Задачи:
- Вызвать интерес к проблеме, и задав проблемную ситуацию продолжить беседу.
- Выявить наличные представления у детей и задав новую проблемную ситуацию, вызвать познавательный интерес к ж/д.
- Пополнять представления детей в процессе ознакомления с ж/д.
- Создавать условия для развития способностей выносить во вне представления, полученные в результате ознакомления с ж/д.
- Обогащение речи словами и фразами на тематику ж/д.
Формы работы: беседы; вопросы; наблюдения; целевые прогулки; экскурсии; предметная обследовательская деятельность; рассматривание картинок и фото; чтение художественной литературы; прослушивание музыкальных произведений; упражнения на память моторного действия; индивидуальная игровая деятельность.
Содержание:
- Беседа: "Где едут поезда?"
- Наблюдение за грузовыми поездами.
- Наблюдение за пассажирским поездом.
- Целевая прогулка к вокзалу, и обследовательская деятельность.
- Беседа: "Для чего нужен светофор на железной дороге?".
- Экскурсия: "Для чего нужен мост?".
- Беседа: "Что такое перрон?" Целевая прогулка к вокзалу.
Рефлексивная детская деятельность:
Конструирование: "Железнодорожные решетки".
Моделирование из бросового материала: "Грузовой поезд".
Рисование: "Пассажирский поезд".
Конструирование из строительного материала: "Вокзал".
Аппликация: "Светофор".
Конструирование: "Мост".
Упражнения на память моторного действия: "Как мы ходили по перрону".
Коллективная работа Ручной труд: "Перрон".
Упражнения на память моторного действия "Локомотивы".
Конструирование "Локомотив".
Игра на память моторного действия "Осмоторщики".
Ручной труд: "Инструменты".
Что такое локомотивное депо?
Задачи:
1. Задав новую проблемную ситуацию, продолжать вызывать познавательный интерес к железной дороге.
2. Расширять представления детей о ж/д; познакомить с профессиями людей (слесарь- ремонтник, крановщик, кузнец, лаборант);развивать интерес к деятельности людей; познакомить с оборудованием ,инструментами, машинами необходимыми в работе л/д.
3. Создавать коллективные продукты деятельности.
4. Введение в речь детей слов и фраз обозначающих название инструментов, машин, профессий людей.
Формы работы:
- Экскурсии.
- Обследовательская деятельность.
- Наблюдение.
- Встречи и рассказы; работников железной дороги.
- Рассматривание фотоальбомов.
- Чтение познавательной литературы.
- Конструктивная игра.
- Сюжетно-образная игра.
Содержание:
- Беседа: "Что такое локомотивное депо и зачем оно?
- Экскурсия в локомотивное депо, посещение разных цехов: ремонтного, кузнечного, механического, лаборатории.
- Беседа с работниками депо о их профессиях
- Наблюдение за работой людей. пояснение их деятельности.
- Рассматривание и обследование: инструментов, машин, механизмов.
- Обследование локомотива и предметная деятельность в нем, с пояснением рабочего локомотивного депо.
Рефлексивная детская деятельность:
Конструирование: "Локомотив", сюжетное обыгрывание постройки.
Цикл занятий по коллективному моделированию цехов локомотивного депо,
Оборудованием и инструментами, с последующим сюжетным обыгрыванием.
Ремонтный цех:
Подъемный кран ,погрузчик; инструменты: ключи, отвертки, молотки.
Кузнечный цех: горн , механический отбойный молот, щипцы.
Механический цех: станки, подъемник.
Лаборатория: столы со стеллажами, колбы, реторты, бутыли.
Кто и как работает на железной дороге?
Задачи:
1. Продолжать, задавая новую проблемную ситуацию, вызывать познавательный интерес к работе железнодорожников и профессиям людей.
2. Воспитывать уважение и интерес к деятельности людей на ж/д.
3. Учить полученные представления выносить в коллективную игровую деятельность.
