Тема урока: «Растительный и животный мир лесов Смоленской области»
Цели урока:
- обобщить знания учащихся о растительном и животном мире лесов Смоленской области;
- развивать познавательную активность, умение использовать в работе ранее полученные знания;
- развивать память, внимание, выразительность речи;
- воспитывать бережное отношение к лесу, его обитателям;
- воспитывать уважение и любовь к природе родного края.
Ход урока
Оргмомент
Экскурсовод (учитель)
Сегодня урок необычный у нас
Готов к нему, вижу, каждый из вас:
Улыбка, уверенность. Что ж: «Так держать!»
За парты садитесь, пора начинать.
Введение в тему урока
Экскурсовод (учитель)
Ребята, сегодня на уроке мы отправимся на экскурсию.
Узнайте по моему рассказу, где именно она будет проходить.
Деревья, кусты, травы. Поляны, опушки, просеки. Пни, валежники, сухостои. Грибы, мхи, лишайники. Это птицы и звери. Это запахи, шорохи, голоса. Даже солнечные зайчики и эхо! Из всего этого, как из кубиков, сложен огромный, зеленый, заманчивый. Наш … (Смоленский лес)
Сообщение темы урока
Экскурсовод (учитель)
Совершенно верно. Мы отправляемся на экскурсию в леса Смоленской области, а именно поговорим о растительном и животном мире лесов Смоленской области.
Сообщение целей урока
Экскурсовод (учитель)
Во время экскурсии мы будем наблюдать, записывать сведения в дневник экскурсии. (Дневник экскурсии у каждого ученика)
В экскурсию отправляются:
- географы, которые расскажут о географическом положении лесов нашей области,
- ботаники, которые расскажут о растительном мире лесов и о грибах,
- зоологи, которые расскажут о животном мире лесов Смоленской области,
- экологи, которые расскажут о правилах поведения в лесу, о правилах сбора грибов, о том, как правильно разводить костры в лесу.
Обобщение изученного материала
Экскурсовод (учитель)
Итак, наша экскурсия уже в лесу.
Эколог 3
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что там шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои.
Экскурсовод (учитель)
Закройте глаза и вспомните свои прогулки в лес, которые вы совершали одни или с родителями, и вспомните те звуки, которые вы слышали в лесу.
Какие звуки вы слышали?
Что такое лес?
Во время экскурсии нужно помнить о правилах поведения в лесу. О них нам расскажут экологи.
Свой проект представляют экологи
Эколог 1
Вот лесная тропинка,
Я по тропке иду.
Мне навстречу – травинка.
Я ее обойду.
Как легко мне дышать,
На березы смотреть.
Очень хочется знать,
Как все это сберечь.
И росинку, что висит на траве,
И огромную ель, что так нравится мне,
Голубой небосвод и равнину полей
Милый край – нет картины родней.
Памятка «Правила поведения в лесу»
Эколог 2
Не ломай ветки деревьев и кустарников.
Эколог 3
Не повреждай кору деревьев.
Эколог 4
Не собирай берёзовый сок.
Эколог 2
Не рви в лесу цветов.
Эколог 3
Не сбивай грибы, даже несъедобные.
Эколог 4
Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков.
Эколог 2
Не лови бабочек, шмелей и других насекомых.
Эколог 3
Не разоряй муравейник.
Эколог 4
Не убивай змей даже ядовитых.
Эколог 2
Не лови диких животных и не уноси их домой.
Эколог 3
Не подходи близко к гнёздам птиц.
Эколог 4
Не шуми в лесу.
Эколог 2
Не оставляй в лесу мусор.
Экскурсовод (учитель)
Чтобы вы всегда помнили эти правила, экологи приготовили для вас памятку: «Памятка «Правила поведения в лесу»
Экологи раздают учащимся памятки
Экскурсовод (учитель)
О том, где расположены леса Смоленской области, нам расскажут географы, присутствующие в нашей экскурсии.
Свой проект представляют географы
Географ 1:
Леса несколько столетий назад занимали почти всю территорию современной Смоленской области. Но люди постепенно стали осваивать пространства: расширять площади под пашни, сенокосы, пастбища. Для этого они стали вырубать леса. Особенно сильной вырубке они подверглись в конце 19 начале 20 века после строительства железных дорог.
Географ 2:
В настоящее время леса занимают около половины территории нашей области, но распространены они неравномерно. Больше всего леса сохранились в северной и юго-восточной частях области, в районе Днепра, на территории Национального парка «Смоленское Поозерье» и в долине реки Угры. (Показывает на карте «Растительность Смоленской области»)
Экскурсовод (учитель)
Сделаем первую запись в дневнике экскурсии: (записи курсивом – это те записи, которые делают дети)
Экскурсовод (учитель)
Назовите, какие бывают леса?
