Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать и перестать говорить, когда нечего больше сказать»
И. Лафатер
Участники: обучающиеся 10 класс, в возрасте 15-16 лет.
Время: 2 академических часа.
Цель: Ознакомление с понятиями активное и пассивное слушание. Освоение техник активного слушания.
Задачи:
- определить понятие слушания как активного или пассивного процесса;
- в игровых ситуациях научиться применять навыки пассивного и активного слушания.
Ожидаемые результаты: Осознание важности применения техники активного слушания в процессе обучения и общения.
Методы:
- информирование,
- моделирование ситуаций,
- анализ ситуаций.
Оборудование:
- компьютер,
- телевизор.
Материалы:
- Слайдовая презентация занятия.
- Анкета «Умеете ли Вы слушать?» (приложение 1).
- Информационные листы по теме занятия (приложение 2).
- Карточки к упражнению «Активное слушание», текст к упражнению «Испорченный телефон» (приложение 3).
- Аудиозапись песни «Неудачное свидание»,
- фрагменты из мультфильмов: «Алеша Попович и Тугарин Змей», «Рапунцель: запутанная история»; из кинофильма «Приключение Буратино».
- Фломастеры.
План-конспект занятия:
Этапы занятия | Содержание. Действия ведущего и участников | Время (мин.) |
Организационный | Приветствие. Высказывание ожиданий участников занятия. | 3 |
Основной |
Прослушивание отрывка песни «Неудавшиеся свидание». | 2 |
Теоретический обзор | Просмотр слайдов. Обсуждение содержания. | 1 |
Диагностический блок (приложение 1) |
Анкета «Умеете ли вы слушать?» Ведущий раздает анкеты, участники записывают ответы на листах, подсчитывают результат. (Конечно, данная анкета не может рассматриваться как серьезное психодиагностическое исследование, ее основная задача — продемонстрировать 12 признаков «плохих слушателей»). |
5 |
Теоретический обзор | Понятие пассивного слушания Обсуждение. | 5-7 |
Практический блок. Упражнение «Испорченный телефон» |
Цель: показать участникам каков процент потери информации при коммуникации в одну сторону, без подтверждения понимания и уточняющих вопросов. А так же, наглядно продемонстрировать, как при вышеописанных условиях искажается информация. Описание: ведущий просит выйти 5 добровольцев, которые будут принимать участие в упражнении. Объясняет правила: 4 человека выходят за двери, одному (тот кто остался) ведущий зачитывает текст. Задача участника передать то, что он запомнил следующему участнику. Участники заходят по очереди – пассивно слушают и передают полученную информацию. Обсуждение: % оставшейся информации от первоначального текста и эффективна ли техника пассивного слушания? Что запоминается из нашего сообщения? Что необходимо запомнить из нашего сообщения? |
15 |
Теоретический обзор (приложение 2) |
Понятие активного слушания. Техники активного слушания. Обсуждение. |
15 |
Практический блок. Упражнение «Активное слушание». (приложение 3) |
Цель: показать участникам важность активного слушания для эффективного общения. Описание: участвуют 2 человека. Создание игровой ситуации общения. Один участник рассказывает историю, второй участник получает карточку, с заданием (продемонстрировать пассивное или активное слушание) время рассказа. Обсуждение. После разыгрывания каждой ситуации обсуждение, какое слушание было продемонстрировано? какая техника активного слушания использовалась? Какие чувства испытывал рассказчик, к партнеру? |
15 |
Закрепление полученных знаний и навыков слушания. Просмотр отрывков из мультфильмов: «Алеша Попович и Тугарин Змей», «Рапунцель: запутанная история», кинофильма «Приключение Буратино» |
После просмотра фрагментов, обсуждение: какой вид слушания применялся героями? | 10 |
Рефлексия | Вопросы к участникам занятия: было ли полезным для вас сегодняшнее занятие или нет? в чем это заключается? | 5-10 |
Ход занятия
Организационный момент.
