:

  • Вызвать интерес к проблеме, и задав проблемную ситуацию продолжить беседу.
  • Выявить наличные представления у детей и задав новую проблемную ситуацию, вызвать познавательный интерес к ж/д.
  • Пополнять представления детей в процессе ознакомления с ж/д.
  • Создавать условия для развития способностей выносить во вне представления, полученные в результате ознакомления с ж/д.
  • Обогащение речи словами и фразами на тематику ж/д.

Формы работы: беседы; вопросы; наблюдения; целевые прогулки; экскурсии; предметная обследовательская деятельность; рассматривание картинок и фото; чтение художественной литературы; прослушивание музыкальных произведений; упражнения на память моторного действия; индивидуальная игровая деятельность.

Содержание:

- Беседа: "Где едут поезда?"

- Наблюдение за грузовыми поездами.

- Наблюдение за пассажирским поездом.

- Целевая прогулка к вокзалу, и обследовательская деятельность.

- Беседа: "Для чего нужен светофор на железной дороге?".

- Экскурсия: "Для чего нужен мост?".

- Беседа: "Что такое перрон?" Целевая прогулка к вокзалу.

Рефлексивная детская деятельность:

Конструирование: "Железнодорожные решетки".

Моделирование из бросового материала: "Грузовой поезд".

Рисование: "Пассажирский поезд".

Конструирование из строительного материала: "Вокзал".

Аппликация: "Светофор".

Конструирование: "Мост".

Упражнения на память моторного действия: "Как мы ходили по перрону".

Коллективная работа Ручной труд: "Перрон".

Упражнения на память моторного действия "Локомотивы".

Конструирование "Локомотив".

Игра на память моторного действия "Осмоторщики".

Ручной труд: "Инструменты".

Что такое локомотивное депо?

Задачи:

1. Задав новую проблемную ситуацию, продолжать вызывать познавательный интерес к железной дороге.

2. Расширять представления детей о ж/д; познакомить с профессиями людей (слесарь- ремонтник, крановщик, кузнец, лаборант);развивать интерес к деятельности людей; познакомить с оборудованием ,инструментами, машинами необходимыми в работе л/д.

3. Создавать коллективные продукты деятельности.

4. Введение в речь детей слов и фраз обозначающих название инструментов, машин, профессий людей.

Формы работы:

- Экскурсии.

- Обследовательская деятельность.

- Наблюдение.

- Встречи и рассказы; работников железной дороги.

- Рассматривание фотоальбомов.

- Чтение познавательной литературы.

- Конструктивная игра.

- Сюжетно-образная игра.

Содержание:

- Беседа: "Что такое локомотивное депо и зачем оно?

- Экскурсия в локомотивное депо, посещение разных цехов: ремонтного, кузнечного, механического, лаборатории.

- Беседа с работниками депо о их профессиях

- Наблюдение за работой людей. пояснение их деятельности.

- Рассматривание и обследование: инструментов, машин, механизмов.

- Обследование локомотива и предметная деятельность в нем, с пояснением рабочего локомотивного депо.

Рефлексивная детская деятельность:

Конструирование: "Локомотив", сюжетное обыгрывание постройки.

Цикл занятий по коллективному моделированию цехов локомотивного депо,

Оборудованием и инструментами, с последующим сюжетным обыгрыванием.

Ремонтный цех:

Подъемный кран ,погрузчик; инструменты: ключи, отвертки, молотки.

Кузнечный цех: горн , механический отбойный молот, щипцы.

Механический цех: станки, подъемник.

Лаборатория: столы со стеллажами, колбы, реторты, бутыли.

Кто и как работает на железной дороге?

Задачи:

1. Продолжать, задавая новую проблемную ситуацию, вызывать познавательный интерес к работе железнодорожников и профессиям людей.

2. Воспитывать уважение и интерес к деятельности людей на ж/д.

3. Учить полученные представления выносить в коллективную игровую деятельность.