Какие леса относят к лиственным?
Какие леса относят к хвойным?
Какие леса относят к смешанным?
Экскурсовод (учитель)
В лесах нашей области наблюдается смешение различных древесных пород. Чистых насаждений в них нет, за исключением сосновых боров, березовых рощ, зарослей осины. Леса Смоленской области состоят из хвойных и лиственных пород деревьев. Лиственных пород деревьев в наших лесах примерно в 2 раза больше, чем хвойных.
Растения в лесах Смоленской области располагаются этажами или ярусами.
Верхний ярус образуют наиболее светолюбивые деревья: дуб, ясень, липа.
Дуб – очень мощное дерево до 50 м. высотой. Его можно узнать по листьям. Даже зимой на дереве остается хотя бы несколько побуревших листьев. Плоды дуба – желуди.
Ясень – дерево до 30 м. высотой с прямым стволом. Лист ясеня состоит из многих удлиненных листочков. Плоды висят густыми метелками. Каждый плод имеет одно крылышко, вытянутое в виде язычка.
Липа – дерево до 30 м. высотой. Имеет листья в форме сердечка. Летом она цветет, распространяя чудесный аромат. Плоды липы – темные орешки, сидят по нескольку штук под одним крылышком.
Ниже располагаются менее светолюбивые деревья, например, клён.
Клен – дерево до 30 м. высотой. Имеет большие, красиво вырезанные листья. Летняя окраска листьев тёмно-зелёная, осенняя – жёлто-оранжевая, красноватая. Клен живет 400 — 500 лет.
Ещё ниже расположен ярус – кустарники: бересклет, калина, крушина.
Бересклет – легко узнать по плодам, похожим на сережки. Веточки густо покрыты бугорками – бородавками.
Калина– кустарник высотой до 4 метров. Листья красиво вырезанные, с тремя лопастями. Осенью они становятся красными. Зрелые плоды калины ярко-красные.
Крушина – кустарник высотой 2-3 метра. Плоды несъедобные. Они бывают сначала зелеными, потом красными, затем черными. Плоды всех цветов можно увидеть одновременно.
Наконец, на почве произрастает ярус травянистых растений и мелкие кустарнички – черника, голубика и др травянистых растений. Чем ниже ярус, тем растение более теневыносливое.
Черника– ягоды черные, очень вкусные. Брусника – ягоды красные. Листья у черники на зиму опадают, а у брусники остаются на растении, встречается и голубика
В лесах очень много разнообразных трав: герань лесная, василек малый, дудник лесной, любка двулистная, сныть обыкновенная, зеленчук желтый, копытень европейский, ландыш майский, грушанка круглолистная, кислица обыкновенная, майник двулистный, папоротник обыкновенный, тонконог сизый, ястребинка волосистая, кошачьи лапкии многие другие.
Самый нижний ярус занимают мхи и лишайники.
Итак, какие еще растения встречаются в наших лесах? Об этом нам в нашей экскурсии расскажут ботаники.
Свой проект представляют ботаники
Лиственные деревья:
Ботаник 1
Осина – имеет высоту до 35 м. Ее округлые листья при каждом дуновении дрожат. Весной на осине можно увидеть длинные пушистые сережки. Кора у осины зеленоватая.
Береза– стройное дерево высотой до 28 метров. Живет около 150 лет. Береза получила свое название за белую кору.
Ботаник 2
Вяз– дерево до 25 м. высотой. Лист в основании «кособокий» – одна половина больше другой. Плоды – крылатые орешки округлой формы.
Ольха – небольшое дерево до 20 м. высотой. Растет обычно в сыроватых лесах. Можно узнать по небольшим темным шишечкам на ветках. В них созревают семена.
Ботаник 3
Рябина – небольшое дерево до 11 м., иногда до 20 м. Каждый ее лист составлен из многих небольших листочков. Плоды собраны в увесистые гроздья.
Ива козья – в отличие от большинства других ив, селится в лесах, особенно на лесных опушках. Листья широкие.
Хвойные деревья:
Ботаник 1
Ель и сосна – хвойные деревья. У ели хвоинки короткие, расположены на веточках поодиночке. У сосны хвоинки длинные, сидят парами. Шишки у ели вытянутые, у сосны короткие, более округлые.
Ботаник 2
Лиственница – встречается редко. Отличается от других хвойных деревьев мягкой, опадающей на зиму хвоей. Осенью ее хвоя желтеет, и дерево становится особенно красивым.