Встреча участников и рассаживание их в полукруг.
Здравствуйте, ребята! Я рада Вас видеть на занятии. С каким настроением Вы пришли на занятие и что ожидаете от него? (дети по желанию высказываются). Спасибо. Я постараюсь, чтобы наше занятие прошло не только интересно, но и с пользой для Вас.
Слайд 1. "АКТИВНОЕ И ПАССИВНОЕ СЛУШАНИЕ"
Слайд 2. "Цель и задачи занятия"
- Ознакомление с понятиями активное и пассивное слушание.
- Освоение техник активного слушания.
Основной этап.
Слайд 3. "Умеем ли мы слушать?"
Звучит фрагмент песни «Неудавшиеся свидание».
Вопрос: Ребята как вы думаете, почему свидание не состоялось, и герои песни сердились друг на друга?
Ответы обучающихся.
Слайд 4. "Умеем ли мы слушать?"
«Нам кажется, что умение слушать — это то, что дается человеку при рождении подобно дыханию. Но так только кажется. Мы часто слушаем и не слышим собеседника. А бывает, что говорим, а не слышат нас. Цена такому разговору невелика».
Вопрос: Умение слушать собеседника, это не легкий труд, а вот умеете ли вы слушать?
Диагностический блок .
(Анкета «Умеете ли вы слушать?») Ведущий раздает анкеты (приложение 1), участники записывают ответы, подсчитывают результат. (Конечно, данная анкета не может рассматриваться как серьезное психодиагностическое исследование, ее основная задача — продемонстрировать 12 признаков «плохих слушателей»).
Ознакомление с интерпретацией полученных данных.
Ведущий: все ознакомились со своими результатами? Каждый из вас в настоящий момент осознал, насколько он умеет слушать собеседника. Так, как наше занятие посвящено не столько умению слышать, сколько умению слушать прошу тех ребят, кто набрал 10-12 баллов быть активными моими помощниками. А тех, для кого результаты анкетирования не совсем порадовали, предлагаю активно участвовать в занятии и осваивать навыки активного и пассивного слушания.
Слушать можно по-разному.
Слайд 5. «Техника акти́вного (эмпати́ческого) слу́шания».
Это техника слушания, позволяющая точнее понимать состояния, чувства, мысли собеседника с помощью особых приемов участия в беседе, подразумевающих активное выражение собственных переживаний и соображений.
Слайд 6. «Техника пассивного слушания».
Это техника слушания, при которой происходит внимательное молчание без вмешательства в речь собеседника или с минимальным вмешательством
Если вы не проявляете интереса к разговору, не демонстрируете никаких знаков внимания, отделываетесь редким «угу» или «хм», по которому трудно определить ваше отношение к происходящему, то это — пассивное слушание, при нем участие в общении минимально.
Слайд 7. «Факторы применения приемов пассивного слушания».
Так происходит, когда тема разговора или общение с данным человеком вам неинтересны, вы хотели бы отделаться от него или прекратить обсуждение вопроса. Но иногда полезно никак не участвовать в разговоре, просто молчать, например, если собеседник охвачен эмоциональным состоянием, возбужден, находится под впечатлением чего-то настолько, что желает «выговориться», «выплеснуть переживания», в данный момент он ничего не замечает, не контролирует себя — в этой ситуации требуется просто выслушать его, не перебивая. Эмоции «выльются», человек успокоится и вновь обретет способность общаться, думать и анализировать. Если эмоции партнера направлены на вас, вы их вызвали или просто оказались поблизости, «под горячую руку», главная задача — не заразиться от собеседника его эмоциями, не впасть в то же эмоциональное состояние, которое уж точно приведет к бурному конфликту, «выяснению отношений». Выслушайте его, может даже думая о чем-то другом, приятном, а когда он «выплеснется и иссякнет», активно включайтесь в конструктивное обсуждение: «А теперь давай спокойно обсудим, что произошло и как быть».
Вид слушания, при котором вы вовлечены в процесс общения и стараетесь понять собеседника, называется активным слушанием.
