Урок обучения грамоте "Согласная буква Й"

Разделы: Начальная школа


Тема: Согласная буква й

Задачи: познакомить обучающихся с буквами Й, й; развивать фонематический слух, логическое мышление, речь; совершенствование навыка чтения.

УУД: умение выделять звук [й]; правильно ставить логическое ударение в предложении, умение делать выводы.

Пропедевтика: перенос слов с буквой й в середине слов.

Сценарий урока

Этапы урока

Формы, методы, методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся.
Осуществляемые действия

Деятельность учащихся.
Формируемые умения

Вид и форма  контроля

1

2

3

4

5

6

1. Организация начала урока. Проверка готовности класса и оборудования. Эмоциональный настрой на урок.

Фронтальная.

Словесный.

Слово учителя.

– Проверим готовность к уроку.

Приветствие учащихся.

Желаю (большой) успеха (указательный) большого (средний) во всем (безымянный) и везде (мизинец)

«Здравствуйте», – ты скажешь человеку.
«Здравствуй», – улыбнется он в ответ.
И, наверное, не пойдет в аптеку,
И здоровым будет целый век.

Приветствуют учителя. Декламируют стихотворение.

Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на веселое стихотворение, пробуждающее любознательность

Фронтальный. Правильное выполнение движений

2. Развитие речевого аппарата

Работа над дикцией

– Прочитайте скороговорку: Волк на лужайке – задрожали зайки.

Чтение скороговорки каждый раз ускоряя темп. Четкое проговаривание звуков.

Подготовка артикуляционного аппарата к чтению.

Коллективный. Правильное произношение звуков.

3. Постановка учебной задачи

Фронтальная.

Беседа.

– С какой новой буквой и звуком мы познакомились на прошлом уроке?

Дайте  характеристику этой букве.

Как вы думаете  какая тема нашего сегодняшнего урока?                  

Дают характеристику букве и звуку.    

Делают вывод под руководством учителя. Принимают учебную задачу.

 

Устные ответы. Фронтальный. Наблюдение учителя.

Физкультминутка

Коллективная.

Практический.

Учитель включает «Тренажер»

Все учащиеся поднимаются в положении свободного удобного состояния.

Учащиеся активно следят за вспыхивающими зрительными сюжетами, совершая скоординированные движения глазами, головой и туловищем.

Активно участвуют в физкультминутке

Коллективный.

Правильное выполнение  движений.

4. Работа по теме урока.

Игра «Узнайте звук».

Групповая.

– Хлопните в ладоши если в слове услышите звук [й']: лиса, лайка, игрок, лицо, соловей, автобус, троллейбус, ножницы, машина, зной, имя, чай.

Выделяют звук[й'] на слух, делают вывод.

Распознают изучаемую букву в словах.

Фронтальный

 

Чтение по ролям.

Коллективная.

Словесный, чтение, беседа.

Прочитайте рассказ, текст у вас на столах.

Распределите роли.

– А из чего делают йод?

– Больше всего йода в водорослях, которые растут в море. Из этих водорослей и  делают на фабрике йод.

Читают рассказ.

Распределяют роли.

Отвечают на вопросы.

Понимают смысл прочитанного, выразительно читают его.

Отвечают на вопросы учителя.

Устные ответы, чтение.

5. Знаний и способов действий.

Дидактические упражнения «Транспорт», «Дорожные знаки» (учебник, с.36-37)

Фронтальная  работа.

Словесный, наглядный.

Чтение, беседа.  

– Какие виды транспорта вы знаете?

– Все ли из перечисленных слов обозначают вид транспорта?

– Рассмотрите рисунки, что обозначают эти дорожные знаки?

– Прочитайте выразительно стихотворение.

– Что случилось с мячом?

– Почему так произошло?

– Прочитайте обращение авторов учебника к вам.

– Зачем нужно знать правила дорожного движения?

Рассматривают иллюстрацию учебника. Перечисляют виды транспорта, называют лишнее.

Называют дорожные знаки.

Читают стихотворение.

Продолжают рассказ.

Отвечают на вопросы.

Осуществляют классификацию предметов (транспортных средств), выбирают лишнее.

Объясняют дорожные знаки с опорой на рисунки.

Понимают смысл прочитанного стихотворения, выразительно читают его.

Продолжают сюжет, устанавливают причинно-следственные связи.

Высказывают свое мнение.

Фронтальный.

Чтение, устные ответы

Физкультминутка

Коллективная.

Практический.

Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы кружимся потом.
Мы топаем ногами:
Топ-топ-топ.
Мы руки разведем
И побежим кругом

Выполняют действия по тексту

Осуществляют профилактику утомления.

Активно участвуют в физкультминутке.

Коллективный.

Правильное выполнение движений.

6. Работа с «лентой букв»

Парная.

Словесный.

Беседа.

– Задайте друг другу вопросы по «ленте букв»

Задают друг другу вопросы и отвечают

Осуществляют взаимоконтроль по знанию букв

Парный.

Устные ответы.

7. Игра в слова

Групповая.

Практический.

Игра.

– Каждая группа получает задание (на листе записано слово, дети составляют из букв слова «выполняйте» новые слова)

Записывают новые слова.

Каждая группа читает свои слова.

Анализ слов.

Делают вывод.

Групповой.

Игра.

8. Рефлексивно-оценочный

Фронтальная, индивидуальная.

Словесный.

Беседа.

– Что вы нового узнали на уроке?

– Что особенно вам понравилось? Почему?

– Что вызвало затруднение? Почему?

– Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке?

– Спасибо за урок.

Отвечают на вопросы учителя

Устанавливают причинно-следственные связи.

Отвечают на вопросы учителя.

Оценивают свою работу на уроке.

Индивидуальный, фронтальный.

Устные ответы