Кустарники:
Ботаник 3
Малина – в лесах встречается дикорастущая малина. Плоды вкусные и полезные. Часто встречается и ежевика. Она похожа на малину, но плоды у нее не красные, а черные с сизым налетом. Ежевичные кусты очень колючие, как ежи, за что растение и получило свое название.
Ботаник 1
Орешник – кустарник, радующий нас вкусными плодами – лесными орехами. Листья крупные, почти округлые.
Кустарнички. Травы
Ботаник 2
Вороний глаз – легко узнать по четырем крупным листьям, расположенным друг против друга, и единственной синевато – черной ягоде на верхушке стебля. Ягода напоминает глаз вороны. Это растение ядовито.
Мхи и лишайники
Ботаник 3
Кукушкин мох – лиственный мох. Стебель густо покрыт листьями. Высота растения 40 см.
Экскурсовод (учитель)
Сделаем следующую запись в дневнике нашей экскурсии, приведем примеры растений лесов Смоленской области. (Записи курсивом – это те записи, которые делают дети)
Физкультминутка
Экскурсовод (учитель)
За время нашей экскурсии мы немножко устали, отдохнем.
Эколог 1
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу
Руки согнули, кисти встряхнули,
Ветер сбивает росу.
В сторону руки – плавно помашем,
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем –
Крылья сложили назад.
Обобщение изученного материала (продолжение)
Экскурсовод (учитель)
Отгадайте загадку
Стоял на крепкой ножке,
Теперь лежит в лукошке.
Что же это? (Гриб)
Мы встречаем в лесах нашей области самые разнообразные грибы. Грибы удивительные организмы. У них нет корней, листьев, цветков и плодов. Поэтому они не растения. Не похожи они и на животных. Их выделяют в отдельное царство.
Существует наука, посвященная изучению грибов. Она называется – “микология”.Микология (“микос” – гриб, “логос” – наука).
Грибы, как животные и растения имеют свое строение. Гриб состоит из грибницы и плодового тела: ножки и шляпки. (показ на муляже, таблице «Строение гриба»)
Давайте возьмем ручки и в дневниках экскурсии на схематическом рисунке подпишем название частей гриба.
Экскурсовод (учитель)
Есть в народе такая примета – нарядились опушки в желто-фиолетовый наряд, зацвела Иван-да-Марья, отправляйся в лес за грибами, но в это время грибов найдешь не много. Но как радостно отыскать первые грибы. Настоящие грибы пойдут тогда, когда окутает туман своими клубами дыма речушки и овраги. Тихой охотой называют сбор грибов. Мы во время нашей экскурсии мы тоже отправимся по грибы.
Свой проект представляют ботаники
Под весёлую музыку появляется Девочка. (С корзинкой)
Я тропою росною свернула в лес,
Туда, где сосны рослые касаются небес.
Где сказки шепчут ели, березы и дубы,
Где ягоды поспели и выросли грибы.
Под весёлую музыку появляется Боровик (Шапочка с изображением боровика)
Отгадай загадку, девочка?
Под старой сосною,
Где склонился пень-старик,
Окружен своей семьею,
Найден первый...
Девочка.
Боровик! (Белый гриб)
Боровик.
Белый гриб – мечта всех грибников. Гриб растет в берёзовых рощах, в сосновых борах, дубовых и еловых лесах. В одиночку растёт редко, чаще группами. Боровик – красивый и крупный гриб, его ещё называют царём грибов. Бери этот гриб, девочка, в свою корзинку, не пожалеешь!
Под весёлую музыку появляется Лисичка. (Шапочка изображением лисы)
А теперь отгадайте, ребята, эту загадку.
Очень дружные сестрички
Ходят в рыженьких беретах.
Осень в лес приносят летом.
Золотистые... (Лисички)
Лисичка.
Сидят на полянке семейство лисичек –
Полдюжины рыжих-прерыжих сестричек.
Ничуть не боятся их звери и птицы.
Такие веселые эти сестрицы.
Любуются сосны на них и осинки,
А хитрым лисичкам охота в корзинки!
Лисички растут в смешанных лесах. Их можно варить, жарить, мариновать. Есть одно интересное свойство у этих грибов – они никогда не крошатся и не мнутся. Очень редко встретишь червивые лисички. Вот какие это грибы!
Девочка.
Отгадай те, ребята, ребус про следующий гриб. (Зашифровано слово «сыроежка»)
Я пойду по утру в травяных низинах
Сыроежек наберу полную корзину.
Разноцветных, молодых,
Самых-самых разных:
Под дубами голубых,
Под сосною красных,
А под кленами зеленых,
Под осиной синих.
Пусть грибов и не ядреных,
Но зато красивых!