Слайд 8. «Приемы активного слушания».
Выяснение, уточнение:
— я не понял
— повторите еще раз…
— что вы имеете в виду?
— не могли бы Вы объяснить?
Парафраз, то есть повторение слов собеседника своими словами, чтобы удостовериться, что вы его правильно поняли:
Отражение чувств:
— мне кажется, Вы чувствуете…
— понимаю, Вы сейчас разгневаны…
Резюмирование:
— и так, Вы считаете…
— Ваши слова означают…
— другими словами…
Для закрепления теории предлагаю выполнить упражнение.
Упражнение «Активное слушание».
Цель: освоение навыков активного слушания.
Описание: Работа в парах. Упражнение выполняется в течение 2 минут.
Один из участников рассказывает что-нибудь другому. Слушающий применяет приемы активного или пассивного, на выбор по 1мин. А затем по знаку ведущего применяет другую технику. Затем партнеры меняются ролями.
Обсуждение: Общее обсуждение опыта приобретенного при работе в парах. Получилось ли угадать технику слушания? Какие приемы слушания были применены? Какие приемы способствовали эффективности общения и с собеседником?
Вывод: эффективность применения техники как активного, так и пассивного слушания зависит от обстоятельств и возникающей ситуации общения.
Упражнение «Испорченный телефон».
Цель: показать участникам каков процент потери информации при пассивном слушании, без подтверждения понимания и уточняющих вопросов. А так же, наглядно продемонстрировать, как при вышеописанных условиях искажается информация.
Описание: Ведущий приглашает 5 добровольцев.
Инструкция участникам: 4 человека выходят за двери, одному (тот, кто остался) ведущий зачитывает текст: «Учитель русского языка Татьяна Львовна просила передать ст. воспитателю Назарову, что экскурсия в Екатерининский парк переноситься со вторника 24 апреля в 17.00 на пятницу 27 апреля в 16.00 часов. Всем участникам экскурсии иметь при себе 50 рублей на приобретение входных билетов. А также по желанию орешки или семечки для белок. Задача слушающего участника передать то, что он запомнил следующему участнику. Участники заходят по очереди – пассивно слушают и передают полученную информацию.
Обсуждение: % оставшейся информации от первоначального текста и эффективна ли техника пассивного слушания? Что запоминается из нашего сообщения? Что необходимо запомнить из нашего сообщения?
Подведение итогов.
Просмотр фрагмента мультфильма: «Рапунцель: запутанная история».
Обсуждение: какая техника слушания показана во фрагменте мультфильма?
Просмотр фрагмента мультфильма: «Алеша Попович и Тугарин Змей».
Обсуждение: какая техника слушания показана во фрагменте мультфильма?
Просмотр фрагмента кинофильма «Приключение Буратино».
Обсуждение: какая техника слушания показана во фрагменте кинофильма?
Вопрос: Как вы считаете, достигли ли мы сегодня цели и задачи поставленной в начале занятия? Какие выводы вы сделали исходя из пройденной темы сегодняшнего занятия? Почему?
Рефлексия.
Вопросы к участникам занятия: было ли полезным для вас сегодняшнее занятие или нет? в чем это заключается?
Используемая литература:
- Уильям Юри. Преодолевая «нет» или переговоры с трудными людьми. – М., 1998.
- Панкратов В. Манипуляции в общении и способы их нейтрализации. – М., 2000.
- Мальханова И.А. Деловое общение. – М., 2002.
Используемые видеоматериалы и аудио:
- Аудиозапись песни «Неудачное свидание», слова Трофимова С., композитор А. Цфасман.
- Видеозапись фрагмента из мультфильма: «Алеша Попович и Тугарин Змей», 2004, Россия.
- Видеозапись фрагмента из мультфильма: «Рапунцель: запутанная история»; 2010, Дисней.
- Видеозапись фрагмента из кинофильма «Приключение Буратино», 1975, Беларусьфильм.