4. Создавая коллективный продукт, развивать способность видеть партнера, и умело встраиваться в общую деятельность.

5. Развивать творческие способности посредствам полученных в совместной деятельности конструктивных и речевых навыков.

6. Развивать умение составлять описательные рассказы и рассказы из опыта?

7. Объединять игровые ситуации в сюжетно - ролевую игру.

Формы работы:

- Беседы и вопросы.

- Встречи с работниками железной дороги.

- Экскурсии.

- Наблюдения.

- Обследовательская деятельность.

- Рассматривание иллюстраций и фото.

- Чтение познавательной литературы.

- Конструктивная игра.

- Сюжетно-образная игра.

- Сюжетно-ролевая игра.

- Упражнения на память моторного действия.

Содержание:

Беседа: "Кто управляет локомотивом?" Рассказ машиниста о своей работе, ее значении и последовательности преступления к работе.

Экскурсия к ДС и наблюдение за работой помощника машиниста.

Экскурсия в медпункт , наблюдении за работой медсестры; моделирование ситуации: "Осмотр машиниста перед началом его работы"

Экскурсия на ДС, знакомство с работой диспетчера.

Предварительная беседа: "Где отдыхают машинисты после работы?

Экскурсия в "Дом бригад".

Экскурсия в столовую, обследовательская деятельность.

Рефлексивная детская деятельность

Конструирование из бросового материала под рост детей локомотива с выделением кабины машиниста, пультом управления.).

Достраивание поезда путем пристройки пассажирских вагонов.

Сюжетно - образная игра: "Поезд".

Моделирование помещения медпункта. Ручной труд: "Инструменты медсестры".

Моделирование: "Дежурная станция". Конструирование из бросового материала: "Диспетчерского пульта", "Компьютера".

Моделирование: "Дом бригад". Рисование-конкурс на лучшую вывеску для дома бригад.

Моделирование: "Столовая" (оформление и изготовление атрибутов для игры). Аппликация: "Меню столовой".

Сюжетно-ролевая игра: "Работа на железной дороге" (объединение сюжетов в единый игровой замысел, продолжительностью игры 7-10 дней).

Машины и механизмы на железной дороге.

Задачи:

1. Продолжать развивать познавательный интерес к работе железнодорожного транспорта. Знакомить с машинами и механизмами.

2. Уточнять представления о железной дороге и ее функциональном назначении.

3. Создавать проблемные ситуации для развития игровой деятельности детей.

4. Развивать умение видеть окружающий мир в схемах, планах, моделях и развивать на этой основе конструктивные творческие способности.

5. Учить составлять сюжетные истории и рассказы по плану.

Форма работы:

- Беседы.

- Наблюдения.

- Экскурсии.

- Просмотр видеофильмов.

- Рассматривание фотоальбомов.

- Чтение познавательной литературы.

- Обыгрывание макетов.

Содержание:

Беседа: "Кто прокладывает железнодорожные путь?". Просмотр фото.

Работа с энциклопедическим материалом: "Как прокладывают железнодорожные пути. ".

Просмотр видео: "Как собирают железнодорожные решетки?".

Рассказ о работе путейцев. Знакомство с профессией - монтер пути.

Экскурсия к железной дороге, рассматривание железнодорожных путей.

Беседа о разных видах железнодорожного транспорта , с использованием наглядности.

Наблюдение за тепловозами и электровозами, грузовыми и пассажирскими поездами.

Целевая прогулка к железнодорожные стрелки.

Беседа: "Без чего не поедет электровоз?" Знакомство с работой электромонтера.

Экскурсия к железной дороге: "Светофоры и симфоры".

Экскурсия к железнодорожному переезду (шлагбаум).

Беседа: "Кто ремонтирует вагоны?" Рассказ о работе вагонного депо, с использование видео и фотоматериалов.

Знакомство с профессиями: осмоторщик-ремонтник, слесарь-ремонтник, сварщик , крановщик.

Беседа: "Кто ремонтирует локомотивы?"