Под весёлую музыку появляется Сыроежка. (Шапочка с изображением сыроежки)
Правильно! В лесу растет больше всего сыроежек. Свое название эти грибы получили, за то, что в засоле очень скоро, через сутки становимся готовыми к употреблению. Сыроежки – друзья малоопытных грибников.
Под весёлую музыку появляется Бледная поганка (Шапочка с изображением бледной поганки)
Бледная шляпка, юбочка на ножке,
Смотрит свысока – ручки в бока.
Красива и важна – да никому не нужна. …(Бледная поганка)
Бледная поганка – самый опасных из всех грибов, самый ядовитый. Яд подобен, змеиному, он сохраняется даже при длительной варке. Эти грибы не едят даже черви. Но мало кто знает, что малые дозы бледной поганки использовали в старину для борьбы со страшной болезнью – холерой.
Под весёлую музыку появляется Мухомор (Шапочка с изображением мухомора)
А вот кто-то важный
На беленькой ножке.
Он с красной шляпкой,
На шляпке горошки. (Мухомор)
В отличие от бледной поганки природа наделила этот гриб необыкновенной красотой, но красота его обманчива. Яд вызывает удушье, обмороки. Мухоморы используют как средство для уничтожения мух. Но такие лесные обитатели, как лоси, лечатся этим грибом.
Бледная поганка
Девочка, может, возьмешь эти грибы к себе в корзинку?
Мухомор
Посмотри, сколько место осталось.
Девочка
Нет! Ведь это ядовитые грибы!
Под музыку герои садятся на свои места
Экскурсовод (учитель)
Спасибо, ребята, за такую интересную экскурсию в грибное царство.
Экскурсовод (учитель).
Я сейчас предлагаю заполнить 2 корзинки девочки. В одну кладем съедобные грибы, в другую – несъедобные. В журнале экскурсии вам необходимо будет сделать соответствующие пометки: соединить название гриба с той корзинкой, в которую его нужно положить.
Дети работают в дневнике экскурсии с игрой «Съедобное и несъедобное»
Игра «Съедобное – несъедобное»
Проверка выполнения задания.
(У экскурсовода: 2 корзинки, название грибов на табличках, иллюстрации этих грибов. Карточка вкладывается в нужную корзинку)
Ребята, отправляясь в лес за грибами, нужно помнить следующие правила сбора грибов. О них в экспедиции нам расскажут экологи.
Экологи представляют свой проект и раздают детям памятку «Правила сбора грибов»
Эколог 1
Никогда не следует брать незнакомые грибы.
Эколог 2
Нельзя идти в лес за грибами, не зная их и не изучив их повадки.
Эколог 3
По грибы лучше идти рано утром. Хорошо искать грибы по росе.
Эколог 4
Удобная одежда и обувь, корзинка, умение ориентироваться в лесу – важнейшие, атрибуты "тихой охоты".
Эколог 1
Гриб надо срезать острым ножом, оставляя часть ножки в земле, чтобы потом на этом же самом месте вырос другой гриб.
Эколог 2
Грибы необходимо складывать в корзину шляпками вверх.
Эколог 3
Не следует брать переспелые и старые грибы.
Эколог 4
Найденные грибы сразу нужно очищать от земли и мусора.
Эколог 1
В лесу следует ходить не спеша, бегать не стоит.
Эколог 2
Почти все грибы растут семьями: нашел один – ищи рядом другой.
Эколог 3
Самая опасная поганка – бледная, одной четверти шляпки достаточно для смертельного отравления.
Эколог 4
Даже один ядовитый гриб среди съедобных может вызвать очень тяжелое отравление.
Эколог 1
Никогда не пробуйте на вкус незнакомые грибы, даже если у них приятный грибной запах.
Эколог 2
Очень мелкие грибы брать не стоит, за ними можно будет прийти в следующий раз.
Экскурсовод (учитель)
Наша экскурсия продолжается.
Богат и разнообразен и животный мир лесов. В них водятся разнообразные птицы, насекомые, пресмыкающиеся, млекопитающие (звери). Давайте разгадаем кроссворд, «Лесной дом», он находится в журнале экскурсии и на доске, а в выделенных клеточках прочитаем название еще одного животного и узнаем о нем много интересного (рисунки хорошо известных животных Смоленской области под номерами)
Экскурсовод (учитель)
Послушаем зоологов, которые расскажут нам об этом очень интересном животном и о некоторых других животных.
Свой проект представляют зоологи
Зоолог 1
Горностай – маленький хищник, размер животного до 38 сантиметров. У него черный кончик хвоста. Зимой зверек белеет, а кончик хвоста остается черным. Ласка же зимой становится целиком белой, и размером она меньше – от 13 до 28 сантиметров. Добыча горностая и ласки – различные грызуны.