4. Создавая коллективный продукт, развивать способность видеть партнера, и умело встраиваться в общую деятельность.
5. Развивать творческие способности посредствам полученных в совместной деятельности конструктивных и речевых навыков.
6. Развивать умение составлять описательные рассказы и рассказы из опыта?
7. Объединять игровые ситуации в сюжетно - ролевую игру.
Формы работы:
- Беседы и вопросы.
- Встречи с работниками железной дороги.
- Экскурсии.
- Наблюдения.
- Обследовательская деятельность.
- Рассматривание иллюстраций и фото.
- Чтение познавательной литературы.
- Конструктивная игра.
- Сюжетно-образная игра.
- Сюжетно-ролевая игра.
- Упражнения на память моторного действия.
Содержание:
Беседа: "Кто управляет локомотивом?" Рассказ машиниста о своей работе, ее значении и последовательности преступления к работе.
Экскурсия к ДС и наблюдение за работой помощника машиниста.
Экскурсия в медпункт , наблюдении за работой медсестры; моделирование ситуации: "Осмотр машиниста перед началом его работы"
Экскурсия на ДС, знакомство с работой диспетчера.
Предварительная беседа: "Где отдыхают машинисты после работы?
Экскурсия в "Дом бригад".
Экскурсия в столовую, обследовательская деятельность.
Рефлексивная детская деятельность
Конструирование из бросового материала под рост детей локомотива с выделением кабины машиниста, пультом управления.).
Достраивание поезда путем пристройки пассажирских вагонов.
Сюжетно - образная игра: "Поезд".
Моделирование помещения медпункта. Ручной труд: "Инструменты медсестры".
Моделирование: "Дежурная станция". Конструирование из бросового материала: "Диспетчерского пульта", "Компьютера".
Моделирование: "Дом бригад". Рисование-конкурс на лучшую вывеску для дома бригад.
Моделирование: "Столовая" (оформление и изготовление атрибутов для игры). Аппликация: "Меню столовой".
Сюжетно-ролевая игра: "Работа на железной дороге" (объединение сюжетов в единый игровой замысел, продолжительностью игры 7-10 дней).
Машины и механизмы на железной дороге.
Задачи:
1. Продолжать развивать познавательный интерес к работе железнодорожного транспорта. Знакомить с машинами и механизмами.
2. Уточнять представления о железной дороге и ее функциональном назначении.
3. Создавать проблемные ситуации для развития игровой деятельности детей.
4. Развивать умение видеть окружающий мир в схемах, планах, моделях и развивать на этой основе конструктивные творческие способности.
5. Учить составлять сюжетные истории и рассказы по плану.
Форма работы:
- Беседы.
- Наблюдения.
- Экскурсии.
- Просмотр видеофильмов.
- Рассматривание фотоальбомов.
- Чтение познавательной литературы.
- Обыгрывание макетов.
Содержание:
Беседа: "Кто прокладывает железнодорожные путь?". Просмотр фото.
Работа с энциклопедическим материалом: "Как прокладывают железнодорожные пути. ".
Просмотр видео: "Как собирают железнодорожные решетки?".
Рассказ о работе путейцев. Знакомство с профессией - монтер пути.
Экскурсия к железной дороге, рассматривание железнодорожных путей.
Беседа о разных видах железнодорожного транспорта , с использованием наглядности.
Наблюдение за тепловозами и электровозами, грузовыми и пассажирскими поездами.
Целевая прогулка к железнодорожные стрелки.
Беседа: "Без чего не поедет электровоз?" Знакомство с работой электромонтера.
Экскурсия к железной дороге: "Светофоры и симфоры".
Экскурсия к железнодорожному переезду (шлагбаум).
Беседа: "Кто ремонтирует вагоны?" Рассказ о работе вагонного депо, с использование видео и фотоматериалов.
Знакомство с профессиями: осмоторщик-ремонтник, слесарь-ремонтник, сварщик , крановщик.
Беседа: "Кто ремонтирует локомотивы?"