Рефлексивная детская деятельность:

Конструирование (из бросового материала): "Железнодорожные решетки".

Изготовление макета: "Железнодорожные пути".

Ручной труд: "Пассажирский поезд" (из картона и бумаги).

Конструирование (из конструкторов и бросового материала) "Грузовой поезд".

Моделирование (продолжать изготовление макета: опоры с проводами, светофоры, столбы, громкоговорители, перрон, здание вокзала и дежурной станции.

Обыгрывание макета.

Конструирование из разного материала: подъемники, подъемный кран, сварочный аппарат, вагонное депо.

Работа с макетом, изготовлении локомотивного депо с разными цехами.

Обыгрывание макета.

 

Моя семья , живет в железнодорожном микрорайоне.

Задачи:

1. Продолжать знакомить с профессиями людей ж/д, уточнять знания детей о профессиях родителе , работающих на ж/д.

2. Воспитывать уважение и любовь к членам своей семьи ,понимая значимость их труда.

3. Создание условий для развития творческих способностей в моделировании.

4. Уточнять представления о правилах безопасности ,закреплять знания о дорожных и ж/д знаках.

5. Закреплять целостное восприятие окружающего пространства и ориентировки в нем.

6. Продолжать совершенствовать общие речевые навыки (постановка правильного речевого дыхания ,артикуляции, звуковедения, развитие монологической и диалогической речи.), развивать способности создавать оригинальные образы: загадки, рассказы, истории.

Формы работы:

- Беседы и вопросы.

- Встречи с интересными людьми.

- Рассматривание семейных альбомов.

- Экскурсии.

- Наблюдения и обследовательская деятельность.

- Обыгрывание макетов.

Содержание:

Беседа: "Моя семья - железнодорожники".

Встречи с родителями их рассказы о своей работе.

Экскурсия по микрорайону, к домам воспитанников.

Экскурсия по микрорайону, и ориентировка в нем.

Экскурсия к переходному ж/д мосту. Наблюдение за окружающим пространством(целостное видение ж/д станции, микрорайона, ландшафта)

Рефлексивная детская деятельность:

Рисование: "Моя семья".

Ручной труд: "Мои родители и я" (изготовление кукол из картона).

Конструирование (из бросового материала и бумаги) "Дом , в котором я живу".

Составление плана микрорайона.

Конструирование: "Здания микрорайона".

Макет "Микрорайон в котором мы живем"

Рисование "Дорожные знаки".

Конструирование (из бросового материала) "Мост".

Аппликация: "Железнодорожные знаки".

Разворачивание игры на макете (объединение полученных представлений в единый сюжет игры).

"Микрорайон, в котором мы живем".

Режиссерская игра "Жизнь микрорайона".

Задачи:

1. Обобщение представлений детей о работе железнодорожной станции, профессиях людей , их деятельности.

2. Развивать способность целостного видения игровой ситуации и свободной ориентировки в ней.

3. Развивать способность самостоятельно, совместно со сверстниками, разворачивать сюжет игры.

4. Уметь согласовывать свои действия с другими участниками.

5. Побуждать к самостоятельному изготовлению недостающих атрибутов к игре.

6. Воспитывать доброжелательность , готовность помочь другим.

Формы работы:

- Вопросы, мотивирующие игровую деятельность детей.

- Самостоятельная игровая деятельность.

- Задание ситуации направленной на расширение сюжета игры.

- Инварианты игровых ситуаций, предложенные детьми, и их реализация в пространстве макета.

Содержание:

- Вопросы, помогающие начать игру:

-Куда утром пойдут люди?

-Как попадут на работу? Где работают?

- Игровая ситуация:

- Внимание! Штормовое предупреждение - начинается снегопад.

-Что необходимо для работы людям во время снегопада?

Рефлексивная детская деятельность:

Игровые действия детей, основанные на реальных представлениях о жизни.

Изготовление недостающих атрибутов к игре (из разных материалов).

Продолжение самостоятельной игровой деятельности детей.