Тема: Решение систем уравнений второй степени.
Цель урока: Обеспечить усвоение применения метода подстановки при решении систем уравнений второй степени.
Задачи:
Образовательные:
- Повторить алгоритм использования метода подстановки при решении двух уравнений с двумя неизвестными.
- Научить применять метод подстановки при решении систем уравнений второй степени.
- Формировать умения и навыки рационального применения различных методов при решении систем уравнений.
Развивающие: Развитие творчества и инициативы, умений организовать индивидуальную и самостоятельную работу в группах, проводить самоконтроль.
Воспитательные: Воспитание чувства ответственности, самостоятельности, познавательного интереса к изучаемому предмету.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Специальные учебные действия: решать системы двух уравнений с двумя переменными, указанные в содержании.
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Актуализация знаний. (Используется приём «Корзина» – это приём организации индивидуальной и групповой работы на начальной стадии урока, когда идёт актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить всё, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме.) Задания записаны на карточках, учащиеся работают в парах.
1. Выразить одну переменную через другую из уравнения
а) x-y=56, б) 4x-y=8, в) 5y-6x2=42.
2. – Как вы понимаете выражение «Системы уравнений»?
– Что значит решить систему уравнений?
– Что является решением системы уравнений?
– Какие способы решения систем уравнений вы знаете?
– Что значит решить систему уравнений графически?
– Что значит решить систему уравнений способом подстановки?
– Что значит решить систему уравнений способом сложения?
– Сформулируйте тему урока. Чему вы должны сегодня научиться?
(Решение систем уравнений второй степени. Мы должны научиться применять метод подстановки при решении систем второй степени).
III. Работа над новым материалом.
– Рассмотрим аналитическое решение системы уравнений с двумя переменными второй степени. Наиболее распространенным способом решения систем уравнений второй степени является способ подстановки. Для этого необходимо:
1) выразить из более простого уравнения одну переменную через другую;
2) подставить это выражение в другое уравнение и получить уравнение с одной неизвестной;
3) решить полученное уравнение с одной переменной;
4) найти соответствующее значение второй переменной.
Пример 1. Решить систему уравнений:
3y2-2x2+xy+5x+y=8, 2x-y=3 |
Выразим из второго уравнения переменную y через переменную x:y=2x-3.Подставим это выражение в первое уравнение и получим уравнение с одной переменной x: 3(2x-3)2-2x2+x(2x-3)+5x+(2x-3)=8, решим его.
3(4x2-12x+9)-2x2+2x2-3x+5x+2x-3=8
12x2-36x+27-2x2+2x2-3x+5x+2x-3-8=0
12x2-32x+16=0 (разделим на 4)
3x2-8x+4=0
D=16-12=4. x1 = (4+2)/3 = 2; x2 = (4-2)/3 =2/3.
x1=2 |
x2=2/3 |
|
y1=2·2-3=1 |
y2=2·(-3)= -5/3 |
Ответ: (2;1); (2/3;-5/3).
Бывает, что система уравнений состоит из двух уравнений второй степени с двумя переменными, тогда найти её решение обычно трудно. В отдельных случаях такие системы удаётся решить, используя способ подстановки или способ сложения.
Пример 2. Решить систему уравнений:
x2-y2=5, xy=6. |
Воспользовавшись тем, что x ≠0, выразим из второго уравнения переменную y через x: y = 6/x. Подставим в первое уравнение вместо y данное выражение, получим уравнение: x2 - (6/x)2 = 5.
Решим его: x4 -5x2-36 = 0. Пусть x2= t, получим уравнение t2-5t-36 = 0
D=25+144=169. t1 = (5-13)/2 = -4; t2 = (5+13)/2 =9.
x2= -4 нет решений.
x2=9
x1= -3 |
x2=3 |
|
y1=-2 |
y2= 2 |
Ответ: (-3;-2); (3;2).
IV. Проверка понимания.
– Как решить систему уравнений второй степени? Назовите алгоритм работы над решением системы уравнений методом подстановки.
V. Закрепление.
1) №429(а, б) у доски и в тетрадях.
2) №430 (а, б) с комментированием с места.(Работа в парах)
3) Обучающая самостоятельная работа
1 вариант – №431(а),
2 вариант – №431(б).
Проверьте с решением с доски.
VI. Итог урока.
Соединить линиями соответствующие части алгоритма:
Решить систему способом подстановки |
Решают получившееся уравнение с одной переменной |
Находят соответствующее значение второй переменной |
Выражают из уравнения первой степени одну переменную через другую |
Подставляют полученное выражение в уравнение второй степени и получают уравнение с одной переменной |
VII. Задание на дом: п.19. № 429 (в, г), №430 (в, г), №431 (в, г).