Рефлексивная детская деятельность:
Конструирование (из бросового материала): "Железнодорожные решетки".
Изготовление макета: "Железнодорожные пути".
Ручной труд: "Пассажирский поезд" (из картона и бумаги).
Конструирование (из конструкторов и бросового материала) "Грузовой поезд".
Моделирование (продолжать изготовление макета: опоры с проводами, светофоры, столбы, громкоговорители, перрон, здание вокзала и дежурной станции.
Обыгрывание макета.
Конструирование из разного материала: подъемники, подъемный кран, сварочный аппарат, вагонное депо.
Работа с макетом, изготовлении локомотивного депо с разными цехами.
Обыгрывание макета.
Моя семья , живет в железнодорожном микрорайоне.
Задачи:
1. Продолжать знакомить с профессиями людей ж/д, уточнять знания детей о профессиях родителе , работающих на ж/д.
2. Воспитывать уважение и любовь к членам своей семьи ,понимая значимость их труда.
3. Создание условий для развития творческих способностей в моделировании.
4. Уточнять представления о правилах безопасности ,закреплять знания о дорожных и ж/д знаках.
5. Закреплять целостное восприятие окружающего пространства и ориентировки в нем.
6. Продолжать совершенствовать общие речевые навыки (постановка правильного речевого дыхания ,артикуляции, звуковедения, развитие монологической и диалогической речи.), развивать способности создавать оригинальные образы: загадки, рассказы, истории.
Формы работы:
- Беседы и вопросы.
- Встречи с интересными людьми.
- Рассматривание семейных альбомов.
- Экскурсии.
- Наблюдения и обследовательская деятельность.
- Обыгрывание макетов.
Содержание:
Беседа: "Моя семья - железнодорожники".
Встречи с родителями их рассказы о своей работе.
Экскурсия по микрорайону, к домам воспитанников.
Экскурсия по микрорайону, и ориентировка в нем.
Экскурсия к переходному ж/д мосту. Наблюдение за окружающим пространством(целостное видение ж/д станции, микрорайона, ландшафта)
Рефлексивная детская деятельность:
Рисование: "Моя семья".
Ручной труд: "Мои родители и я" (изготовление кукол из картона).
Конструирование (из бросового материала и бумаги) "Дом , в котором я живу".
Составление плана микрорайона.
Конструирование: "Здания микрорайона".
Макет "Микрорайон в котором мы живем"
Рисование "Дорожные знаки".
Конструирование (из бросового материала) "Мост".
Аппликация: "Железнодорожные знаки".
Разворачивание игры на макете (объединение полученных представлений в единый сюжет игры).
"Микрорайон, в котором мы живем".
Режиссерская игра "Жизнь микрорайона".
Задачи:
1. Обобщение представлений детей о работе железнодорожной станции, профессиях людей , их деятельности.
2. Развивать способность целостного видения игровой ситуации и свободной ориентировки в ней.
3. Развивать способность самостоятельно, совместно со сверстниками, разворачивать сюжет игры.
4. Уметь согласовывать свои действия с другими участниками.
5. Побуждать к самостоятельному изготовлению недостающих атрибутов к игре.
6. Воспитывать доброжелательность , готовность помочь другим.
Формы работы:
- Вопросы, мотивирующие игровую деятельность детей.
- Самостоятельная игровая деятельность.
- Задание ситуации направленной на расширение сюжета игры.
- Инварианты игровых ситуаций, предложенные детьми, и их реализация в пространстве макета.
Содержание:
- Вопросы, помогающие начать игру:
-Куда утром пойдут люди?
-Как попадут на работу? Где работают?
- Игровая ситуация:
- Внимание! Штормовое предупреждение - начинается снегопад.
-Что необходимо для работы людям во время снегопада?
Рефлексивная детская деятельность:
Игровые действия детей, основанные на реальных представлениях о жизни.
Изготовление недостающих атрибутов к игре (из разных материалов).
Продолжение самостоятельной игровой деятельности детей.