Зоолог 2
Барсук – хищное животное. На мордочке есть две тёмные полосы, которые тянутся от носа к ушам. Живет в глубоких норах с несколькими выходами.
Зоолог 3
В лесах живет и еж – колючий зверек. Днем он малоподвижен, а в сумерках и ночью занимается поиском корма. Его основная пища – различные насекомые.
Зоолог 4
Гадюка – в длину обычно не больше 60 сантиметров. На спине у нее зигзагом проходит темная полоса. Гадюка любит смешанные леса, зарастающие вырубки. Гадюка – ядовитая змея, но она миролюбива, человека кусает только в том случае, если он наступит на нее или схватит рукой. Укус гадюки опасен, но очень редко бывает смертельным. После укуса нужно обязательно обратиться к врачу.
Зоолог 1
В лесах Смоленской области обитают птицы. Дрозд – певчая птица. На грудке этой птицы есть крапинки.
Зоолог 2
Кукушка – очень редко попадается на глаза, но свое присутствие выдает известной песней «ку-ку».
Зоолог 3
Клесты – отличаются от других птиц перекрещенным клювом, с помощью которого они достают семена из шишек. Клесты могут выводить птенцов зимой.
Зоолог 4
А вот отличительный признак зяблика – это белые полоски на крыльях.
Чиж меньше воробья. Он окрашен в зелено-желтый с черным цвет.
Послушаем голоса птиц.
Экскурсовод (учитель)
Как прекрасен растительный и животный мир наших лесов. Но он очень сильно страдает по вине человека, в частности от пожаров. Ведь лесные пожары губят огромное количество насекомых, птиц, животных, выжигается плодородный слой почвы. На местах, оставшихся после пожаров, много лет ничего не растёт. Бывает, что страдают и люди, находящиеся в лесу. Из–за чего, ребята, может возникнуть пожар в лесу?
Чтобы вы не стали виновниками возникновения пожара, надо знать несколько правил разведения костра. Эти правила нам расскажут экологи.
Экологи представляют свой проект и раздают детям памятку «Памятка о разведении костра»
Эколог 1
Костер разводится только в присутствии взрослых.
Эколог 2
Костёр надо разводить для приготовления пищи и чтобы согреться.
Эколог 3
Для обустройства кострища надо снять верхний слой почвы – дёрн.
Эколог 4
Костёр надо разводить в углублении.
Эколог 1
Ветки для костра должны быть такого размера, чтобы вмещались в приготовленном углублении.
Эколог 2
Перед уходом костёр тушится, а кострище закладывается дёрном.
Эколог 3
Нельзя разводить костёр в сухую погоду, на торфяниках, при сильном ветре, под деревьями, на вырубленных участках леса.
Эколог 4
Нельзя оставлять костёр без присмотра.
Экскурсовод (учитель)
Ребята, мы с вами увидели, как красива и прекрасна природа нашего края. Но она нуждается в надежной защите. Долгое время человек считал себя «царем природы». Он вырубал леса, уничтожал растения, животных. И, к сожалению, многие виды растений, животных, грибов лесов нашей области сегодня находятся под угрозой исчезновения.
Животные и растения находящиеся под угрозой исчезновения в нашей области занесены и описаны в «Красной книге Смоленской области» в дневнике экскурсии перечислены виды, занесенные в Красную книгу.
Показать проекты учащихся «Красная книга Смоленской области»
Кроме того, на территории нашей области есть национальный парк «Смоленское Поозерье».
Национальный парк — это территория, где в целях охраны окружающей среды ограничена деятельность человека. На территорию национальных парков допускаются туристы.
Он создан в 1992 г Создание парка преследовало цели сохранения уникальных лесов, изучения и охраны растительного и животного мира нашей области, использовать парк, как место отдыха людей, разработаны туристические маршруты, проходят культурные мероприятия, здесь поводят экологическое просвещение школьников, там размещаются стоянки туристов и лагеря. Парк распложен в северо-западной части Смоленской области на территории Демидовского и Духовщинского районов. Расстояние с запада на восток – 55 км, с севера на юг – 50 км.
Подведение итогов урока, выставление оценок
Экскурсовод (учитель)
Вот и подошла к концу наша экскурсия. Подведем итог. Ребята, зачем нам был нужен сегодняшний урок?
Выставление оценок
Домашнее задание
В дневнике экскурсии записано домашнее задание:
- Записи в дневнике экскурсии
- Памятки
- Описать растение или животное леса по плану.